Обществознание

Урок 3: Общение людей

Общение - форма человеческой деятельности

Посредством общения человек взаимодействует с окружающим его обществом. Благодаря общению ребенок получает возможность развиваться как личность, познавать окружающий мир, усваивать опыт предыдущих поколений.В жизни человека общение является деятельностью, без которой невозможны обучение, труд, обмен эмоциями и информацией с другими людьми. Какую роль играет общение в человеческом обществе, какие существуют формы общения, как научиться красноречиво говорить, - об этом можно узнать из данного урока.

План урока:

Что такое общение

Многообразие форм общения

Функции общения

Этикет

Риторика

Как развить красноречие

 

Каждый человек, находящийся в обществе, не способен жить без общения с окружающими людьми. Даже немые и глухие люди общаются с окружающими при помощи системы специальных жестов и мимики. Общение может принимать разные формы, но одно остается неизменным – человек развивается как личность именно благодаря общению.

1

 

Что такое общение

Общение – это процесс взаимодействия людей, способ установления контакта для обменаэмоциями, информацией,идеями, мыслями между собеседниками. С помощью общения люди показывают свою симпатию или неприязнь, выражают отношение к другому человеку. Способности к общению у всех разные, они зависят от интеллектуального развития личности и навыков взаимодействия с обществом - коммуникабельности.

Общение с помощью членораздельной речи – один из главных отличительных признаков человека от животных. Животные так же умеют общаться, но их взаимодействие происходит через систему звуков, вибраций, жестов.

Это интересно! Некоторые виды экзотических рыб общаются друг с другом с помощью изменения своей окраски, ультразвука, издавая звуки похожие на урчание, пение птиц, барабанную дробь. 

Человек развивает навыки общения с раннего детства. В первые годы жизни оно становится способом рассказать родителям о своих желаниях и потребностях. Со временем, благодаря общению человек может не только передать свои чувства, но и понять окружающих, узнать об их переживаниях, желаниях, интересах.

2

 

Многообразие форм общения

Существует множество разновидностей и форм общения. По средствам общения выделяют вербальное, невербальное, непосредственное, опосредованное общение.

  1. Вербальное общение– взаимодействие людей с помощью речи. Индивид может беседовать с одним или сразу с несколькими собеседниками одновременно. Вербальное общение может принимать форму диалога (межличностное общение людей друг с другом) или монолога (речь одного человека). С помощью слов можно не только передавать информацию, но даже изменить жизнь и судьбу другого человека.

Важно! Не зря есть множество поговорок на тему значимости сказанного слова («Слово не воробей» и прочие). С помощью слова можно начать войну, заключить мир, зародить надежду, вдохновить на свершение полезных дел. Слово - настоящее оружие в арсенале человека, но это оружие может стать смертельным, ведь не зря говорят, что словом можно убить.

Возможность достичь взаимопонимания зависит от умения грамотно и красиво излагать свои мысли в слова. По речи человека можно понять: умный он или глупый, образованный или безграмотный, добрый или злой.

  1. Невербальное общение – контакт между людьми, который осуществляется через систему жестов, действий, положения тела, выражения лица. Даже без слов можно понять, о чем человек думает, его настроение, взглянув на его лицо, позу, заметив непроизвольные жесты.

Это интересно! Психологи умеют расшифровывать жесты человека и раскрывать их скрытый смысл. Например, скрещенные руки на груди, могут говорить о нежелании продолжать разговор, о закрытости собеседника. Руки в карманах во время разговора так же указывают на желание что-то скрыть, стеснительность и закрытость по отношению к собеседнику.

По взгляду человека можно понять его настроение, желание начать разговор или от него уклониться. Маленькие дети хорошо ориентируются в невербальном общении на интуитивном уровне, им достаточно взглянуть на родителей, чтобы понять, стоит ли сейчас говорить о разбитой вазе, просить купить новую игрушку.

  1. Непосредственное общение – это форма речевого или неречевого общения, осуществляемая непосредственно, глаза в глаза, между собеседниками.
  2. Опосредованное – это общение, происходящее с помощью специальных средств передачи информации: телевидения, книг, радио, интернета. При таком общении нет моментальной обратной реакции от собеседника. Например, смотря обращение президента по телевидению, зрители не могут установить моментальную обратную связь со своим собеседником.

