Обществознание

Урок 3: Образование в жизни человека

Образование в жизни человека

Образование - это не просто получение знаний и умений, это раскрытие своих способностей и возможностей, приобретение ценного опыта. Роль образования в жизни человека трудно переоценить, без него не будет полноценного развития, формирования правильного представления о самом себе и окружающем обществе. Именно благодаря образованию предки имели возможность передать все самое ценное будущему поколению. Так, с каждым веком, человечество накапливает знания, опыт, ценную информацию.
 

План урока:

Школа в прошлом и сегодня

Что значит уметь учиться

Ступени образования

Книга и другие источники знаний

Самообразование и его формы

Правила поведения в школе

Дружба и сотрудничество с ребятами в классе

 

Образование – процесс освоения под руководством учителя знаний, умений. Это раскрытие интеллектуальных способностей, формирование полноценной личности. Подготовка к образовательному процессу начинается дома, в детском саду. Но первым образовательным учреждением в жизни каждого человека становится школа.

1

Школа в прошлом и сегодня

Школе не является изобретением современного общества. Первые учебные заведения появились еще в Древнем мире после возникновения письменности. До нас дошли сведения о школах Древней Греции, Рима, Египта, Месопотамии. Школа прошлого существенно отличалась от современной. За каждую провинность учеников ждали телесные наказания. Материалы для письменности и обучение стоили очень дорого, поэтому учились в основном дети знатных и богатых вельмож.

Потребность в грамотных людях в Древних государствах была связана с управленческой деятельностью. Чтобы распоряжаться казной, прочим имуществом, отдавать приказы - нужны были писари, чиновники, счетоводы. Дети правителей, царей, получали домашнее образование, осваивали несколько языков, сложные науки.

В России первые школы возникли еще в середине X века. В основном, они открывались при монастырях, в центральных городах княжеств. Главным среди предметов было «Слово Божие», так как в основном обучение проходили будущие монахи и летописцы. Школьное образование не было распространено не только среди простого населения, даже многие князья не умели писать. Они подписывали документы, ставя крестик вместо собственной росписи.

2

Значительный вклад в развитие российского образования внес Петр I. В годы его правления создаются разные школы, обучающие не только грамоте, но и ремеслам, военному делу. Царю были необходимы образованные, знающие люди, которые помогли бы развитию промышленности, экономики, военной отрасли. Екатерина II, Елизавета Великая и многие другие известные российские правители внесли неоценимый вклад в школьное развитие.

Школа вчера и сегодня отличаются до неузнаваемости. У учащихся появилось множество наглядных средств (телевизор, проектор, электронные доски и прочее), упрощающих обучение, превращающих уроки в увлекательную игру с выставлением отметок. Благодаря развитию интернет технологий, появляются новые формы обучения, такие как интернет-уроки. Ученик может заново просмотреть в режиме онлайн сложный материал, который не успел усвоить в школе.

 

Что значит уметь учиться

Несмотря на развитие технологий, не все ученики хотят, а некоторые не умеют учиться. Разберемся,что значит уметь учиться. Многие учащиеся замечают, что их одноклассники получают хорошие оценки по всем предметам и еще успевают играть, заниматься спортом, участвовать во внеклассных мероприятиях. У других уходит весь день на выполнение одного домашнего задания, а по оставшимся предметам горе-ученик приносит домой двойки.

Такая несправедливость кроется в умении одних правильно распоряжаться свободным временем и неумением этого другими. Чтобы научиться планировать распорядок дня можно воспользоваться проверенными способами:

  1. Для начала, нужно определить перечень школьных предметов, которые вызывают у учащегося сложности. На выполнение домашнего задания по ним, уходит больше всего времени. Это нужно учитывать, чтобы успеть сделать остальные уроки. Можно даже ставить на полях дневника карандашом восклицательные знаки, напротив сложных и объемных заданий. Это поможет правильно рассчитать время;
  2. На протяжении учебной недели бывают дни с минимальным количеством домашнего задания. Лучше выделить час – другой на выполнение заданий на будущее и потом уже отдыхать;
  3. Полезно завести себе листок с расписанием. В нем указать не только время школьных уроков, но и распорядок дня. Отметить, сколько времени уходит на отдых, на выполнение домашней работы в каждый день недели. К самым загруженным дням лучше подготовиться заранее, например, выучить несколько параграфов в течение выходных.


raspisanie

Проверить, умею ли я учиться, можно, ответив на следующие вопросы:

  • В порядке у меня письменный стол, рабочее место?
  • Могу ли я сразу понять сказанное учителем, сопоставить с ранее полученными знаниями?
  • Умею ли я выделять главное среди большого объема текста?
  • Смогу ли я задать вопросы к уроку, заинтересовать ими учителя, одноклассников?
  • Могу ли я последовательно рассказать о том, что недавно прочитал (прочитала)?
  • Проявляю ли я активность, или молча сижу на уроке все учебное время?
  • Удается ли мне выполнить все задания на дом и успеть отдохнуть, поиграть, развлечься?

