Литература

Урок 14: Н.С. Лесков "Левша"

Н.С. Лесков «Левша»

В материалах урока рассказывается о творчестве Николая Семеновича Лескова и его произведении «Левша»
 

План урока:

Рассказ о творчестве писателя

Отражение одаренности народа, его трудолюбия, терпения и патриотизма

Самобытность языка сказа «Левша»

Значимость сказа «Левша» в русской литературе

 

Рассказ о творчестве писателя

История создания сказа «Левша»

Николай Семенович Лесков появился на свет в селе Горохове недалеко от Орла 4 февраля 1831 г. Он был старшим ребенком в семействе, в котором родилось еще 6 детей. О своем происхождении Лесков говорил, что он из «колокольных дворян», его предками были представители дворянства и духовенства. Его отец был сыном потомственного священника, получил образование в семинарии, но вопреки семейной традиции не стал священнослужителем, а пошел работать в Орловскую уголовную палату следователем. За успехи на службе был удостоен дворянского титула. Мать Николая происходила из обедневшей московской дворянской семьи. Детство Николай провел в имении Горохово у родственников матери, затем на хуторе Панино, который приобрел отец, и в городе Орле. С 1841 г. по 1846 г. учился в гимназии.

С 1847 г. Николай служил писарем в Орловской уголовной палате. Вскоре после смерти отца от холеры в пожаре сгорело почти все имущество семьи. В 1849 г. мать Николая отправила в Киев к своему брату, профессору медицины С. Алферьеву, который устроил юношу писарем в Казенную палату. В свободное время Лесков вольнослушателем ходил на лекции в Киевском университете. Также в это время он серьезно занимался изучением языков, интересовался культурой, искусством и зодчеством Древней Руси.

В 1857 г. Николай Лесков ушел со службы, нанялся в сельскохозяйственную компанию «Шкотт и Вилькенс». Лесков три года ездил по делам компании почти по всей России, изучал «до мельчайших подробностей» народную жизнь. В 1860 г. переехал в Петербург, чтобы попробовать свои силы в журналистике. Лесков писал очерки, статьи и фельетоны для нескольких изданий: «Петербургских ведомостей», «Отечественных записок», «Русской речи» и др. С 1862 г. стал постоянным автором «Северной пчелы», в качестве журналиста этого издания побывал в длительной творческой командировке, объездил Прибалтику, Украину, Белоруссию, Польшу, Чехию, Францию.

Со временем Лесков начал пробовать свои силы как писатель. В 1863 г. вышел его первый роман «Некуда», который получил негативные отзывы критиков-демократов. Следующие романы «Обойденные» и «На ножах» он написал о том, какими бедствиями могут обернуться увлечения социалистическими идеями, вызвавшими подъем революционно-демократического движения в 60-годы XIX в. Революционеры в его произведениях представлены людьми, которые рассуждают о народном благе, но не понимают проблем народа, призывают к бессмысленным бунтам. Будущее России Лесков видел не в революционных преобразованиях, а в духовном преображении общества.

Многие прогрессивные люди того времени не понимали жизненных принципов Лескова и его творчество, которое только к концу жизни писателя обрело своих почитателей. Л. Толстой говорил, что Лескова современники не понимают, потому что он – «писатель будущего». Умер Лесков в Петербурге 21 февраля 1895 г.

Более 20 лет произведения Лескова демократические критики называли «позором русской литературы», их публиковали лишь в непопулярных журналах. Творчество Лескова не признавали ни либералы, ни демократы, ни консерваторы. Лесков сам был далек от политики и участия в общественных движениях. Основной в его произведениях была тема праведничества русского человека, его духовные искания. Праведником называли человека, живущего по нравственным законам, готового к самопожертвованию. Одним из самых ярких образов «праведника» в произведениях писателя стал главный герой из «Сказа о тульском косом левше и о стальной блохе», который увидел свет в 1881 году. Напечатано произведение было в журнале «Русь», но внимания к себе не привлекло. Но этому небольшому сказу суждено было стать самым известным произведением Лескова.

Есть еще в истории сказа «Левша» любопытное обстоятельство. В предисловии к первому изданию «Левши» автор написал, что сказ записан им со слов оружейника в Сестрорецке, уроженца Тулы, переселившегося на север во времена правления Александра I. Этот почтенный старец-сказитель помнил старину, царствование Николая I, следовал «старой вере» и почитал божественные книги. Но после Лесков признался, что сам сочинил сказ, персонаж Левши им был придуман, а замысел возник из прибаутки народных оружейников: «Англичанин сделал блоху из стали, а русский ее подковал». В этом высказывании отражено соперничество русских мастеров с английскими, гордость оружейников своим умением. Предисловие автор убрал из последующих изданий.

