Русский язык

Урок 3: Члены предложения

Члены предложения

Мой юный друг, сегодня мы с тобой продолжим разговор о предложении: повторим ранее изученное и узнаем новое об этой единице синтаксиса.

План урока:

Главные члены предложения

Второстепенные члены предложения

Простые и сложные предложения

 

Главные члены предложения

Подлежащее и сказуемое

На предыдущем уроке ты узнал, что предложение составляется из слов, как дом из кирпичиков или как картинка из пазлов. Слова, связываясь в предложение, становятся его членами.

Прочитай, что говорят о себе некоторые из них, и угадай, как их зовут.

2 chleny predlozhenia

Ты, конечно, догадался, что это подлежащее и сказуемое – главные члены предложения.

3 chleny predlozhenia

Подлежащее в предложении обычно выражается:

  • именем существительным. Чудесный, необычный мир раскрывается в народных сказках. Их герои учат нас быть смелыми, добрыми, щедрыми, находчивыми, преданными.
  • местоимением. После уроков они торопились к любимым книгам. Я тоже очень люблю читать.

4 chleny predlozhenia

Оно может быть выражено:

  • глаголом. Наступила весна! Снег растаял.
  • именем существительным. Лягушка – очень полезное животное. Земляника – сладкая сочная ягода.
  • именем прилагательным: Хороша русская природа во все времена года. Воздух прозрачен и свеж.

 

Давай поработаем. Прочитай то, что осталось от предложений, из которых «убежали» главные члены. Можно ли сказать, что предложения сохранились? Почему?

  1. Поздней осенью …первый … и … чудеса. 2. Как … … все кругом! 3. … … реку в это время и … в изумлении. 4.Свинцово-синяя … непривычно … среди сахарно-белых берегов. 5. А как … лиственный …! … словно … в изящное кружево.

Слова для справок: выпадает, снег, творит, он, преображает, ты, увидишь, остановишься, вода, темнеет, красив, лес, он, наряжается.

Восстанови предложения, определи, чем выражены в них подлежащее и сказуемое.

 

5 chleny predlozhenia

 

Второстепенные члены предложения

Очень часто, для того чтобы ярче и интереснее рассказать о событиях, более точно и выразительно сообщить информацию, главных членов предложения недостаточно. Для этого есть второстепенные.

Согласись, что не так много информации мы получаем из предложения: Почки пахнут. Но если добавим второстепенные члены предложения, то может получиться следующее: Весной набухшие почки пахнут смолой. И мы уже понимаем, когда происходит действие, как описывается предмет и т.д.

 

Второстепенными членами предложения являются все члены, кроме подлежащего и сказуемого.

6 chleny predlozhenia

Второстепенные члены предложения имеют свои названия. Давай с тобой вспомним, что обозначает и на какие вопросы отвечает каждый из них.  

7 chleny predlozhenia

 

Обычно определение выражается именем прилагательным, реже – местоимением. Оно согласуется в роде, числе и падеже с существительным, от которого зависит.

Например: Наступило морозное утро. (Утро (какое?) морозное (единственное число, средний род, именительный падеж)). Мы купили свежие фрукты (Фрукты (какие?) свежие (множественное число, винительный падеж)). Я люблю свою семью. (Семью (чью?) свою(единственное число, женский род, винительный падеж)).

8 chleny predlozhenia

Вспомни, какие падежи называются косвенными? Правильно, это все падежи, кроме именительного. То есть к дополнению мы задаем вопросы всех падежей, кроме именительного.

 

Дополнение чаще всего может быть выражено:

  • именем существительным. После дождя мы увидели на небе радугу. Для школы построили прекрасное кирпичное здание.
  • местоимением. Мы увидели ее в городском парке. Кому-то сегодня нужно дежурить в классе.

 

Вопрос к дополнению обычно задается от глагола-сказуемого (Увидели (что?) радугу; построили (для чего?) для школы, построили (что?) здание; увидели (кого?) ее; нужно дежурить (кому?) кому-то)

9 chleny predlozhenia

Часто оно выражается:

  • существительным в косвенном падеже с предлогом или без предлога. В небе загорелась звезда. На рыбалку мы отправились рано утром.
  • наречием.Она весело мигала путешественникам.

Обстоятельство зависит от глагола-сказуемого. (Загорелась (где?) в небе; отправились (куда?) на рыбалку; мигала (как?) весело)

 

Запомни, как выделяются члены предложения.

10 chleny predlozhenia

Эта памятка тебе пригодится при синтаксическом разборе предложения.

 

Поработаем? Запиши, подчеркни главные и второстепенные члены предложения, определи, чем они выражены.

  1. Кудри берез расчесывает ветер. 2. Утром путешественники отправились дальше. 3. Летом он побывал в музее. 4. Илья Репин – известный русский художник. 5. Красива березка в летнем сарафане.6. Каждую весну птицы спешат к родному дому.

 

Простое и сложное предложения

Итак, ты знаешь, что предложения не может быть без грамматической основы. Как ты думаешь, сколько их может быть в предложении? Давай сравним несколько предложений.

  1. Кот громко и решительно замяукал. 2. С боков дорожки кустами росла сирень, и в самой глуши сада стояла беседка. 3. Дождь прошел, трава блестит, в небе радуга стоит.

Сколько грамматических основ в каждом из предложений? Назови их.

 

Проверь себя. В первом предложении одна грамматическая основа – кот замяукал. Во втором предложении – две: сирень росла и беседка стояла. В третьем предложении - их три: дождь прошел, трава блестит, радуга стоит.