Чем больше ответов «Да», тем успешнее ученик учится в школе. Речь идет даже не об отличных оценках, а об умении быстро усваивать материал, рассчитывать свободное время, проявлять инициативу.

Ступени образования

Каждый этап получения знаний проходит в разных условиях, учебных заведениях, носит свое название. Эти этапы условно называют ступенями образования. В целом, все образование в России выделяется в две большие ступени: общее и профессиональное.

Общее образование - это получение стандартных знаний, основных навыков и умений, минимальных для полноценной жизни в современном обществе. Проще говоря - это обучение в школе, длящееся 11 лет. Система общего образования создает своеобразный фундамент, необходимый для дальнейшего обучения определенной профессии.

4

Общее образование включает в себя несколько ступеней:

  1. Начальное образование (1-4 классы). Обычно после окончания 4 класса, ученикам устраивают первый выпускной, это символизирует переход на новый уровень, этап обучения;
  2. Основное общее образование (5-9 классы) - следующий важный этап в жизни любого школьника. Чтобы закончить 9 класс нужно сдать много экзаменов, после этого ученик сможет как перейти в 10 класс, так и продолжить обучение в техникуме;
  3. Среднее полное общее образование (10-11 классы). Проучившись 11 лет, школьник получает аттестат, который становится первым документом, указывающим на его образованность.

Ступени образования в России рассчитаны на поэтапное развитие обучающегося, его интеллектуальных и физических способностей.

После получения обязательного общего образования по желанию можно продолжить обучение, выбрав будущую профессию. Для этого существует большое количество ВУЗов, университетов, институтов, различного направления и уровня подготовки специалистов.

Важно! В современных условиях лучше иметь несколько специальностей, такие специалисты особенно ценятся, имеют более высокую заработную плату.

 

Книги и другие источники знаний

При получении школьного образования главными источниками знаний становятся книги (энциклопедии, словари, художественная литература), школьные учебники, учителя и интернет. В прошлом, школьники брали необходимую литературу в библиотеках, сегодня – удобнее и практичнее стала электронная книга.

5

Некоторые представители общественности настаивают на отходе от учебников и переходе в режим обучения по фильмам, слайдам, видеороликам. Но ученые доказали, что благодаря ручному письму (каллиграфии) и чтению книг, развивается головной мозг, усиливается память, расширяются возможности интеллекта.

Среди видов источников знаний так же выделяют:

  • Картины;
  • Скульптуры;
  • Предметы народного творчества;
  • Памятники архитектуры.

С помощью этих предметов искусства учащийся развивает вкус, получает художественные знания.

Самообразование и его формы

Самообразование – это самостоятельный поиск знаний, способов усвоения материала, освоения информации и применения ее на практике. Знания, добытые учеником самостоятельно, намного ценнее, долго остаются в памяти.

Самообразование имеет ряд преимуществ:

  • Оно развивает инициативность, способность к самостоятельному решению проблем, задач, поиску информации;
  • Предоставляет большую свободу для творческой деятельности (скучный параграф можно представить в виде красочного слайд-шоу, целую историческую эпоху отразить в одном рисунке);
  • Учит планировать свободное время, самостоятельно распределять нагрузку.

Обучение в школе предполагает следующие формы самообразования:

  1. Исследовательскую деятельность (например, Саша Иванов заинтересовался пройденной на уроке темой: «История возникновения письменности». Он пошел в местный музей, нашел там древние книги, летописи, сделал фотографии. На уроке он представил собственный доклад-исследование, с показом фотографий, выразил собственное мнение;
  2. Самостоятельную подготовку слайд-шоу, презентаций, театральных постановок по пройденному материалу;
  3. Опыты, эксперименты;
  4. Работа с компьютерными программами.

Традиционно, школьная программа рассчитана на обучение в классе, выполнение домашнего задания и самообразование. Но бывают случаи, когда ученик полностью переходит на самостоятельное обучение, это право закреплено в России законом. В форме самообразования может быть получено среднее общее образование. Это допускается не только в исключительных случаях, как раньше, а сейчас каждый желающий может перейти на семейное обучение.

Правила поведения в школе

Первое, чему учат школьников учителя, это как вести себя в школе, правилам поведения. Разберемся, действительно ли это необходимо? Можно представить себе школу, где каждый делает что пожелает: ученики не выполняют домашнего задания, учителя опаздывают на уроки, директор пропускает важные торжественные мероприятия. В такой школе на уроках всегда было бы шумно, дети дрались между собой, грубияны, чувствуя безнаказанность, обидно обзывали бы сверстников. Может ли идти речь в этом случае о получении знаний?

