Обществознание

Урок 1: Человек как существо

Человек: биологическое и социальное существо

Человек не может полноценно жить без общества, он играет в нем разные роли: в семье, на учебе, в рабочем коллективе. При этом сходства человека и животного очень велики. Свойства, наследованные природой - биологические потребности, инстинкты роднят индивида с животным царством. Кто такой человек, какое место занимает в окружающем мире, в чем его ответственность перед обществом, - ответы на вопросы найдутся в данном курсе обществознания.

План урока:

Человек как предмет биологической эволюции

Люди, выросшие вне общества, среди животных

Черты различия человека и животного

Человек царь природы или ее часть?

Ответственность человека перед обществом

Последствия безответственности

Волонтерская деятельность - осознанная помощь социуму

Как стать волонтером

 

Человек как предмет биологической эволюции

Существует множество версий возникновения человека, но официальная наука придерживается теории Дарвина. Согласно ей разумные формы жизни возникли в результате естественного отбора. Природа, по мнению Чарльза Дарвина, очень рациональна, она позволяет выжить наиболее сильным, выносливым представителям каждого вида.

Приспосабливаясь к трудным условиям жизни, обезьяна эволюционировала в человека. Веками древние люди развивались, у них появилась мораль, религия, нормы поведения в обществе. С возникновением неравенства люди стали объединяться в государства, в нем каждому была отведена своя роль и функции.

1(Источник)

 

В чем сходства человека с царством животных:

У людей, как и у любых живых существ, есть свои биологические потребности (нужды). Врожденные потребности, заложенные человеку природой, называются первичными (их необходимо удовлетворять в первую очередь).

К биологическим потребностям относятся:

  • инстинкт самосохранения - нужда в безопасности, позволяющая выжить;
  • нужда в еде, чистой воде;
  • потребность в воздухе;
  • сон;
  • необходимость продолжения рода.

Кроме того, существуют сходства в строении человека и животных: кровеносная система, деление зубов на клыки и резцы, схожее расположение внутренних органов, костей.

2(Источник)

 

Люди, выросшие вне общества, среди животных

Если с детства младенца изолировать от социума, он не приобретет социальных навыков, не сможет взаимодействовать с другими людьми. Так его биологические качества сохранятся, а социальные не разовьются.

Яркий пример: люди воспитанные животными. Это не выдумка, в истории много случаев, когда дети воспитывались в волчьем логове, медведями, пантерами и даже леопардами. Найденные малыши копировали повадки зверей, проявляли агрессию, вместо речи рычали, издавали определенные звуки.

Даже после долгого пребывания среди людей они не смогли освоиться в человеческом обществе. С большим трудом детей учили ходить прямо, разговаривать по-человечески, есть столовыми приборами.

3(Источник)

 

Черты различия человека и животного

Человек изначально наделен способностями, выделяющими его из животного царства:

1. Способность к осмысленной членораздельной речи. Люди с помощью слов и жестов (глухонемые) не только отражают, что происходит вокруг, но могут рассказать о прошлом, передать свои чувства. Кроме устной речи у людей развита письменность, с помощью которой они надолго сохраняют свои мысли на бумаге;

2. Возможность создавать орудия, улучшающие качество труда. Обезьяны тоже умеют трудиться, но они используют подручные средства, созданные природой, например, камни. Человек осознанно производит нужные ему материалы, сырье, полезное для трудовой деятельности оборудование;

3. Творческая деятельность. Только люди умеют передавать свои чувства и переживания через музыку, стихи, изобразительное искусство. Творческие способности развиты у людей неодинаково. От владельца таланта зависит, будет ли он развиваться или «зарыт в землю»;

4. Логическое мышление, возможность анализировать, сопоставлять факты, события. Все сферы общественной жизни: экономика, политика, культура основаны на мыслительной деятельности, возможностях человеческого разума;

5. Способность осознанно ставить перед собой цель и достигать ее. Только у людей есть свобода выбора: самому решить к чему стремиться, какую выбрать профессию, с кем создавать семью. Животные принимают решения на инстинктах, люди совершают осознанный выбор.

Все эти навыки развиваются в процессе жизни ребенка в обществе, зависят от его ближайшего окружения, круга общения.

4(Источник)

Различия между человеком и животным проявляются и в потребностях. Люди, кроме биологических, не могут прожить без удовлетворения социальных потребностей:

  • в трудовой деятельности;
  • общении;
  • познании окружающего мира и самого себя;
  • уважении;
  • любви;
  • заботе об окружающих.

Человека также отличает наличие нравственности, морали, религии, духовных ценностей.

 

Человек царь природы или ее часть?

Понять, кто это сказал, что человек царь природы - нетрудно, ведь членораздельная речь присуща только людям. Разберемся, справедливо ли это высказывание.

