Обществознание

Урок 7: Духовная сфера жизни

Духовная сфера жизни общества

Человеческое общество состоит из четырех основных подсистем, которые называют сферами общественной жизни: политической, экономической, духовной и социальной. Духовная сфера общества ответственна за сохранение и передачу моральных и нравственных, религиозных, культурных ценностей из поколения в поколение. По развитости духовной сферы можно судить о цивилизованности общества, предвидеть его будущее. Что включает в себя духовная сфера общества, за что она ответственна - можно узнать из данного урока.

Обложка урока взята с источника.

План урока:

Что входит в духовную сферу общества

Духовные ценности и культурное наследие

Нравственные основы жизни человека

Наука, как часть духовной сферы

Образование

Религия

Свобода совести

 

Духовная сфера жизни общества - это пространство, в котором организована деятельность людей по созданию, сохранению и передаче духовных ценностей. Благодаря этому возможна духовная жизнь всего социума и отдельных индивидов в нем.

 1
(Источник)

 

Что входит в духовную сферу общества

Духовная сфера включает в себя все, что необходимо для нравственного и интеллектуального развития личности: образование, науку, религию, искусство, культуру, нравственность, мораль. Все это элементы, способствующие формированию человеческого сознания.

Человеческое общество, даже с самым высоким уровнем развития экономики трудно назвать полноценным, без духовной составляющей. Страшно представить себе социум, лишенный духовных человеческих ценностей: любви, сострадания, нравственных идеалов, религиозных норм, культуры. Культура включает в себя традиции, язык, одежду, мировоззрение, повседневный быт народа. Без нее, народ потеряет идентичность, сольется с другими нациями, народностями.

К функциям духовной сферы общества относятся:

  • Формирование мировоззрения (взглядов на мир и представлений о нем);
  • Регулирование поведений людей в обществе (гармоничная жизнь возможна только благодаря нравственности, морали, представлениям о добре и зле);
  • Развитие самосознания;
  • Производство и передача научных знаний;
  • Воспитание подрастающего поколения;
  • Художественное освоение мира;
  • Развитие эстетики (восприятия прекрасного).

Упрощенно основные элементы духовной сферы общества делят на 3 области:

  • Научную сферу. Она позволяет людям познавать окружающее пространство, накапливать и передавать полученный опыт, информацию.
  • Религиозную сферу. Она регулирует поведение людей в обществе на основе религиозных правил и предписаний, понятий добра, нравственности, справедливости.
  • Сферу культуры. Произведения искусства, традиции, обычаи, язык передаются как особые ценности из поколения в поколение.

Главное отличие духовной сферы от других сфер общества - производство нематериальных благ. При этом их создание все же не обходиться без достижений экономики.

Пример. Мелодия, созданная композитором, является нематериальным благом. Но ее воспроизведение невозможно без музыкальных инструментов - продукта экономической деятельности человека. Художник, так же не напишет картину без холста, красок, кистей.

2
(Источник)

Таким образом, духовная сфера неразрывно связана с остальными сферами жизни человеческого общества.

 

Духовные ценности и культурное наследие

Культура вмещает в себя все материальные и духовные ценности созданные человеком. К материальным ценностям относят: сооружения, изобретения, технику, транспортные средства, жилые дома. Среди духовных ценностей выделяют: произведения искусства, ритуалы, сказки, литературные произведения, традиции, обряды. Все это, передается по наследству следующим поколениям, благодаря такой преемственности человечество может прогрессировать, развиваться.

Представим себе ситуацию, в которой общество существовало бы без культурной преемственности. В нем, появившись на свет, человек должен был бы снова изобретать первые орудия труда, создавать новую письменность, придумывать свою мораль и законы. В этом случае развитие человечества было бы невозможно, люди так и остались бы на уровне первобытно-общинного строя.

3
(Источник)

Насколько прогрессировал современный человек, можно понять, сравнив духовные ценности в древнем обществе и современном. Так на Киевской Руси жизнь человека оценивалась в денежных единицах-гривнах. За убийство свободного человека нужно было выплатить штраф князю, в размере 80 гривен. Жизнь сельского работника оценивалась в 12, холопа - в 5 гривен. Так же был распространен обычай кровной мести: можно было убить отца за отца, сына за сына или любого другого кровного родственника за место своего, убитого членами этой семьи. На сегодняшний день общество придерживается принципов человечности, гуманности, чего не скажешь о прошлом.

