Литература

Урок 15: Кавказский пленник Л.Н.Толстого

Л.Н.Толстой. Рассказ-быль "Кавказский пленник"

Урок дает представление о рассказе Льва Николаевича Толстого «Кавказский пленник»
 

План урока:

Рассказ о жизни Толстого

Сюжет рассказа. Смысл названия рассказа

Характеристики Жилина и Костылина

Нравственный урок рассказа «Кавказский пленник»

 

Рассказ о жизни Толстого

Историческая основа рассказа «Кавказский пленник», история его написания

Лев Толстой появился на свет 28 августа 1828 г. в дворянской семье старинного и знатного рода в поместье Ясная Поляна Тульской губернии. Всего в семье родилось четыре мальчика и девочка. Когда Льву не исполнилось и трех лет, умерла мать. Воспитание детей взяла на себя троюродная тетушка Т.А. Ергольская. После смерти отца в 1837 г. опекуншей сирот стала сестра отца. В 1840 г. племянников забрала к себе в Казань другая тетя по отцу П.И. Юшкова. В Казани в 1844 г. Лев стал студентом университета. Сначала учился на факультете восточных языков, после на юридическом.

Но в 1847 г. молодой человек учебу бросил и уехал в Ясную Поляну, доставшуюся ему по наследству. Живя в имении, занимался хозяйственной деятельностью и самообразованием. В 1849 г. открыл школу для детей крестьян. Некоторое время проживал в Москве и Петербурге, это было время духовных поисков.В 1851 г. уехал к месту службы старшего брата Николая на Кавказ. Жизнь Толстого изменилась: он принял решение поступить в армию. Сдав экзамены, стал служить в артиллерийской бригаде. В течение двух с половиной лет кавказской службы Толстой участвовал в военных операциях, проявил себя как смелый офицер. Во время службы на Кавказе были написаны первые рассказы Толстого, многие имеют автобиографическую основу.

Кавказская война в XIX в. длилась 47 лет с 1817 г. по 1864 г. Русская армия не вела активных боевых действий. Командующий русской армией генерал А. Ермолов назвал Кавказ огромной крепостью, которую будет защищать полумиллионная армия горцев. Свою политику он озвучил так: «Штурм будет стоить дорого. Так поведем же осаду». Горцы часто организовывали засады, чтобы взять в плен русских офицеров и потребовать выкуп. Некоторым из плена удавалось сбежать.

ln tolstoj praporshhik

О судьбе русских пленных на Кавказе создавали произведения и до Толстого. А.С. Пушкин написал в 1921 г.поэму «Кавказский пленник». В этом романтическом произведении была описана история молодого пленного русского офицера, которого спасла из рабства влюбленная черкесская девушка. Разочарованный в жизни молодой человек не смог ответить на ее чувства, и девушка в отчаянии бросилась в воду. Спустя семь лет к этому сюжету обратился М.Ю. Лермонтов и тоже написал романтическую поэму с таким же названием. В русского пленника влюбляется черкешенка, но во время их побега молодого человека убивает отец девушки, которая с горя утопилась.

В 1872 г.выходит «Кавказский пленник» Л.Н. Толстого. Сюжет похож на поэмы Пушкина и Лермонтова. Но произведение было не романтическим, а реалистическим. В плен по сюжету попали два офицера, отсутствовала любовная история. Автор детально описывает условия содержания в плену, уделяет внимание описанию быта и обычаев татар. Главный герой занят не размышлениями и воспоминаниями, а выживанием, ремеслом, подготовкой к побегу. Язык рассказа отличается простотой изложения, множество фактов и событий переданы короткими предложениями, описания сведены к минимуму.

Жанр произведения определен как рассказ-быль. Слово «быль» подчеркивает достоверность сюжета «Кавказского пленника», основой для которого послужили реальные события. Сопровождая в крепость Грозную обоз, Толстой и его друг чеченец Садо решили оторваться от основной группы и поехать побыстрее. Они нарвались на засаду и едва не попали в плен. Им чудом удалось спастись, добраться до русской крепости и поднять тревогу. Подоспевшие на помощь казаки заставили горцев прекратить преследование. В своем дневнике Толстой записал: «Едва не попался в плен, но в этом случае вел себя хорошо». Переживания, испытанные во время этого приключения, были использованы в сюжете рассказа «Кавказский пленник».

В 1872 г. Толстой в Ясной поляне, создавая для своей школы «Азбуку», пособие для обучения чтению, написал несколько небольших рассказов и сказок для этой книги. Одним из рассказов, написанных для «Азбуки» стал«Кавказский пленник».