Для начала вспомним, кто такой царь: глава государства, в его подчинении находятся все окружающие, он отдает приказы, а народ безропотно их выполняет. Кому отдает приказы человек? Он может подчинить себе некоторых домашних животных и даже хищников,  но управлять всем животным царством (птицами, рыбами, зверями, насекомыми) ему не под силу.

5(Источник)

С давних времен люди пытаются подчинить себе и природу - биологическую среду обитания. Они добывают полезные ископаемые, используют природные ресурсы для своих целей. В результате природа отвечает экологическими проблемами на неразумное вмешательство в ее жизнь. С последствиями загрязнения окружающей среды люди только учатся справляться, очень сложно устранить радиоактивное загрязнение, истощение запасов чистой воды и почв.

И все же есть причины, почему человека называют царем природы:

  1. Он способен творить, создавать новые вещи, механизмы;
  2. Может изменять природный ландшафт: иссушать реки, создавать искусственные насыпные острова, перенаправлять речные русла;
  3. Способен спрогнозировать природные катаклизмы, попытаться их предотвратить;
  4. Человеческий интеллект самый развитый на планете Земля.

 

Ответственность человека перед обществом

Ответственность – это способность совершать выбор, осознавая его последствия. Ответственность за свои поступки присуща только людям, животные на нее не способны. Принято выделять виды ответственности:

  • Личную;
  • Групповую;
  • Коллективную.

Личная ответственность – это самостоятельное принятие решения, за последствия которого будет отвечать только сама личность. Индивид определяет цель, выбирает способы ее достижения и знает, что за хорошие и плохие результаты ему придется отвечать лично.

Пример: ученик решил прогулять уроки. Вместо посещения школы он утром пошел в зоопарк. Вечером учительница позвонила учащемуся домой и рассказала родителям о его проступке. Мама лишила на три недели школьника возможности сидеть за компьютером.

6(Источник)

Групповая ответственность – выбор, совершаемый группой людей, в котором принимает участие каждый член группы.

Пример: 7-А сговорился не прийти на школьную линейку. Весь класс пошел в парк аттракционов. Дети весело провели время, не осознавая, что их поступки безответственны. Они радовались, что избежали скучного торжественного мероприятия. Их классный руководитель получил выговор за проступок класса. Директор назначил 7-А дежурными по школе в течение полугода. До этого в школе дежурства распределялись между классами, каждую неделю дежурил один класс.

Коллективная ответственность – движение коллектива к выбранной цели. Для достижения результата между членами коллектива распределены права и обязанности.

Пример: Школьная туристическая команда «Звезда» участвовала в городских соревнованиях. Чтобы выиграть первое место члены команды распределили роли и обязанности. Капитан отдавал приказы - вся команда незамедлительно их исполняла. Благодаря слаженной работе «Звезда» заняла первое место по городу, все получили медали, команду отправили на состязания республиканского уровня.

Несмотря на существование разных видов ответственности, психологи говорят, что ответственность бывает только личной. Это утверждение связано с тем, что находясь в одиночестве или в группе, человек сам принимает решение, как ему поступать. Участвуя в групповом преступлении, преступник должен знать, что ему лично придется отвечать за злонамеренные действия.

Перед кем личность несет ответственность? Индивид отвечает за свои решения и действия перед:

  • Самим собой;
  • Семьей;
  • Школьным (рабочим) коллективом;
  • Всем обществом;
  • Окружающей природой.

Это означает, что из-за безответственного поступка человека может пострадать окружающее общество, будет стыдно его родителям. Если действия имели отношение к природе - это скажется (положительно или отрицательно) на экологии, состоянии почвы, воды, воздуха.

 

Последствия безответственности

В современном обществе проблема безответственности рассматривается психологами, писателями, школьными учителями, представителями закона. Признаки безответственности:

  • Неумение предвидеть последствия своих действий;
  • Нарушение данного слова, взятых на себя обязательств;
  • Бездействие в чрезвычайных обстоятельствах, когда окружающие люди, природа остро нуждаются в помощи;
  • Невыполнение своих обязанностей;
  • Привычка обвинять окружающих в собственных ошибках.

Примеры безответственности персонажей в художественной литературе:

1. Дориан Грей поступил безрассудно, поддавшись дурному влиянию и собственному тщеславию. Он утратил все человеческие качества в обмен на вечную молодость, о чем жалел в конце своей жизни;

2. Обломов не смог реализовать способности, задатки из-за нежелания победить собственную лень;

3. Ученый Гриффин (из произведения Г. Уэлса «Человек-Невидимка») изобрел формулу, благодаря которой человеческое тело становилось невидимым. Впоследствии безответственный поступок стоил ему жизни.

