Литература

Урок 4: Михаил Юрьевич Лермонтов

Михаил Юрьевич Лермонтов "Герой нашего времени"

В данном уроке ознакомимся с фактами биографии Лермонтова, связанными с историей создания «Героя нашего времени», попробуем разобраться в этом психологическом романе.
 

План урока:

Факты биографии Лермонтова и история создания «Героя нашего времени»

Особенности композиции романа «Герой нашего времени»

Образ Печорина. Печорин как «самый любопытный предмет своих наблюдений»

Второстепенные герои романа «Герой нашего времени», их характеристика и взаимоотношения с Печориным

Тема любви в «Герое нашего времени». Женские образы романа

«Герой нашего времени» в критике

Значение романа «Герой нашего времени» в истории русской литературы

 

Факты биографии Лермонтова и история создания «Героя нашего времени»

Вернувшийся после кавказской ссылки в Петербург Лермонтов в 1838 г. начал осуществление замысла «Героя нашего времени». В 1939 г. появляются в журнале «Отечественные записки» две повести из еще незавершенного романа: «Бэла» и «Фаталист[1]».В 1840 г. публикуется «Тамань», чуть позже роман издается полностью. Весь тираж был стремительно раскуплен, появилось много критических откликов, в большинстве недоброжелательных; писали, что Лермонтов изобразил в романе себя и своих знакомых. В 1841 г. выходит второе издание романа, дополненное предисловием, в котором автор, полемизируя[2] с критиками, поясняет читателю, что в произведении дан портрет не одного человека, это «портрет, составленный из пороков всего поколения».Вскоре после второй публикации романа, Лермонтов вновь был сослан на Кавказ, формальным поводом послужила его дуэль с сыном французского посла. Через три месяца поэт погибнет.

Роман вышел в двух частях: записки офицера-повествователя и дневник самого героя. Николай I, прочитав первую часть, состоящую из «Бэлы» и «Максим Максимыча», роман одобрил, посчитав, что героем нашего времени является Максим Максимович, образец простого русского офицера, верного присяге и своему долгу. Но, закончив читать вторую часть, в которую вошел «Журнал Печорина», император был взбешен, что героем оказался аморальный тип, и отметил«изощренный ум»автора.В письме к императрице Николай Iуже сосланному Лермонтову язвительно пожелал: «Счастливого пути!»

В названии романа определенно звучит авторская ирония по отношению к главному герою и подсказка, что произведение нужно воспринимать, как знак определенной эпохи. Время действия романа – это 30-е годы XIX в., период разочарованности и застоя в общественной жизни. Славные подвиги Отечественной войны 1812 г. остались в прошлом, движение декабристов разгромлено, наступило время реакции и духовного кризиса.

 

Особенности композиции романа «Герой нашего времени»

«Герой нашего времени» по жанру не похож на традиционный роман. У него сложная композиционная структура, сохраняющая целостность текста.

В традиционном романе множество событий и персонажей сцеплены единством сюжетной линии. В романе «Герой нашего времени» нет единого сюжета, он состоит из разрозненных пяти произведений, которые объединяет только образ главного героя, Григория Александровича Печорина. Причем эти повести расположены, нарушая хронологию, в соответствии с авторским замыслом. Естественному хронологическому порядку соответствовала бы следующая последовательность: сначала «Тамань», где Печорин останавливается по пути на Кавказ, затем – «Княжна Мери», в которой описываются похождения Печорина в Пятигорске и дуэль, потом – «Бэла», где повествуется о службе в военной крепости, куда он сослан после поединка,в «Фаталисте» - пребывание героя в казачьей станице во время отлучки из крепости, в повести «Максим Максимыч» Печорин изображен спустя пять лет; оставив службу, он едет в Персию.

В композиции, выбранной Лермонтовым, теряется определенная интрига. Например, когда происходит дуэль с Грушницким, мы уже заранее знаем, что Печорин останется жив, ведь в предыдущем повествовании из предисловия к «Журналу Печорина»известно, что герой умрет по пути из Персии. Читательское напряжение ослаблено намеренно, увлекательность сюжета для Лермонтова не так важна.

Сначала мы в предисловии знакомимся с автором и персонажем, затем события непоследовательно переданы так: «Бэла», «Максим Максимыч», затем «Журнал Печорина», включающий в себя предисловие, «Тамань», «Княжну Мери», «Фаталиста».При таком порядке Лермонтов заставляет погружаться не вглубь развития событий, а вглубь души героя, к его постепенному пониманию.