 

Получается, что в русском языке есть предложения с одной грамматической основой и с несколькими.

12 chleny predlozhenia

Итак, мы можем сделать вывод, что первое предложение простое, а второе и третье – сложные.

Простые предложения в составе сложного соединяются в одно целое по смыслу и интонационно.

Части сложного предложения могут быть связаны:

  • с помощью союзов и интонации (это сложные союзные предложения). Например: Шла война, и мы сражались за Родину. Воздух наполняется ароматом, когда белые акации стоят в цвету.
  • без помощи союзов, только интонацией (это сложные бессоюзные предложения). Например: Наконец появилась луна, в тот же миг начались чудеса.

13 chleny predlozhenia

Если ты посмотришь на карту, то увидишь, что границы всех стран выделены, чтобы показать, где заканчивается одно государство и начинается другое. Так и в составе сложного предложения простые предложения, или части, разделяются запятыми. Запятая показывает, что одна часть сложного предложения закончилась и началась другая.

 

А теперь потренируемся. Прочитай данные ниже предложения, определи их вид по количеству грамматических основ. Объясни знаки препинания в сложном предложении. Укажи виды сложных предложений (союзные, бессоюзные)

Рассуждай так: в предложении: Давно уже отцвела черемуха одна грамматическая основа – черемуха отцвела. Значит, предложение простое. В предложении: Над лесом появилась полная луна, загорелись звезды две грамматические основы – луна появилась и звезды загорелись. Значит, предложение сложное, части его разделяются запятой. В этом предложении есть союз и. Значит, предложение союзное.

 

  1. Кончился дождь, и высохли капельки воды на листьях. 2. Долго Иван-царевич по дремучим лесам пробирался и пришел наконец к Кощееву дубу. 3. Прилетели птицы и наполнили своим пением лес. 4. Над тростниками взмывают стаи уток, кружатся чайки, парят степные орлы. 5. Приятная прохлада разлилась в воздухе, когда солнце закатилось за горизонт. 6. Лес ослепительно сверкал в лучах солнца.

Проверь себя. Простые предложения – 2,3,6, сложные – 1,4,5. Союзные – 1, 5, бессоюзное – 4.В первом предложении союз и, в пятом – когда.

 

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

Вопрос: 1
Укажи предложение, в котором подлежащее выражено не местоимением.
1Под окном цвели бабушкины цветы.
2Они вывели мальчика гулять.
3Босиком я бегу по свежей траве.
Ответить
1
Вопрос: 2
Укажи предложение, в котором дополнение выражено местоимением.
1Она любит читать книги.
2Я давно ее не видел.
3В окнах горел тусклый свет.
Ответить
2
Вопрос: 3
Укажи предложение, в котором обстоятельство выражено существительным с предлогом.
1Она чисто вымыла пол.
2Девочка старательно выводила буквы.
3За домом послышались детские голоса.
Ответить
3
Вопрос: 4
Укажи сложное предложение.
1Вдруг небо закрыла темная туча, и сверкнула молния.
2Пашка бежал по улице и кричал во весь голос.
3Книга помогает нам стать умными, воспитанными.
Ответить
1
Вопрос: 5
Укажи простое предложение.
1Я подошел к двери, и она бесшумно открылась.
2Даша быстро отгадала мою загадку и захлопала в ладоши.
3Утром был дождь, но трава уже через несколько часов высохла.
Ответить
2
Вопрос: 6
Укажи, в каком случае грамматическая основа выделена правильно: Приметы осени во всем встречает взор*. (взор - взгляд)
1Приметы встречает
2Взор встречает
3Осени встречает
Ответить
2
Допущено ошибок:
Оценка:
Подробнее
Ваши ответы:
1 вопрос:

Укажи предложение, в котором подлежащее выражено не местоимением.
1) Под окном цвели бабушкины цветы. 2) Они вывели мальчика гулять. 3) Босиком я бегу по свежей траве.
2 вопрос:

Укажи предложение, в котором дополнение выражено местоимением.
1) Она любит читать книги. 2) Я давно ее не видел. 3) В окнах горел тусклый свет.
3 вопрос:

Укажи предложение, в котором обстоятельство выражено существительным с предлогом.
1) Она чисто вымыла пол. 2) Девочка старательно выводила буквы. 3) За домом послышались детские голоса.
4 вопрос:

Укажи сложное предложение.
1) Вдруг небо закрыла темная туча, и сверкнула молния. 2) Пашка бежал по улице и кричал во весь голос. 3) Книга помогает нам стать умными, воспитанными.
5 вопрос:

Укажи простое предложение.
1) Я подошел к двери, и она бесшумно открылась. 2) Даша быстро отгадала мою загадку и захлопала в ладоши. 3) Утром был дождь, но трава уже через несколько часов высохла.
6 вопрос:

Укажи, в каком случае грамматическая основа выделена правильно: Приметы осени во всем встречает взор*. (взор - взгляд)
1) Приметы встречает 2) Взор встречает 3) Осени встречает
Посмотреть ответы
Правильные ответы:
1 вопрос: Под окном цвели бабушкины цветы.
2 вопрос: Я давно ее не видел.
3 вопрос: За домом послышались детские голоса.
4 вопрос: Вдруг небо закрыла темная туча, и сверкнула молния.
5 вопрос: Даша быстро отгадала мою загадку и захлопала в ладоши.
6 вопрос: Взор встречает