Русский язык

Урок 11: Что такое текст?

Что такое текст?

Здравствуй, дорогой первоклассник! Этот урок познакомит тебя с текстом. Ты узнаешь, что такое текст, научишься его составлять и подбирать заголовок. Успехов!

План урока:

Что такое текст?

Смысловая связь предложений в тексте

Заголовок текста

Составление текста

Составление текста по рисунку

Составление текста на заданную тему

Составление текста по данному началу и концу

Составление текста по опорным словам

Словарное слово: ворона

 

Что такое текст?

1Текст в русском языке – это несколько предложений, объединенные одной темой. Предложения в тексте связаны по смыслу. Он имеет тему, основную мысль и смысловую законченность. Состоит из нескольких частей: вступление, основная часть и заключение. Каждая часть текста начинается с красной строки. (источник изображения)

Выделяют типы текста, опираясь на содержание:

- повествование;

- описание;

- рассуждение.

Повествование – показывает действие, происходящее постепенно, с последовательностью. Действия связаны друг с другом. Повествование ведется от первого и от третьего лица. Этот тип имеет завязку, развитие действия и развязку. В тексте преобладает часть речи – глагол. К тексту задаются вопросы «что?», «где?», «когда?», «что случилось?», «где и с кем произошло?».

2

 

Сегодня – суббота! Это значит, что не надо идти в школу, можно отдыхать. Мы с мамой и папой пойдем в зоопарк смотреть на разных зверей: слонов, жирафов, бегемотов, львов. Потом пойдем в детское кафе есть мороженое и пить лимонад. По возвращении домой вместе будем смотреть мультфильмы.

 

В данном тексте видно, что действия происходят последовательно. (источник изображения)

Описание - описывает, характеризует какое-либо событие, предмет, раскрывает основные признаки. Описание бывает портретным и пейзажным. Описываться может человек, растение, животное, эмоции (радость, печаль), погодные условия. Часто в тексте используются части речи - прилагательное, существительное, наречие. Описание отвечает на вопросы «какая?», «какой?», «какие?».

3

Осень! Яркая разноцветная пора года. Деревья стоят в прекрасных одеяниях. Желтые, красные, зеленые листья радуют наш глаз. Солнышко светит, но его лучики становятся менее теплыми и ласковыми.

 

Текст описывает, характеризует осень как разноцветную пору года. (источник изображения)

Что такое текст-рассуждение? В рассуждении выражается личное мнение автора, объясняются явления. Текст-рассуждение ставит задачу что-то доказать, убедить, объяснить. Для рассуждения характерны слова: во-первых, если, то, поэтому.

Рассуждение делится на виды:

  • рассуждение-доказательство (почему именно так?)
  • рассуждение-объяснение (что это такое?)
  • рассуждение-размышление (как быть?)

4

 

Я получил двойку по математике. Что будет, если я расскажу родителям? Будут ругать, не разрешат играть в игрушки, есть конфеты и смотреть телевизор. А если я промолчу и не расскажу о зловещей двойке? Думаю, что они все равно узнают, тайное всегда становится явным. Они обидятся на меня за то, что я им соврал. Лучше сказать правду.

 (источник изображения)

 

Смысловая и грамматическая связь предложений в тексте

Предложения в тексте связаны по смыслу. Смысловая связь предложений в тексте важна, если бы в текст входили абсолютно разные предложения, он был бы непонятен и тяжело бы воспринимался.

Виды смысловой связи предложений в тексте:

  1. Цепная связь
  2. Параллельная связь

Цепная связь – новое предложение дополняет предыдущее. Автор выражает мысли последовательно. Информация из первого предложения развивается во втором, из второго в третьем.

Не обижай, мой юный товарищ, книгу! Она друг и соратник на всю жизнь. В ней ты найдешь ответы на интересующие вопросы.

Параллельная связь – предложения не зависят друг от друга, но объединены общим высказыванием.

Наступило утро. Город просыпается, солнышко поднимается высоко-высоко. Слышны голоса людей и пение птичек.

Первое предложение является общей темой для последующих предложений.

Помимо смысловой связи, существует грамматическая связь в предложениях. Она означает, что формы слов зависят друг от друга. Слова в предложениях текста, должны согласовываться, в этом помогают местоимения, предлоги, союзы.

Я с нетерпеньем жду, когда мы поставим елку. Она будет пышная, красивая и нарядная.

Без смысловой и грамматической связи предложений текст не сможет существовать, его невозможно создать.

 

Что такое заголовок текста

Разберем, что такое заголовок текста. Заголовок текста в русском языке - это одна из главных составляющих текста. Заголовок текста отражает тему, основную мысль. Помогает предположить, о чем идет речь в тексте, понять смысл текста.

