Литература

Урок 11: Лирика Лермонтова

М.Ю. Лермонтов. Лирика

В материалах представленного урока рассказывается о творческой судьбе Михаила Юрьевича Лермонтова, его пейзажно-философской лирике.
 

План урока:

Краткий рассказ о жизни поэта

Ведущие темы в лирике Лермонтова

Стихотворения «Три пальмы», «Тучи», «Листок», «На севере диком…», «Утес» 

Особенности лирики Лермонтова

 

Краткий рассказ о жизни поэта

Жизнь Михаила Юрьевича Лермонтова была короткой, а судьба трагической. Мальчик появился на свет в Москве 3 октября 1814 г. в семье Юрия Петровича Лермонтова, офицера в отставке, и его жены Марии Михайловны, единственной наследницы состоятельного дворянского рода. После рождения сына семья переехала в поместье Тарханы Пензенской губернии. Детство Лермонтова было не совсем счастливым, хотя он и рос в роскоши родового имения бабушки Елизаветы Алексеевны Арсеньевной. Мальчику было три года, когда не стало его матери, которая скончалась от туберкулеза, не дожив до 22 лет. Бабушка настояла на опеке над внуком, принудив его отца отказаться от своих родительских прав. Смерть матери, разлука с отцом развили в мальчике задумчивость, мечтательность, стали причиной глубоких размышлений о семейной драме. С детства он привык чувствовать себя одиноким, жил в мире фантазий и грез. Детские переживания нашли отражение в лирике Лермонтова.

В детстве Михаил Лермонтов много болел, бабушка возила внука на Кавказ в Пятигорск, чтобы на минеральных источниках укрепить его слабое здоровье. Поездка в 1825 г. на десятилетнего Михаила произвела неизгладимое впечатление. Величественные горы Кавказа, самобытная культура горных народов, рассказы о войне с горцами русских офицеров, лечившихся в Пятигорске,– все это осталось в памяти впечатлительного ребенка. После этой поездки Лермонтов запишет в своем дневнике: «Кавказские горы для меня священны».  После возвращения в Тарханы здоровье мальчика значительно улучшилось.

lermontov v detstve
Лермонтов в детстве

Бабушка, хотя любила и баловала внука, старалась дать ему достойное образование и аристократическое воспитание. Елизавета Алексеевна Арсеньева не жалела средств на различные занятия ребенка. Множество талантов Лермонтов обнаружил уже в очень раннем возрасте: прекрасно рисовал, неплохо играл на музыкальных инструментах: скрипке, флейте, фортепиано. С легкостью давались Михаилу иностранные языки: к 12 годам он превосходно говорил и читал на французском, немецком, английском языках, неплохо знал латынь. В юности Лермонтов пользовался обширной домашней библиотекой в имении, самостоятельно изучал западноевропейскую и античную литературу, читая произведения на языке авторов.

После домашнего образования Лермонтов продолжил учебу в пансионе[1] Московского университета в 1828 г. Спустя два года его зачислили в студенты университета, сначала он учился на нравственно-политическом отделении, после на словесном. В 1832 г. юноша перешел в Школу гвардейских подпрапорщиков в Петербурге, которую закончил, получив чин корнета[2].

officer gusarskogo polka

С юности Лермонтов писал стихи, но свои сочинения не печатал, изредка читал только в своем ближайшем окружении. Кумиром молодого поэта был Пушкин, с которым он не был знаком лично. После гибели Пушкина на дуэли Лермонтов написал полное негодования стихотворение «Смерть поэта». Это произведение тоже могло остаться неизвестным, если бы Лермонтов не дал его прочитать своему другу Святославу Раевскому, который стал делать копии стихотворения и раздавать своим друзьям, те же переписывали текст для своих знакомых. Стихотворение «Смерть поэта» за несколько часов разошлось по Петербургу. Это стихотворение не только принесло поэту настоящую славу, но и сыграло роковую роль в судьбе Лермонтова.