Сюжет рассказа. Смысл названия рассказа

Осуждение национальной вражды. Жилин и горцы

Повествование в рассказе захватывающее и динамичное. Служивший на Кавказе небогатый дворянин Жилин получил письмо от матери. Старая женщина просила его приехать, потому что стала слаба и боится больше его не увидеть. Жилин, выпросив отпуск, вместе с обозом выехал из крепости. Офицер Костылин, проголодавшийся и плохо переносивший жару, предложил оторваться от ползущего обоза и поехать побыстрее вдвоем, и Жилин согласился. Офицеры наткнулись на засаду горцев. Костылин поскакал назад, хотя у него было ружье. Жилин, понимая, что ему не удастся оторваться от преследователей, в отчаянии бросился на них с саблей. Но падение раненой лошади помешало ему схватиться с врагами. В мыслях у него не было намерения сдаваться живым, но его схватили.

Плененного Жилина привезли в аул, заковали ногу в колодку, заперли в сарае. Вскоре там же оказался и Костылин. Абдул-Мурат, чьими пленниками они стали, надеялся получить за офицеров большой выкуп. Поэтому пленников заставили написать родным письма с просьбой прислать денег. Костылин сразу написал письмо, Жилин же долго торговался, после указал на письме несуществующий адрес.

Больше месяца провели пленники в горном ауле. Жилин днем старался найти себе занятия, по ночам рыл подкоп под стеной сарая. Для тринадцатилетней хозяйской дочери Дины и других детей он лепил глиняных кукол. Благодарная девочка тайком его подкармливала лепешками и молоком. Как-то ночью Жилин и Костылин совершили побег. Далеко уйти не успели, Костылину сапоги натерли ноги до крови, Жилину пришлось перетаскивать сослуживца на себе. Случайно проезжавший горец услышал вскрик Костылина от боли. Беглецов поймали, привезли в аул, стали избивать камнями и плетками, после спустили в яму, уже не снимая колодок на ночь. Абдула пригрозил, что, если не получит выкуп в ближайшее время, убьет их.

Дина украдкой бросала в яму лепешки. Однажды девочка сказала Жилину, что ее отцу старики велят убить пленных, потому что русские могут захватить аул и отомстить. Жилин попросил спустить ему палку, но Дина отказалась. Ночью же притащила большой шест, по которому он выкарабкался из ямы. Костылин бежать отказался. Колодку Жилин попытался разбить, но не смог, так и пришлось идти.Всю ночь он шел через лес, к рассвету увидел вдалеке русскую крепость. Тут его заметили татары и поскакали к нему. Стал Жилин кричать своим, услышали его крики казаки и помчались, пресекая путь татарам. Жилина доставили в крепость. Еле живого Костылина выкупили спустя месяц.

Название рассказа «Кавказский пленник»имеет несколько смыслов. В рассказе в плен были взяты два офицера, а в названии указан один человек. Для каждого героя в этом словосочетании заложен свой смысл. Находящийся в кавказском плену Костылин является пленником по своей сущности, он не делает никаких попыток обрести свободу, пассивно ждет помощи со стороны. Кавказским пленником становится и Жилин, но не потому, что очутился в плену. Он не смог покинуть Кавказ, хотя попытался уехать к матери, даже планировал женитьбу. Но жизнь нарушила его планы, судьбой офицера стал Кавказ. Он оказался в плену, бежав из него, вернулся в крепость.Собиравшийся оставить эти места Жилин, узнавший жизнь Кавказа, стал в душе его «пленником».

Горцы тоже являются пленниками. Они чувствуют себя невольниками и воюют с чужаками за свободу родной земли. В рассказе раскрываются характеры татар, так называли раньше всех горцев-мусульман. Абдул-Мурат не лишен благородства, он относился к Жилину, как достойному противнику, уважительно называл его джигитом. Он защищал своих пленников от расправы стариков, которые требовали смерти русских офицеров. Хотя они были для него только товаром, за который он хотел получить деньги, Абдул высоко ценил русского умельца Жилина.

Характеристики Жилина и Костылина

Дружба Жилина и Дины. Подлинный герой рассказа

В повествовании использованы приемы сравнения и антитезы[1]. Жилин и Костылин, центральные герои рассказа, являются антиподами[2]. Они дворяне, офицеры, служащие в русской армии на Кавказе, оба очутились в плену. Русские офицеры, как правило, отличались военной выправкой, обладали смелостью и решительностью.