Сначала мы видим героя глазами наивного Максим Максимыча, замечающего лишь внешнюю сторону поступков Печорина, причины которых нам не понятны, хотя рассказ штабс-капитана интригует читателя. Потом мы видим Печорина глазами рассказчика - попутчика, человека с другим опытом и образом мыслей, его суждения изложены в предисловии к «Журналу Печорина».Читая личный дневник Печорина, смотрим на мир его глазами. В этих записках предстает личность героя, его попытка самоанализа. Лермонтов сочетанием различных точек зрения создает объемное восприятие героя.

В повести «Бэла» действие происходит на Кавказе. Рассказчик, следующий по делам к месту службы, знакомится в пути с немолодым штабс-капитаном Максимом Максимычем, который поведал ему историю своего сослуживца и приятеля, прапорщика Печорина. Этот молодой офицер, увлекшись юной дочерью черкесского князя, похищает княжну при помощи ее брата Азамата. Печорин, страстно влюбленный в Бэлу, со временем к ней охладевает, а девушку убивает из мести Казбич, который мечтал к ней посвататься.

В повести «Максим Максимыч» повествователь становится свидетелем встречи штабс-капитана с Печориным, внимательно наблюдает за их беседой. Печорин ведет себя сдержанно и холодно, к общению не расположен. Он направляется в Персию, и оставляет бывшему сослуживцу свои записи, которые тот отдает рассказчику.

Из толстой тетради, названной «Журналом Печорина», рассказчик выбрал три истории и опубликовал их,давим названия, написав предисловие и сохранив повествование от лица героя.

В «Тамани» Печорин рассказывает о том, как, остановившись на ночлег в убогой лачужке приморского городка, нехотя разоблачил шайку контрабандистов, и чуть не погиб от рук красавицы-дикарки, заманившей его на свидание и пытавшейся утопить из страха, что он может донести на них властям.

000034
Тамань 

В «Княжне Мери» описана история, случившаяся с Печориным в Пятигорске, модном курорте с минеральными водами, излюбленном месте аристократического общества. Он встречает Веру, свою бывшую возлюбленную, знакомого юнкера Грушницкого и сближается с доктором Вернером. Соперничая с раздражающим его Грушницким, влюбляет в себя привлекательную, пользующуюся успехом в обществе княжну Мери. Соперничество заканчивается дуэлью, на которой Печорин убивает Грушницкого.

В последней части «Фаталист» рассказывается о роковом случае. Офицеры затеяли спор о предначертании судьбы. Поручик Вулич, поспорив, выстрелил себе в лоб. Но пистолет дал осечку, и он остался жив. Печорин интуитивно почувствовал, что этому человеку суждено умереть. Вулич спустя полчаса случайно погибает от руки пьяного казака. Печорин, испытывая собственную судьбу, помогает схватить убийцу.На этом завершается повествование романа.

Образ Печорина. Печорин как «самый любопытный предмет своих наблюдений»

Биография Печорина в романе до 25 лет осталась загадкой. Есть только намеки, что был, видимо, «избалован маменькой», да и в Петербурге, по упоминанию княгини Лиговской, «наделало шуму» какое-то «дело» Печорина. Да и после отъезда в Персию неизвестно, как он жил и умер. О детских воспоминаниях, воспитании, взрослении мы узнаем из его монологов. Максим Максимычу он говорит, что в юности, выйдя из-под опеки семьи, наслаждался «бешено удовольствиями», всем, что можно было купить за деньги, после крутился в светской жизни, влюблялся, но вскоре все надоело. Пытался учиться, читать, но стало скучно. Был рад переводу на Кавказ, надеясь, что «скука не живет под чеченскими пулями», но вскоре привык и на их жужжание стал обращать внимания не больше, чем на комаров.

output 1138x640
Печорин

Дневниковые записи проясняют личность героя: обладая скептическим и аналитическим складом ума, он отчаянно пытается найти смысл жизни. Печорин пресыщен жизнью, которую ведет, ему невыносимо скучно, хотя он еще так молод. Он сам себя называет «нравственным калекой» с наполовину умершей и высохшей душой, беспокойным воображением и ненасытным сердцем, но настолько привыкшего и к печали, и к наслаждению, что жизнь стала неинтересной и пустой. Словно играя со своей и чужими судьбами, поступает то безрассудно, рискуя жизнью, то просчитывает все возможные действия. Печорин про себя пишет, что в нем словно два человека, «один живет», совершает что-то, «другой мыслит и судит его». У Печорина нет иллюзий на свой счет, он ненавидит себя.

