Русский язык
Члены предложения
План урока:
Второстепенные члены предложения
Главные члены предложения
Подлежащее и сказуемое
На предыдущем уроке ты узнал, что предложение составляется из слов, как дом из кирпичиков или как картинка из пазлов. Слова, связываясь в предложение, становятся его членами.
Прочитай, что говорят о себе некоторые из них, и угадай, как их зовут.
Ты, конечно, догадался, что это подлежащее и сказуемое – главные члены предложения.
Подлежащее в предложении обычно выражается:
- именем существительным. Чудесный, необычный мир раскрывается в народных сказках. Их герои учат нас быть смелыми, добрыми, щедрыми, находчивыми, преданными.
- местоимением. После уроков они торопились к любимым книгам. Я тоже очень люблю читать.
Оно может быть выражено:
- глаголом. Наступила весна! Снег растаял.
- именем существительным. Лягушка – очень полезное животное. Земляника – сладкая сочная ягода.
- именем прилагательным: Хороша русская природа во все времена года. Воздух прозрачен и свеж.
Давай поработаем. Прочитай то, что осталось от предложений, из которых «убежали» главные члены. Можно ли сказать, что предложения сохранились? Почему?
- Поздней осенью …первый … и … чудеса. 2. Как … … все кругом! 3. … … реку в это время и … в изумлении. 4. Свинцово-синяя … непривычно … среди сахарно-белых берегов. 5. А как … лиственный …! … словно … в изящное кружево.
Слова для справок: выпадает, снег, творит, он, преображает, ты, увидишь, остановишься, вода, темнеет, красив, лес, он, наряжается.
Восстанови предложения, определи, чем выражены в них подлежащее и сказуемое.
Второстепенные члены предложения
Очень часто, для того чтобы ярче и интереснее рассказать о событиях, более точно и выразительно сообщить информацию, главных членов предложения недостаточно. Для этого есть второстепенные.
Согласись, что не так много информации мы получаем из предложения: Почки пахнут. Но если добавим второстепенные члены предложения, то может получиться следующее: Весной набухшие почки пахнут смолой. И мы уже понимаем, когда происходит действие, как описывается предмет и т.д.
Второстепенными членами предложения являются все члены, кроме подлежащего и сказуемого.
Второстепенные члены предложения имеют свои названия. Давай с тобой вспомним, что обозначает и на какие вопросы отвечает каждый из них.
Обычно определение выражается именем прилагательным, реже – местоимением. Оно согласуется в роде, числе и падеже с существительным, от которого зависит.
Например: Наступило морозное утро. (Утро (какое?) морозное (единственное число, средний род, именительный падеж)). Мы купили свежие фрукты (Фрукты (какие?) свежие (множественное число, винительный падеж)). Я люблю свою семью. (Семью (чью?) свою(единственное число, женский род, винительный падеж)).
Вспомни, какие падежи называются косвенными? Правильно, это все падежи, кроме именительного. То есть к дополнению мы задаем вопросы всех падежей, кроме именительного.
Дополнение чаще всего может быть выражено:
- именем существительным. После дождя мы увидели на небе радугу. Для школы построили прекрасное кирпичное здание.
- местоимением. Мы увидели ее в городском парке. Кому-то сегодня нужно дежурить в классе.
Вопрос к дополнению обычно задается от глагола-сказуемого (Увидели (что?) радугу; построили (для чего?) для школы, построили (что?) здание; увидели (кого?) ее; нужно дежурить (кому?) кому-то)
Часто оно выражается:
- существительным в косвенном падеже с предлогом или без предлога. В небе загорелась звезда. На рыбалку мы отправились рано утром.
- наречием. Она весело мигала путешественникам.
Обстоятельство зависит от глагола-сказуемого. (Загорелась (где?) в небе; отправились (куда?) на рыбалку; мигала (как?) весело)
Запомни, как выделяются члены предложения.
Эта памятка тебе пригодится при синтаксическом разборе предложения.
Поработаем? Запиши, подчеркни главные и второстепенные члены предложения, определи, чем они выражены.
