Обществознание

Урок 2: Отношения между людьми

Межличностные отношения

Полноценная человеческая жизнь невозможна без взаимодействия с обществом, ближайшим окружением. Межличностные взаимоотношения необходимы для обмена опытом, эмоциями, чувствами, информацией. Отношения между личностями могут принимать разные формы, отличаться по характеру взаимодействия в зависимости от ситуации. В чем состоят основные особенности межличностных отношений, по каким правилам они выстраиваются можно узнать из данного урока.
 

План урока:

Что такое межличностные взаимоотношения

Симпатия и антипатия

Неформальные отношения

Дружба, товарищество

Формальные отношения

Производственные отношения

Основные правила общения

 

 1

Что такое межличностные взаимоотношения

Межличностными отношения - этоотношения, возникающие непосредственно между личностями (двумя людьми или в группе) в процессе общения, сотрудничества друг с другом. Их отличительные особенности: взаимность, непосредственный контакт. Успешность межличностных отношений зависит от трех составляющих:

  1. Взаимопонимание. С одними людьми человек сразу находит «общий язык», других не может понять. Взаимопонимание достигается при наличии общих взглядов на жизнь, целей, интересов, схожести в характерах. Кроме того, желание понять другого, должно быть взаимным, заинтересованность в общении должны проявлять оба собеседника;
  2. Взаимодействие – это способность осуществлять совместную деятельность, объединять усилия для достижения ожидаемого результата. Если цели участников отношений отличаются, о взаимодействии не может идти речь. Только наличие общей цели, задач, может сплотить разрозненную деятельность людей;
  3. Взаимовосприятие–это оценка людьми физических характеристик и умственных способностей друг друга. В процессе познания внешних особенностей и качеств характера собеседника, у человека формируется ответная реакция на данную личность.

2

Пример. У 7-б появился новый учитель биологии. У педагога с классом сразу установились хорошие взаимоотношения. Он так интересно организовывал деятельность на уроках, что все учащиеся стали с радостью выполнять домашнее задание, хотя раньше этого не делали.

Межличностные отношения могут возникать между людьми по их личному желанию или под воздействием внешних факторов.

В первом случае, намного легче будет достичь взаимопонимания, так как желание общаться было совместным, общность интересов притянула людей друг к другу. Во втором – могут возникать конфликты, разногласия между участниками межличностных взаимоотношений, так как их объединила чья-то воля, решение, что им нужно сотрудничать.

Пример. Школьный класс формируется школьной администрацией, а не в результате личных пожеланий учеников. Не все одноклассники в классе подружатся друг с другом, у некоторых могут возникать конфликты из-за взаимного неприятия.

 

 

Симпатия и антипатия

Основой для межличностных отношений является чувство симпатии и антипатии. Симпатия - это чувство расположения к человеку, положительной оценки его нравственных качеств, внешности, особенностей характера. Симпатия сближает людей друг с другом, создает идеальные возможности для успешного сотрудничества. Проявление симпатии выражается в дружелюбном расположении к человеку, выражении интереса, благожелательности.

Симпатия возникает естественно и спонтанно, часто ее причиной является совпадение взглядов и интересов. Невозможно насильно заставить человека чувствовать симпатию или антипатию к другому. Поэтому, симпатия должна быть взаимной для успешного взаимодействия.

Антипатия к человекупроявляется как чувство неприятия, внутреннего недовольства поведением и внешним обликом другого. Такой человек может беспричинно раздражать просто одним своим присутствием, вызывать плохие эмоции. Антипатия является плодотворной основой для межличностных конфликтов, разногласий, соперничества.

3

Причины антипатии могут быть неясны даже для человека, испытывающего это чувство. Иногда, она возникает как реакция на непохожесть другого, его кардинальные отличия от остального общества, может быть связана со сложившимися стереотипами.Стереотипы - это утвердившееся в обществе мнение о представителях той или иной группы, часто бывает ошибочным, преувеличенным.

Примеры стереотипов: все девочки глупые, мальчики не должны плакать, женщина за рулем хуже ядерного оружия, все богатые - жадные.