Портретное описание Костылина не соответствует облику русского офицера. Толстой подчеркивает особенности его телосложения: толстый, грузный, краснолицый. Невольно складывается неприязненное отношение к герою. Жилин же представлен как человек, который «невелик ростом, но удал». О таких неброских людях в народе говорили: «Мал золотник, да дорог. Мал, да удал». В этом герое чувствуется сила духа и смелость.

zhilin i kostylin do plena

В любой ситуации он ведет себя с достоинством. Жилин, не перекладывая свои проблемы на плечи других, самостоятельно искал выход из сложившегося положения. С горцами так дерзко торговался о размере выкупа, что даже заслужил их уважение. Когда же его все-таки вынуждают написать письмо, он, понимая, что матери будет тяжело выслать за него даже пятьсот рублей, указывает неточный адрес. Он жалеет не себя, а старую мать. Жилин осознавал, что его спасение зависит только от него самого, обдумывает побег. Он человек смелый, но не безрассудный, а осторожный. Он внимательно осматривает с горы окрестности аула, приручил хозяйскую собаку. Жилин сумел прижиться в ауле, не сидел без дела, старался чем-нибудь помочь другим. Починил часы хозяину, лепил кукол для детей, сделал на ручье игрушечную мельницу. Слава о нем, как о хорошем мастере, пошла по соседним аулам. Стали ему на починку приносить разные вещи. Стремление к деятельности характеризует его как человека трудолюбивого. Жилин хотя и дворянин, но в нем нет ничего барского.

Жилин великодушен со своими врагами, держится независимо, несмотря на свое невольничье положение. Его фамилия созвучна со словами «жилистый», «стожильный», так в народе называли сильных людей. Жилин вынослив, сухощав, мускулист. Он оптимист, в плену сразу замышляет побег и настойчиво добивается своей цели. Даже после первого неудачного побега он, сидя в холодной и темной яме, не сдается. Жилин благородно прощает подлость своего товарища, помогает ему во время побега, волочит обессиленного на себе. И вновь зовет Костылина в побег, хотя понимает, что такой попутчик для него обуза. Он преодолевает трудный путь с тяжелой колодкой на ноге, чтобы обрести свободу.

zhilin

Жилина не сломали испытания судьбы, Костылин их не выдерживает и покоряется участи невольника. Костылин – узник обстоятельств, раб своего малодушия, пленник собственного эгоизма и слабоволия. Он несвободен душой, несвободен в своем выборе Он не надеется на собственные силы, ждет помощи от родственников, запросив у них огромную для выкупа сумму – пять тысяч. Он богат и убежден, что деньги вернут ему свободу. По вине Костылина офицеры попали в плен. Когда на них напали татары, он, позабыв о воинской чести, бросил своего попутчика и попытался спастись бегством.

Оказавшись в плену, он упал духом, смирился с участью пленника, не стремился улучшить свое положение. Целыми днями по-барски бездельничал, спал и жаловался на условия содержания. У Костылина тоже «говорящая» фамилия. Слабый духом, грузный, неуклюжий мужчина нуждался в поддержке других, ему необходима внешняя опора, словно костыль. В плен попали два офицера, но только один пленен обстоятельствами, другой же смог выжить во чужом ему мире, смог заслужить уважение даже у врагов.

Жилин подружился с местной девочкой Диной, завоевал ее симпатию. Эта дружба и сыграла ключевую роль в его освобождении. Хрупкая девочка с лучистым, светлым лицом и блестящими глазами пробегала, «как козочка», работая по дому. Дине были присущи доброта, отзывчивость и сострадание. Она не избалована в своей семье добрым отношением и игрушками, радуется кукле, которую для нее вылепил из глины Жилин.

zhilin masterit kuklu
Жилин мастерит куклу

Девочка начинает тайком носить офицеру молоко, лепешки и даже кусочки мяса. Принося еду пленным, она немало рисковала. Ее не остановила угроза сурового наказания за такие поступки. Особую храбрость она проявила, когда притащила длинную палку, по которой Жилин смог выбраться из ямы и убежать. На дорогу дала своему другу несколько лепешек.Дина подвергала себя опасности ради спасения жизни Жилину, ведь горцы могли догадаться, кто помог беглецу. Да и Костылин, который не переносил боли, мог раскрыть тайну побега.

