Обществознание

Урок 8: Что такое гуманизм

Гуманизм - нужна ли человеку человечность?

Каждый человек желает, чтобы к нему относились по-доброму, проявляли великодушие, уважение. Заслужить подобное обращение, можно демонстрируя аналогичное отношение к окружающим людям. Умение сострадать, понимать других людей и видеть в них равных,- вот что значит человечность.Какие поступки людей можно, а какие нельзя назвать человечными, что такое гуманизм, нужна ли действительно человеку человечность - на эти вопросы мы дадим ответы в данном уроке.

Обложка урока взята с источника.

План урока:

Человек - высшая ценность справедливого общества

Понятие гуманизма, история возникновения термина

Идеалы гуманизма

Нормы морали и нравственности

Забота о детях, стариках

Нужно ли быть человечным

 

«Сострадание – есть высочайшая форма человеческого существования».

Ф. М. Достоевский.

 1
(Источник)

 

Человек - высшая ценность справедливого общества

Общество может считаться справедливым, если в нем человек представляет ценность сам по себе, просто по факту рождения на свет. Не имеет значения, богатый он или бедный, образованный или безграмотный, красивый или непривлекательный – он человек. Равноценное, уважительное отношение к разным людям, независимо от их национальности и личных особенностей, вот в чем проявляется человечность.

В далеком прошлом общество трудно было назвать человечным, цивилизованным. Тысячи лет назад в большинстве древних государств установился рабовладельческий строй. О сострадании к рабам, не было и речи. Рабы были обязаны бесплатно трудиться на своих хозяев, полностью лишались прав, находились вне закона.

2
(Источник)

Рабовладелец имел право наказать, продать, убить раба, запретить или разрешить ему женитьбу. Из-за этого рабы жили не долго, их жизнь проходила в тяготах и лишениях. Неравенство в обществе сохранилось, и после смены рабовладельческого строя феодализмом. Новой, фактически бесправной категорией людей в феодальном обществе стали крепостные крестьяне.

Проблема человечности волновала мыслителей с древних времен, но реализация этого принципа на практике последовала лишь после отмены крепостного права, установления в обществе демократии, принципов всеобщего равенства. Человеческая цивилизация пришла к выводу, что человек есть высшая ценность, несопоставимая с какими-либо экономическими, социальными благами.

Понятие человечность, как качество духовно развитой личности включает:

  • Стремление понять окружающих людей;
  • Готовность помочь людям и обществу;
  • Признание чужой свободы, предоставление права выбора другому человеку;
  • Прощение чьих-либо недостатков;
  • Сострадание;
  • Великодушие;
  • Готовность принять качества другой личности, непохожей на самого себя;
  • Радость, при виде чужого счастья, и сочувствие чужому горю.

3
(Источник)

В чем проявляется человечность, примеры человечности из жизни школьников:

  1. На уроке физкультуры Вася не смог выполнить ни одного норматива. Он бегал медленнее других, постоянно спотыкался, его движения были неуклюжими. Но никто из одноклассников над ним не смеялся, дети знали о проблемах Васи со здоровьем, проявляли к нему сочувствие;
  2. В 7-А перевели новую ученицу - Алену Сидорову. Большинство детей в классе не желали с ней общаться, из-за того что девочка была бедно одета, не имела мобильного телефона. Но Настя Петренко сказала одноклассникам, что они ошибаются, что нужно ценить в человеке его личные качества, а не красивые вещи. После этого Настя и Алена стали хорошими подругами;
  3. Саша Федоренко, ученик 9-Б класса увидел на перемене как старшеклассник бил младшего ученика. Он немедленно вступился за малыша, за что получил в глаз кулаком. Саше, все-таки удалось отстоять первоклассника, чему он был очень рад, Саша не пожалел что оказался рядом в этот момент.

Существует много примеров человечности в повседневной жизни и истории, но их суть сводится к одному - проявлению любви и уважения к людям.

 

Понятие гуманизма, история возникновения термина

Человечность и гуманизм практически являются синонимами. Разница состоит лишь в том, что гуманизм это осознанное стремление к человечности, выражение своего желания и потребности проявлять уважение по отношению к другим людям.

В учебниках можно встретить такое понятие гуманизма: это признание высшей ценности человека, его права на жизнь, свободу, равенство перед законом. Хотя термин «гуманизм» впервые появился в странах Западной Европы в эпоху Возрождения, задолго до этого к человечности проявляли свой интерес мыслители эпохи Античности. Ценность человека как личности признавали Аристотель, Пифагор, Эпикур, Сократ и другие известные древнегреческие философы.