1 leskov photo
Н.С. Лесков

Отражение одаренности народа, его трудолюбия, терпения и патриотизма

Комические и трагические черты в образе Левши. Пародийное изображение царских чиновников

О том, что Россия богата искусными мастерами, Лесков знал не понаслышке. Работая в сельскохозяйственной компании, писатель много ездил по самым отдаленным уголкам страны, общался с народом. Одаренность, трудолюбие и патриотизм русского народа в произведениях Лескова стали центральной темой. В сказе «Левша» воплощен эпический образ искусного мастера. Главный герой – народный умелец из города мастеров Тулы.

Но повествование начинается не с истории главного героя, а с рассказа о подлинном историческом событии: посещении Александром I Европы после войны с наполеоновской Францией. Так начало сказа освещено отблеском русской победы в войне с французами. Россия отстояла не только свое Отечество в 1812 г., но и принесла освобождение многим странам Европы. Путешествуя по европейским странам, Александр I всем «иностранным очень интересуется», знакомится с достижениями искусства и науки, сетуя, что русские во многом «никуда не годятся». Сопровождающий императора донской атаман Платов, скучая по дому, пытался всячески доказать императору, что у нас «свое не хуже есть».

В Англии Александру преподнесли в подарок заводную танцующую блоху из стали, которую можно увидеть только в микроскоп. Следующий император Николай I, узнав о чудо-блохе, поручил Платову найти умельцев, которые смогут превзойти англичан. Атаман отвез блоху в Тулу, ее отдали трем самым лучшим мастерам, одним из них был косой Левша.

2 platov i aleksandr i
Платов и Александр I

Мастера две недели работали с блохой. Платов блоху отвез в столицу, захватив с собой Левшу. Рассмотрев блоху в микроскоп, император увидел на ее лапках подковы. Левша для этих подковок гвоздики сделал. Николай I распорядился блоху отправить англичанам, отвезти ее поручили Левше. В Англии умельца радушно приняли, уговаривали остаться, обещали обучение и выгодную женитьбу. Но Левша, скучая по Родине, отказывается от всех предложений, лишь согласился по разным заводам поездить, посмотреть производство.

Англичан удивило, что Левшу интересовало не столько изготовление новых ружей, сколько хорошее состояние старых. Возвращаясь домой, Левша захворал на корабле. В Петербурге у больного Левши сначала в полицейском участке отобрали деньги и подарки, после не приняли ни в одну больницу, потому что он был без документов, которые остались дома. Оказался он в самой бедной больнице, где оставили его на полу умирать. При смерти Левша просит, чтобы передали императору, что не стоит чистить ружья толченым в пыль кирпичом.

У главного героя неказистая внешность: он косоглазый левша с родимым пятном на щеке, волосы на висках выдраны в обучении. Нелепый внешний вид Левши, бедно и неряшливо одетого, его несуразная малограмотная речь, смешные ситуации, в которые он попадает, придают его образу комические черты. Однако он прослыл славным мастером, разбирающемся в «металлическом деле».

Каким бы искусным не было бы ремесло Левши, ему недостает знаний, он «грамоте не знает», творит по наитию[1]. Автор восхищается талантливостью русского человека, но сатирически относится к тем, кто лишил простых людей просвещения, не развивал умений одаренных мастеров. Тульские умельцы без микроскопа смогли подковать лапки стальной мизерной блохи, но она утратила способность танцевать; не знающие основ математики мастера испортили ее механизм.

Особое место занимает тема патриотизма в сказе Лескова. Левша – убежденный патриот. Даже сравнив приличные условия жизни рабочих в Англии с тяжелой жизнью русских ремесленников, он отказывается от всех предложенных ему иноземных благ. До последней минуты жизни он думает, как бы донести до властей важный секрет. Основной идейный смысл содержится во фразе Левши: «Англичане ружья кирпичом не чистят». Это предостережение тульского оружейника могло бы сберечь жизни многим русским солдатам. Смысл его в том, что стволы ружей от грубой абразивной[2] чистки портятся, пули в них болтаются. Звучит намек на плохое военное оснащение и воровство чиновников, не поставляющих в армию качественных средств для чистки оружия. Рассказчик считает, что это стало одной из причин поражения в Крымской войне (1853 г. -1856 г.)