Печорин добровольно выбирает одиночество, потому что считает себя неспособным к дружбе и любви. Он даже сам удивляется тому, что способен вызывать любовь, и «зло так привлекательно» для женщин».

Образ Печорина – образ типичного молодого человека своего времени, чем-то похожего на пушкинского Онегина своим поведением и поступками.Только эволюция героя Пушкина отразилась в его личностном росте: от пустого, бессмысленного и эгоистического существования к обретению возможности любить. Эволюция героя Лермонтова – это путь к нравственной гибели и полному отчуждению от людей. Если в «Тамани» Печорин еще полон энергии и любопытства, в «Княжне Мери» он интригует и страдает, в «Бэле» ищет спасения в любви, то в «Фаталисте» уже не дорожит ни своей, ни чужой жизнью, а в «Максим Максимыче» уже не способен на элементарное движение к другому человеку: в ответ на попытку старого приятеля обнять его, холодно протягивает руку. И заканчивается жизнь Печорина бесславной смертью где-то в пути.

 

Второстепенные герои романа «Герой нашего времени», их характеристика и взаимоотношения с Печориным

Раскрывается Печорин в своем отношении к героям романа, характеристики многих, меткие и ироничные, даны в его дневнике.

Грушницкий, хотя и хочет выглядеть романтическим героем, становится лишь его пародией. Его поведение карикатурно, речь изобилует шаблонными «пышными фразами», что говорит об отсутствии собственных мыслей, его галантность неестественна и фальшива. Сначала он преклоняется перед Мери, как перед богиней, но, когда задето его самолюбие, не гнушается опорочить ее имя.

Грушницкий глуп, не «зная людей и их слабых струн», пытается ими манипулировать, претендуя на исключительность. Подражая Печорину, он играет эту роль неумело и пошло, поэтому раздражает Печорина больше всех представителей «водяного общества».Однако при всей мелочности своей натуры, Грушницкий на дуэли ведет себя достойно, принимая свою смерть как наказание за клевету и бесчестные условия поединка.

Доктор Вернер – человек, близкий Печорину по сладу ума. Они настолько хорошо понимали мысли друг друга, что ничего нового уже сказать друг другу не могли, и поэтому лишь делятся новостями.Вернер является информатором Печорина о том, что происходит в «водяном обществе». Приятели схожи своим аналитическим отношением к жизни и злословием, оба скептики и материалисты. Доктор с таким же интересом относился к психологическим опытам Печорина, как и к препарированию[3] «жил трупа» в морге.У него тоже противоречивая натура: он мог насмехаться над своими богатенькими больными и плакать у постели умирающего солдата.Среди молодежи получил говорящее прозвище «Мефистофель».

Более или менее был близок Печорину Максим Максимыч, под началом которого он служил. Штабс-капитану было около пятидесяти лет. Он был простодушен, сердечен, прост в общении. К Бэле относился с отеческой привязанностью, к Печорину дружелюбно, хотя не понимал психологических тонкостей его «метафизических прений» и считал «немножко странным».

Интересен образ повествователя, странствующего офицера, во многом напоминающего Лермонтова, ведь он тоже пишет, его чемодан почти наполовину набит путевыми записками.

maks
Печорин и Максим Максимыч 

Тема любви в «Герое нашего времени». Женские образы романа

В романе показаны три любовных сюжета, отношения Печорина с женщинами.В отношениях с каждой он выстраивает особый сценарий, безошибочно находя подход и добиваясь цели.

План похищения Бэлы зародился у Печорина, когда Максим Максимыч рассказал ему о случайно подслушанном разговоре, из которого узнал, что Азамат готов ради коня Казбича пожертвовать даже собственной сестрой. Искушая Азамата рассказами про скакуна, Печорин сделал мальчишку своим сообщником. После похищения Бэлы, Печорин добивается ее расположения богатыми подарками, не достигнув результата, прибегает к эмоциональному шантажу, уверяет девушку, что от неразделенной любви будет искать смерти, и та не устояла.