Мяч

5Я мечтал о футбольном мяче. У мальчишек со двора были мячи, а у меня нет. Они, конечно, давали играть, но с наступлением вечера хозяева забирали мячи домой. Мама пообещала, если я буду хорошо учиться, она исполнит мою мечту. Я хорошо учился, домой приносил пятерки и помогал маме по дому. И вот, наступил день, когда мама принесла домой мяч. Он был красивый, большой и, самое главное, мой. Я обнял маму, поблагодарил и быстро выбежал на улицу похвастаться ребятам. У меня теперь есть свой мяч. (источник изображения)

 

Составление текста

Для развития речевой деятельности, для формирования мышления человек должен уметь думать, развивать мысли, использовать воображение и с их помощью составлять тексты.

Есть несколько типов составления текста:

1) составление текста по рисунку;

2) составление текста на заданную тему;

3) составление текста по данному началу и концу;

4) составление текста по опорным словам.

 

Составление текста по рисунку

Часто в школьных учебниках встречается задание: «Рассмотри рисунок и составь по нему текст». Составить текст по рисунку легче, чем на заданную тему или по опорным словам. Так как мы можем рассмотреть подробные детали в картине и описать их в тексте.

Чтобы составить текст по рисунку, надо следовать пунктам:

  1. Рассмотри внимательно рисунок;
  2. Попробуй определить тему рисунка;
  3. Определи, кто на нем изображен;
  4. Подумай, какое событие передает рисунок, какие краски преобладают, темные или яркие;
  5. Подумай, какое настроение вызывает рисунок;
  6. Подумай, с чего можно начать рассказ;
  7. Составь первое предложение;
  8. Подумай об основной части, о чем можно рассказать;
  9. Напиши основную часть;
  10. Подумай, чем закончится рассказ;
  11. Напиши концовку;
  12. Не забудь дать тексту заголовок.

Заяц

6С давних пор считается, что зайцы – трусливые животные, слабые и беззащитные. Есть поговорка «Трусливая душа», так говорят о человеке, который всего боится. Действительно, заяц считается слабым среди лесных зверей. Но они очень шустрые. Редко волк или лисица догоняют зайца, он очень быстро бежит, а маленький размер позволяет укрыться в норке, куда волк и лисица не смогут забраться. Заяц слабый, но очень проворный. (источник изображения)

 

Составление текста на заданную тему

Составить текст на тему сложнее, чем составить текст по рисунку, так как нельзя увидеть изображение событий, людей, предметов, красок. В составлении текста значительную роль играет наша фантазия и воображение.

Чтобы составить текст на заданную тему, надо следовать пунктам:

1. Подумай, что несет в себе заданная тема;

  1. О чем или о ком будет рассказ;
  2. Подбери слова, необходимые для написания текста;

2. Подумай с чего можно начать, написать вступление;

  1. Напиши основную часть, раскрой ее;
  2. Подойди к завершению рассказа, напиши концовку;
  3. Не забудь дать тексту заголовок.

Тема «Друзья»

Мы с Вовкой - настоящие друзья. Ходили вместе в садик, а сегодня идем в школу, в первый класс, будем сидеть за одной партой. Так мы думали с Вовкой до тех пор, пока Марья Ивановна не посадила нас с какими-то девчонками. Я сидел на первой парте с Машей, у которой были большие синие глаза, а ее белые банты еще больше. А Вовка сидел с Аней, которая постоянно измазывалась чернилами. Мы расстроились. Но как оказалось, девчонки были веселыми и задорными, что нам понравилось сидеть с ними за одной партой. С тех пор мы начали дружить вчетвером: я, Вовка, Маша и Аня.

 

Составление текста по данным началу и концу

Составление текста по данному началу и концу является сложным видом, в этом случае важно не только использовать воображение, но и понять автора уже начатого текста, что он хотел донести до читателя, суметь развить его мысль.

Чтобы составить текст по данным началу и концу, надо следовать алгоритму действий:

  1. Прочитай начало предложений, подумай, о чем должен быть рассказ;
  2. Посмотри на предложенный конец текста;
  3. Подумай, как построить основную часть так, чтобы она продолжала начало и подводила к концу, то есть, чтобы основная часть была с ними согласована;
  4. Напиши основную часть;
  5. Не забудь дать тексту заголовок.

«Манная каша»

Начало: Мама заставила меня есть манную кашу. Я ее не любил, но мама сказала, что …

Конец: … Я попросил прощения и был наказан. Все тайное всегда становится явным.

Мама заставила меня, есть манную кашу. Я ее не любил, но мама сказала, что если я съем кашу, то мы пойдем в цирк. В цирк я хотел, а кашу есть не было желания. Я решил, пока мама не видит вылить кашу в окно. Онаникому не помешает. И мама довольна и я пойду в цирк. Как только я это сделал, раздался звонок и в двери появился милиционер, с гражданином, у которого на шляпе была моя каша. Все сразу же открылось. Я попросил прощения и был наказан. Все тайное, всегда становится явным.

 

Составление текста по опорным словам

  1. Внимательно посмотри на слова;
  2. Подумай, что их объединяет;
  3. Подумай, на какую тему можно составить рассказ;
  4. Придумай вступительную часть, используя опорные слова;
  5. Придумай основную часть, раскрой ее, используя опорные слова;
  6. Придумай концовку, используя опорные слова;
  7. Не забудь дать тексту заголовок.