Опосредованное общение предоставляет человечеству возможность накапливать и передавать свой опыт, сохранить свои мысли и слова на века. Так писатель, который умер 300 лет назад, все еще общается с современными школьниками через свои произведения.

3

Кроме того, выделяют формы межличностного общения, в зависимости от его целей.

  • Деловое общение (формальное)- направлено на установлениесотрудничества между людьми, занятыми совместной трудовой деятельностью. Оно происходит по определенным правилами, согласно нормам делового этикета.
  • Неформальное общение – используется для личных контактов между близкими собеседниками (родственниками, друзьями, приятелями). Оно позволяет делиться чувствами, переживаниями и эмоциями, в свободной форме, без каких-либо правил и ограничений.
  • Воспитательное общение – его целью является воздействие на другого человека, развитие в нем желаемых качеств, способностей. Яркий пример – общение учителя с учениками.

Виды, формы и средства общения многообразны, но цель у них одна- установление взаимопонимания между людьми.

 

Функции общения

Общение выполняет следующие важные функции в человеческом обществе:

  1. Обмен информацией. Люди быстрее и лучше познают себя и окружающий мир благодаря возможности делиться друг с другом полученными знаниями, накопленным опытом.
  2. Побуждение к деятельности. С помощью общения люди побуждают других к определенным действиям, вдохновляют их выполнять свои обязанности, оказывать помощь обществу.
  3. Передача эмоций. Через различные средства общения люди обмениваются друг с другом своими переживаниями, чувствами, впечатлениями.

Кроме того, общение выполняет еще несколько важных функций: установление контактов между людьми, достижение взаимопонимания, формирование и развитие личности.

От того, насколько удачно будет происходить процесс общения, зависит установление положительной или отрицательной обратной связи между собеседниками. Нередко общение приводит к непониманию и возникновению конфликтов на этой почве. Из конфликта можно выйти путем взаимных уступок (компромисса) либо ухода от дальнейшего контакта, беседы с зачинщиком конфликта.

Чтобы в обществе возникало как можно меньше конфликтов, собеседники уважали и понимали друг друга, был создан этикет, как основа для межличностного общения.

4

 

Этикет

Понятие этикет имеет французское происхождение, так как впервые это слово появилось при дворе французского короля Людовика XIV. Людовик стремился ослабить влияние окружающих его придворных, самых знатных и влиятельных людей Франции. Он придумал целый свод правил поведения знати в присутствии короля, чтобы показать им свое величие, возвыситься над своими подданными.

Сидя за одним столом с королем, придворные обнаружили этикетки, лежащие на каждом посадочном месте. В них было расписано, как должны вести себя подданные в присутствии короля. Спустя время свод правил был дополнен бесчисленными и, зачастую бессмысленными предписаниями.

Сегодня этикет это правила поведения принятые в обществе, при этом, в каждом конкретном социумеони свои.

Это интересно! Речевой этикет разных стран сильно отличается. В Германии принято обращаться по имени только к друзьям и близким, остальных называютисключительно по фамилии.В Южной Корее не принято пожимать руки при встрече, собеседники избегают любых прикосновений друг к другу. В Италии даже малознакомых людей ласково называют «Милый», «Милая».

Речевым этикетом называют правила, регулирующие межличностное общение. Он зависит от возраста собеседника, деловой или дружеской обстановки, места общения.

5

Речевой этикет и культура общениявключают в себя ряд основных правил:

  1. Необходимо здороваться с собеседниками при встрече, прощаться при расставании;
  2. Нельзя перебивать собеседника во время разговора;
  3. Не стоит во время беседы сильно размахивать руками, повышать тембр голоса, чрезмерно жестикулировать;
  4. При деловом общении речь должна быть грамотной, свободной от слов-паразитов, спокойной и сдержанной;
  5. К старшим по возрасту, званию, должности и незнакомым людям нужно обращаться на «Вы»;
  6. Недопустимо использование бранных слов, как в личном, так и в деловом общении;
  7. Нельзя разговаривать с набитым ртом, отвернувшись от собеседника спиной и всячески показывая ему свою незаинтересованность в разговоре.

Соблюдение правил речевого этикета необходимо в общении для создания доброжелательной и дружественной обстановки, атмосферы во время разговора.

