Литература

Урок 13: Н.А.Некрасов «Железная дорога»

Н.А. Некрасов «Железная дорога»

Урок рассказывает о начале творческого пути Николая Алексеевича Некрасова и его стихотворении «Железная дорога».
 

План урока:

Факты творческой биографии Н.А. Некрасова

Особенности эпиграфа. Диалог-спор рассказчика с генералом

Роль пейзажа. Реальность и фантастика в стихотворении

Значение творчества Некрасова

 

Факты творческой биографии Н.А. Некрасова

Историческая основа написания стихотворения «Железная дрога»

Николай Некрасов принадлежал к старинному дворянскому роду. Родился он 28 ноября 1821 г. в малороссийском городе Немирове, где служил в полку его отец. Николай был старшим сыном, еще в семействе родилось 13 детей. Детские годы мальчика прошли в родовом имении Грешнево Ярославской губернии, куда семья переехала после отставки отца.Своим увлечением литературным творчеством Некрасов обязан матери, образованной женщине с хорошим воспитанием. Отец же был человеком малообразованным, деспотичным и грубым, с детства Николай стал свидетелем его жестокого обращения с крепостными крестьянами. Образ матери остался в произведениях Некрасова как идеал доброты, благородства и материнской любви, образ отца как необузданного тирана и самодура.

С 11 лет Николай учился в Ярославской гимназии, где он стал писать свои первые стихи. Семнадцатилетнего сына в 1838 г. отец отправил в Петербург для поступления на военную службу в Дворянский полк. Но юноша предпочел стать вольнослушателем в Петербургском университете на филологическом факультете. Началась столичная жизнь впроголодь и без шансов на нормальное существование, потому что разгневанный отец лишил своевольного сына денежного содержания. Некрасов ночевал в приютах для бездомных, выглядел так плохо, что ему подавали милостыню, как нищему. Юноша дал слово бороться за жизнь, не позволить себе умереть на чердаке или под забором. Молодому человеку хватило воли и силы духа, чтобы выбраться из бедности, он брался за любую работу, подрабатывал уроками, много писал для различных изданий.

В 1840 г. Некрасов, скопив немного денег, издал свой первый сборник «Мечты и звуки», который не был успешен. Молодой автор выкупил почти весь тираж и уничтожил. После этого он решил заняться издательским делом. Известность писателю принес в 1846 г. изданный им альманах «Петербургский сборник», в котором он собрал произведения талантливых авторов. Опубликованные в альманахе стихи Некрасова принесли ему первую славу.

В 1847 г. Н. Некрасов с литератором И. Панаевым выкупили права на журнал «Современник», в котором он был издателем и редактором до 1866 г. Журнал стал передовым изданием, с которым сотрудничали многие одаренные литераторы. Благодаря «Современнику» и его издателю стали известными Ф. Достоевский, Л. Толстой, И. Гончаров и многие другие писатели. Но став предприимчивым издателем и успешным литератором, дворянин Некрасов никогда не забывал о трудной жизни среди простых людей, полной лишений.Основными темами творчества Некрасова стали жизнь народа, тяжелая судьба рабочего крестьянина.

Одним из таких произведений стало стихотворение «Железная дорога», которое было создано Некрасовым в начале 1864 г., но цензурой был наложен запрет на публикацию. Стихотворение с указанием «Посвящается детям» все же было напечатано в ноябре 1865 г. в журнале «Современник». В день выхода журнала редакция получила от цензуры уведомление о предосудительном содержании стихотворения. Повторное предупреждение о закрытии журнала из-за политически опасных публикаций, таких как «Железная дорога», было получено от Министерства внутренних дел. Журнал был закрыт в мае 1866 г.

Основой сюжета стихотворения «Железная дорога»стали реальные события строительства дороги для обеспечения железнодорожного сообщения между Петербургом и Москвой.Строительство первой российской казенной железной дороги протяженностью 645 км. длилось с 1843 г. по 1855 г.Первоначально железнодорожное полотно планировалось длиннее. Император Николай I, не учитывая сложностей рельефа местности, обширных болот и труднопроходимых лесов, принял решение о прямом направлении и провел на карте схему дороги по линейке. Этот план превратил строительство в трудоемкий проект. Александр II своим указом в 1855 г. переименовал Санкт-Петербургско-Московскую железную дорогу в Николаевскую, тем самым объявив своего отца Николая I создателем дороги. Строительство обошлось казне в баснословную сумму – 67 млн. рублей золотом.