Опорные слова: Новый Год, елка, игрушки, звезда, подарки.

Пышная красавица

В преддверии Нового Года папа принес домой елку. Мы с сестрой достали игрушки, которые хранились на чердаке и начали наряжать елку. Пышная и нарядная красавица получилась. Вверху сияла красная звезда. Под елкой деду Морозу будет радостно оставлять подарки.

 

Словарное слово: ворона

Что такое словарные слова? Словарные слова – это слова, правописание которых нельзя проверить правилом.

Проверяются эти слова орфографическим словарем. Слово, которое мы запишем в словарик «Орфограммка», мой юный товарищ, будет ворона.

Обязательно подчеркни букву, в которой можно сделать ошибку.

 

Для закрепления материала, выполни эти задания и реши тест после урока:

1. Дай заголовок тексту

После школы я зашел в булочную за хлебом. Продавщица, всегда радостная и веселая тетя Маша, была расстроена, не похожа на себя. Когда она подавала хлеб, я сказал:

- Спасибо!

Тетя Маша засветилась, словно звездочка, я удивился, ведь я ничего не сделал.

Я спросил:

- Тетя Маша, почему вы улыбаетесь?

- Василек, ты единственный сегодня сказал мне доброе слово.

- Какое? – спросил я

- Спасибо! – ответила тетя Маша

Я понял как важно говорить добрые слова.

 

2. Составь текст по рисунку

7

 (источник изображения)

3. Составь текст на тему «Утро в лесу»

 

4. Составь текст по началу и концу

Начало: Со мной случилась неприятность. По дороге в школу я встретил Борьку, и он предложил ….

Конец: Больше я не соглашусь на Борькины выдумки.

 

5. Составь текст по опорным словам: море, пляж, волна, солнце, крем, мороженое, лимонад, шляпа, воздушный шар.

 

Примеры:

1. Пример: «Добрые слова»

2. Пример: Выпал снег. Во двор вышли все ребята. Самое время лепить снеговика. Целых два часа мы лепили снежные комки, делали снеговику глаза, нос, пуговицы. Получился большой, красивый, замечательный снеговик.

3. Пример: Как прекрасно утро в лесу. На травеи деревьях появляется утренняя роса. От лучей яркого солнышка просыпаются звери, начинают петь птицы, журчат ручьи. Все готовятся к новому дню.

4. Пример: Со мной случилась неприятность. По дороге в школу я встретил Борьку, и он предложил вместо уроков пойти запускать воздушного змея. Я, недолго думая, согласился. Мы пришли на наше место и запустили змея. Он летел так красиво и легко, будто птица. Но вдруг, змей зацепился за дерево. Я полез его доставать, потому что Борька боялся высоты. Змея я достал и к тому же порвал штаны. Теперь надо будет объяснять маме, что со мной приключилось. Больше я не соглашусь на Борькины выдумки.

5. Пример: На каникулах моя семья поехала на море. Сколько всего интересного ждало нас на отдыхе. Мы загорали на пляже, а чтобы солнце не обожгло наше тело, пользовались кремом от загара и надевали шляпы; купались в море, иногда были большие волны; ели мороженое и пили лимонад. В последний день мы полетали на воздушном шаре. Было весело и интересно.

 

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

Вопрос: 1
Определи тип данного текста: Мама купила мне новые сапожки. Они красивые и удобные. Красные, с желтым ободком и блестящей молнией идеально смотрелись на маленькой ножке.
1Описание
2Повествование
3Рассуждение
Ответить
1
Вопрос: 2
Определи тип данного текста: Сегодня я проснулся, умылся, почистил зубы, позавтракал и пошёл в школу.
1Описание
2Повествование
3Рассуждение
Ответить
2
Вопрос: 3
Определи тип данного текста: А что, если бы у меня был брат? Мы могли бы играть вместе на улице и дома. Уверен, мы бы жили очень дружно!
1Описание
2Повествование
3Рассуждение
Ответить
3
Вопрос: 4
Выбери, как правильно пишется новое словарное слово:
1Ворона
2Варона
Ответить
1
Допущено ошибок:
Оценка:
Подробнее
Ваши ответы:
1 вопрос:

Определи тип данного текста: Мама купила мне новые сапожки. Они красивые и удобные. Красные, с желтым ободком и блестящей молнией идеально смотрелись на маленькой ножке.
1) Описание 2) Повествование 3) Рассуждение
2 вопрос:

Определи тип данного текста: Сегодня я проснулся, умылся, почистил зубы, позавтракал и пошёл в школу.
1) Описание 2) Повествование 3) Рассуждение
3 вопрос:

Определи тип данного текста: А что, если бы у меня был брат? Мы могли бы играть вместе на улице и дома. Уверен, мы бы жили очень дружно!
1) Описание 2) Повествование 3) Рассуждение
4 вопрос:

Выбери, как правильно пишется новое словарное слово:
1) Ворона 2) Варона
Посмотреть ответы
Правильные ответы:
1 вопрос: Описание
2 вопрос: Повествование
3 вопрос: Рассуждение
4 вопрос: Ворона