Литература
Н.В. Гоголь. «Ночь перед рождеством»
План урока:
Краткий пересказ повести «Ночь перед Рождеством»
Фольклорная основа, своеобразие языка повести
Фантастические образы сил зла, их существование в мире людей
Исторические личности и подлинные события в сюжете
Самобытность«Вечеров на хуторе близ Диканьки»
Краткая биография Н.В. Гоголя
Замысел«Вечеров на хуторе близ Диканьки» и его воплощение
Николай Гоголь родился в семье мелкопоместного дворянина в малороссийском городке Великие Сорочинцы 20 марта 1809 г. Рос мальчик в имении отца Васильевке неподалеку от села Диканька. Его отец Василий Афанасьевич получил духовное образование, но служил в армии, после был чиновником в почтовом ведомстве. Выйдя в отставку, жил в своем имении, посвятив себя семье. Велико было влияние отца на формирование личности сына: глава семейства был знатоком родной культуры и поэзии, человеком с литературным талантом и чувством юмора, написал несколько комедий о малороссийской жизни, которые ставились в домашнем театре. Благодаря матери и бабушке, которые были прекрасными рассказчицами, Гоголь с раннего детства был знаком с народными поверьями, приметами, преданиями и сказками. Много загадочных и сказочных историй он слышал во время народных гуляний, на ярмарках, на вечерних посиделках.
В 10-летнем возрасте Николай был отдан в училище в Полтаве, после в Нежинский лицей, где проучился 7 лет. В 1828 г. Гоголь уехал в Петербург, чтобы поступить на службу. Он был полон желания послужить Отечеству по ведомству юстиции, чтобы «законами исправлять порядки и нравы». Однако карьера чиновника скоро Гоголя разочаровала и потеряла для него ореол «великого служения родине». Служба показалась ему бесплодным и скучным занятием. Он пробовал стать актером, решил испытать себя на литературном поприще. Гоголь под псевдонимом В. Алов напечатал небольшим тиражом на собственные средства поэму, которую сочинил еще в Нежине. Вышли только две рецензии, отзывы на поэму были разгромными. Потрясенный Гоголь выкупил все непроданные в книжных лавках экземпляры своего произведения, сжег и решил стихов более не писать. Он снова поступил на службу, подрабатывал частными уроками. Гоголь продолжал пробовать себя в писательском ремесле, в 1830 г. была опубликована в журнале его первая повесть без имени автора «Ночь накануне Ивана Купала».
Еще в годы учебы Гоголь стал записывать все интересное, что узнавал, эти записи он называл «Книгой всякой всячины или Подручной энциклопедией». Большая часть записей представляла собой сведения о быте, нравах, преданиях Малороссии. Он решил написать о том, что ему хорошо знакомо: о жизни малороссийского народа.Гоголь просил мать и сестер писать ему об особенностях народного быта, обычаях, деталях национальной одежды. Так началась работа над созданием сборника «Вечера на хуторе близ Диканьки». Четыре повести были завершены к лету 1831 г. и составили первую часть сборника. Эта книга стала подлинным дебютом писателя.
В 1830 г. Гоголь встретился с издателями П.А. Плетневым и А.А. Дельвигом, завязал знакомство с поэтом В.А. Жуковским. Весной 1831 г. Жуковский познакомил молодого литератора с А.С. Пушкиным. Эти знакомства помогли Гоголю обрести веру в свои писательские способности. Рукопись «Вечеров на хуторе близ Диканьки» была отдана в печать. Гоголь осознал, что его сочинение ждет популярность во время посещения типографии: он застал наборщиков, которые «помирали со смеху, набирая его книгу».
Пушкин оценил высокую художественность и юмор повестей, написал, что «Вечера» его изумили «своей веселостью, искренней, непринужденной». Уже в сентябре 1831 г. книга была напечатана и поступила в продажу, ее стремительно раскупали. К двадцатидвухлетнему писателю пришла слава, теперь главным делом в жизни Гоголя стала литература. Вторую часть «Вечеров на хуторе близ Диканьки»Гоголь дописал в марте 1832 г. Сборник включает с себя 8 разнородных по стилю и тематике повестей.Издатель Плетнев посоветовал автору придумать персонаж, который бы стал связующим звеном для всех повестей.
Таким персонажем стал рассказчик – пасечник Рудый Панько, в этом прозвище был намек на истинного автора. Рудый – значит рыжий, у Гоголя были рыжеватые волосы. Панько – имя деда Гоголя. Так Рудый Панько стал литературной маской Гоголя.