Руководителем строительного проекта был министр транспорта граф Петр Клейнмихель, который слыл безжалостным администратором, за взятки закрывавшим глаза на злоупотребления.Желая угодить царю быстрыми темпами работ, он стремился ускорить процесс строительства любыми средствами. В строительстве принимали участие инженеры, геодезисты, механики, но основной рабочей силой были государственные крестьяне и крепостные, которых помещики сдавали в аренду. Рабочих, живших в сырых и холодных землянках, заставляли работать до изнеможения.Строители получали мизерную плату (примерно 3 рубля в месяц), они облагались штрафами за любые нарушения, сталкивались с обманом со стороны начальства. Среди рабочих был высокий уровень смертности, число погибших и умерших от болезней и голода при строительстве точно неизвестно.

Некрасов прекрасно понимал историческую необходимость строительства дороги между двумя столицами. Но его интересовала не только экономическая выгода, которую принесла стране новая железная дорога, но страшная цена, заплаченная за эту дорогу. Обстоятельства строительства произвели сильное впечатление на поэта, поэтому он написал стихотворение, посвященное ужасному подневольному труду простых людей, положивших свои жизни ради появления железной дороги.В стихотворении Некрасовым указано пять тысяч жертв. Восстановление исторической справедливости стало для Некрасова главной поэтической задачей при создании стихотворения.

savickii remontnye raboty na zheleznoi dorogeК. Савицкий «Ремонтные работы на железной дороге»

Особенности эпиграфа. Диалог-спор рассказчика с генералом

Картины рабского нечеловеческого труда строителей дороги. Образ народа – творца общественных ценностей. Вера Некрасова в будущее России, мечта о «прекрасной поре» для народа

Обычно в качестве эпиграфа[1] автором приводятся пословицы или цитаты из других произведений.В этом же стихотворении дается фрагмент беседы отца с сыном, услышанной в вагоне поезда. По авторским ремаркам к репликам попутчиков мы получаем представление о героях. Мальчик Ваня одет в кучерской армячок, разновидность народного кафтана из грубого сукна. Но он не простолюдин, его отец одет в шинель «на красной подкладке», которую носили генералы. Поэтому простая одежда на генеральском сыне – это просто модное в обществе подражание народности, демонстрация мнимой близости к народу. Цинизмом пронизан ответ генерала, считавшего, что построил дорогу граф Петр Андреевич Клейнмихель, причастный к гибели простых тружеников.

Эпиграф наметил проблематику стихотворения, кого же считать настоящим строителем железной дороги: графа Клейнмихеля или безымянных рабочих?Бюрократическому мнению генерала противопоставлена народническая позиция рассказчика. По мнению рассказчика, вмешавшегося в разговор генерала с сыном, Николаевская «железка» построена руками русских мужиков, согнанных на строительство «царем-голодом».

Действительность пронизана фантастическим образом голода, который символично назван царем, потому что он правит людьми, принуждая их браться за тяжелую работу ради выживания. Голод«водит армии»,«в море судами правит»,гонит людей в артели, заставляет ходить за плугом, чтобы вырастить хлеб,«стоит за плечами каменотесов, ткачей».Подчас голодные люди, превозмогая непосильный труд и создавая новое, приносили себя в жертву техническому прогрессу.

Некрасов изобразил строительство железной дороги, нарисовав картины тяжелой жизни строителей, погибавших от изнурительной работы, болезней и голода. Используя самые примитивные орудия труда, как лопаты, кирки, ломы, кувалды, топоры, рабочие возводили железнодорожную насыпь, вручную укладывали шпалы и рельсы. Рассказчик, заметив, что вдоль дороги «насыпи узкие», где лежат «всё косточки русские», словно оживляет погибших строителей, благодаря которым была возведена железная дорога. Он обращает внимание Вани на терпение,усердие, «привычку к труду благородную» у простого мужика, который достоин уважения.

Поворотом в разговоре с Ваней стало замечание генерала, что не следует восхвалять всех мужиков, ведь талантливых людей среди простого народа нет, в основном,это – варвары и пьяницы, «не создавать – разрушать мастера». Генерал сам себе противоречит, комфортно путешествуя в уютном вагоне по железной дороге, построенной презираемыми им варварами.Он, вспоминая Колизей[2], Ватикан[3], статую Аполлона Бельведерского, мнит себя ценителем культурного наследия, к которому народ не имеет отношения. Но ругательства генерала в адрес народа раскрывают его собственный низкий уровень культуры.

Генерал настаивает, чтобы попутчик перестал пугать Ваню и рассказал о светлых сторонах народной жизни. «Светлую» и грустную картину окончания работ для простых мужиков показал автор. Для расчета с рабочими приехал подрядчик[4], и выясняется, что мужики ничего не заработали, а многие еще и остались должны. После всех вычетов за «больные» и «прогульные» дни, когда строители не могли работать из-за ненастья, их заработки ушли на покрытие недоимок[5] и штрафов.