Нам неизвестно настоящее имя главного героя. Левша – это прозвище тульского ремесленника, которое он получил за то, что работал и даже крестился левой рукой. В сказе это прозвище пишется с маленькой буквы, преподносится как имя нарицательное, а не собственное. Так в образе безымянного героя автор дал обобщенный портрет народных умельцев. Лесков сам писал, что под словом «левша» подразумевается весь «русский народ». В судьбе Левши символично показана судьба народа, чей огромный потенциал не востребован из-за нежелания властей проявлять заботу об одаренных от природы и трудолюбивых людях своей страны. Тем не менее народ в произведениях Лескова является источником истинных праведников, готовых на самопожертвование.

3 bloha
Блоха

 

Самобытность языка сказа «Левша»

Народная сказовая манера повествования. Вымышленные и реальные герои в сказе

Многие полагали, что Лесков воспользовался фольклорным сюжетом, настолько произведение напоминало народные сказы. Жанр сказа опирается на народные предания, основанные на реальных историях. В сказе Лескова присутствуют фольклорные элементы, но история Левши – это авторский вымысел. Николай Лесков стал непревзойденным мастером сказа, особого повествования, передающего простонародную манеру речи.

История дана от лица рассказчика-сказителя, который представляется читателю простым мастеровым или ремесленником. Лескову достаточно достоверно удалось создать образ рассказчика, который производит впечатление человека неглупого и любознательного, но малообразованного. Его неправильно построенная речь изобилует просторечными словами. Услышанные где-то ученые слова и термины он использует не совсем грамотно.

Своеобразный язык сказа эмоционально окрашен, неправильно употребленные слова и выражения создают комический эффект в литературном произведении. Используются рассказчиком в «Левше» необычные слова: пирамиды – «керамиды», микроскоп – «мелкоскоп», тужурок – «тужурные жилетки», пудинг – «студинг», аптека напротив – «противная аптека», таблица умножения – «долбица умножения», «полицейские – «публицейские», бульвар – «гульвар», барометр – «буреметр» и пр.

Эти ошибки хотя и смешны, но не лишены закономерности, в них отразилось народное понимание вещей. Рассказчик искажает названия незнакомых и чужестранных вещей в соответствии со своими представлениями о них. Такие произвольные толкования слов относят к области народной этимологии[3]. Однако подобные «неправильные» слова не затрудняют чтение, а создают атмосферу непринужденного рассказа человека из народа.

В сказе аллегорически[4] сочетаются вымысел и реалии. Действие сказа «Левша» связано с историческими событиями, реальными людьми и географическими названиями. Есть упоминание о Венском конгрессе (1814 г.-1815 г) после которого Александр I решил в европейских государствах «чудес посмотреть», рассказывается и о кончине царя в Таганроге в 1825 году. После повествуется о правлении Николая I, который в отличие от брата, не хотел признавать превосходство иностранных мастеров, стремился доказать с помощью народных умельцев высокий уровень мастерства русских. В народном понимании взгляды двух императоров о способностях русских мастеров противоположны. Исторические личности, их поведение и поступки описаны с точки зрения простолюдина.

Реальным лицом был и атаман Платов, который в сказе служил обоим императорам. Настоящий же М. И. Платов в числе отличившихся полководцев сопровождал в 1814 г.-1815 г. Александра I в поездке по Европе и посетил с ним Лондон. Но атаман не мог состоять на службе при Николае I, потому что скончался в 1817 г.

В сказе «Левша» атаман Платов – человек простого звания, дослужившийся до высокого положения благодаря своей храбрости на войне. Не боится он высказывать свое мнение и императору, атаман – человек с широкой русской душой, крутым характером. Платова «царедворцы терпеть не могли» за его веру в способности русского народа, да и он царскую свиту не жаловал. Но поражает равнодушие Платова к судьбе Левши, не принятого в больницы из-за отсутствия документов, оставшихся дома по вине атамана, который увез его в спешке. Платов потешил свое честолюбие, поразив императора и англичан умением туляков. Сначала он наградил Левшу, но после отказался помочь умирающему умельцу.

4 platov i levsha
Платов и Левша

Никто не посчитал нужным позаботиться о бедном человеке, отстоявшем честь страны. Равнодушие и недальновидность царских чиновников привели к отставанию России в техническом развитии от европейских стран. Противопоставлены качествам чиновников жизнестойкость народного характера, гуманные и нравственные принципы простого человека, у которого «хоть и шуба овечкина, но душа человечкина». 