Безответственность - это личный выбор человека, качество характера, формирующееся под влиянием обстоятельств. Причинами безответственности могут быть:

  1. Ошибки родительского воспитания (пример: мама балует ребенка, позволяя ему прогуливать школу);
  2. Чрезмерная строгость родителей, учителей, родственников. Ребенок устает выполнять бесчисленные требования, начинает действовать наперекор всему обществу;
  3. Неразрывно связаны безответственность и лень. Ленивый человек отказывается от выполнения обязанностей, действует по пути наименьшего сопротивления.

7(изображение с фотостока unsplash.com)

Один из способов, борьбы с безответственностью – приучение школьников к волонтерской деятельности, бескорыстной помощи людям.

 

Волонтерская деятельность: осознанная помощь социуму

Волонтеры и добровольцы - это люди, бескорыстно оказывающие помощь обществу (больным, старикам, ветеранам, детям). Они принимают участие в спортивных соревнованиях, пропагандируют здоровый образ жизни, очищают природу от загрязнений.

8(Источник)

 

Чем занимаются волонтеры в России:

  1. Проведением благотворительных акций;
  2. Помощью в сборе денежных средств для операций;
  3. Сбором подарков к Новому году для детей-сирот;
  4. Уходом за больными одинокими людьми;
  5. Добровольческой деятельностью, направленной на патриотическое воспитание молодежи;
  6. Профилактикой вредных привычек (плакаты, познавательные лекции, другие способы рассказать о вреде курения, алкоголя, наркомании);
  7. Помощью по хозяйству старикам;
  8. Организацией праздников ветеранам.

Особенно востребована работа волонтеров с пожилыми людьми ветеранами ВОВ. Так формируется уважительное отношение к героям войны, патриотизм, нравственные качества молодежи.

Как стать волонтером

Волонтером может стать человек любой профессии. В свободное от работы, учебы время доброволец занимается благотворительной деятельностью. Направлений очень много, каждый выбирает свой вид благотворительности.

Желающие стать добровольцами часто задаются вопросами: с какого возраста можно стать волонтером и как это сделать. Добровольцем может стать человек, достигший совершеннолетия (18 лет). В этом возрасте он может самостоятельно принимать участие в благотворительных акциях, программах. В возрасте 14-16 лет подросток может заниматься волонтерской деятельностью с участием и под надзором старших: родителей, родственников, учителей, тренеров.

9 (Источник)

 

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

Вопрос: 1
Какая из перечисленных черт является чертой различия между человеком и животным?
1Потребность во сне
2Наличие кровеносной системы
3Потребность в безопасности
4Творческая деятельность
Ответить
4
Вопрос: 2
К социальным потребностям относят:
1Потребность в пище
2Инстинкт самосохранения
3Потребность в общении
4Потребность в отдыхе
Ответить
3
Вопрос: 3
Решения, за последствия которого несет ответственность отдельная личность, называют:
1Коллективной ответственностью
2Личной ответственностью
3Групповой ответственностью
Ответить
2
Вопрос: 4
Какой из предложенных вариантов НЕ относится к направлению работы волонтёра?
1Помощь бизнесмену в работе на его предприятии
2Забота о стариках
3Участие в спортивных соревнованиях
4Добровольное участие в благотворительном концерте
Ответить
1
Вопрос: 5
Самостоятельно участвовать в волонтерской деятельности можно с возраста:
112 лет
214 лет
318 лет
Ответить
3
Допущено ошибок:
Оценка:
Подробнее
Ваши ответы:
1 вопрос:

Какая из перечисленных черт является чертой различия между человеком и животным?
1) Потребность во сне 2) Наличие кровеносной системы 3) Потребность в безопасности 4) Творческая деятельность
2 вопрос:

К социальным потребностям относят:
1) Потребность в пище 2) Инстинкт самосохранения 3) Потребность в общении 4) Потребность в отдыхе
3 вопрос:

Решения, за последствия которого несет ответственность отдельная личность, называют:
1) Коллективной ответственностью 2) Личной ответственностью 3) Групповой ответственностью
4 вопрос:

Какой из предложенных вариантов НЕ относится к направлению работы волонтёра?
1) Помощь бизнесмену в работе на его предприятии 2) Забота о стариках 3) Участие в спортивных соревнованиях 4) Добровольное участие в благотворительном концерте
5 вопрос:

Самостоятельно участвовать в волонтерской деятельности можно с возраста:
1) 12 лет 2) 14 лет 3) 18 лет
Посмотреть ответы
Правильные ответы:
1 вопрос: Творческая деятельность
2 вопрос: Потребность в общении
3 вопрос: Личной ответственностью
4 вопрос: Помощь бизнесмену в работе на его предприятии
5 вопрос: 18 лет