Вместо заработанных денег купец выкатил бочку вина ради праздника, и благодарные мужики с криками «ура», забыв про обман с жалованием, радостно впряглись в телегу, чтобы прокатить «благодетеля».Горькая ирония звучит в картине такого народного праздника, ставшей свидетельством рабской покорности и забитости мужиков. Эта самая «светлая» сторона жизни народа в стихотворении стала самой отвратительной. Образ народа у Некрасова неоднозначен: с одной стороны, народ является творцом всех благ в обществе, с другой стороны, он темен, невежественен, покорен, безропотен. Народ способен снести не только суровую жизнь и каторжный труд, но и обиды, несправедливость со стороны хозяев и чиновников.

Неслучайно рассказчик обращается к ребенку, а не к попутчику генералу, который является представителем старого крепостнического уклада жизни с закостенелыми взглядами. Живой интерес мальчика и его искренний отклик вселяют надежду, что на смену бездушным генералам придет новое поколение, знающее свою историю и ценящее труд народа. Выносливость, терпение, привычка к труду – качества, за которые народ достоин лучшего будущего. Вера Некрасова в светлое будущее русского народа, который «вынесет все» и в «пору прекрасную» сможет дорогу себе проложить, звучит с сожалением, что автору и даже Ване не придется дожить до этого времени.

nikolaevskaya zheleznaya doroga
Николаевская железная дорога

Роль пейзажа. Реальность и фантастика в стихотворении

Смысл риторических вопросов. Своеобразие композиции и языка стихотворения

В первой части стихотворения «Железная дорога» дано описание осенней русской природы. Человек, описывающий вид из окна вагона, чувствует свежесть «ядреного» осеннего воздуха, бодрящего «усталые силы», мечтает выспаться на лоне природы. Картины природы для него представляются миром «покоя и простора», в них нет безобразия. Используя прием антитезы, Некрасов подчеркивает контраст в гармонии природы и противоречиями в мире людей, дисгармонией в общественных отношениях.

Правда о строителях дороги, рассказанная Ване при свете луны, обретает фантастические черты. Рассказчику и мальчику мерещатся таинственные видения на фоне лунной ночи: тени за морозными стеклами окон представляются толпой мертвецов, призраки пугают своим пением, в котором предстают ужасающие картины непосильного труда простых мужиков. При жизни с «вечно согнутой спиной» они надрывались в зной и холод, «жили в землянках», страдали от голода, болели, терпели нужду и грабеж начальства. Теперь же им «истлевать суждено» в земле по обочинам дороги.

Среди толпы мертвецов выделяется образ строителя-белоруса. В этом образе автор нарисовал реального труженика, который из-за тяжелого подневольного труда еще при жизни стал похож на мертвеца.Его портрет дает представление о состоянии человека, доведенного до крайней степени истощения: бескровные губы, тощие руки с язвами, опухшие ноги, впалая грудь, сгорбленная спина. Чтобы добыть себе хлеб, он вынужден долбить ежедневно лопатой мерзлую землю.

Рассказчик просит Ваню не страшиться «пения дикого», называя строителей братьями, «божьими ратниками», «мирными детьми труда», тем самым подчеркивает их предназначение. Как в сказочном сюжете призраки исчезают с первыми криками петуха, так и в стихотворении после «оглушительного» свистка паровоза пропала «толпа мертвецов». Ваня рассказал отцу об удивительном сновидении, но генерал отрицает способности невежественных мужиков. Автор же убежден, что простым народом созданы богатства страны.

К потомкам, пожинающим плоды их труда, обращен риторический вопрос[6] погибших строителей: «Добром поминаете или забыли давно?» В этом вопросе отражена идея памяти и благодарности создателям дороги. Официальная версия, объявившая графа строителем дороги, умалчивала о подлинных строителях, тем самым предав их забвению. Символично звучит после «отрадной» картины с бочкой вина для рабочих риторический вопрос, обращенный к генералу. Иронический вопрос,завершающий стихотворение, не предполагает ответа, он является утверждением правоты автора.

Стихотворение «Железная дорога» является небольшим по объему произведением, всего 148 строк. Но по масштабности изображения событий стихотворение иногда называют поэмой. К. Чуковский назвал его от первой до последней строчки «поэмой о России, о русском народе». Стихотворение представляет собой сложную форму, в которой отражены пейзажные зарисовки, живая беседа героев, сатирические картины, элементы фольклорной песни и фрагменты романтической баллады с мистическими видениями. Написано стихотворение четырехстопным дактилем[7], напоминающим ритм стука колес идущего поезда.