 

Риторика 

Успешное взаимодействие с обществом зависит от развития навыков и опыта общения. Высокое положение в социуме требует от человека умения красиво излагать свои мысли. Многие политики, общественные деятели, руководители предприятий смогли добиться вершин успеха благодаря своему красноречию, плодотворному общению с людьми. Трудно представить себе генерала, дипломата, президента, не умеющего грамотно говорить.

Риторика - это наука, обучающая искусству красивой и правильной речи. Она зародилась в период Античности, пользовалась большой популярностью среди древних греков, римлян. Ораторскому искусству обучали всех представителей мужского пола знатного происхождения, чтобы в будущем они могли стать успешными политиками, ораторами, военачальниками.

6

Сегодня умение убеждать, доказывать свою точку зрения, говорить перед большими аудиториями необходимо представителям любых общественных профессий: журналистам, учителям, телеведущим. Даже не имея природного таланта к красноречию можно обучиться этому благодаря методам науки риторики.

 

Как развить красноречие

Любой человек, при желании, может научиться грамотно и красиво излагать свои мысли, увлекательно преподносить информацию, без боязни выступать перед большой аудиторией. Для того чтобы развить красноречие, нужно воспользоваться методами риторики:

  1. Речь перед большой аудиторией продумывается заранее. Нужно составить краткий план рассказа, потренироваться несколько раз перед зеркалом;
  2. Любое мнение, выдвигаемое оратором (рассказчиком) должно быть подтверждено с помощью логических аргументов (их так же нужно продумать заранее) либо примеров из жизни;
  3. Свои мысли нужно излагать последовательно, оставляя слушателям небольшое время чтобы задуматься над содержимым сказанного;
  4. Чтобы привлечь внимание аудитории нужно использовать разные интонации, выделять важные по смыслу мысли особым голосом;
  5. Слишком громкий тембр голоса быстро утомляет, рассеивает внимание, тихий - не дает возможности сконцентрироваться слушателям;
  6. Монотонной речи и слишком заумных, длинных фраз лучше избегать, они «усыпляют» внимание аудитории.

7

 

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

Вопрос: 1
Выберите среди утверждений верное:
1Общение свойственно только людям, к нему не способны животные
2Общение может осуществляться только с помощью речи
3Общение с помощью членораздельной речи - отличие человека от животных
Ответить
3
Вопрос: 2
К видам и формам общения не относится:
1Вербальное общение
2Опосредованное общение
3Деловое общение
4Игровое общение
Ответить
4
Вопрос: 3
Общение, происходящее с помощью специальных средств передачи информации, называют
1Непосредственным
2Опосредованным
3Невербальным
Ответить
2
Вопрос: 4
Найдите ошибку среди правил речевого этикета:
1Нельзя перебивать собеседника во время разговора
2Нельзя смотреть собеседнику прямо в глаза
3Нельзя разговаривать с набитым ртом
Ответить
2
Вопрос: 5
В какой стране, согласно национальному речевому этикету, принято называть всех малознакомых людей не по имени, а исключительно по фамилии?
1В Италии
2Во Франции
3В Японии
4В Германии
Ответить
4
Допущено ошибок:
Оценка:
Подробнее
Ваши ответы:
1 вопрос:

Выберите среди утверждений верное:
1) Общение свойственно только людям, к нему не способны животные 2) Общение может осуществляться только с помощью речи 3) Общение с помощью членораздельной речи - отличие человека от животных
2 вопрос:

К видам и формам общения не относится:
1) Вербальное общение 2) Опосредованное общение 3) Деловое общение 4) Игровое общение
3 вопрос:

Общение, происходящее с помощью специальных средств передачи информации, называют
1) Непосредственным 2) Опосредованным 3) Невербальным
4 вопрос:

Найдите ошибку среди правил речевого этикета:
1) Нельзя перебивать собеседника во время разговора 2) Нельзя смотреть собеседнику прямо в глаза 3) Нельзя разговаривать с набитым ртом
5 вопрос:

В какой стране, согласно национальному речевому этикету, принято называть всех малознакомых людей не по имени, а исключительно по фамилии?
1) В Италии 2) Во Франции 3) В Японии 4) В Германии
Посмотреть ответы
Правильные ответы:
1 вопрос: Общение с помощью членораздельной речи - отличие человека от животных
2 вопрос: Игровое общение
3 вопрос: Опосредованным
4 вопрос: Нельзя смотреть собеседнику прямо в глаза
5 вопрос: В Германии