Дочь черкесского князя Бэла юна, чиста, невинна и искренне любит Печорина, и он был с ней счастлив, но недолго. Бэла была обречена, она не может быть интересной Печорину долго, ведь он человек другой культуры, а она неграмотна и воспитана в иных традициях и вере. Возврат в свою этническую среду для нее невозможен, на ней несмываемый позор, а Печорину она перестала быть нужна. Если бы Бэла не погибла от кинжала Казбича, страшно представить, какая участь ее ожидала.

5
Печорин и Бэла 

О женщинах Печорин рассуждает порой цинично. О Бэле он говорит, что был глупцом, увидев в ней «ангела, посланного «сострадательной судьбой». Но для него «любовь дикарки ничем не лучше любви знатной барыни».

Чтобы увлечь княжну Мери, Печорин разыграл целую мелодраму. Желая досадить влюбленному Грушницкому, он затевает ради собственной забавы интригу. Узнав, что Мери вообразила Грушницкого в солдатской шинели разжалованным офицером, он радостно поделился с Вернером «завязкой» комедии. Он лишает княжну толпы поклонников, переманив ее ухажеров своими шумными и веселыми обедами, перекупает понравившийся ей ковер, якобы избегает знакомства с ней. Услышав от Грушницкого, что Мери нелестно о нем отзывается, обрадовался: ведь она уже говорит и думает о нем. Познакомившись, он изображает перед девушкой раскаявшегося грешника так убедительно, что после его исповедального монолога у Мерина глазах выступили слезы. Она прониклась его душевными страданиями, полюбила и была готова на все. Цель была достигнута: Грушницкий был отвергнут и унижен. Сам же Печорин, почувствовав в себе зарождающееся чувство, резко отношения с княжной прекращает, не желая терять свою свободу.

fde4919f3c5fe1256f2dcc5a706df5be
Печорин и Мери 

Княжна Мери выделялась среди барышень «водяного общества». Она была не только хороша собой, но и читала Байрона в подлиннике, «знала алгебру». Печорин отмечает ее остроумную манеру разговаривать, что ее «замечания иногда глубоки». Мери отличает чувство собственного достоинства, в финальном объяснении с Печориным она говорит ему: «Я вас ненавижу». Возможно это чувство поможет ей пережить случившееся, даст силы жить дальше.

Вера - женщина из прошлого Печорина, с которой у него нет и будущего, она замужем уже во второй раз, к тому же смертельно больна чахоткой. Ничего не известно о прежнем романе Веры с Печориным, но она остается по-прежнему верна своей единственной любви, хотя и понимает умом, что должна бы ненавидеть Печорина за все страдания, причиненные ей. Вера приняла возлюбленного таким, как есть, «поняла совершенно». С ней Печорин не скрывает своих намерений, она же не питает иллюзий, понимая, что их отношения обречены. Она единственная, кто смогла вызвать слезы Печорина, когда он понял, что потерял безвозвратно такую преданную любовь. После эти слезы он спишет на бессонную ночь перед дуэлью, расшатавшиеся нервы вследствие «двух минут против дула пистолета» и голодный желудок.

Все любовные истории заканчиваются для Печорина разочарованием, а для женщин катастрофой. Печорин ведет себя чудовищным образом, заставляя страдать тех, кто ему не безразличен. Тем не менее женщины в Печорина влюбляются, несмотря на его порочность, видя силу, ум, благородство, столь редкие качества в современных им молодых людях.

«Герой нашего времени» в критике

В консервативной критике роман с его «порочным» героем называли клеветой и эпиграммой на русское общество, «грустной думой о нашем времени» назван роман Белинским. Ссылаясь на предисловие к роману, критик писал: «Какая жадность, краткость и вместе с тем многозначительность». Суть романа читается между строк.

Белинским одним из первых было замечено сходство героев пушкинского и лермонтовского романов: «Печорин – это Онегин нашего времени». Их близость намного «меньше расстояния между Онегой и Печорой», русскими северными реками. Только жили герои в непохожее время: один в эпоху вольнодумства и декабризма, другой – в эпоху безвременья. Но оба не удовлетворены жизнью, не востребованы обществом, стали «лишними людьми».

Белинский оправдывает поступки Печорина, считая, что это не отрицательный, а положительный герой, ведь он осознает свои пороки, искренне презирает и ненавидит себя.