Таким образом, даже не зная толком человека, к нему может заранее сформироваться предвзятое мнение, антипатия.

Неформальные отношения

Межличностные отношения могут различаться по наличию или отсутствию определенных правил общения, взаимодействия. В связи с этим выделяют следующие виды межличностных отношений: неформальные (личные) и формальные (служебные).

Неформальные отношения складываются синхронно, на основе чувств симпатии, родства, расположению друг к другу. Такие отношения регулируют сами участники взаимодействия, не подчиняясь каким-либо установленным извне правилам. К неформальным относятся отношения между друзьями, родственниками, приятелями, одноклассниками.

Пример. Друзья сами решают, когда и во сколько им пойти на прогулку, за опоздание на встречу друг не будет наказывать своего товарища. Общение между ними происходит на равных, строго установленных правил межличностного взаимодействия нет.

Неформальные отношения складываются по собственной воле участников взаимодействия, они проявляют высокую избирательность, внимательно изучая личные качества индивида. Это не зря, ведь такие взаимоотношения самые близкие, и человека нужно хорошо узнать, прежде чем с ним дружить, ему доверять.

4

Так же неформальные отношения могут прерваться, по обоюдному желанию, или даже воле одного из участников. Часто друзья прекращают общаться из-за нанесенной обиды, неоправданных надежд, ожиданий. Зачастую, это временные разногласия, после которых следует примирение, но иногда друзья расстаются на всю жизнь.

Дружба, товарищество

Для каждого человека надежные друзья представляют большую ценность. На тему важности дружбы в человеческой жизни есть множество поговорок, пословиц, сказок. Приятелей, знакомых, товарищей может быть много, но друзьями становятся лишь избранные, единицы.

Дружбаэто бескорыстные межличностные отношения, основанные на симпатии, привязанности, общности взглядов на жизнь и целей. Настоящих друзей, от приятелей отличают следующие качества:

  1. Умение и желание прийти на выручку в трудную минуту;
  2. Способность хранить тайны (так устанавливаются доверительные отношения);
  3. Отсутствие зависти, чувство радости в случае внезапной удачи, счастья выпавшего на долю друга;
  4. Сопереживание, заинтересованность в жизни друга, его благополучии;
  5. Верность своему слову.

Чтобы обрести настоящего друга, нужно самому стараться обладать вышеперечисленными качествами, ведь друзей выбирают по общности интересов, характера, восприятия мира.

Товарищество это взаимная помощь, уважительное отношение и благожелательность между участниками отношений. Товарищи не так близко и доверительно общаются как друзья, но их отношения так же построены на симпатии, общности интересов. Чаще всего, товарищами становятся, занимаясь общей деятельностью: учебой, работой, продвижением к общей цели.    

Пример. В 6-а учится 25 человек. У всего класса сложились хорошие отношения, нет конфликтов. Все одноклассники являются друг другу товарищами, но у каждого в классе есть только 1-2 настоящих друга.

 

Формальные отношения

Формальные отношения этоофициальные межличностные взаимоотношения, подчиняющиеся определенным правилам, установленным извне. Они подчинены определенному порядку взаимодействия, где каждому участнику взаимоотношений отводится своя роль. К официальным (формальным) относят взаимоотношения между: офицером и солдатами, учеником и учителем, прорабом и рабочим, администратором ресторана и официантом, директором и секретарем.

Примеры формальных отношений

Сфера взаимоотношений, участники

Принятые правила

Наказание за нарушение правил

Армия (участники взаимоотношений служащие высших и нижних чинов)

Нижестоящие чины должны подчиняться приказам вышестоящих, военнослужащие должны придерживаться правил воинского устава.

Внеочередное дежурство, отправление на гауптвахту. Если неисполнение приказа причинило существенный вред интересам службы, за него устанавливается уголовная ответственность.

Школа (учителя, ученики)

Ученики обязаны вовремя приходить на занятия, выполнять домашнее задание, носить школьную форму, придерживаться дисциплинарных правил.