За крамольное[3] стихотворение, которое в списках стремительно распространялось в обществе, Лермонтов был сослан на Кавказ.

lermontov na kavkaze

Спустя несколько месяцев Лермонтову разрешили вернуться в Петербург благодаря связям влиятельной Елизаветы Алексеевны. Теперь никому ранее не известный молодой гусарский офицер был уже знаменитым поэтом, его стихи стали печатать. Спустя два года он повторно был сослан на Кавказ за дуэль с сыном французского посланника, хотя поединок был бескровным: Лермонтов выстрелил в воздух, а его противник промахнулся. Но дуэль стала поводом для удаления неугодного властям поэта из столицы. Ему снова предстояла служба в действующих войсках. Лермонтов участвовал в боевых сражениях, но продолжал заниматься литературным творчеством.В 1840 г. вышел его первый поэтический сборник. Лермонтов был очень требователен к своему творчеству. Для сборника он выбрал только 2 поэмы из 36 написанных и 26 стихотворений из 400.

Погиб Лермонтов на дуэли в 1941 г. возле Пятигорска. Он снова благородно выстрелил в сторону, но его соперник Николай Мартынов, обиженный на шутки друга, от своего выстрела не отказался и смертельно ранил поэта в грудь. Погребен Лермонтов в родовом имении Тарханы.

 

Ведущие темы в лирике Лермонтова

Тема одиночества в лирике поэта-изгнанника. Стихотворение «Парус»

Лирика Лермонтова весьма многогранна. У него есть стихотворения любовной, пейзажной, философской, гражданской тематики. Большинство его лирических произведений, даже посвященных Родине, природе, любви пронизаны мотивами одиночества, печали и разочарования.

Перед поступлением в Школу гвардейских подпрапорщиков семнадцатилетний Лермонтов,гуляя по берегу Финского залива, увидел вдалеке парусник, который вдохновил его на написание стихотворения «Парус». Конец лета 1832 г. был временем перемен для поэта: он переехал в Петербург, решил сменить учебное заведение.Главной в стихотворении стала тема одиночества,поиска себя и выбора жизненного пути. «Парус» – это лирическая новелла с философским подтекстом, имеющая черты элегии[4]. Композиция стихотворения состоит из трех четверостиший, в которых пейзажи морских просторов перекликаются с душевными переживаниями героя.

Реально существующий парус, белеющий «в тумане моря голубом», является олицетворением сущности человека и его судьбы. Образ «мятежного» паруса – символ мятущейся одинокой души поэта. Символичен и образ морской стихии: играющие волны, бескрайние просторы аллегорически представляют жизнь с ее волнениями, безграничными возможностями, неизвестностью, переменчивостью.Огромное море «играет волнами», его воды «светлей лазури», солнце освещает парус золотыми лучами. Но парус затерялся в «тумане моря», его мачта гнется от ветра. Парусу поэт приписывает стремления собственной души, задает вопросы, на которые сам ищет ответы: «Что ищет он в стране далекой? Что кинул он в краю родном?» Метания души переданы в строках про счастье, которого он не избегает, но и не ищет. Цель не счастье, а сам путь. Несомненно, что он в поисках не тихой гавани, а бури, словно буря может помочь обрести покой мятущейся душе.Для лирического героя покой не бездействие, буря олицетворяет бурную деятельность, придающую смысл жизни. Он романтический бунтарь, который стремится окунуться в глубину жизни.

Это самое знаменитое пейзажно-философское стихотворение Лермонтова сам автор не считал значимым и не включил «Парус» в свой поэтический сборник 1840 г. Образ паруса изображен Лермонтовым в акварельной работе.

parus

Стихотворения «Тучи», «Листок», «На севере диком…», «Три пальмы», «Утес»

Художественные образы-символы в лирике Лермонтова. Отражение судьбы поэта в его поэтических образах. Основные художественно-выразительные средства

Образы природы в лирике Лермонтова неотделимы от внутреннего мира человека. Лирическая баллада[5] Лермонтова «Три пальмы», созданная по мотивам восточного сказания, была напечатана в 1839 г. Пальмы, растущие в пустыне много лет, прикрывали своими кронами от палящих лучей солнца источник воды. Их спокойная и размеренная жизнь,лишенная бурных событий, им наскучила. Деревья стали роптать[6], обращаясь к Богу, что он лишает их своего предназначения – давать приют и укрытие странникам. Бог, вняв мольбе, направил караван к их оазису[7]. Пальмы обрадовались людям, спрятали в тени от знойного солнца, родник напоил их прохладной водой. Но с наступлением ночи люди срубили пальмы, чтобы разжечь костры. Утром караван покинул стоянку, от пальм остался только пепел, источник со временем высох на солнце, его засыпало песком.

