Математика

Урок 6: Число 10. Десяток

Число 10. Десяток

На этом уроке мы познакомимся с новым числом 10. Вы узнаете, как образовывается это число, какой состав числа 10; закрепите свои умения считать в пределах 10. Кроме этого, мы познакомимся с новой счетной единицей, которая называется «десяток». Вы узнаете о способе записи числа 10, о двузначных числах и их особенностях.
 

План урока:

Число 10. Образование числа 10

Запись числа 10

Состав числа 10

Последовательность чисел в пределах 10

Десяток

Число 10. Образование числа 10

Ты любишь цирк? Уверена, что да! На сегодняшнем уроке я приглашаю тебя на цирковое представление. Посмотри, кто там будет выступать.

2sfs

Давай всех посчитаем:

  • силач – один;
  • эквилибрист (умело удерживает равновесие при езде на велосипеде или стоя на шатающихся предметах)– два;
  • жонглер – три;
  • клоун– четыре;
  • мим (смешит людей с помощью жестов и мимики) – пять;
  • канатоходец – шесть;
  • батутист (показывает трюки на батуте) – семь;
  • дрессировщик – восемь;
  • акробат – девять.

Итак, всего девять артистов. Но здесь кого-то не хватает!

Конечно же, в цирке не обойтись без фокусника!

3dsd

Ты можешь сказать, сколько сейчас артистов в цирке?

Их было девять и теперь добавился еще один. Помнишь, мы учили, что если к числу прибавить еще один, то получается последующее число? У числа девять последующим числом является число десять.

Давай еще раз пересчитаем всех артистов:

4rer

  • силач – один;
  • эквилибрист– два;
  • жонглер– три;
  • клоун – четыре;
  • мим – пять;
  • канатоходец – шесть;
  • батутист – семь;
  • дрессировщик – восемь;
  • акробат – девять;
  • фокусник – десять.

Теперь у нас всего десять артистов.

Правило образования числа десять следующее: к девяти добавить один.

Потренируйся считать в пределах десяти. Посмотри на следующую картинку. Здесь мячики, шляпы и палочки для жонглирования. Определи, каких предметов десять. Чтобы не путаться при счете, обращай внимание на цвет предметов.

5fdfdf

А сейчас нам нужно вспомнить порядковый счет в пределах десяти:

  • силач – первый;
  • эквилибрист– второй;
  • жонглер– третий;
  • клоун – четвертый;
  • мим – пятый;
  • канатоходец – шестой;
  • батутист – седьмой;
  • дрессировщик – восьмой;
  • акробат – девятый;
  • фокусник – десятый.

Теперь самостоятельно определи количество предметов, которые фокусник достал из шляпы, а затем пересчитай их по порядку.

6fdf

Скажи, что он достал пятым? А что восьмым?

 

Запись числа 10

Пришло время познакомиться с формой записи числа десять. Его нужно писать так:

7trt

Ты заметил, что запись числа десять отличается от всех других чисел, которые мы выучили раньше? Что в ней особенного?

Верно, это число записывается не одной, а двумя цифрами сразу. Ты ведь угадал цифру 1 и цифру 0. Но в числе 10 их надо писать вместе.

Запись числа 10 похожа на атрибуты нашего фокусника. Его пустая шляпа напоминает нам число и цифру 0. А волшебную палочку можно сравнить с цифрой 1.

8yty

Поскольку для записи числа 10 мы используем две цифры, то это число называют двузначным.

Числа, с которыми мы познакомились раньше, записываются с использованием одной цифры. Поэтому их принято называтьоднозначными. Это 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 0.

Число 10 – это первое и наименьшее двузначное число.

В тетради число 10 надо писать так:

9yty

Цифры 1 и 0 нужно писать рядом в двух соседних клетках. Обрати внимание, что при записи числа 10, цифру 0 следует писать в левой части клетки, начиная от середины верхней границы клетки.

Вспомни, как мы учились писать эти цифры и самостоятельно потренируйся записывать число 10.

10yty

Запомни! 10 – это число, а записывается оно цифрами 1 и 0.

Состав числа 10

Главное умение, необходимое фокуснику – это ловкость рук. Руками он может двигать предметы, не прикасаясь к ним, доставать предметы из воздуха и многое другое.

11yty

Сколько пальцев на обеих руках фокусника? Правильно 10.

Как ты узнал, что у него 10 пальцев?

Верно, у тебя их тоже 10. Сейчас мы на пальцах выучим состав числа 10.

Положи руки перед собой. Пересчитай, сколько пальцев на одной руке. А потом на второй. Что у тебя получилось?

Правильно, пять пальцев на одной руке и пять пальцев на второй.

12fs

Значит 10 – это 5 и 5.

Теперь рассмотрим другие комбинации. Посчитай только большие пальцы.

