Математика

Умножение. Периметр прямоугольника
План урока:
Конкретный смысл умножения. Название компонентов и результата умножения
Переместительное свойство умножения
Здравствуйте, ребята! Приглашаем вас посетить Московский зоопарк. Мы встретимся с удивительными животными, узнаем о них много интересных фактов. А еще порешаем задачи, героями которых будут забавные зверюшки.
Конкретный смысл умножения. Компоненты и результат умножения
Это мартышки: мордочка – черная, а воротник и бородка – белые. Их называют Диана в честь римской богини охоты, красоты, растительного и животного мира.
Каждой мартышке на завтрак дали по 3 банана. Посчитайте, сколько всего бананов дали на завтрак мартышкам.
Решение будет таким: 3 + 3 + 3 + 3 = 12
Ребята, сколько раз повторяется 3? (по 3 взяли 4 раза).
Это новое для нас действие. Обозначается точкой посередине клетки. Вот так:
3 ∙ 4 = 12 (по 3 взяли 4 раза)
Составим по рисункам примеры на сложение и умножение.
Каждая мартышка съела на обед по 2 яблока. Давайте посчитаем, сколько всего яблок у мартышек на обед.
2 + 2 + 2 + 2 = 8
По 2 взяли 4 раза.
2 ∙ 4 = 8
А теперь самостоятельно посчитайте, сколько у мартышек сладких груш на ужин. Запишите примеры на сложение и умножение. Обратите внимание на одинаковые слагаемые. Сколько раз брали это слагаемое?
Проверь себя.
5 + 5 + 5 + 5 = 20
По 5 взяли 4 раза.
5 ∙ 4 = 20
Каждое число при умножении имеет свое название.
Ребята, давайте потренируемся прочитать примеры на умножение по-разному:
Замените следующее выражение умножением, вычислите и запишите результат, прочитайте пример на умножение разными способами: 6 + 6 + 6 + 6 + 6.
Проверь себя.
Переместительное свойство умножения
Белые медведи в Московском зоопарке никогда не скучают. Если они не спят, то обязательно играют. Часто в вольерах этих животных можно заметить разные игрушки. Едят мишки не только рыбу и мясо, но и охотно лакомятся овощами и зеленым салатом.
Маленькие медвежата не только играют, но и многому учатся у своей матери. Давайте и мы продолжим урок!
Решим пары примеров на умножение, заменив сложением, понаблюдаем за результатом и сделаем вывод.
В примерах на умножение множители поменялись местами, но результат остался таким же. Это свойство умножения называется переместительным.
Пользуясь переместительным свойством, вставьте в пустые окошки числа, чтобы равенства были верными:
Задачи на умножение
Решим задачи о животных Московского зоопарка
Эту тигрицу зовут Мегера. Когда она была совсем крошечным котенком, то очень любила прятаться от людей в свой домик, а затем с грозным видом выскакивать оттуда, пугать окружающих. Потом Мегера подросла, но осталась такой же озорной и веселой. Однажды у тигрицы родились тигрята. Она стала хорошей и заботливой мамой.
Задача
У трех тигриц зоопарка родились по 2 тигренка. Сколько всего маленьких тигрят в зоопарке?
Задачу можно решить сложением: 2 + 2 + 2 = 6 (т.)
Мы видим, что слагаемое 2 повторяется 3 раза. Запишем умножением: 2 ∙ 3 = 6 (т.)
Ответ: 6 тигрят.
Ребята, решите самостоятельно задачу о прекрасных птицах фламинго. Они живут на Большом пруду Московского зоопарка.
Задача
У пруда собрались 9 фламинго. У каждой птицы по 2 крыла. Сколько всего крыльев у этих птиц?
Запишите сначала решение сложением, а потом умножением.
Проверь себя.
2 + 2 + 2 + 2 + 2 + 2 + 2 + 2 + 2 = 18 (к.)
По 2 берем 9 раз.
2 ∙ 9 = 19 (к.)
Ответ: 18 крыльев.