Стихотворение «Три пальмы» представляет собой философское рассуждение о смысле бытия. Мечта главных героинь баллады привела к их гибели. Образ каравана людей был для них идеалом радости общения и интересной жизни, но он оказался иллюзией, миражом[8], самообманом. Люди, которых пальмы идеализировали, их помощь приняли, но и сами деревья не пожалели и использовали для собственных низменных нужд. В реальности мечта обрела трагическое воплощение. Образ ручья представляет собой символ уединенной и спокойной жизни, которую не ценили пальмы. В конце стихотворения появляется образ кружащего над пепелищем коршуна, который стал символом смерти.

Лермонтов в стихотворении «Три пальмы» затронул проблему выбора жизненного пути. Можно жить спокойно, помогая людям, с благодарностью принимая то, что тебе предначертано судьбой. Можно избрать жизнь яркую, но недолгую, сгорая от собственных желаний.Звучит в балладе и религиозная мораль: пальмам посылается наказание за гордыню, они забыли о смирении. Когда пальмы жалуются, что «годы неслышно прошли», Бог внимает их роптанию, дает шанс пережить яркую ночь, сгорая на костре, отдавая свое тепло другим. Автор хотел донести мысль, что нужно быть благодарным за данную судьбой жизнь, не обольщаться иллюзорностью мечтаний, который могут не оправдать надежд, иметь разрушительные последствия.

Ведущей темой стихотворения «Три пальмы» стала проблема связи человека с природой. Природа, дарующая людям благо, беззащитна перед их варварством и безалаберностью. Бездушное обращение людей с миром природы, ведущих себя, как неразумные «малые дети», привело к трагедии: зеленый оазис превратился в «бесплодную почву». Выжженная земля больше не способна давать приют людям. 

Лермонтов в стихотворении «Три пальмы» использует различные средства выразительности. Деревьям приписываются человеческие качества, для этого поэт использует олицетворение:«пальмы приветствуют», их «листья шепчут», они «пали без жизни», «одежду» с них сорвали, «тела» деревьев изрублены. Выразительные эпитеты[9] и метафоры[10] привносят в текст особый эмоциональный настрой: «гордые пальмы», «питомцы столетий», «ручей звучный», «пепел седой», «махровой главой», «пылающая грудь» и др. Караван в пустыне сравнивается с колышущимся «челноком» в море, сравнение людей с «малыми детьми» является характеристикой их поступков.

tri palmy

Последний год жизни Лермонтов находился в ссылке в Чечне на Кавказе. В это время в его творчестве появляется много стихотворений, которые являются философскими размышлениями о своем предназначении и смысле жизни. Эти мысли отразились в стихотворениях «Тучи», «Листок», «На севере диком…», «Утес» и др. Пейзаж и явления природы послужили поэту декорациями для раскрытия темы одиночества. Жизненный путь лирического героя, его внутренний мир показаны через образы-символы, взятые из мира природы. Поэт мыслил этими поэтическими образами, сопоставляя их суть со своей собственной судьбой. Лермонтов использовал средства выразительности, чтобы создать неповторимые образы в этих небольших стихотворениях, представляющих собой уникальные образцы поэтического мастерства.

Стихотворение Лермонтова «Тучи», главной темой которого стала тема одиночества и изгнания, было создано Лермонтовым в 1840 г. перед предстоящим отъездом на Кавказ. Символом бесприютного скитания стал образ тучек, благодаря которому автор раскрывает мир своих переживаний. Поэт-изгнанник в своем воображении ведет задушевную беседу с небесными тучами, которые странствуют по собственной воле, а не по приговору властей. В первых двух четверостишиях лирический герой ощущает свою связь с тучками: «Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники». Он считает себя таким же странником, по воле судьбы скитающимся на чужбине. Но у «небесных странников» есть свобода выбора, которой лишен лирический герой, он не волен в выборе своего пути. В изгнании он обречен на одиночество вдали от Родины и близких людей. В третьем четверостишии поэт с раненой душой приходит к выводу: тучам, в отличие от него, чужды чувства и переживания, у них нет привязанностей, они просто равнодушные созерцатели, у них нет родины, значит нет и изгнания. Он же, покидая «милый север», страдает от разлуки с родными местами.В стихотворении Лермонтова тема одиночества и изгнания тесно связана с темой любви к Родине.

