Литература

Урок 11: Лермонтов «Бородино»

М.Ю. Лермонтов «Бородино»

Урок дает представление о раннем этапе литературной деятельности Михаила Юрьевича Лермонтова, познакомит с одним из произведений поэта на военную тему – стихотворением «Бородино», его исторической основой.
 

План урока:

Рассказ о начальном этапе творчества Лермонтова

Сюжет и композиция «Бородино»

Образ безымянного рассказчика

Историческое значение стихотворения «Бородино»

 

Рассказ о начальном этапе творчества Лермонтова

Интерес поэта к истории России. Мотивы создания и историческая основа стихотворения «Бородино»

Михаил Лермонтов родился в дворянской семье 15 октября 1814 г. Он рано потерял мать, умершую в 22 года от чахотки, отец с ним почти не общался по настоянию бабушки, которая вырастила внука в своем имении Тарханы. Мальчик получил домашнее образование, особое внимание уделялось иностранным языкам, музыке и живописи. Литературным творчеством Лермонтов увлекался с самых юных лет.В 14 лет был отдан в Московский благородный пансион при университете, в котором после окончания пансиона проучился два года. В 18 лет решил стать офицером и поступил в военное учебное заведение в Петербурге. В 1834 г. был определен в гусарский полк, расквартированный в Царском селе.

Лермонтов с детства интересовался прошлым России. Одним из самых известных произведений на тему русской истории стало стихотворение «Бородино», написанное в канун 25-летия Бородинской битвы. Это крупнейшее ожесточенное сражение между русской и французской армиями, состоявшееся 7 сентября 1812 г., длилось более 12 часов, от восхода да заката. Сначала армии Наполеона в ходе боевых действий удалось захватить позиции русской армии, но русские отбили атаки и вынудили вернуться противника на исходные позиции. Главнокомандующий русской армии фельдмаршал М.И. Кутузов намеревался возобновить сражение и атаковать противника утром, но после донесения о масштабах потерь, отдал приказ к отступлению.

1 borodino oblozhka knigi

Бородинская битва считается одним из самых кровопролитных однодневных сражений. Обе стороны погибшими и ранеными потеряли примерно треть своего воинского состава: русская армия около 45-50 тыс. человек, французская – около 35 тыс. Большие потери были и среди армейского руководства: погибли 4 русских генерала и 23 были ранены, в наполеоновской армии были убиты 12 генералов, получили ранения 38 генералов и один маршал. Генеральное сражение развеяло миф о непобедимости «великой» наполеоновской армии.Но ни французы, ни русские не признали своего поражения на Бородинском поле. Наполеону не удалось разгромить русскую армию, Кутузов, спасая армию, не смог защитить Москву. Тем не менее в русской армии поднялся боевой дух, ей удалось восстановить ресурсы для изгнания неприятеля, а«великая» армия утратила уверенность в собственной непобедимости, упала духом. Захваченная Москва стала ловушкой для захватчиков, из которой спустя месяц началось бегство французов и их союзников из России.

Лермонтов, родившийся спустя два года после этих событий, с детства был осведомлен о русско-французской войне по рассказам младшего брата своей бабушки,двоюродного деда – Афанасия Алексеевича Столыпина, отставного артиллерийского офицера, участника Бородинского сражения.История крупнейшей битвы стала частью семейной истории поэта. Воспоминания родственника сыграли значимую роль в создании стихотворений о войне 1812 г.: «Два великана», «Поле Бородина». Идея стихотворения «Бородино» зародилась у Михаила еще в 1832 г., когда он был студентом Московского университета. Воплощена эта идея была в 1837 г., когда двадцатитрехлетний Лермонтов был уже офицером. Вскоре ему предстояло отправиться в ссылку на Кавказ, где довелось самому участвовать в сражениях и проявить себя храбрым и бесстрашным человеком. Стихотворение «Бородино» стало печатным дебютом поэта. Опубликовано оно было в журнале «Современник» в 1837 г. и сразу нашло признание у читателей.

 

Сюжет и композиция «Бородино»

Картины Бородинского сражения. Образ войны

Сюжетная композиция «Бородино» построена как диалог двух людей: старик отвечает на вопрос молодого человека, которому небезразличны события прошлого России.Это задушевный разговор старшего поколения с поколением нынешним, на котором теперь лежит обязанность защиты Родины. Основой сюжета стал рассказ пожилого солдата о легендарном Бородинском сражении. С первых строк стихотворение проникнуто идеей народного единения, эта идея олицетворена образом Москвы. Хотя столицей государства был Санкт-Петербург, первопрестольная Москва всегда оставалась символом России.

