Русский язык

Урок 8: Наша речь

Наша речь

Здравствуй, дорогой первоклассник. Ты приступаешь к изучению самого могучего языка в мире. Тебе предстоит изучать русский язык. Для того, чтобы хорошо усвоить материал,надо познакомиться с речью и узнать что это такое. Желаем успехов!

План урока:

Язык и речь

Значение языка и речи в жизни людей

Виды речи

Речь устная и речь письменная

Русский язык – язык русского народа

Словарные слова: язык, русский язык.

 

Язык и речь

Каждый человек владеет большим сокровищем – речью. Это способность человека думать, говорить, выражать чувства, понимать людей. Родной речью люди овладевают постепенно. С момента рождения ребенок произносит звуки, потом слова, фразы и предложения. С развитием человека развивается и совершенствуется речевое сознание.

Русская речь богата и разнообразна. По ней узнают человека, владение речью отличает людей от животных, которым такая особенность не дана.

sovaЗадачи речи:

Научить:

- понимать и мыслить;

- разговаривать и общаться;

Развить:

- мышление и логику. (источник изображения)

 

Культура речи. Волшебные слова нашей речи

Культура речи показывает воспитанность и образованность человека. Она должна быть понятной, красивой, выразительной. В разговоре используют волшебные слова нашей речи. Их немного, но с ними приятнее и легче общаться, располагать людей, показывать доброжелательность и великодушие. Добрые, вежливые, воспитанные дети и взрослые всегда употребляют слова благодарности (спасибо, пожалуйста), приветствия и прощания (здравствуйте, добрый день, до свиданья, всего хорошего), извинения (извините, простите), знакомства (рад познакомиться, очень приятно), просьбы (окажите любезность, прошу).

slova

Особенности речи состоят в наличии ее видов (устная и письменная речь) и форм (монологическая и диалогическая),а также она напрямую связана с языком. (источник изображения)

 

Значение языка и речи в жизни людей

Язык имеет два значения:

  1. человеческий орган, который находится у нас во рту.
  2. инструмент, при помощи которого происходит общение между людьми.

Основными работниками инструмента общения являются слова. Они строят предложения. Из этих двух составляющих строится беседа, разговор. Сказки, рассказы, вопросы – это речь. С помощью нее мы передаем мысли. При помощи общения образовывается речевое действие.

 

Чем отличается речь от языка?

 

Язык:

– инструмент общения;

– история народа;

– не изменяется

Речь:

– способность человека говорить;

–характерна лишь конкретному человеку;

– имеет много вариантов;

 

 

           slova2

(источник изображения)

 

С чем можно сравнить язык и речь?

Язык неизменен, неподвижен, его можно сравнить с высоким, крепким зданием, где важен каждый кирпичик. А речь можно сравнить с ветром – она постоянно изменяется.

 

Виды речи

rech

1) Внешняя и внутренняя.

Внешняя – общение с разными людьми, внутренняя – общение с собой.

2) Устную и письменную.

3) Пассивная (чтение, слушание) и активная (говорение, письмо).

4) Монологическую и диалогическую. (источник изображения)

 

В далекие времена, когда люди жили в пещерах, охотясь, добывали пищу, человечество не умело писать и читать. Но их быт, деятельность, а в основном преобладали торговля и ремесла, привели к возникновению письменности. Пиктографическое письмо считается самым ранним видом.

Но к нам дошли различные песни, сказки, истории. Как же такое случилось? Люди передавали сказки, истории, обычаи и традиции из уст в уста. Так произошла устная речевая деятельность. В создании данного вида принимает участие наш рот, но в древние времена вместо «рот» говорили «уста», от этого и произошло название «устная».

C развитием общества, люди стали пытаться сохранить, обозначить многие факты жизни, истории. Они придумывали и писали различные знаки на стенах пещер, на шкуре животных, позже на пергаменте, которые превратились в алфавит. Так возникла письменная речевая деятельность.

 

Интересный факт!

picto

Пиктограмма – рисунок, изображенный схемами, передает информацию об истории, явлениях и предметах. Но таким письмом могли передаваться лишь маленькие сообщения.

Позже люди научились передавать информацию при помощи условных знаков, которые стали использоваться в пиктограммах. Солнышко изображалось кругом в середине другого круга, а вода изогнутой линией, которая напоминала волну.