В обращении к тучам используются риторические вопросы, автор задает эти вопросы и самому себе. Риторические вопросы не предполагают ответа, либо ответ содержится в самом вопросе. Такие вопросы употребляются для обострения темы.

В стихотворении «Тучи» Лермонтовым созданы яркие примеры использования художественно-выразительных средств. В описании туч используется олицетворение: тучи-странники, изгнанники.В поэтическом тексте много эпитетов, представляющих собой характеристики образов: «тучки небесные», «вечно свободные», «вечные странники», «милого севера», «клевета ядовитая» и пр. Используется прием, когда эпитеты становятся частью метафоры: «степью лазурною», «цепью жемчужною», «нивы бесплодные». Например, эпитет «лазурною», сочетаясь со словом «степь» создает метафору, в которой бескрайнее небо сопоставляется со степными просторами. Метафоры, характеризующие тучи, приоткрывают и духовный мир лирического героя.

tuchi

Жанр стихотворения «Листок» можно определить, как элегию. Листок стал символом одиночества, потерянности, разобщенности с людьми, оторванности от родины. Судьба дубового листка, оторвавшегося от ветки дерева и скитающегося «вдали от отчизны суровой», сопоставляется с судьбой человека, разлученного с Родиной. Аллегорически переданы чувства и настроения лирического героя, который ощущает себя одиноким среди людей. Пожелтевшему засохшему листку противопоставлена зеленая молодая чинара[11]. В стихотворении присутствует мотив обреченности, неизбежной гибели. Листок поведал чинаре о своей грустной истории, но она равнодушна к рассказу чуждого ей пришельца. Эгоистичная чинара словно олицетворяет жестокое равнодушие светского общества, его безразличное отношение к чужим бедам и чужой судьбе.

В стихотворении «Листок» Лермонтовым также использованы разнообразные художественные изобразительные средства. Для характеристики образов автором были употреблены эпитеты: «отчизне суровой», «ветки родимой», «листья изумрудны» и др. Человеческие черты образам природы придают олицетворение и метафоры: «зеленые ветви лаская», «шепчется ветер», «ты пылен и желт», «засох я без тени», и др.

Темой одиночества и безысходности пронизано небольшое стихотворение «Утес», написанное Лермонтовым за несколько недель до трагической гибели. В этой лирической новелле всего два четверостишия. Местом действия стихотворения является пустыня, олицетворяющая одиночество человека в окружающем его мире, в пустыне случайно состоялась мимолетная встреча утеса и тучки.В этих образах прослеживается история человеческих отношений, мотив неразделенной любви. Образ тучки олицетворяет беззаботную, ветреную, беспечную девушку. Образ утеса – умудренного житейским опытом мужчину. В качестве изобразительных средств в стихотворении использованы олицетворение и антитеза[12]: старый утес-великан в задумчивости плачет – весело играет молодая тучка.

utes

Лермонтов, хорошо владевший иностранными языками, делал переводы зарубежной лирики. По мотивам стихотворения «Сосна стоит одиноко» немецкого романтика Г. Гейне был создан шедевр Лермонтова «На севере диком…». Это не просто поэтический перевод, Лермонтов изменил замысел оригинального текста, чтобы передать собственные чувства, свою неосуществимую мечту. Суровый и загадочный северный пейзаж подчеркивает одиночество заснеженной сосны. Стихотворение отражает состояние души лирического героя: он обречен на одиночество и тоскует. У него есть вера, что где-то далеко есть родственная ему одинокая душа, она олицетворена в образе южной пальмы в «пустыне далекой», которая снится северной сосне.