Совершенно разные люди Жилин и Дина нашли общий язык. Татарская девочка поначалу побаивалась русского пленного офицера. После ей стало любопытно, она начала присматриваться к Жилину, жалеть его, в конце концов стала соучастницей побега. Жилин был добр к ней, и она откликнулась на его доброту. Дина сочувствовала пленнику, искренне к нему привязалась. Она не могла позволить, чтобы убили Жилина.

zhilin kostylin dina

Нравственный урок рассказа «Кавказский пленник»

В рассказе Толстой повествует о человеке со стойким духом. Рассказ напоминает притчу, в которой дан нравственный урок: человек должен бороться за свое счастье и свободу, каждый получает то, что заслуживает. Автор подчеркивает ценность таких человеческих качеств как доброта, сострадание, дружба, взаимовыручка, которые объединяют людей, несмотря на национальные или религиозные границы. Сам Толстой относил рассказ «Кавказский пленник» к одному из самых лучших своих произведений.

 

Словарь

Антитеза – стилистический прием противопоставления образов, понятий

Антиподы – люди противоположные по образу жизни, взглядам, убеждениям, вкусам и т.д.

 

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

Вопрос: 1
Кто первым из русских писателей написал произведение с названием «Кавказский пленник»
1Лермонтов
2Пушкин
3Толстой
Ответить
2
Вопрос: 2
С какими событиями связан сюжет рассказа Толстого «Кавказский пленник»?
1Крымская война
2Русско-турецкая война
3Война на Кавказе
Ответить
3
Вопрос: 3
Почему Жилин поехал в отпуск?
1Получил ранение
2Ради отдыха
3Получил от матери письмо
Ответить
3
Вопрос: 4
Почему Жилин отказался платить 3 тыс. рублей, предложил только 500 рублей и указал неверный адрес на письме?
1Из жадности
2Из жалости к матери
3Из-за недоверия к горцам
Ответить
2
Вопрос: 5
Какую игрушку слепил Жилин для Дины
1Медвежонка
2Лошадку
3Куклу
Ответить
3
Вопрос: 6
Как проводил Костылин свои дни в плену?
1Бродил по аулу
2Спал в сарае и жаловался
3Мастерил игрушки для детей
Ответить
2
Вопрос: 7
Почему первый побег не удался
1Беглецы заблудились
2Костылин своим криком выдал их
3Они нарвались на засаду
Ответить
2
Вопрос: 8
После побега пленников их
1Заперли в сарае
2Заставляли много работать
3Избили и бросили в яму
Ответить
3
Вопрос: 9
Костылина выкупили из плена за
1500 рублей
23 тысячи рублей
35 тысяч рублей
Ответить
3
Вопрос: 10
Как после плена у Жилина сложилась судьба?
1Продолжил службу на Кавказе
2Подал в отставку и уехал домой
3Он погиб в бою
Ответить
1
Допущено ошибок:
Оценка:
Подробнее
Ваши ответы:
1 вопрос:

Кто первым из русских писателей написал произведение с названием «Кавказский пленник»
1) Лермонтов 2) Пушкин 3) Толстой
2 вопрос:

С какими событиями связан сюжет рассказа Толстого «Кавказский пленник»?
1) Крымская война 2) Русско-турецкая война 3) Война на Кавказе
3 вопрос:

Почему Жилин поехал в отпуск?
1) Получил ранение 2) Ради отдыха 3) Получил от матери письмо
4 вопрос:

Почему Жилин отказался платить 3 тыс. рублей, предложил только 500 рублей и указал неверный адрес на письме?
1) Из жадности 2) Из жалости к матери 3) Из-за недоверия к горцам
5 вопрос:

Какую игрушку слепил Жилин для Дины
1) Медвежонка 2) Лошадку 3) Куклу
6 вопрос:

Как проводил Костылин свои дни в плену?
1) Бродил по аулу 2) Спал в сарае и жаловался 3) Мастерил игрушки для детей
7 вопрос:

Почему первый побег не удался
1) Беглецы заблудились 2) Костылин своим криком выдал их 3) Они нарвались на засаду
8 вопрос:

После побега пленников их
1) Заперли в сарае 2) Заставляли много работать 3) Избили и бросили в яму
9 вопрос:

Костылина выкупили из плена за
1) 500 рублей 2) 3 тысячи рублей 3) 5 тысяч рублей
10 вопрос:

Как после плена у Жилина сложилась судьба?
1) Продолжил службу на Кавказе 2) Подал в отставку и уехал домой 3) Он погиб в бою
Посмотреть ответы
Правильные ответы:
1 вопрос: Пушкин
2 вопрос: Война на Кавказе
3 вопрос: Получил от матери письмо
4 вопрос: Из жалости к матери
5 вопрос: Куклу
6 вопрос: Спал в сарае и жаловался
7 вопрос: Костылин своим криком выдал их
8 вопрос: Избили и бросили в яму
9 вопрос: 5 тысяч рублей
10 вопрос: Продолжил службу на Кавказе