13rer

Их 2. А сколько остальных пальцев? Правильно, 8.

14reer

Значит, 10 – это 2 и 8.

А теперь посчитай все пальцы левой руки и большой палец правой руки вместе.

15trt

Получилось 6. Сколько осталось пальцев на правой руке? Точно, 4.

16ffd

Значит, 10 – это 6 и 4.

А теперь покажи знак «ок» и посчитай, сколько пальцев торчат вверх, а сколько зажаты.

17gfd

Получилось 3 и 7.

18yty

Значит, 10 – это 3 и 7.

Все отлично. Мы рассмотрели все комбинации!

Обязательно не забудем о том, что 9 и 1 тоже 10. Мы это выучили, когда познакомились с порядком образования числа 10.

Давай теперь все еще раз повторим и обобщим.

10

9   и   1     или     1   и   9

8   и   2     или     2   и   8

7   и   3     или     3   и   7

6   и   4     или     4   и   6

  5   и   5

Чтобы получше запомнить состав числа 10, выполни задание. На этой картинке найди все пары чисел, которые являются составляющими числа 10.

20tet

Почаще вспоминай состав числа 10, пересчитывая пальцы на руках. Тебе эти знания очень пригодятся в дальнейшем при решении сложных примеров.

 

Последовательность чисел в пределах 10

Итак, мы выучили числа от 0 до 10. Их называют натуральными числами. Каждое число указывает количество элементов в определенном множестве.

Посмотри на картинки и определи, с каким множеством соотносится каждое число.

21sdsd

22ewe

Посмотри, вот числа, которые мы выучили.

7   3   5   2   4   1   0  9   6   10   8

Ты все числа вспомнил? Давай проверим. Возле каждого числа нарисуй соответствующее количество

кружочков.

1ris

Вот что получилось у меня. Сверь свои рисунки.

23we

Отлично. Все числа знаешь. Но важно помнить, что существует определенная последовательность чисел, которую нельзя нарушать при пересчете предметов. Думаю, что этот порядок тебе уже знаком.

Посмотри еще раз на этот ряд чисел и расставь их в правильной последовательности.

7   3   5   2   4   1   0   9   6   10   8

Теперь проверим. Вот что должно получиться.

0   1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

Числа располагаются в порядке возрастания, т.е. каждое следующее число больше всех предыдущих. Эта последовательность натуральных чисел основана на правиле образования чисел в пределах 10. Ты его уже знаешь.

24srw

Если к предыдущему числу прибавить еще один, то получим следующее число.

Отсюда получаем и обратное правило.

25trt

Если из числа вычесть один, то получим предыдущее число. Поэтому каждое число меньше всех последующих.

Теперь для сравнения чисел ты можешь использовать знания последовательности чисел. Например, 5 стоит после числа 3, значит 5 больше, чем три. А 7 стоит раньше, чем 10, значит 7 меньше, чем 10. Потренируйся самостоятельно составлять неравенства, глядя на ряд натуральных чисел.

А вот тебе задание посложнее: попробуй посчитать в обратном порядке. Это помогает лучше запомнить последовательность чисел в пределах десяти.

Уверена, что ты справился. Давай проверим: десять, девять, восемь, семь, шесть, пять, четыре, три, два, один. Все правильно, молодец.

А теперь попробуй восстановить порядок чисел, назвав пропущенные числа.

26tet

Проверь.

27gdg

Молодец. Надеюсь ты все запомнил и скоро сможешь приступать к изучению новых чисел.

Десяток

А сейчас мы снова вернемся к нашему фокуснику. У него есть очень интересный волшебный ящик. Я расскажу, чем он особенный.

28yty

Фокусник положил в ящик морковь для кролика. Посчитай, сколько штук.

29iui

Правильно, он положил 3 морковки. Но в ящике ничего не произошло.

Фокусник положил еще несколько морковок. Посчитай, сколько теперь их.

30uu

Теперь в ящике 8 морковок. Но опять фокус не получился.

Тогда фокусник добавил еще две морковки. И теперь их стало 10. Пересчитай, чтобы проверить.

31der

Убедился? Морковок стало ровно 10. И вдруг из ящика полетели искры. Фокусник достал из него морковку, но она оказалась связанной в пучок.

32ewr

Фокусник решил продолжить и положил в ящик несколько конфет. Посчитай. Как думаешь, что произойдет?

33sfd

Правильно, фокусник положил 5 конфет. А ящик бездействует.

Тогда фокусник добавил еще конфет, чтобы их стало 10. Вспомни состав числа 10. Это 5 и …?

Правильно, 10 – это 5 и 5.

Итак фокусник положил еще 5 конфет и теперь в ящике стало 10 конфет.

34ere

Догадался, что будет дальше?

Правильно, ящик сильно заискрил, и конфеты оказались упакованы в коробку.