Для сохранения мирового культурного наследия еще в 1945 году была создана международная организация ЮНЕСКО. Сегодня она обеспечивает сотрудничество более 200 государств, входящих в ее состав, в сфере образования, культуры и науки. ЮНЕСКО занимается:

  • Созданием охраняемых природных территорий, чтобы усилить взаимодействие человека с природой, сохранить природные заповедники;
  • Охраной всемирного культурного наследия (памятников архитектуры, исторических ценностей, важных археологических находок);
  • Охраной нематериального культурного наследия: языка, национальной музыки, ритуалов, устного народного творчества, ремесел;
  • Сохранением исторических документов, архивов.

Только объединив усилия, люди могут сохранить культурное наследие своей страны и всего мира.

 

Нравственные основы жизни человека

Нравственность - это совесть, принципы и нормы, которыми человек руководствуется при принятии решений. Ежедневно, каждому приходится сталкиваться с выбором, который совершается в зависимости от представлений человека о добре и зле, хорошем и плохом.

Пример. Утром мама дала с собой Диме вкусную булочку и шоколадку, когда он собирался в школу. На уроках он заметил, что его сосед по парте Вася забыл свой обед. Перед Димой встал выбор: съесть все самому или поделиться с Васей. Дима был убежден, что с товарищами нужно делиться, и предложил Васе половинку булочки и пол плитки шоколада.

Это пример принятие простого решения, такой выбор приходится совершать каждому, ежедневно по несколько раз. Но иногда, от принятия человеком верного решения зависит судьба и даже жизнь окружающих людей.

Пример. В 2010 году на российском военном корабле эсминце «Быстрый» неожиданно вспыхнул пожар. В машинном отделении прорвало топливный трубопровод, нужно было срочно перекрыть вентиль, чтобы спасти корабль и его команду (348 человек) от гибели. На это решился 19-летний АлдарЦыденжапов, кинувшийся в самый эпицентр пожара. Мальчика не удалось спасти, практически все его тело было покрыто ожогами. Посмертно ему присвоили почетное звание Героя Российской Федерации, за спасение боевого корабля и всего экипажа.

 

 

Наука, как часть духовной сферы

Наука- специфическая сфера духовной деятельности, без нее трудно представить себе развитие человеческой цивилизации. Наука обеспечивает поиск, накопление и передачу знаний об окружающем мире, ищет способы применения этих знаний на практике.

Наука выполняет важные функции в человеческом обществе:

  1. Создание научной картины мира (благодаря развитию науки люди знают, что Земля имеет форму шара, инфекционные заболевания вызывают опасные бактерии, микробы, вирусы);
  2. Развитие научно-технического прогресса (с каждым годом благодаря научным достижениям появляются новые технологии, электроника, различные приборы и устройства);
  3. Подготовку научных кадров, будущих деятелей науки;
  4. Обучение подрастающего поколения.

Таким образом, образование и наука неразрывно связаны между собой.

4
(Источник)

Сбор объективных знаний об окружающем мире, наука производит методами:

  • Анализа;
  • Статистики;
  • Эксперимента;
  • Исследования (проверки теории на практике);
  • Измерения;
  • Наблюдения;
  • Выдвижения гипотез (предположений).

 

Образование

Роль образования в жизни человека трудно переоценить, оно обеспечивает передачу полученных научными методами знаний, будущим поколениям. Кроме того, образование включает процесс воспитания - усвоения ребенком системы ценностей, норм и правил поведения в обществе.

Выделяют следующие основные ступени образования:

  1. Дошкольное;
  2. Школьное;
  3. Средне-специальное;
  4. Высшее профессиональное образование.

В современном обществе большую роль приобретает самообразование – самостоятельное обучение, поиск знаний. Благодаря самообразованию человек становится всесторонне развитым, осваивает большие объемы информации, которая находится за пределами школьной программы.

5
(Источник)

Функции образования:

  • Передача культуры новым поколениям;
  • Формирование мировоззрения, жизненных принципов;
  • Передача знаний и опыта;
  • Подготовка к будущей профессиональной деятельности;
  • Воспитание нравственной, духовно развитой личности.

Образование создает разницу между людьми, социальное неравенство. Более образованный, квалифицированный работник имеет гораздо больше возможностей для продвижения по карьерной лестнице, повышения доходов.