В повествовании встречаются еще имена реальных людей того времени. Дипломатично «пускает пыль в глаза» министр иностранных дел граф К.В. Нессельроде, называемый рассказчиком «Кисельвроде». Левшу по его распоряжению перед поездкой в Англию не только подстригли, помыли, но и приодели в кафтан с «придворного певчего», чтобы произвести впечатление, что у мастера какой-нибудь чин пожалованный есть. В сказе в числе царедворцев, которые пренебрежительно отнеслись к предостережению народного умельца, упоминаются министр путей сообщения П.А. Клейнмихель, военный министр князь А.И. Чернышев, генерал И.Н. Скобелев. В отличие от простого мужика этих государственных мужей не волновало состояние русского оружия и судьба Отечества.

Значимость сказа «Левша» в русской литературе

«Сказ о тульском косом левше и стальной блохе» современники писателя восприняли неоднозначно. Одни полагали, что в образе Левши воспеты любовь к Родине, талант и бескорыстие русского человека, думающего даже перед лицом смерти о благе государства. Другие считали образ Левши издевательской насмешкой над простоватостью, грубостью, невежеством и непрактичностью русского народного умельца, растратившего свой талант впустую.

«Аглицкую» механическую блоху Левша подковал, но только она перестала после этого плясать. Левша совершил исключительный поступок и одновременно допустил техническую бессмыслицу. Эта двойственность русского характера раздражала и славянофилов, и западников. Лесков же заставил задуматься о судьбе талантливого труженика из народа, без труда которого не может развиваться и процветать государство.

 

Словарь

По наитию – бессознательно, интуитивно

Абразивный – используемый для шлифования, полировки металлических деталей.

Этимология – наука, исследующая происхождение слов.

Аллегорический – иносказательный.  

 

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

Вопрос: 1
Как Лесков определил жар своего произведения?
1Былина
2Сказка
3Сказ
Ответить
3
Вопрос: 2
Основной темой сказа является
1Судьба самобытного таланта русского человека
2Отношения власти и народа
3Противопоставление технического развития разных стран
Ответить
1
Вопрос: 3
Какой герой в заграничной поездке убежден, что «свое не хуже есть»?
1Император Николай I
2Атаман Платов
3Император Александр I
Ответить
2
Вопрос: 4
Какое поручение дал Николай I Платову
1Найти русских мастеров, чтобы они превзошли в мастерстве англичан
2Сделать копию чудо-блохи
3Починить механизм блохи
Ответить
1
Вопрос: 5
Тульские мастера блоху
1Починили
2Усовершенствовали
3Подковали
Ответить
3
Вопрос: 6
Зачем Платов привез Левшу в Петербург?
1Чтобы государь его наградил
2Чтобы наказать
3Чтобы мастер отвечал лично перед государем за то, что туляки сделали с блохой
Ответить
3
Вопрос: 7
Какой секрет перед смертью хотел передать Левша
1Изготовления английских ружей
2Не покупать английские ружья
3Не чистить стволы ружей кирпичом
Ответить
3
Допущено ошибок:
Оценка:
Подробнее
Ваши ответы:
1 вопрос:

Как Лесков определил жар своего произведения?
1) Былина 2) Сказка 3) Сказ
2 вопрос:

Основной темой сказа является
1) Судьба самобытного таланта русского человека 2) Отношения власти и народа 3) Противопоставление технического развития разных стран
3 вопрос:

Какой герой в заграничной поездке убежден, что «свое не хуже есть»?
1) Император Николай I 2) Атаман Платов 3) Император Александр I
4 вопрос:

Какое поручение дал Николай I Платову
1) Найти русских мастеров, чтобы они превзошли в мастерстве англичан 2) Сделать копию чудо-блохи 3) Починить механизм блохи
5 вопрос:

Тульские мастера блоху
1) Починили 2) Усовершенствовали 3) Подковали
6 вопрос:

Зачем Платов привез Левшу в Петербург?
1) Чтобы государь его наградил 2) Чтобы наказать 3) Чтобы мастер отвечал лично перед государем за то, что туляки сделали с блохой
7 вопрос:

Какой секрет перед смертью хотел передать Левша
1) Изготовления английских ружей 2) Не покупать английские ружья 3) Не чистить стволы ружей кирпичом
Посмотреть ответы
Правильные ответы:
1 вопрос: Сказ
2 вопрос: Судьба самобытного таланта русского человека
3 вопрос: Атаман Платов
4 вопрос: Найти русских мастеров, чтобы они превзошли в мастерстве англичан
5 вопрос: Подковали
6 вопрос: Чтобы мастер отвечал лично перед государем за то, что туляки сделали с блохой
7 вопрос: Не чистить стволы ружей кирпичом