Русский язык

Урок 10: Полные и неполные предложения

Полные и неполные предложения

Все предложения в русском языке делятся не полные и неполные по элементарному признаку: если в предложении имеются все члены (главные и второстепенные), необходимые для понимания его смысла, значит, предложение полное. Если нет – предложение неполное. Это занятие посвящено теме полных и неполных предложений, их классификации и сферам употребления.

План урока:

Полные предложения: определение и признаки

Неполные предложения

 

Полные предложения: определение и признаки

Определение термина звучит следующим образом:

1 polnoe predlozhenie

Полное предложение по смыслу всегда закончено и понятно само по себе. Ему не нужен контекст или другие предложения:

Они завтра едут на рынок.

Анна мечтала отдохнуть в Египте.

Дети играли в домино и весело смеялись.

Все три предложения закончены по смыслу. Понять, о чем идет речь, можно в отрыве от контекста. Эти высказывания – полные.

 

Для полных предложений характерен научно-деловой стиль, в котором нужно четко выражать мысли, без двоякого толкования.

2 primery polnyh predlozhenii

Рассмотрим пример.

- Какой фильм вы смотрите?

- Мы смотрим интересный художественный фильм.

В данном примере прослеживается непрерывная синтаксическая связь между словами.

В первом предложении сказуемое «смотрите» согласовывается с подлежащим «вы». Кроме того, сказуемое управляет дополнением «фильм» с помощью вопроса «Что?».

Во втором примере выделим грамматическую основу – мы смотрим. Это подлежащее и сказуемое. От сказуемого «смотрим» снова задаем вопрос «Что?» и получаем ответ «фильм». Это прямое дополнение. От него находим определение с помощью вопроса «Какой?». Получаем ответ «интересный» и «художественный».

Диалог составлен с помощью полных распространенных предложений. Однако людям свойственно экономить время и усилия во время речи, поэтому подобные примеры встречаются нечасто.

Полные предложения необязательно должны быть распространенными. Понять смысл синтаксической единицы и полностью раскрыть ее содержание можно с помощью лишь грамматической основы:

  • Я сплю.
  • Матвей медитирует.
  • Мама устала.

Все три примера – полные, но нераспространенные предложения.

Полное предложение – это единица синтаксиса, которой не требуются контекстуальное окружение для раскрытия смысла. Смысл высказывания передается с помощью грамматической основы и второстепенных членов, которые к ней относятся. Сфера использования полных предложений – научный и деловой стиль.

Неполные предложения

Дадим определение термину:

3 nepolnoe predlozhenie

Член предложения пропущен, но легко восстанавливается на основе языкового окружения:

- Чей это мяч?

- Егора.

Во втором предложении пропущена грамматическая основа, присутствует лишь дополнение. Однако в языковом контексте, с учетом первого предложения, понять, о чем идет речь, можно. Если второе предложение рассматривать отдельно от первого, то его смысл становится неясен.

 

Обратите внимание на текст.

Вчера мы посетили новую программу московского цирка. Чудесно! Она базировалась на выступлении фокусников, акробатов и жонглеров. Удивили эквилибристы. Кажется, они из династии Волжанских.

Проанализируем выделенные предложения. Все они – неполные. Их поясняет окружающий текст. Если их рассматривать без контекста, понять, о чем идет речь, невозможно.

Зачастую неполные предложения встречаются в литературно-публицистическом и разговорном стиле.

4 primery nepolnyh predlozhenii

Неполные предложения используются во избежание тавтологии. Особенно ярко это проявляется при диалогах.

  • - Кто пришел?
  • - Миша.
  • - Зачем?
  • - Принес газету.

В этом примере ведущую роль играет первое предложение. Без него все остальные фразы звучат бессмысленно. Однако, зная, о чем идет речь в первом предложении, мы легко восстановим недостающие члены предложения:

- Кто пришел?

- Миша пришел.

- Зачем он пришел?

- Он принес газету.

Неполные предложения – несамостоятельны, и без контекста не рассматриваются. В речи они используются в целях экономии времени. В них пропускаются те части высказывания, о которых мы уже знаем или догадываемся.

Неполные предложения разделяют на нескольких видов.

5 vidy nepolnyh predlozhenii

Поговорим о каждом подробнее.

 

Структурно полные, но семантически неполные предложения

Это предложения, в которых неопределенно-личные местоимения играют роль подлежащего:

Кто-то вошел в аудиторию.

Вдруг ему что-то вспомнилось.

Кто же это мог быть?

Такие предложения с точки зрения структуры полные: в составе имеются все члены, необходимые для понимания сути. Однако в таких предложениях нет полной исчерпывающей информации о событии и не понятно, кто именно совершает действие.

 

Структурно и семантически неполные предложения

Это самый яркий пример разграничения полных и неполных предложений. Группа делится еще на два подвида.