В доме на пасеке вечерами собираются любители поговорить и рассказывают свои истории, особым талантом рассказчика выделился дьякон церкви в Диканьке, который поведал сюжеты для трех повестей. Сам хозяин был не только рассказчиком, но и стал составителем сборника, его издателем, написал предисловие. Образ Рудого Панька позволил объединить реалистические, комические, мистические повести в единую книгу.
В повестях изображение реалий сельской малороссийской жизни тесно переплетено с таинственным мифическим миром, заимствованным из устного народного творчества. Гоголь создал поэтический образ родной ему Малороссии с ее вольнолюбивым веселым народом, пленяющими своей красотой пейзажами, неповторимой атмосферой народных сказок, песен, поверий, примет, преданий. Автор сумел передать представления народа о таинственных явлениях, нечистой силе, потусторонней жизни.
Вторая часть сборника начинается повестью «Ночь перед Рождеством», которую Гоголь начал писать в 1830 г. и закончил в начале 1832 г. Название повести указывает, что действие происходит на кону невеликого праздника.
Краткий пересказ повести «Ночь перед Рождеством»
Панорама сельской жизни: обряды, поверья, обычаи рождественского праздника
Начинается повествование картиной чудесной светлой зимней ночи, тихой и торжественной: «Глянули звезды. Месяц величаво поднялся на небо…» Природа словно застыла в ожидании волшебства. Прилетевшая на метле ведьма стала собирать с небесного свода звездочки. Черт же стащил месяц и засунул в карман. Он мечтал напакостить кузнецу Вакуле, написавшему картину со сценой Страшного суда, на котором черта избивали грешники. Пока черт кокетничал с ведьмой, зажиточный козак Чуб со своим кумом, несмотря на наступившую темноту, на правился к дьячку[1] на угощение.
Ведьма
Оставшаяся дома его дочь Оксана любовалась собой в зеркале, принаряжаясь. К девушке зашел влюбленный в нее Вакула. Избалованная красавица любила посмеяться над ним. В досаде кузнец по ошибке вытолкал заблудившегося в темноте и вернувшегося Чуба из его же дома. Подгулявший Чуб подумал, что забрел в чужую хату и узнал кузнеца. Сообразив, что Вакула не у себя дома, решил заглянуть к его матери Солохе.
Солоха и Чуб
Оксана заметила на одной из забежавших к ней подружек красивые черевички. Вакула пообещал добыть ей редкой красоты черевички. Девушка перед подругами дала обещание, если он привезет ей черевички, как у царицы, то станет его женой.
А к веселой Солохе стали наведываться гости. Сначала увязался за вдовушкой черт, который с появлением сельского головы[2] затаился в мешке из-под угля. Едва голова принялся за угощение, как донесся из-за двери голос дьяка, и ему тоже пришлось спрятаться в мешке. У дьяка не осталось иного выбора, как тоже лезть в мешок, потому что явился Чуб. И этого ухажера Солоха тоже запихнула в мешок из-за вернувшегося Вакулы. Кузнец, решив прибраться, выносит мешки из хаты. Оставив себе самый маленький мешок, подумав, что в нем инструменты, он крикнул гуляющей толпе слова прощания и уходит, не ведая, что несет за спиной черта. По Диканьке поползли слухи, что кузнец повредился умом, повесился или утопился.
Отчаявшийся парень решил прибегнуть к помощи нечисти и пошел просить совета у Пузатого Пацюка, который был «сродни черту». Тот же намекнул, что черт у кузнеца за спиной. Черт стал соблазнять Вакулу деньгами, сулить любовь Оксаны, но кузнец с помощью крестного знамения лишает нечистого его силы и принуждает к послушанию.
Оседлав черта, он летит в Петербург, встречается с запорожскими казаками, которые везли царице прошение. С запорожцами кузнец попадает во дворец на прием к Екатерине II, у которой простодушно просит башмачки. Царица, удивленная просьбой, ее выполняет.
Черт и Вакула
Вернувшись в Диканьку, Вакула понимает, что Оксана его любит. Он преподносит подарки Чубу и сватает его дочь. После женитьбы кузнец построил себе новую хату, нарисовал еще одну картину про черта, изобразив его в омерзительном виде.
В «Ночи перед Рождеством» волшебные происшествия описаны на фоне реалистичной картины народной жизни. Автор детально передал подробности быта малороссийского народа, дал представление о его культуре. В повести описаны народные традиции Рождества. С наступлением этого христианского праздника начинались святочные гуляния, во время которых было принято колядовать[3]. Этот языческий ритуал в честь бога солнца Коляды с праздничным песнопением и красочным маскарадом прижился в православной традиции. Поющую ряженую молодежь, которая ходила с поздравлениями по домам, хозяева благодарили угощением или монетами. Этот обычай на Рождество создавал сказочную и праздничную атмосферу.