 

Религия

Религия - это вера в сверхъестественное, божественное происхождение мира. Первые религии зародились еще в древности. Люди поклонялись идолам, богам,олицетворяющим природные стихии в надежде получить хороший урожай, умилостивить силы природы, получить защиту от различных бедствий.

В прошлом люди поклонялись множеству богов, такая форма религии называется политеизмом (многобожием). В Древнем Риме, Греции, Египте боги представляли собой целые семьи, где каждый член семьи отвечал за отдельную сферу мироздания.

Это интересно! У Древних греков было 30 основных богов, и множество дополнительных. У греков существовал даже бог злословия, бог воров, покровитель тюленей, богини времен года, богиня мщения.

6(Источник)

Религии в современном мирев основном основываются на вере в одного единого бога - это называется монотеизмом. Сегодня в мире насчитывается более 5000 различных религий. Но самыми распространенными среди них, у которых насчитывается большее количество последователей, являются:

  1. Христианство;
  2. Буддизм;
  3. Ислам.

Эти религии называют мировыми, так как они находят своих последователей по всему миру. Существуют так же другие виды религии: родоплеменные, народные, национальные. Их особенностью является то, что религию разделяют только представители одной нации, этноса, народа, племени.

Религия имеет большое значение в жизни любого общества. К функциям религии относят:

  • Интеграцию (объединение людей между собой, достижение ими взаимопонимания);
  • Формирование мировоззрения;
  • Регулирование поведения людей на основе религиозных норм, ценностей;
  • Успокоение и утешение людей.

Если в прошлом, принадлежность человека к той или иной религии определяло окружающее его общество, то сегодня, в большинстве стран, человек свободен выбирать любую веру, приходящуюся ему по душе.

 

Свобода совести

Свобода совести - это право человека самостоятельно выбирать, какую религию ему исповедовать, или отказаться от какой-либо веры и стать атеистом. Свобода совести гарантирована во всех демократических, светских государствах, где церковь отделена от государственной власти.

7
(Источник)

Так же гарантирована свобода совести в Конституции РФ (Российской Федерации). Согласно главному закону российского государства запрещено любое принуждение к выражению убеждений или отказу от них.

 

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

Вопрос: 1
Какая отрасль не относится к духовной сфере общества?
1Наука
2Образование
3Искусство
4Экономика
Ответить
4
Вопрос: 2
Найдите верное утверждение:
1Духовная сфера полностью отделена от остальных сфер общественной жизни
2Духовную сферу отличает производство нематериальных благ
3Духовная сфера общества - это религия
Ответить
2
Вопрос: 3
Международная организация ЮНЕСКО занимается:
1Защитой прав инвалидов
2Борьбой за мир во всем мире
3Охраной историко-культурного наследия
Ответить
3
Вопрос: 4
К мировым религиям относят:
1Конфуцианство
2Буддизм
3Даосизм
Ответить
2
Вопрос: 5
Свобода совести - это
1Право исповедовать любую религию
2Отсутствие чувства вины
3Отсутствие принципов нравственности, морали
Ответить
1
Допущено ошибок:
Оценка:
Подробнее
Ваши ответы:
1 вопрос:

Какая отрасль не относится к духовной сфере общества?
1) Наука 2) Образование 3) Искусство 4) Экономика
2 вопрос:

Найдите верное утверждение:
1) Духовная сфера полностью отделена от остальных сфер общественной жизни 2) Духовную сферу отличает производство нематериальных благ 3) Духовная сфера общества - это религия
3 вопрос:

Международная организация ЮНЕСКО занимается:
1) Защитой прав инвалидов 2) Борьбой за мир во всем мире 3) Охраной историко-культурного наследия
4 вопрос:

К мировым религиям относят:
1) Конфуцианство 2) Буддизм 3) Даосизм
5 вопрос:

Свобода совести - это
1) Право исповедовать любую религию 2) Отсутствие чувства вины 3) Отсутствие принципов нравственности, морали
Посмотреть ответы
Правильные ответы:
1 вопрос: Экономика
2 вопрос: Духовную сферу отличает производство нематериальных благ
3 вопрос: Охраной историко-культурного наследия
4 вопрос: Буддизм
5 вопрос: Право исповедовать любую религию