Антитезой в стихотворении Лермонтова усиливается контраст образов. Север и юг – понятия, различные не только по географическому расположению, но и по психологическим признакам. Это разные формы жизни: тепло юга, обилие света и солнца,яркие краски, ароматы цветов, пение птиц противоположны холоду севера, снегу, скудной природе, однообразной цветовой гамме. Холод севера олицетворяет опустошенность, отсутствие душевного тепла. Лирическому герою близко состояние спящей северной сосны, южная пальма кажется несбыточной мечтой. С помощью развернутых метафор и олицетворения автор представляет сосну и пальму живыми существами с родственными душами. Замерзшая «на голой вершине» сосна страдает, тоскует, видит сновидения, «прекрасная пальма» на другом краю света грустит в одиночестве.

С помощью инверсии[13] подчеркивается лейтмотив[14] одиночества: «стоит одиноко», «на утесе горючем», «пустыне далекой». Выразительны эпитеты: «севере диком», «голой вершине», «снегом сыпучим». В описании сосны использовано сравнение, подчеркивающее великолепие ее снежного убранства: «одета, как ризой». Так называли расшитую золотыми и серебряными нитями одежду священника на праздничном богослужении или царское одеяние для торжественных церемоний.

na severe dikom shishkin
Картина Шишкина  

 

Особенности лирики Лермонтова

Михаил Юрьевич Лермонтов оставил бесценное наследие в литературе как создатель лирических, прозаических и драматических произведений. Основной особенностью лирики Лермонтова в ранний период творчества стал ее бунтарский дух. Поэту довелось творить в эпоху жесточайшей политической реакции правления Николая I после подавления восстания декабристов, когда жестко пресекались любые попытки свободомыслия. Не принимая существующие порядки, Лермонтов-лирик напророчил себе судьбу одинокого странника, изгнанника, скитальца.Лирический герой его произведений наделен в большей или меньшей степени чертами самого поэта. Это одинокая личность, неудовлетворенная действительностью, не признающая низменных ценностей и мелочных страстей, бездуховности и пошлости общества, которое живет в полном противоречии с законами природы.

Особенностью лирики Лермонтова позднего периода его творчества стало философское осмысление законов мироздания, психологический подход к природе человеческих взаимоотношений. В своих пейзажно-философских стихотворениях он пытался найти ответы на «вечные вопросы» человеческого бытия.С детства Лермонтов относился к природе с восторженной, почти мистической любовью. В природе поэт видел высшие для себя ценности: свободу и совершенство. Природой наполнены поэтические размышления и живопись Лермонтова, потому что суть природы отвечает его внутреннему состоянию, его стремлениям к идеалу. Поэт Константин Бальмонт писал: «Лермонтов – звездная душа, родственная с тучами и бурями, тоскующий поэт, которому грезились воздушные океаны, с которым говорили демоны и ангелы».

Словарь

Пансион – закрытое учебное заведение с проживанием.

Корнет – младший офицерский чин.

Крамольный – призывающий к бунту, мятежу.

Элегия – лирическое произведение с философскими размышлениями.

Баллада – лирическое произведение с историческим или легендарным сюжетом.

Роптать – жаловаться, высказывать недовольство.

Оазис – небольшая часть пустыни с водоемом и растительностью.

Мираж – оптический обман, заставляющий видеть изображение там, где его нет.

Эпитет – художественное выразительное определение.

Метафора – скрытое сравнение, основанное на переносе свойств или действий одного предмета на другой.

Чинара – южное дерево с большими листьями.

Антитеза – противопоставление.

Инверсия – измененный порядок слов.

Лейтмотив – основной, ведущий мотив.

 