Ребята, сравните записи решения: умножением гораздо удобнее и короче.
Лошадь Пржевальского уже нельзя увидеть в дикой природе. Но благодаря зоопаркам и питомникам удалось сохранить этот вид лошадок.
Задача на смекалку
Чего больше: лапок у 2 цыплят или ног у 1 лошади Пржевальского?
Ответ: одинаково. У каждого цыпленка по 2 лапки: 2 ∙ 2 = 4, а у лошади Пржевальского 4 ноги.
Периметр прямоугольника
Ребята, вы уже знаете о том, что такое периметр геометрической фигуры и умеете его находить. Давайте вместе найдем периметр террариума тигрового питона, который живет в Московском зоопарке.
Террариум имеет форму прямоугольника со сторонами 6 м и 4 м.
Вспомним, что периметр можно обозначить кратко латинской буквой Р.
1 способ нам уже известен. Найдем периметр сложением: Р = 6 + 4 + 6 + 4 =20 (м)
2 способ. Террариум имеет две стороны по 6 м и две стороны по 4 м. Можно применить действие умножение: Р = (6 ∙ 2) + (4 ∙ 2) = 20 (м)
3 способ. Можно сначала сложить длину и ширину, а затем умножить на 2 (взять 2 раза).
Р = (6 + 4) ∙ 2 = 20 (м)
Ребята, какой способ вам понравился больше?
Самостоятельно найдите периметр аквариума крылатки-зебры. Эту удивительную рыбку можно увидеть в Московском зоопарке. Она достигает длины 25 см и обладает колючими и мягкими иглами на плавниках.
Аквариум имеет прямоугольную форму со сторонами 7 м и 3 м.
Проверь себя.
Р = 7 + 3 + 7 + 3 = 20 (м)
Р = (7 ∙ 2) + (3 ∙ 2) = 20 (м)
Р = (7 + 3) ∙ 2 = 20 (м)
Умножение нуля и единицы
В Московском зоопарке можно встретить уточек необыкновенной красоты. Это мандаринки. Они – прекрасные родители. Каждый год у мандаринок появляются утята.
Ребята, давайте посчитаем, сколько у четырех мандаринок клювов и сколько рогов.
У каждой уточки 1 клюв. Запишем умножением: 1 ∙ 4 = 4 (по 1 возьмем 4 раза).
А сколько рогов у утки? Ни одного! То есть – 0. А у четырех уток? Запишем умножением: 0 ∙ 4 = 0
Сделаем выводы. Что получается при умножении чисел 1 и 0 на любое число?
Запомните это правило! Оно пригодится нам в следующем задании.
В Московском зоопарке живет жираф с серьезным полным именем Самсон Гамлетович Ленинградов. Его в трехлетнем возрасте привезли из города Ленинград, поэтому он и получил такую фамилию. Самсон по характеру дружелюбный и общительный. Он предлагает поиграть в игру «Кто быстрее».
Вам нужно решить как можно больше примеров за одну минуту. Записывайте только ответы через запятую, примеры списывать не надо. Попросите друзей сказать «стоп», когда одна минута закончится.
Молодцы, хорошо потрудились! До скорых встреч!
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
Какой пример на сложение нельзя заменить умножением:
1) 2 + 2 + 2 2) 6 + 2 + 3 + 6 3) 15 + 15 4) 16 + 16 + 16
При умножении 0 на какое-либо число получается …
1) Это же число 2) Нуль 3) Единица 4) 10
Результат умножения называется…
1) Множитель 2) Сумма 3) Разность 4) Произведение
Найди периметр прямоугольника со сторонами 4 см и 5 см
1) 9 см 2) 20 см 3) 18 см 4) 19 см
В одной коробке 2 игрушки. Сколько игрушек в 8 таких коробках? Выбери верное решение.
1) 2 ∙ 8 = 16 (и.) 2) 8 + 8 = 16 (и.) 3) 2 + 8 = 10 (и.) 4) 2 ∙ 8 = 18 (и.)