- Кудри берез расчесывает ветер. 2. Утром путешественники отправились дальше. 3. Летом он побывал в музее. 4. Илья Репин – известный русский художник. 5. Красива березка в летнем сарафане.6. Каждую весну птицы спешат к родному дому.
Простое и сложное предложения
Итак, ты знаешь, что предложения не может быть без грамматической основы. Как ты думаешь, сколько их может быть в предложении? Давай сравним несколько предложений.
- Кот громко и решительно замяукал. 2. С боков дорожки кустами росла сирень, и в самой глуши сада стояла беседка. 3. Дождь прошел, трава блестит, в небе радуга стоит.
Сколько грамматических основ в каждом из предложений? Назови их.
Проверь себя. В первом предложении одна грамматическая основа – кот замяукал. Во втором предложении – две: сирень росла и беседка стояла. В третьем предложении - их три: дождь прошел, трава блестит, радуга стоит.
Получается, что в русском языке есть предложения с одной грамматической основой и с несколькими.
Итак, мы можем сделать вывод, что первое предложение простое, а второе и третье – сложные.
Простые предложения в составе сложного соединяются в одно целое по смыслу и интонационно.
Части сложного предложения могут быть связаны:
- с помощью союзов и интонации (это сложные союзные предложения). Например: Шла война, и мы сражались за Родину. Воздух наполняется ароматом, когда белые акации стоят в цвету.
- без помощи союзов, только интонацией (это сложные бессоюзные предложения). Например: Наконец появилась луна, в тот же миг начались чудеса.
Если ты посмотришь на карту, то увидишь, что границы всех стран выделены, чтобы показать, где заканчивается одно государство и начинается другое. Так и в составе сложного предложения простые предложения, или части, разделяются запятыми. Запятая показывает, что одна часть сложного предложения закончилась и началась другая.
А теперь потренируемся. Прочитай данные ниже предложения, определи их вид по количеству грамматических основ. Объясни знаки препинания в сложном предложении. Укажи виды сложных предложений (союзные, бессоюзные)
Рассуждай так: в предложении: Давно уже отцвела черемуха одна грамматическая основа – черемуха отцвела. Значит, предложение простое. В предложении: Над лесом появилась полная луна, загорелись звезды две грамматические основы – луна появилась и звезды загорелись. Значит, предложение сложное, части его разделяются запятой. В этом предложении есть союз и. Значит, предложение союзное.
- Кончился дождь, и высохли капельки воды на листьях. 2. Долго Иван-царевич по дремучим лесам пробирался и пришел наконец к Кощееву дубу. 3. Прилетели птицы и наполнили своим пением лес. 4. Над тростниками взмывают стаи уток, кружатся чайки, парят степные орлы. 5. Приятная прохлада разлилась в воздухе, когда солнце закатилось за горизонт. 6. Лес ослепительно сверкал в лучах солнца.
Проверь себя. Простые предложения – 2,3,6, сложные – 1,4,5. Союзные – 1, 5, бессоюзное – 4. В первом предложении союз и, в пятом – когда.
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
Укажи предложение, в котором подлежащее выражено не местоимением.
1) Под окном цвели бабушкины цветы. 2) Они вывели мальчика гулять. 3) Босиком я бегу по свежей траве.
Укажи предложение, в котором дополнение выражено местоимением.
1) Она любит читать книги. 2) Я давно ее не видел. 3) В окнах горел тусклый свет.
Укажи предложение, в котором обстоятельство выражено существительным с предлогом.
1) Она чисто вымыла пол. 2) Девочка старательно выводила буквы. 3) За домом послышались детские голоса.
Укажи сложное предложение.
1) Вдруг небо закрыла темная туча, и сверкнула молния. 2) Пашка бежал по улице и кричал во весь голос. 3) Книга помогает нам стать умными, воспитанными.
Укажи простое предложение.
1) Я подошел к двери, и она бесшумно открылась. 2) Даша быстро отгадала мою загадку и захлопала в ладоши. 3) Утром был дождь, но трава уже через несколько часов высохла.
Укажи, в каком случае грамматическая основа выделена правильно: Приметы осени во всем встречает взор*. (взор - взгляд)
1) Приметы встречает 2) Взор встречает 3) Осени встречает