Фольклорная основа, своеобразие языка повести
Образы Вакулы, Оксаны
При написании повести «Ночь перед Рождеством» Гоголь воспользовался малороссийской сказкой о кузнеце и черте и сказанием о благочестивом живописце, изобразившем беса в храмовой росписи.Нечисть в повести, подобно сказочным персонажам, высмеивается и наказывается,добро одерживает победу над злом.
Вакула и его возлюбленная Оксана похожи на героев народных сказок. Смелый молодец полюбил капризную красавицу, которая придумала для него испытание: достать черевички, как у царицы. Путешествие для отважного героя оказывается непростым, но он подчинил своей воле черта и слетал на нем в столицу. Вернувшийся чудесным образом Вакула с черевичками царицы посватался к преобразившейся красавице. Завершение любовной истории напоминает счастливый конец сказки.
Вакула и Оксана
Художественное своеобразие языка повести, не похожего на литературный язык произведений иных писателей, помогает познать глубины народной культуры. Автор словно спрятался за рассказчика повестей Рудого Панька – носителя колоритной речи, которая пестрит украинизмами и просторечиями. Но в описаниях природы лирический язык и использование книжных оборотов речи указывают на образованного рассказчика, который в душе поэт-романтик. Отличительной особенностью языка повести является искрометный юмор и комическая игра слов в описании персонажей, их речи. Излюбленным юмористическим приемом Гоголя стала гипербола. Например, в описании Пацюка говорится, что этот запорожец наедался как шесть мужиков, пил сразу по ведру, был так толст, что не мог пролезть в двери.
Главный герой «Ночи перед рождеством» Вакула – не только мастер своего кузнечного дела, но и неплохой живописец. Парубку[4] присуща независимость, смелость, смекалка и ловкость, он способен ради любви на самопожертвование. Он винит себя за то, что хотел вступить с нечистой силой в сговор, кается в грешном порыве погубить свою душу, готов исповедоваться и отмаливать свою вину перед Богом и людьми. Не случайно кузнец сблизился с запорожскими казаками, в образе Вакулы показан вольнолюбивый дух украинского народа.
В образе Оксаны представлена беспечная, легкомысленная и привередливая девушка. Она единственная избалованная дочь зажиточного козака Чуба. Оксана красива, у нее было много поклонников, которые не выдерживали ее капризов. Только Вакула, над которым она потешалась, был терпелив. В разлуке Оксана осознала, как ей дорог Вакула, когда до нее дошли слухи о его гибели, стала винить себя в неразумном поведении. Ведь не нужны ей были черевички, а дорога была любовь кузнеца.
Фантастические образы сил зла, их существование в мире людей
В предрождественскую ночь силы зла словно стараются успеть выместить зло на «добрых людях», навредить им. К силам зла в повести относятся ведьма, черт и колдун, которые норовят склонить людей к греху, отворотить их от добра. С этими персонажами связаны сверхъестественные происшествия. Чтобы помешать людям веселиться и колядовать, нечистая сила старается разрушить очарование рождественской ночи, делает все, чтобы мир погрузился во мрак: ведьма собирает на небе звезды, черт крадет месяц. Темные силы существуют в двух мирах, реальном и фантастическом, между которыми стерты границы. Нечистой силе ничто человеческое не чуждо.
Черт в народной мифологии наделен непривлекательным «животным» обликом: рога, копыта, хвост, мордочка с козлиной бородкой, нос-пятачок, как у свиньи. Гоголь портрет черта дополняет деталями, которые приближают его к человеку: «не белее трубочиста», повадками похож на немца (так называли всех чужаков), тонкими ножками на проворного франта, сзади черт напоминал провинциального стряпчего[5] в мундире. Проявляет себя черт как ухажер Солохи: целует ей ручки, охает, хватается за сердце. Он хитрый, ловкий, мстительный и трусливый проказник. Даже в мистической ситуации похищения месяца черт иронично изображен как мелкий воришка, сующий себе в карман украденную вещь.
Образ Солохи-ведьмы еще более очеловечен, в ее натуре колдовские чары и бытовые интересы присутствуют в равной степени. Лукавая вдовушка «очаровывает» самых богатых и степенных казаков Диканьки, более всего ее привлекает Чуб, она мечтает прибрать к своим рукам его богатое хозяйство. После ночного полета за звездами ведьма становится расторопной хозяйкой, занимается домашними делами. У Солохи благочестивый сын, она и сама ходит в церковь. Но вера ее показная, она в сочельник, когда еще не завершился строгий пост, устраивает разгульные посиделки для своих ухажеров.