 

Письменная история берет свое начало около 3200 г. до нашей эры, первооткрывателями стали шумеры в Месопотамии.

stilos

Стилос – перо из тростника с концом в виде треугольника. Знаки писали на глиняных плитах, которые после высушивали на солнце. Плиты сохранялись долгое время. (источник изображения)

Вскоре знак начал обозначать и звук. Письмо назвали иероглифическим. Создано в Древнем Египте в 3100 г. до н.э. оставалось неизменным в течении трех тысяч лет. В это время появился папирус. Древние египтяне делали надписи на нем. 

egypt

(источник изображения)

Иероглифическая письменность распространилась в Китае, Японии и Корее. Кто хотел уметь писать, должен был запомнить огромное количество знаков, поэтому немногие люди умели писать и читать.

Первый алфавит появился в 1700 г. до нашей эры. Состоял из 30 символов, каждый из которых обозначал определенный звук.

 

rech2 Речь устная и речь письменная

Чтобы владеть и использовать устную речевую деятельность, надо уметь говорить, знать значение слов и уметь строить предложения. Чтобы владеть и пользоваться письменной речью - надо знать алфавит, как читаются слова, и уметь писать. (источник изображения)

В речевой деятельности используются:

- интонация

- эмоциональность

- дикция

- жестикуляция

Данный вид речевой деятельности делится на диалогическую и монологическую.

Обрати внимание на текст:

uchit- Добрый день, Анна Ивановна, как дела?

- Здравствуй, Сережа! Спасибо, все хорошо! А как дела у тебя?

- У меня плохо.

- Что случилось?

- А! Двойку схлопотал по русскому языку.

- Что же ты, Сережа, домашнее задание не выучил?

- Да, Анна Ивановна, вчера, вместо того, чтобы к уроку подготовиться, я с ребятами пошел в мяч гонять. А теперь боюсь родителям сказать, заругают ведь.

- Вот что, Сережа. Иди домой и расскажи все родителям. Уверена, за правду ругать не будут, но завтра исправь оценку.

- Хорошо, Анна Ивановна. Так и сделаю. До свиданья!

- До свиданья.

В разговоре Анны Ивановны и Сережи используется устная передача информации. Если участников разговора двое, то речь - диалогическая. (источник изображения)

В русском языке слово «диалог» появилось благодаря греческому языку, где «диа» означает «два», а «лог» - «говорить». Дословно, в переводе на русский язык, это слово обозначает «двое говорящих». Данный вид общения активно поддерживается собеседником. Обрати внимание, что в диалоге используются волшебные слова.

Прочитай текст:

grustСегодня я пришел домой грустный и мама заметила. Она спросила, что случилось и я не смог сдержаться. Я начал рассказ: «Был урок математики, и Марья Ивановна вызвала меня к доске решать сложную задачу про конфеты и мандарины. Но вот беда, решение задачи никак не получалось. Я простоял у доски пятнадцать минут, так ничего и не решил. Марья Ивановна разозлилась, хлопнула ладонью по столу и сказала, чтобы я, неуч, шел на место, и поставила единицу. Меня обидело это до глубины души, я еле сдержал слезы, но не заплакал. Я ведь мужчина!» (источник изображения)

Данный текст – пример монолога. В монологе участвует один человек. Слово «монолог» пришло из греческого языка. В греческом языке «моно» означает «один», а «лог» - «говорить». В переводе на русский получается «говорит один».

Также есть «полилог», где участников разговора больше двух человек.

Отдельный вид – внутренняя речь. Человек говорит про себя. Она беззвучна и возникает в процессе мышления.

Письменный вид передачи информации бывает художественный и научный. Прочитайте маленький кусочек текста: «Осень – золотая пора. Почему золотая? Она красит деревья в разноцветные краски. Желтые, зеленые, оранжевые, красные. Появляются грибы. Жаль, что реже солнышко радует нас своими теплыми лучиками и птицы улетают в далекие, теплые края».

Писатель с помощью слов пытается передать все яркие, выразительные краски осени. Это художественный текст. Он создается при помощи красивых, ярких, ласковых слов.

А вот еще один пример об осени «Осень – это холодное время года, которое следует за летом. Сентябрь, октябрь, ноябрь – осенние месяцы».

Этот текст более сдержанный, здесь не используются интересные и ласковые слова. Это научный стиль, потому что в нем содержаться строгие, четкие и точные слова.

 

Чем устная речь отличается от письменной?