До сих пор герой Печорина заставляет спорить о себе. Его считают психологическим манипулятором, человеком обозленным, экспериментирующим от скуки со своей и чужими судьбами, к нему относятся с восхищением, непониманием, возмущением.

 

Значение романа «Герой нашего времени» в истории русской литературы

Написанный 25-летним Лермонтовым «Герой нашего времени» стал первым «большим» романом в истории русской литературы. Хотя к тому моменту уже были написаны повести Карамзина, Пушкина и Гоголя, появился первый роман в стихах «Евгений Онегин», вдохновивший Лермонтова,но произведений крупной прозы в русской литературе еще не писали. Если бы жизнь Лермонтова не оборвалась так рано, возможно, он стал бы величайшим русским прозаиком.

Лермонтов впервые создает масштабный текст, собранный из нескольких произведений, в котором намечены главные особенности будущего классического русского романа: множество сюжетных линий, параллельное развитие нескольких конфликтов, психологическая проблематика, исследование внутреннего мира героя, «истории человеческой души».

Словарь

1. Фаталист – человек, верящий в судьбу, предопределенность жизни.

2. Полемизировать - спорить.

3. Препарировать – в анатомии значить вскрывать тело для исследования органов.

 

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

Вопрос: 1
В какие годы создавался роман?
11838 г. -1840 г.
21837 г.- 1841 г.
31839 г. – 1841 г.
Ответить
1
Вопрос: 2
Где у Лермонтова родился замысел романа?
1В Тарханах, имении бабушки
2На Кавказе, во время ссылки
3В Петербурге
Ответить
2
Вопрос: 3
В какие годы происходит действие романа?
1Начало XIX в
230 – годы XIX в
3Середина XIX в
Ответить
2
Вопрос: 4
Кто первым в романе дает описание Печорина?
1Максим Максимыч
2Поручик Вулич
3Офицер-рассказчик
Ответить
1
Вопрос: 5
Какая повесть не входит в «Журнал Печорина»?
1«Тамань»
2«Фаталист»
3«Бэла»
Ответить
3
Вопрос: 6
Почему Азамат согласился помочь похитить Бэлу?
1Прельстился денежным вознаграждением
2Печорин пообещал помочь украсть коня Казбича
3Чтобы отомстить Казбичу
Ответить
2
Вопрос: 7
Где разворачивается основное действие повести «Княжна Мэри»?
1Пятигорске
2Тамани
3В казачьей станице
Ответить
1
Вопрос: 8
Какой критик назвал роман «грустной думой о нашем времени»?
1Писарев
2Белинский
3Добролюбов
Ответить
2
Допущено ошибок:
Оценка:
Подробнее
Ваши ответы:
1 вопрос:

В какие годы создавался роман?
1) 1838 г. -1840 г. 2) 1837 г.- 1841 г. 3) 1839 г. – 1841 г.
2 вопрос:

Где у Лермонтова родился замысел романа?
1) В Тарханах, имении бабушки 2) На Кавказе, во время ссылки 3) В Петербурге
3 вопрос:

В какие годы происходит действие романа?
1) Начало XIX в 2) 30 – годы XIX в 3) Середина XIX в
4 вопрос:

Кто первым в романе дает описание Печорина?
1) Максим Максимыч 2) Поручик Вулич 3) Офицер-рассказчик
5 вопрос:

Какая повесть не входит в «Журнал Печорина»?
1) «Тамань» 2) «Фаталист» 3) «Бэла»
6 вопрос:

Почему Азамат согласился помочь похитить Бэлу?
1) Прельстился денежным вознаграждением 2) Печорин пообещал помочь украсть коня Казбича 3) Чтобы отомстить Казбичу
7 вопрос:

Где разворачивается основное действие повести «Княжна Мэри»?
1) Пятигорске 2) Тамани 3) В казачьей станице
8 вопрос:

Какой критик назвал роман «грустной думой о нашем времени»?
1) Писарев 2) Белинский 3) Добролюбов
Посмотреть ответы
Правильные ответы:
1 вопрос: 1838 г. -1840 г.
2 вопрос: На Кавказе, во время ссылки
3 вопрос: 30 – годы XIX в
4 вопрос: Максим Максимыч
5 вопрос: «Бэла»
6 вопрос: Печорин пообещал помочь украсть коня Казбича
7 вопрос: Пятигорске
8 вопрос: Белинский