6 vidy strukturno semanticheskih nepolnyh predlozhenii

Контекстуально-неполные предложения используются в письменной речи. Пропущенный член предложения восполняется из окружающего его контекста:

Успех чаще всего выступает вознаграждением (полное). Иногда – авансом (неполное).

Мама любит клубничное варенье (полное). Я – сливовое (неполное).

Контекстуально-неполные предложения характерны для диалогов:

- Куда идешь?

- Гулять.

- Когда вернешься?

- Через час.

Второй подвид структурно-семантических неполных предложений, ситуативно-неполные предложения, используются в устной речи. Они подразумевают, что пропущенный член предложения имеется в сознании участников разговора. Элемент, необходимый для полного раскрытия темы, восполняется мимикой, обстановкой, восклицанием:

Идет!

Это короткое предложение можно часто услышать в разговорной речи. В зависимости от обстановки, у участников разговора мысленно дополняется фраза подлежащим: учитель идет, дождь идет, автобус идет и т.д.

Контекстуально-неполные предложения встречаются в письменной речи, а ситуативно-неполные предложения – в устной. Первая категория – это предложения, которые объясняются контекстом, вторая – языковой ситуацией.

 

Семантически полные, но структурно неполные предложения

Второе название термина – эллиптические предложения. Они понятны без контекста и вне ситуации. В их составе отсутствует сказуемое. Вместо него имеется группа во главе с подлежащим:

За магазином – сосновый бор.

По лексической наполняемости – это полное предложение, но по структуре – нет (отсутствует сказуемое). Пропуск глагольной формы придает предложению напряженности и интенсивности.

Эллиптические предложения широко используются в призывах или просьбах, когда сказуемое и вовсе не нужно. Принцип таких высказываний базируется по схеме: «кто (что) – куда».

В огонь их!

Все на прогулку!

Не все глаголы могут эллиптироваться (пропускаться) в предложениях без ущерба лексической наполняемости высказывания. Рассмотрим таблицу.

7 ellipticheskie glagoly

Семантически полные, но структурно неполные предложения – особенные. Они показывают объект действия, сообщают о времени (месте), которое характеризует действие. Многие лингвисты считают, что такие высказывания являются неполными исторически, а в современном русском языке они давно играют роль полных предложений.

Итак, неполными бывают предложения по смыслу, составу или же одновременно по составу и по смыслу. При этом принципиально важным является один фактор: неполные предложения нельзя вырвать из контекста или языковой ситуации, без них предложения не имеют смысла.

 

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

Вопрос: 1
Найдите полное предложение:
1На полу детский рюкзак.
2После дождя – ни ветра, ни солнца.
3Москва величественна и огромна.
4Отблески солнечных лучей.
Ответить
3
Вопрос: 2
Найдите неполное предложение:
1Во дворе грязно.
2Мне не спалось всю ночь.
3Добрый день, Маргарита!
4За рекою – поляна с васильками.
Ответить
4
Вопрос: 3
Какие предложения в следующем диалоге являются неполными? (Выберите два варианта)
1- Который час?
2- Десять.
3- Почему ты не спишь?
4- Думаю.
Ответить
24
Вопрос: 4
Найдите структурно полное, но семантически неполное предложение:
1И я о том же.
2Зачем это мне?
3Кто стучит по полу?
4Открывайте!
Ответить
3
Вопрос: 5
Найдите структурно и семантически неполные предложения:
1Из леса, видимо.
2Все думают.
3Люблю людей в голубых одеждах.
4Зайди в дом!
Ответить
1
Допущено ошибок:
Оценка:
Подробнее
Ваши ответы:
1 вопрос:

Найдите полное предложение:
1) На полу детский рюкзак. 2) После дождя – ни ветра, ни солнца. 3) Москва величественна и огромна. 4) Отблески солнечных лучей.
2 вопрос:

Найдите неполное предложение:
1) Во дворе грязно. 2) Мне не спалось всю ночь. 3) Добрый день, Маргарита! 4) За рекою – поляна с васильками.
3 вопрос:

Какие предложения в следующем диалоге являются неполными? (Выберите два варианта)
1) - Который час? 2) - Десять. 3) - Почему ты не спишь? 4) - Думаю.
4 вопрос:

Найдите структурно полное, но семантически неполное предложение:
1) И я о том же. 2) Зачем это мне? 3) Кто стучит по полу? 4) Открывайте!
5 вопрос:

Найдите структурно и семантически неполные предложения:
1) Из леса, видимо. 2) Все думают. 3) Люблю людей в голубых одеждах. 4) Зайди в дом!
Посмотреть ответы
Правильные ответы:
1 вопрос: Москва величественна и огромна.
2 вопрос: За рекою – поляна с васильками.
3 вопрос: - Десять.
3 вопрос: - Думаю.
4 вопрос: Кто стучит по полу?
5 вопрос: Из леса, видимо.