Но основные идеалы гуманизма зародились лишь после завершения эпохи Средневековья. В Италии, Франции и других европейских странах появились мыслители, которые утверждали, что каждый человек имеет право на счастье. Философы, считавшие человека высшей ценностью и центром мироздания, стали называть себя гуманистами (от слова Homo– человек). Изложенные ими идеи, взгляды стали называть гуманизмом.

4
(Источник)

 

Идеалы гуманизма

Понятие гуманизм связано с моральными категориями, о которых проповедовали Конфуций, Франческо Петрарка, Леонардо да Винчи, Томас Мор, Мишель де Монтень и другие, известные в истории личности. Кроме того, принципы гуманизма содержатся в известных мировых религиях: христианстве, буддизме, исламе. Существенный вклад в развитие идеи человечности внесла Западная Европа и Россия, таким образом, сформировались современные идеалы гуманизма:

  1. Признание за человеком права на жизнь;
  2. Осознание свободы человеческого разума, могущества человеческой мысли;
  3. Вера в человеческие возможности, способности, его божественное происхождение;
  4. Равное отношение ко всем людям, независимо от их общественного положения;
  5. Неприемлемость насилия по отношению к человеку, отрицание необходимости подчинять другую личность своей воле;
  6. Вера в естественную доброту человека.

Тем не менее, в современном обществе гуманизм не стал универсальным принципом, хотя отдельныелюди и целые народы к этому стремятся. Трудно сказать, что приводит к потере человечности, но примеров бесчеловечного отношения в прошлом и настоящем очень много. Чтобы воспитать в человеке гуманное отношение к окружающим, с ранних лет жизни общество прививает ему нормы морали и нравственности.

 

Нормы морали и нравственности

Мораль – это представления о добре и зле, совокупность идеалов и принципов на которых основана вся деятельность человека.

Нормы морали складываются в процессе воспитания человека в обществе. Что такое добро ребенок узнает из сказок, от родителей, воспитателей, учителей. Добром можно назвать все, что направлено на помощь другим людям и живым существам. Добрыми могут быть не только дела, но и чувства, такие как любовь, сострадание, миролюбие, благодарность, дружелюбие.

5
(Источник)

Все что направлено на разрушение, причинение вреда другим называют злом. Злыми могут быть мысли, чувства, поступки. Таким образом, мораль, включает в себя все эти представления, чтобы человек мог оценивать свои действия, поступки - по совести. Только развитая личность, имеющая представление о нормах морали может быть человечной по отношению к другим людям.

Важно! Каждый день человек встает перед моральным выбором: выбором в пользу добра или зла, в большей или меньшей степени. Иногда, чтобы сделать добро приходиться поступиться своими интересами, лишить себя удовольствия, выгоды. Поэтому, совершать добрые поступки гораздо сложнее, чем бездействовать или причинять зло.

Злые действия человек может совершать неосознанно, под влиянием ближайшего окружения, вынуждаемых обстоятельствами. Но за причинение боли (физической или моральной), совершение аморальных поступков человек ответственен как минимум перед своей совестью, а в серьезных случаях и перед законом.

Нравственность - это проявление морали на практике, в повседневной жизни, осознанный выбор с принятием ответственности за свои поступки.

Примеры норм нравственности:

  • Защита беспомощных;
  • Помощь бедным;
  • Вежливость;
  • Благодарность за добро;
  • Честность;
  • Забота о детях;
  • Уважение к старикам.

Принять нормы нравственности, следовать им или нет,- выбор каждой личности, но отвергнув их, человек может не заметить, как стал бесчувственным, бесчеловечным.

 

Забота о детях, стариках

Одного мудреца спросили, какое общество он мог бы назвать развитым, благополучным. На это мудрец ответил, что считает цивилизованным только то общество, в котором уважают старших и заботятся о младших. Действительно, о человечности общества можно судить по тому, как в нем относятся к беззащитным, нуждающимся в заботе.

В эту категорию, прежде всего, входят пожилые люди. Прожив длинную жизнь, старики накопили богатый жизненный опыт, который они передают подрастающему поколению. Именно поэтому к пожилым людям чаще остальных обращаются за советом, помощью. При этом старики чувствуют себя незащищено, их периодически беспокоит плохое самочувствие, часто возникают проблемы со здоровьем. Проявление заботы о стариках говорит о человечности, доброте и других высоких качествах личности.