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

Вопрос: 1
Укажите годы жизни М.Ю. Лермонтова
11812 г. – 1841 г.
21814 г. – 1841 г.
31814 г. – 1840 г.
Ответить
2
Вопрос: 2
Какое стихотворение принесло славу М.Ю. Лермонтову
1«Утес»
2«Парус»
3«Смерть поэта»
Ответить
3
Вопрос: 3
Какая тема объединяет стихотворения Лермонтова «Парус», «Листок», «На севере диком», «Тучи», «Утес»?
1Тема дружбы
2Любовная тема
3Тема одиночества
Ответить
3
Вопрос: 4
В стихотворении «Тучи» поэт сначала уподобляет себя тучкам, в последнем четверостишии это сопоставление отрицает. Почему?
1Они, как и поэт – странники, но не изгнанники, потому что у них нет
2Родины, значит, не может быть изгнания.
3Тучки вольные, у них нет привязанностей, как и у лирического героя.
4Тучкам, как и лирическому герою, не ведомы страдания и страсти.
Ответить
1
Вопрос: 5
Определите жанр стихотворения «Листок»
1Баллада
2Элегия
3Поэма
Ответить
2
Вопрос: 6
Что символизирует собой листок из одноименного стихотворения Лермонтова?
1Одиночество, оторванность от Родины
2Стремление к путешествиям
3Нежелание быть привязанным к кому-либо
Ответить
1
Вопрос: 7
К какому жанру относится стихотворение «Три пальмы»
1Элегия
2Баллада
3Сонет
Ответить
2
Вопрос: 8
Определите ведущую тему стихотворения «На севере диком…»
1Разлука и одиночество двух близких людей
2Противопоставление разных образов жизни
3Трагедия непонимания между людьми
Ответить
1
Вопрос: 9
В стихотворении «Утес» главной темой является
1Тема дружбы
2Тема любви к Родине
3Тема одиночества человека
Ответить
3
Вопрос: 10
Какую сущность человека отражают природные образы-символы (утес, листок, сосна, пальма и др.)
1Бунтарский дух, протест
2Одиночество, изгнанничество
3Страдание, горе
Ответить
2
Допущено ошибок:
Оценка:
Подробнее
Ваши ответы:
1 вопрос:

Укажите годы жизни М.Ю. Лермонтова
1) 1812 г. – 1841 г. 2) 1814 г. – 1841 г. 3) 1814 г. – 1840 г.
2 вопрос:

Какое стихотворение принесло славу М.Ю. Лермонтову
1) «Утес» 2) «Парус» 3) «Смерть поэта»
3 вопрос:

Какая тема объединяет стихотворения Лермонтова «Парус», «Листок», «На севере диком», «Тучи», «Утес»?
1) Тема дружбы 2) Любовная тема 3) Тема одиночества
4 вопрос:

В стихотворении «Тучи» поэт сначала уподобляет себя тучкам, в последнем четверостишии это сопоставление отрицает. Почему?
1) Они, как и поэт – странники, но не изгнанники, потому что у них нет 2) Родины, значит, не может быть изгнания. 3) Тучки вольные, у них нет привязанностей, как и у лирического героя. 4) Тучкам, как и лирическому герою, не ведомы страдания и страсти.
5 вопрос:

Определите жанр стихотворения «Листок»
1) Баллада 2) Элегия 3) Поэма
6 вопрос:

Что символизирует собой листок из одноименного стихотворения Лермонтова?
1) Одиночество, оторванность от Родины 2) Стремление к путешествиям 3) Нежелание быть привязанным к кому-либо
7 вопрос:

К какому жанру относится стихотворение «Три пальмы»
1) Элегия 2) Баллада 3) Сонет
8 вопрос:

Определите ведущую тему стихотворения «На севере диком…»
1) Разлука и одиночество двух близких людей 2) Противопоставление разных образов жизни 3) Трагедия непонимания между людьми
9 вопрос:

В стихотворении «Утес» главной темой является
1) Тема дружбы 2) Тема любви к Родине 3) Тема одиночества человека
10 вопрос:

Какую сущность человека отражают природные образы-символы (утес, листок, сосна, пальма и др.)
1) Бунтарский дух, протест 2) Одиночество, изгнанничество 3) Страдание, горе
Посмотреть ответы
Правильные ответы:
1 вопрос: 1814 г. – 1841 г.
2 вопрос: «Смерть поэта»
3 вопрос: Тема одиночества
4 вопрос: Они, как и поэт – странники, но не изгнанники, потому что у них нет
5 вопрос: Элегия
6 вопрос: Одиночество, оторванность от Родины
7 вопрос: Баллада
8 вопрос: Разлука и одиночество двух близких людей
9 вопрос: Тема одиночества человека
10 вопрос: Одиночество, изгнанничество