1) в устной можно употреблять любые слова, а вот в письменной некоторые слова использовать нельзя, так как в языке есть определенные нормы письменной речи (нельзя использовать разговорные слова, слова-паразиты);

2) в устной можно использовать неполные предложения, что нельзя сделать в письменной;

3)в устной предложения короче, чем в письменной, потому как разговор сопровождается ситуацией. К примеру, если учитель в классе громко и сурово произнес слово «Ребята!», то дети сразу понимают, что надо создать тишину и внимательно слушать. В письменнойполностью ситуацию нам могут передать только сложные предложения;

4) в письменной конец предложения обозначается знаками препинания, показывая, что предложение закончилось, в устной достаточно сделать паузу.

 

Русский язык - язык русского народа

slavyan

Русский народ – один из самых древних народов человечества, который прошел многовековую историю.

С развитием общества формировался и укреплялся язык. Русский язык являлся родным для таких великих людей как князь Владимир Киевский, Михаил Ломоносов, Александр Пушкин, Сергей Есенин и другие.

Русский язык в современном мире очень востребован. Среди языков мира он занимает одно из первых мест.

Русский язык берет свои корни от родственных индоевропейских языков, которые происходят от индоевропейского праязыка. Он был родным для предков различных народов, которые проживали на территории Европы и Азии.

Русский – официальный язык Российского государства. Также это средство межнационального общения, так как на территории Российской Федерации проживают люди разных национальностей. Более того он является вторым родным языком для стран Украины, Белоруссии и некоторых других. Для иностранцев он очень тяжел в изучении, так как многие его особенности им не удается понять и освоить.

Этот язык красив, многогранен, и славится богатым словарным запасом. На нем были созданы величайшие произведения русской литературы. (источник изображения)

 

Словарные слова: язык, русский язык.

bookВ русском языке есть слова, написание которых очень сложно запомнить. Их нельзя проверить правилом, а можно проверить лишь заглянув в орфографический словарь. Мы предлагаем тебе, дорогой первоклассник, вести словарик для трудных слов и назвать его «Орфограммка».

И первые слова, которые мы запишем в наш словарик:

- «язык»  «русский язык»

Обязательно подчеркни ту букву, в которой можно сделать ошибку. (источник изображения)

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

Вопрос: 1
Какое умение отличает человека от животного?
1говорить
2ходить
3принимать пищу
Ответить
1
Вопрос: 2
Какие слова делают речь культурной?
1слова-паразиты
2волшебные
3никакие
Ответить
2
Вопрос: 3
Сколько значений имеет «язык»?
1два
2три
3одно
Ответить
1
Вопрос: 4
Сколько людей участвуют в диалоге?
1один
2два
3три
Ответить
2
Вопрос: 5
Сколько людей участвуют в монологе?
1один
2два
3три
Ответить
1
Вопрос: 6
Какое количество людей участвуют в полилоге?
1один
2два
3три и больше
Ответить
3
Вопрос: 7
Как обозначается конец предложения в письменной речи?
1ставится запятая
2ставится точка, вопросительный, восклицательный знак
3паузой
Ответить
2
Вопрос: 8
Как обозначается конец предложения в устной речи?
1ставится запятая
2ставится точка, вопросительный, восклицательный знак
3паузой
Ответить
3
Вопрос: 9
Выбери правильное написание словарного слова:
1азык
2йазык
3язык
Ответить
3
Допущено ошибок:
Оценка:
Подробнее
Ваши ответы:
1 вопрос:

Какое умение отличает человека от животного?
1) говорить 2) ходить 3) принимать пищу
2 вопрос:

Какие слова делают речь культурной?
1) слова-паразиты 2) волшебные 3) никакие
3 вопрос:

Сколько значений имеет «язык»?
1) два 2) три 3) одно
4 вопрос:

Сколько людей участвуют в диалоге?
1) один 2) два 3) три
5 вопрос:

Сколько людей участвуют в монологе?
1) один 2) два 3) три
6 вопрос:

Какое количество людей участвуют в полилоге?
1) один 2) два 3) три и больше
7 вопрос:

Как обозначается конец предложения в письменной речи?
1) ставится запятая 2) ставится точка, вопросительный, восклицательный знак 3) паузой
8 вопрос:

Как обозначается конец предложения в устной речи?
1) ставится запятая 2) ставится точка, вопросительный, восклицательный знак 3) паузой
9 вопрос:

Выбери правильное написание словарного слова:
1) азык 2) йазык 3) язык
Посмотреть ответы
Правильные ответы:
1 вопрос: говорить
2 вопрос: волшебные
3 вопрос: два
4 вопрос: два
5 вопрос: один
6 вопрос: три и больше
7 вопрос: ставится точка, вопросительный, восклицательный знак
8 вопрос: паузой
9 вопрос: язык