Русский язык

Урок 5: Наречие

Наречие

На этом уроке мы будем анализировать производную самостоятельную и неизменяемую часть речи – наречие. Занятие должно помочь реализовать несколько целей: научить школьников распознавать наречие среди других самостоятельных частей речи, развивать познавательную активность, воспитывать интерес к изучению русского языка.

План урока:

Наречие: определение и признаки

Грамматическая категория наречий

Степени сравнения наречий и их образование

Отличия между краткими прилагательными и наречиями

Синтаксическая роль наречий

 

Говоря о наречии, вспоминается интересное стихотворение, автор которого пожелал остаться неизвестным.

1 narechie

 

Наречие: определение и признаки

Научное определение понятия «наречие» звучит так:

2 narechie

Примеры:

(Когда?) Утром я отправилась на пробежку.

Дети говорили (как?) шепотом.

Дорога (куда?) наверх был трудной.

 

Наречия образовываются от качественных прилагательных с помощью формообразующих суффиксов -о-/-е-:

  • громкий→громко играть;
  • быстрый→быстро бегать;
  • искренний→искренне переживать;
  • внешний→внешне благороден.

 

Давайте выясним признаки наречия:

  1. Признак действия. Наречие в этом случае относится к глаголу (деепричастию) и дополняет его.

Они читали (как?) внимательно.

Он стремился попасть (куда?) домой.

 

  1. Признак признака. Наречие в предложениях дополняет имя прилагательное или причастие и зависит от него:

У нас получился (в какой степени?) весьма откровенный разговор.

В ночном клубе было (как?) очень громко.

Малыш порвал купленный (когда?)вчера свитер.

 

  1. Признак предмета. Наречие примыкает к имени существительному.

Она надела блузку (как?) наизнанку.

Он любил яйцо (какое?) всмятку.

По утрам папа пил кофе (какой) по-варшавски.

 

Грамматическая категория наречий

Наречие – особенная часть речи, которая не спрягается, не склоняется, не имеет окончаний. Она не образовывает формы числа, падежа, рода или лица.

Проследите:

Идти туда, идем туда, будем идти туда;

Крайне веселый, крайне веселая, крайне веселое.

В первом примере изменяется форма глагола, во втором – род имени прилагательного. Однако два разных наречия не изменились, они сохранили свою первоначальную форму.

 

Степени сравнения наречий и их образование

Наречия могут иметь две степени сравнения – сравнительную и превосходную. Кроме того, сравнительная степень наречий имеет простую и составную форму.

Сравнительная степень говорит о том, что признак проявляется в большей или меньшей степени. Ее простую форму можно образовать с помощью формообразующих суффиксов: -ее-/-ей-, -е- или -ше-:

  • смело – смелее;
  • быстро – быстрее, быстрей;
  • рано – раньше.

 

Сложную форму можно образовать методом прибавления к начальной форме наречия слов более или менее:

Ученикам предложили более интересное занятие, чем бесцельно сидеть в классе: полить цветы в школьном саду.

Ей стоило более мягко относиться к шалостям детей.

После слов командира солдат замялся и менее уверенно, чем минуту назад, описал численность противника.

Кухня выглядела менее аккуратно, чем остальные комнаты в доме.

 

Превосходная степень наречий показывает проявление признака в наибольшей степени. Она образовывается с помощью сочетания сравнительной степени наречий и местоимения всех или всего:

Кунгуру прыгает дальше всех.

Холоднее всего было ранней осенью, когда ветра дули со страшной силой.

 

Отличия между краткими прилагательными и наречиями

Нужно различать эти две части речи. Запомните, краткое прилагательное всегда относится к имени существительному и отвечает на вопрос: Каков? Какова? Каково?

Наречие с формообразующим суффиксом -о-, чаще всего, относится к глаголу и отвечает на вопрос: Как?

Сравните:

Их лицо спокойно. В этом предложении краткое прилагательное выступает сказуемым и отвечает на вопрос: Каково?

Они спокойно ответили на вопрос. В этом предложении слово «спокойно» является наречием, которое зависит от глагола «ответили». К нему сопоставим вопрос: Как? Синтаксическая роль в предложении – обстоятельство.

 

Синтаксическая роль наречий

Синтаксическая роль наречия представлена двумя членами предложения – обстоятельством и несогласованным определением.

В основном, в предложениях наречие употребляется в качестве обстоятельства и подчеркивается линией «штрих-точка-штрих-точка»:

Мы (как?) хорошо знали родителей.

Игорь вернулся (когда?) вечером.

Маша задержалась (до каких пор?) допоздна.

 

Если наречие зависит от имени существительного, в предложениях оно может играть роль несогласованного определения и подчеркивается волнистой линией:

Малыши устроили бег (какой?) наперегонки.

Посетительница заказала спагетти (какие?) по-милански.

Ее взгляд (какой?) искоса встревожил мужа.

 

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

Вопрос: 1
Найдите строчку с наречием:
1Ложь
2Настежь
3Выжмешь
4Брешь
Ответить
2
Вопрос: 2
Найдите предложение, в котором наречие относится к глаголу и означает признак действия:
1Петр живет весело
2Ее слишком быстрая разминка не понравилась тренеру
3В комнату они внесли стол боком
4Меня взбодрила вечерняя прогулка пешком
Ответить
1
Вопрос: 3
От какого слова образовалось наречие «пусто»?
1Пустота
2Впустую
3Пустошь
4Пустой
Ответить
4
Вопрос: 4
Найдите предложение, в котором выделенное слово является наречием и пишется через дефис:
1По(моему) мнению, эта затея – пустая трата сил
2Он хотел собрать о новой соседке (по)больше информации
3Она была (по)царски одета в шелка
4(По)твоему мнению, они не успеют на поезд?
Ответить
3
Вопрос: 5
Найдите предложение, в котором наречие выступает в роли несогласованного определения:
1Ребята шли шагом
2Она услышала шаги внизу
3Дима бежал вприпрыжку
4Ольга прочитала новый научный журнал внимательно
Ответить
2
Допущено ошибок:
Оценка:
Подробнее
Ваши ответы:
1 вопрос:

Найдите строчку с наречием:
1) Ложь 2) Настежь 3) Выжмешь 4) Брешь
2 вопрос:

Найдите предложение, в котором наречие относится к глаголу и означает признак действия:
1) Петр живет весело 2) Ее слишком быстрая разминка не понравилась тренеру 3) В комнату они внесли стол боком 4) Меня взбодрила вечерняя прогулка пешком
3 вопрос:

От какого слова образовалось наречие «пусто»?
1) Пустота 2) Впустую 3) Пустошь 4) Пустой
4 вопрос:

Найдите предложение, в котором выделенное слово является наречием и пишется через дефис:
1) По(моему) мнению, эта затея – пустая трата сил 2) Он хотел собрать о новой соседке (по)больше информации 3) Она была (по)царски одета в шелка 4) (По)твоему мнению, они не успеют на поезд?
5 вопрос:

Найдите предложение, в котором наречие выступает в роли несогласованного определения:
1) Ребята шли шагом 2) Она услышала шаги внизу 3) Дима бежал вприпрыжку 4) Ольга прочитала новый научный журнал внимательно
Посмотреть ответы
Правильные ответы:
1 вопрос: Настежь
2 вопрос: Петр живет весело
3 вопрос: Пустой
4 вопрос: Она была (по)царски одета в шелка
5 вопрос: Она услышала шаги внизу