35rer

Ты понял в чем суть волшебства? При каком условии работает волшебный ящик?

Верно. Когда в ящик попадает ровно 10 предметов, он их группирует в одну упаковку(пучок, коробку и т.п.).

В математике тоже используется такой фокус. Если предметов меньше 10 их считают по одному.

36trt

Полученное количество записывают в разряд единиц.

Когда предметов становится ровно 10 – они объединяются в более крупную счетную единицу, которая называется десяток:

37yty

1 десяток = 10 единиц.

Число десятков записывают в разряд десятков.

Мы в жизни часто встречаем ситуации, когда предметы складывают не по одному, а целыми десятками. Например:

таблетки - 38yr

яйца - 39utu

пуговицы - 40gfg

Посмотри на картинки и скажи, сколько ты видишь отдельных палочек, а сколько десятков.

41fdf

Верно, на картинке несколько десятков– их 5. А отдельных палочек – 7.

Теперь ты знаешь, что можно считать предметы не только по одному, но и целыми десятками. Эти знания тебе вскоре понадобятся, когда мы приступим к изучению двузначных чисел. Первое и наименьшее двузначное число ты сегодня выучил – это число 10. До встречи на следующем уроке.

 

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

Вопрос: 1
Как образовалось число 10?
1К 9 добавили еще 1
2Из 9 убрали 1
3К 8 добавили еще 1
4К 1 добавили 0
Ответить
1
Вопрос: 2
Укажи пары чисел, обозначающие состав числа 10 (2 ответа)
15 и 3
26 и 4
38 и 2
47 и 4
Ответить
23
Вопрос: 3
Укажи ряд, в котором записаны только однозначные числа.
11, 6, 9, 10, 4, 0
27, 6, 5, 4, 10, 3
310, 9, 8, 7, 6
46, 5, 0, 4, 3, 1
Ответить
4
Вопрос: 4
Укажи ряд, в котором числа записаны в правильной последовательности
16, 3, 8, 9, 10, 5
25, 6, 7, 8, 9, 10
37, 6, 5, 1, 4, 3
41, 2, 3, 0, 4, 5
Ответить
2
Вопрос: 5
Какое утверждение правильное?
16 меньше, чем 5
28 больше, чем 10
33 меньше, чем 7
41 больше, чем 10
Ответить
3
Вопрос: 6
Чему равен один десяток?
11 дес. = 10 ед.
21 дес. = 0 ед.
31 дес. = 1 ед.
41 дес. = 9 ед.
Ответить
1
Вопрос: 7

Сколько черепашек изображено на картинке?

test1

18
21
310
49
Ответить
3
Вопрос: 8
На какой картинке изображен один десяток?
1

test21

2

test22

3

test23

4

test24

Ответить
2
Допущено ошибок:
Оценка:
Подробнее
Ваши ответы:
1 вопрос:

Как образовалось число 10?
1) К 9 добавили еще 1 2) Из 9 убрали 1 3) К 8 добавили еще 1 4) К 1 добавили 0
2 вопрос:

Укажи пары чисел, обозначающие состав числа 10 (2 ответа)
1) 5 и 3 2) 6 и 4 3) 8 и 2 4) 7 и 4
3 вопрос:

Укажи ряд, в котором записаны только однозначные числа.
1) 1, 6, 9, 10, 4, 0 2) 7, 6, 5, 4, 10, 3 3) 10, 9, 8, 7, 6 4) 6, 5, 0, 4, 3, 1
4 вопрос:

Укажи ряд, в котором числа записаны в правильной последовательности
1) 6, 3, 8, 9, 10, 5 2) 5, 6, 7, 8, 9, 10 3) 7, 6, 5, 1, 4, 3 4) 1, 2, 3, 0, 4, 5
5 вопрос:

Какое утверждение правильное?
1) 6 меньше, чем 5 2) 8 больше, чем 10 3) 3 меньше, чем 7 4) 1 больше, чем 10
6 вопрос:

Чему равен один десяток?
1) 1 дес. = 10 ед. 2) 1 дес. = 0 ед. 3) 1 дес. = 1 ед. 4) 1 дес. = 9 ед.
7 вопрос:

Сколько черепашек изображено на картинке?

test1


1) 8 2) 1 3) 10 4) 9
8 вопрос:

На какой картинке изображен один десяток?
1)

test21

2)

test22

3)

test23

4)

test24

Посмотреть ответы
Правильные ответы:
1 вопрос: К 9 добавили еще 1
2 вопрос: 6 и 4
2 вопрос: 8 и 2
3 вопрос: 6, 5, 0, 4, 3, 1
4 вопрос: 5, 6, 7, 8, 9, 10
5 вопрос: 3 меньше, чем 7
6 вопрос: 1 дес. = 10 ед.
7 вопрос: 10
8 вопрос:

test22