В этой компании нечисти самым безвредным оказался хитроумный и неразговорчивый колдун Пацюк, который внешним видом и образом жизни напоминал запорожского казака. Он был настолько ленив, что ему просто неохота творить зло. Своими чарами он пользуется для поедания галушек[6] и вареников, ему лень протянуть руку и есть ложкой, еда сама залетает ему в рот.
Между добром и злом в повести есть определенные связи: ведьма Солоха была матерью набожного кузнеца, Пацюк помогал иногда своим односельчанам как знахарь, черт вынужден подчиниться воле человека. Нечистая сила не вызывает страх, эти мистические образы в повести «Ночь перед Рождеством» Гоголем изображены с юмором, они нелепы и смешны. Попытки нечисти разрушить мир красоты и любви так и не увенчались успехом.
Пузатый Пацюк
Исторические личности и подлинные события в сюжете
Историческая линия в сюжете повести придает фантастическим событиям иллюзию достоверности. В повести «Ночь перед Рождеством» описан конкретный исторический факт и имеющие к нему отношение люди: Екатерина II, государственный деятель князь Григорий Потемкин. Упоминание о человеке с бледным лицом в простом камзоле[7] указывает на далекого от придворной жизни Д.И. Фонвизина, великого русского сатирика, автора комедии «Недоросль». Действие повести относится ко второй половине XVIII в. В повести описано реальное событие: делегация запорожцев в декабре 1774 г. посетила Екатерину II с прошением сохранить Запорожскую Сечь, которую было решено упразднить. Власти были обеспокоены казачьим восстанием Емельяна Пугачева, который намеревался обратиться за поддержкой к запорожцам. Императрица дала обещание сохранить запорожскую вольницу, но через год по ее приказу казацкое войско было распущено, а Запорожская Сечь ликвидирована.
Запорожцы во дворце
Самобытность книги «Вечера на хуторе близ Диканьки»
«Вечера на хуторе близ Диканьки» были написаны в невиданной прежде манере.Своеобразие языка повестей, колоритные картины малороссийского быта, блистательный юмор произвели огромное впечатление на читателей. Критик В.Г. Белинский назвал эти повести «поэтическими грезами Гоголя». О повести «Ночь перед Рождеством» критик написал, что Гоголем представлена «полная картина домашней жизни народа» с его «радостями и горестями». К этой повести, представляющей собой уникальный сплав из народной сказки, бытовой юмористической повести и исторической хроники, не ослабевает читательский интерес и в наши дни.
Словарь
1. Дьячок – церковный служитель низшего звания.
2. Сельский голова – староста, главная выборная должность в украинском селе.
3. Колядовать – обрядовые песнопения накануне Рождества.
4. Парубок – так на Украине называли молодого человека, парня.
5. Стряпчий - должность мелкого чиновника по выполнению различных поручений.
6. Галушки – отваренные кусочки теста.
7. Камзол – старинный короткий приталенный мужской жилет.
В материалах урока использованы кадры из к/ф "Ночь перед Рождеством!"
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
В какие годы писалась повесть «Ночь перед Рождеством»
1) 1831 г. – 1833 г. 2) 1829 г. – 1831 г. 3) 1830 г. – 1832 г.
В состав какого сборника была включена «Ночь перед Рождеством»?
1) «Миргород» 2) «Вечера на хуторе близ Диканьки» 3) «Петербургские повести»
Какую месть кузнецу за свое изображение на картине придумал черт
1) Пожаловаться Солохе 2) Поссорить с Оксаной 3) Украсть месяц, чтобы Чуб, побоявшись темноты, остался дома и не пустил кузнеца к дочери
Какое желание Оксаны пообещал выполнить Вакула
1) Принести черевички царицы 2) Стать богатым 3) Нарисовать ее портрет
Сколько представителей нечистой силы изображено в повести
1) Трое: Солоха, черт, Пацюк 2) Двое: черт и Солоха 3) Один: черт
Как кузнец принуждает черта к повиновению
1) Крестным знамением 2) С помощью святой воды 3) Угрозами
Каким образом кузнец добрался до Петербурга
1) С попутными купцами 2) При помощи Пузатого Пацюка 3) Верхом на черте
Какой была реакция царицы на просьбу Вакулы
1) Была возмущена наглостью кузнеца 2) Была растрогана его простодушием, повелела принести ему свои башмачки 3) Оставила просьбу без внимания
Какой известный писатель был изображен вместе с Екатериной II
1) Д.И. Фонвизин 2) Н.М. Карамзин 3) Г.Р. Державин