6
(Источник)

В пожилом возрасте работать становиться труднее, бабушки с дедушками выходят на пенсию. В большей степени они нуждаются не в материальной помощи, а в общении, моральной поддержке. Увидев, что человек проявляет заботу о пожилых людях, можно быть уверенным, что он станет хорошим другом, родителем для своих детей, надежным спутником жизни.

В проявлении заботы особенно нуждаются дети. В младенческом возрасте жизнь ребенка полностью зависит от родителей. В процессе взросления забота родителей о детях не прекращается, дети являются беззащитными в обществе, не могут себя обеспечивать, не сформировались как личность. Безответственные родители бросают детей, предоставляя их самим себе, таких детей ждет трудное будущее, проблемы с развитием. Поэтому, родители должны осознавать ответственность перед обществом, за жизнь и гармоничное развитие своего ребенка.

 

Нужно ли быть человечным

Разобравшись с определением гуманизма, поняв, что такое человечность, у некоторых возникает вопрос: «Всем ли нужно быть человечными и зачем?»

Чтобы ответить на него достаточно вспомнить самый яркий пример проявления бесчеловечности в истории –фашизм. В период Второй Мировой и Отечественной войны весь мир содрогнулся от жестокости фашистских захватчиков. За одну только принадлежность к неарийской расе фашисты стремились уничтожить и превратить в рабов все человечество. Полному уничтожению, согласно идеям фашизма подлежали евреи, цыгане,большая часть славянских народов.

Фашисты жестоко казнили невинных людей, лишь за их принадлежность к «неправильной» расе, национальности. Их сжигали в печах, расстреливали, отправляли в газовые камеры, подвергали бесчеловечным пыткам. После окончания Второй Мировой войны все человечество осознало, какое значение имеет гуманизм во всем мире.

В 1948 году была принята Всеобщая декларация прав человека, которая утверждала идеи гуманизма в письменной форме, закрепляла основные права человека на международном законодательном уровне. Главная цель принятия этого документа- признание высшей ценности человека, защита его прав и свобод независимо от пола, национальности, религиозной принадлежности.

7
(Источник)

 

 

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

Вопрос: 1
Справедливым можно назвать то общество, в котором
1Проявляют уважительное отношение к представителям власти
2Относятся равноценно к разным людям, независимо от их достатка и происхождения
3Человеческого отношения достойны лишь избранные
Ответить
2
Вопрос: 2
В понятие человечность входит:
1Готовность оказать помощь нуждающемуся
2Желание выглядеть добрым, хорошим
3Исполнение всех желаний окружающих
Ответить
1
Вопрос: 3
Выберите верное утверждение:
1Понятие "гуманизм" полностью равнозначно понятию "человечность"
2Гуманизм - это осознанное стремление к человечности
3В каждом современном государстве гуманизм стал общеобязательной ценностью
Ответить
2
Вопрос: 4
Представления о добре и зле, совокупность идеалов и принципов, на которых основана вся деятельность человека - это
1Нравственность
2Религиозность
3Мораль
Ответить
3
Вопрос: 5
Проявление морали на практике, в повседневной жизни, осознанный выбор с принятием ответственности за свои поступки - это
1Нравственность
2Религиозность
3Мораль
Ответить
1
Допущено ошибок:
Оценка:
Подробнее
Ваши ответы:
1 вопрос:

Справедливым можно назвать то общество, в котором
1) Проявляют уважительное отношение к представителям власти 2) Относятся равноценно к разным людям, независимо от их достатка и происхождения 3) Человеческого отношения достойны лишь избранные
2 вопрос:

В понятие человечность входит:
1) Готовность оказать помощь нуждающемуся 2) Желание выглядеть добрым, хорошим 3) Исполнение всех желаний окружающих
3 вопрос:

Выберите верное утверждение:
1) Понятие "гуманизм" полностью равнозначно понятию "человечность" 2) Гуманизм - это осознанное стремление к человечности 3) В каждом современном государстве гуманизм стал общеобязательной ценностью
4 вопрос:

Представления о добре и зле, совокупность идеалов и принципов, на которых основана вся деятельность человека - это
1) Нравственность 2) Религиозность 3) Мораль
5 вопрос:

Проявление морали на практике, в повседневной жизни, осознанный выбор с принятием ответственности за свои поступки - это
1) Нравственность 2) Религиозность 3) Мораль
Посмотреть ответы
Правильные ответы:
1 вопрос: Относятся равноценно к разным людям, независимо от их достатка и происхождения
2 вопрос: Готовность оказать помощь нуждающемуся
3 вопрос: Гуманизм - это осознанное стремление к человечности
4 вопрос: Мораль
5 вопрос: Нравственность