2 noch pered srazheniem

Начинает солдат свое повествование, вспоминая о прежних временах. Онс упреком сожалеет, что в младшем поколении не видит такой отваги и самоотверженности, как у его однополчан, отдавших жизни на Бородинском поле. В воспоминаниях ветерана воскресают события рокового для России времени: отступление русского войска и недовольство старых вояк отступлением, определение командованием места для решающей битвы, двухдневная перестрелка с французами, ночь накануне боя, клятва воинов, ход самого сражения, моральное состояние солдат после боя.

В сюжете «Бородино» есть ключевой эпизод описания ночи в лагерях противников перед битвой.Автору важны настроения солдат. Французы ликовали до рассвета, предаваясь веселью. Покорив Европу, захватчики в Россию пришли за добычей и славой. Они воодушевлены прежними победами наполеоновской армии, не верят в свое поражение. Русские солдаты ночью перед сражением были тихи и сосредоточенны, каждый думал о своей причастности к судьбе Родины, осознавая свое место в системе отношений между людьми. Над простым солдатом стоит полковник-хват[1], которому безоговорочно доверяют, как отцу; а полковник – слуга государю. Но высшей инстанцией для народного сознания является Господь Бог. «Божья воля» определяет исход событий: «Не будь на то господня воля, не отдали б Москвы». Но это не безропотное подчинение начальству и судьбе, а сплоченность ради победы над неприятелем, вклад в общий великий подвиг, ставший залогом национальной свободы.

Картины Бородинского сражения представлены с позиции солдата-артиллериста. Мощь столкновения передана им в череде лаконичных и ярких оценок: «земля тряслась», «смешались в кучу кони, люди», «залпы тысячи орудий», «ядрам пролетать мешала гора кровавых тел». Подчеркивается продолжительность, стремительность и ожесточенность битвы.

6 borodino pole voina

Солдат стал выразителем общенародного отношения к войне, получившей название «отечественная», и ратному делу, как серьезному воинскому долгу. О гибели множества солдат на поле боя говорится с сожалением, но обобщенно: «гора кровавых тел», «немногие вернулись с поля», «плохая им досталась доля». Упоминается об обстоятельствах смерти только одного конкретного, но тоже безымянного человека – полковника: «Жаль его: сражен булатом[2], он спит в земле сырой». Перед сражением боевой офицер призвал дать клятву верности: «Умремте ж под Москвой». Командир погиб на передовой, став для бойцов образцом доблести, удали и самоотверженности.

Впервые в поэтическом тексте повествование о важном историческом событии велось от лица простого солдата, а не офицера, дворянина, аристократа. Ранее в подобных батальных произведениях главными героями были полководцы или правители, а не человек из народной среды. В стихотворении нет упоминания ни об одном реальном историческом лице: Наполеоне, Кутузове и др.Лермонтов одним из первых русских поэтов подчеркнул главенствующую роль и героизм русских солдат в борьбе с захватчиками, показал непарадную сторону войны. Это взгляд на войну изнутри, а не с точки зрения военной стратегии полководцев. Лермонтов описал даже бытовые мелочи солдатского походного быта: перед боем кто-то чистил кивер[3] избитый, кто-то штык точил и пр. Собирательный образ обычного рядового солдата стал олицетворением главного защитника русской земли – народа.

Стихотворение «Бородино» относится к гражданской,патриотической лирике. Это многоплановое произведение, его жанр литературоведы определяют, как батальную поэму, народную оду, патриотическую балладу.Реалистическим, конкретным изображением событий стихотворение относится к литературному течению реализма, однако присутствуют и элементы романтизма в прославлении воинов, изображенных«могучим, лихим племенем», настоящими богатырями.

3 borodinskoe srazhenie

 

Образ безымянного рассказчика

Патриотический пафос стихотворения. Тема героизма русского солдата

Ярким и самобытным образом стихотворения стал участник сражения у деревни Бородино с французами. Это обобщенный образ рядового защитника Отечества. Старый воин говорит не только от себя, но и от лица народа: «постоим мы головою за Родину», «умереть мы обещали».В речи старого солдата звучит гордость за подвиг народа, частицей которого он себя считает.Высказывания безымянного рассказчика наполнены чувством патриотизма и единения со своими товарищами. 

Речь рассказчика понятна и эмоциональна, изобилует просторечными высказываниями: «что толку в этакой безделке», «картечь[4] визжала», «был хватом», «брат мусью», «ушки на макушке» и др. Но при описании батальных сцен использована возвышенная лексика: «грозной сечи», «сражен», «сверкнув очами», «ликовал» и др. Критик В.Г. Белинский так оценил речевую манеру героя: «В каждом слове слышите солдата, язык которого, не переставая быть грубо простодушным, в то же время благороден, силен и полон поэзии».

Картины сражения и рукопашных схваток переданы им реалистично, детально описан ход битвы.Очевидец рассказывает о страшном событии без пафоса, вспоминая с прибаутками, как «прилег вздремнуть», как заряжал пушку, подтрунивая над противником. Выражая свое отношение к происходившему, ветеран проявляет себя как терпеливый, спокойный, честный, храбрый человек.