Учащимся кажется, что правила придуманы специально для них, а завучи, директор и учителя делают все, что захочется. Но это не так. Для них гораздо больше правил и ограничений, ведь на них лежит ответственность за интеллектуальное и духовное развитие детей, их здоровье и безопасность.

Традиционно, к правилам поведения ученика в школе относятся:

  1. Выполнение домашнего задания;
  2. Пунктуальность (ученик должен вовремя приходить на уроки);
  3. Вежливое обращение с учителями, школьной администрацией, старшими и сверстниками;
  4. Ношение школьной формы, чистый, опрятный внешний вид;
  5. Отсутствие разговоров на уроке, кроме ответов на вопросы, участия в групповом обсуждении темы по заданию учителя.

6

Правил поведения в школе не так уж много, но их соблюдение позволяет сохранить порядок, дисциплину.

Дружба и сотрудничество с ребятами в классе

Гораздо легче учиться, да и веселее, если в классе есть много друзей, товарищей. Они помогут понять сложную тему, выручат в трудную минуту, составят компанию на переменах и в свободное от учебы время.

Но у некоторых учеников могут не складываться отношения с одноклассниками, и тогда посещение школы становится не в радость, а в тягость. Школьные психологи дают несколько дельных советов, как дружить со всем классом:

  1. Самому проявлять инициативу в общении. Некоторые ребята сидят в одиночестве во время перемены и ждут, что к ним подойдут, захотят общаться. Но нужно самим начать диалог, интересоваться жизнью класса, проявлять активность;
  2. Можно заметить, что улыбчивые дети никогда не остаются в одиночестве, их всегда окружают друзья, товарищи. Это значит, что приветливость, доброжелательность, искренняя улыбка помогут обрести настоящих друзей;
  3. Умение отказывать, как ни странно, завоевывает к себе уважение. Некоторые дети, желая заслужить любовь одноклассников, выполняют все их просьбы и даже требования. Но нельзя все время идти на уступки, нужно иногда показывать свой характер и уверенно высказывать свое мнение. Такие уверенные в себе дети становятся лидерами класса, они не зависят от общего мнения, но при этом дружелюбны, готовы к сотрудничеству.

7

 

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

Вопрос: 1
В Древней Руси в школе в основном проходили обучение дети, которых готовили стать:
1Чиновниками
2Боярами
3Монахами-летописцами
Ответить
3
Вопрос: 2
Начальное образование - это обучение в школе
1с 1 по 2 класс
2с 1 по 5 класс
3с 1 по 4 класс
4с 1 по 9 класс
Ответить
3
Вопрос: 3
Самостоятельный поиск знаний, способов освоения материала - это
1Образование
2Домашнее обучение
3Самообразование
Ответить
3
Вопрос: 4
Найдите ошибку среди перечисленных правил поведения в школе:
1Нужно вовремя приходить на уроки
2Нужно учиться на отлично
3Нужно выполнять домашнее задание
4Внешний вид ученика должен быть опрятным
Ответить
2
Вопрос: 5
Источниками знаний в школьном обучении являются:
1Мнение одноклассников
2Списанное домашнее задание
3Увлекательная игра в мобильном приложении
4Картина знаменитого художника
Ответить
4
Допущено ошибок:
Оценка:
Подробнее
Ваши ответы:
1 вопрос:

В Древней Руси в школе в основном проходили обучение дети, которых готовили стать:
1) Чиновниками 2) Боярами 3) Монахами-летописцами
2 вопрос:

Начальное образование - это обучение в школе
1) с 1 по 2 класс 2) с 1 по 5 класс 3) с 1 по 4 класс 4) с 1 по 9 класс
3 вопрос:

Самостоятельный поиск знаний, способов освоения материала - это
1) Образование 2) Домашнее обучение 3) Самообразование
4 вопрос:

Найдите ошибку среди перечисленных правил поведения в школе:
1) Нужно вовремя приходить на уроки 2) Нужно учиться на отлично 3) Нужно выполнять домашнее задание 4) Внешний вид ученика должен быть опрятным
5 вопрос:

Источниками знаний в школьном обучении являются:
1) Мнение одноклассников 2) Списанное домашнее задание 3) Увлекательная игра в мобильном приложении 4) Картина знаменитого художника
Посмотреть ответы
Правильные ответы:
1 вопрос: Монахами-летописцами
2 вопрос: с 1 по 4 класс
3 вопрос: Самообразование
4 вопрос: Нужно учиться на отлично
5 вопрос: Картина знаменитого художника