Поэтический язык Некрасова прост, поэт-публицист не сочинял, а передавал в стихотворной форме саму жизнь, самые грубые и неприглядные ее стороны. В стихотворении публицистическая, остросоциальная направленность и реалистическое изображение тяжелого труда строителей тесно переплетены с поэтическим описанием русской осенней природы и глубоким психологическим лиризмом.

glazunov illustracia
Илья Глазунов. Иллюстрация к стихотворению Н. А. Некрасова «Железная дорога». 1970 г.

Значение творчества Некрасова

Николая Алексеевича Некрасова считают истинно народным поэтом. В его новаторской поэзии появились новые темы и образы, благодаря ему обновился и обогатился поэтический язык, который стал близок к народной речи. Особое место отведено у Некрасова теме труда русского народа. Его произведения пронизаны глубоким сочувствием к человеку-труженику. В стихотворении «Железная дорога» описано время зарождения капитализма в России, Некрасов показал, какой ценой для простых людей утверждались в стране новые экономические отношения.Современные исследователи называют творчество Некрасова настоящей энциклопедией дореволюционной русской жизни, в которой отразилась целая эпоха общественного развития России.

Словарь

1. Эпиграф – небольшое изречение перед произведением, раскрывающее главную мысль произведения.

2. Колизей – древний амфитеатр в Риме.

3. Ватикан – резиденция папы Римского, музей.

4. Подрядчик – исполнитель работ для заказчика.

5. Недоимка – задолженность, налог.

6. Риторический вопрос – утверждение, сформулированное как вопрос, но не предполагающее ответа.

7. Четырехстопный дактиль – трехсложный стихотворный размер с ударным первым слогом.

 

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

Вопрос: 1
Стихотворение было написано в
11865 г.
21864 г.
31866 г.
Ответить
2
Вопрос: 2
Кто, по мнению генерала, построил железную дорогу
1Николай I
2Александр II
3Граф Клейнмихель
Ответить
3
Вопрос: 3
Основной темой стихотворения является
1Прославление графа Клейнмихеля
2Восстановление исторической справедливости по отношению к простым строителям
3Любовь к русской природе
Ответить
2
Вопрос: 4
Какую роль играет в стихотворении эпиграф
1Определил проблематику стихотворения, стал поводом для спора
2Указал имя подлинного строителя дороги
3Выразил отношение автора
Ответить
1
Вопрос: 5
Какую благородную привычку автор советует перенять у народа
1К веселью
2К труду
3К порядку
Ответить
2
Вопрос: 6
Кем считает генерал простых людей
1Невеждами
2Лентяями
3Варварами
Ответить
3
Вопрос: 7
Стихотворение заканчивается риторическим вопросом: «Кажется, трудно отрадней картину нарисовать, генерал?» В этом вопросе выражена
1Авторская горькая ирония
2Насмешка над генералом
3Радость за рабочих
Ответить
1
Допущено ошибок:
Оценка:
Подробнее
Ваши ответы:
1 вопрос:

Стихотворение было написано в
1) 1865 г. 2) 1864 г. 3) 1866 г.
2 вопрос:

Кто, по мнению генерала, построил железную дорогу
1) Николай I 2) Александр II 3) Граф Клейнмихель
3 вопрос:

Основной темой стихотворения является
1) Прославление графа Клейнмихеля 2) Восстановление исторической справедливости по отношению к простым строителям 3) Любовь к русской природе
4 вопрос:

Какую роль играет в стихотворении эпиграф
1) Определил проблематику стихотворения, стал поводом для спора 2) Указал имя подлинного строителя дороги 3) Выразил отношение автора
5 вопрос:

Какую благородную привычку автор советует перенять у народа
1) К веселью 2) К труду 3) К порядку
6 вопрос:

Кем считает генерал простых людей
1) Невеждами 2) Лентяями 3) Варварами
7 вопрос:

Стихотворение заканчивается риторическим вопросом: «Кажется, трудно отрадней картину нарисовать, генерал?» В этом вопросе выражена
1) Авторская горькая ирония 2) Насмешка над генералом 3) Радость за рабочих
Посмотреть ответы
Правильные ответы:
1 вопрос: 1864 г.
2 вопрос: Граф Клейнмихель
3 вопрос: Восстановление исторической справедливости по отношению к простым строителям
4 вопрос: Определил проблематику стихотворения, стал поводом для спора
5 вопрос: К труду
6 вопрос: Варварами
7 вопрос: Авторская горькая ирония