4 borodinskoe srazhenie pushki

Историческое значение стихотворения «Бородино»

Лермонтов не раз обращался к поискам идеалов в прошлом России. Лермонтов отразил в стихотворении «Бородино» конфликт героического поколения 1812 г. с поколением 1837 г., к которому относился сам поэт. Ему довелось жить и творить в реакционные годы правления Николая I, подавлявшим любое свободомыслие и снискавшим себе репутацию «жандарма Европы». Среди своих ровесников Лермонтов не видел героических личностей, любые порывы подавлялись в атмосфере строгой цензуры и несвободы. В стихотворении «Дума» он писал, что с печалью наблюдает за своим поколением, которое в «бездействии состарится». Поэт же жаждал подвига, с завистью относился к героическому прошлому. В ссылке на Кавказе он проявил себя как бесстрашный боевой офицер.

Патриотической идеей проникнуто стихотворение Лермонтова «Бородино», в котором прославляется подвиг народа, выступившего единой силой против захватчиков.Война с Наполеоном раскрыла всю мощь и силу духа русского народа. Поэт выразил не только свой собственный взгляд на историческую роль Бородинского сражения, но и общенациональную точку зрения. Словами юного героя он напоминает о сохранении исторической национальной памяти и бесценного опыта предков: «Недаром помнит вся Россия про день Бородина». Стихотворение своим патриотическим народным духом оказало влияние на творчество многих писателей и поэтов. О войне стали писать не только крупномасштабно, теперь уделяли внимание незаметным многочисленным безымянным героям из народа. Л.Н. Толстой заметил, что «Бородино» затронуло его душу, стало «зерном», из которого вырос роман «Война и мир». Стихотворение было настольно популярным в разных кругах общества, что неизвестным сочинителем текст был положен на музыку, «Бородино» стали считать русской народной песней.

5 borodinskoe pole srazhenie

 

Словарь

Хват – разговорное слово, означает «ловкий», «умелый»

Булат – колющее оружие из стали особой булатной стали

Кивер – в XIX в. особой формы головной убор военного

Картечь – рассчитанный на короткую дистанцию снаряд для пушки

 

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

Вопрос: 1
Стихотворение «Бородино» было создано в
11832 г.
21834 г.
31837 г.
Ответить
3
Вопрос: 2
Что стало поводом для написания стихотворения
125-летняя годовщина Бородинской битвы
225-летие окончания Отечественной войны 1812 г.
325-летие освобождения Москвы от Наполеона
Ответить
1
Вопрос: 3
Рассказ о сражении дан от лица
1Главнокомандующего армией
2Безымянного солдата
3Полковника
Ответить
2
Вопрос: 4
В каком воинском подразделении сражался старый солдат
1В артиллерии
2В кавалерии
3В пехоте
Ответить
1
Вопрос: 5
Старый солдат называет людей своего поколения
1Могучим, лихим племенем
2Храбрым, могучим войском
3Удалым, отважным отрядом
Ответить
1
Вопрос: 6
Рассказчик сравнивает своих сверстников с
1Героями
2Богатырями
3Витязями
Ответить
2
Вопрос: 7
По чьей воле, по мнению рассказчика, была отдана французам Москва?
1Государя
2Главнокомандующего
3Господа Бога
Ответить
3
Допущено ошибок:
Оценка:
Подробнее
Ваши ответы:
1 вопрос:

Стихотворение «Бородино» было создано в
1) 1832 г. 2) 1834 г. 3) 1837 г.
2 вопрос:

Что стало поводом для написания стихотворения
1) 25-летняя годовщина Бородинской битвы 2) 25-летие окончания Отечественной войны 1812 г. 3) 25-летие освобождения Москвы от Наполеона
3 вопрос:

Рассказ о сражении дан от лица
1) Главнокомандующего армией 2) Безымянного солдата 3) Полковника
4 вопрос:

В каком воинском подразделении сражался старый солдат
1) В артиллерии 2) В кавалерии 3) В пехоте
5 вопрос:

Старый солдат называет людей своего поколения
1) Могучим, лихим племенем 2) Храбрым, могучим войском 3) Удалым, отважным отрядом
6 вопрос:

Рассказчик сравнивает своих сверстников с
1) Героями 2) Богатырями 3) Витязями
7 вопрос:

По чьей воле, по мнению рассказчика, была отдана французам Москва?
1) Государя 2) Главнокомандующего 3) Господа Бога
Посмотреть ответы
Правильные ответы:
1 вопрос: 1837 г.
2 вопрос: 25-летняя годовщина Бородинской битвы
3 вопрос: Безымянного солдата
4 вопрос: В артиллерии
5 вопрос: Могучим, лихим племенем
6 вопрос: Богатырями
7 вопрос: Господа Бога