Учителя вправе наказывать учеников плохими оценками, выставлением неудовлетворительного поведения, вызовом родителей в школу.

Магазин (продавец-покупатель)

На каждом товаре должна быть указана цена, срок годности. Покупатели должны рассчитываться в полном объеме за приобретаемый товар.

Если товар оказался просроченным покупатель вправе возвратить его в магазин. За обман продавцом своих покупателей следует штраф, в некоторых случаях уголовная ответственность. Штраф или уголовная ответственность ждет покупателя решившего не расплатиться за товар.

 

5

Таким образом, к формальным относят все межличностные отношения,правила которых закреплены в документально.

Производственные отношения

Одна из разновидностей формальных межличностных взаимоотношений – это производственные отношения. Они регулируются трудовым кодексом – списком законов, устанавливающих права и обязанности работника и работодателя. Так за работником закрепляются обязанности:

  • Своевременно приходить на свое рабочее место;
  • Выполнять должностные обязанности;
  • Соблюдать технику безопасности на производстве;
  • Работать по графику, в строго отведенное время (стандартная продолжительность рабочего дня 8 часов).

6

Директор вправе наказать рабочего за несоблюдение правил, обязанностей, должностных инструкций. В первый раз он может ограничиться устным предупреждением, в следующие разы последуют штраф, выговор, увольнение с работы.

При этом кроме обязанностей за работником закреплены некоторые права:

  • На своевременную выплату заработной платы;
  • Предоставление очередного отпуска;
  • Предоставление больничного;
  • Получение премий за усердный труд, перевыполнение норм производства.

Производственные отношения регулируются на основе закона, главным документом работника является его трудовая книжка.

 

Основные правила общения

Межличностные взаимоотношения регулируются правилами этикета, нормами морали и нравственности. Этикет предписывает нормы поведения в обществе, в том числе и в процессе межличностного взаимодействия, общения.

7

Правилам культуры общения обучают с раннего детства. Это необходимо, для создания в обществе взаимоуважения, благожелательного отношения. К общим правилам общения относятся: выражение приветствия знакомым людям, доброжелательный негромкий тембр голоса, уважительное отношение к собеседнику (его нельзя перебивать, нужно предоставить возможность высказаться).

Правила общения со сверстниками отличаются от общения со старшими людьми. К равным по возрасту, хорошо знакомым людям можно обращаться на «Ты». К старшим, вышестоящим по званию, незнакомцам - принято обращаться на «Вы».

 

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

Вопрос: 1
Необходимым условием для межличностных взаимоотношений является:
1Симпатия
2Непосредственный контакт
3Дружба
Ответить
2
Вопрос: 2
Успешность межличностных отношений зависит от
1Взаимопонимания
2Уровня образования
3Полного совпадения взглядов на жизнь
Ответить
1
Вопрос: 3
Отношения, складывающиеся по собственной воле участников взаимодействия, без строго установленных правил называются
1Деловыми
2Неформальными
3Формальными
4Служебными
Ответить
2
Вопрос: 4
На "Ты" можно обращаться:
1К начальству
2К незнакомцам
3К сверстникам
4К старшим
Ответить
3
Допущено ошибок:
Оценка:
Подробнее
Ваши ответы:
1 вопрос:

Необходимым условием для межличностных взаимоотношений является:
1) Симпатия 2) Непосредственный контакт 3) Дружба
2 вопрос:

Успешность межличностных отношений зависит от
1) Взаимопонимания 2) Уровня образования 3) Полного совпадения взглядов на жизнь
3 вопрос:

Отношения, складывающиеся по собственной воле участников взаимодействия, без строго установленных правил называются
1) Деловыми 2) Неформальными 3) Формальными 4) Служебными
4 вопрос:

На "Ты" можно обращаться:
1) К начальству 2) К незнакомцам 3) К сверстникам 4) К старшим
Посмотреть ответы
Правильные ответы:
1 вопрос: Непосредственный контакт
2 вопрос: Взаимопонимания
3 вопрос: Неформальными
4 вопрос: К сверстникам