Русский язык
Частица как служебная часть речи
План урока:
Частица: определение и признаки
Формообразующие, смысловые (модальные) и словообразовательные частицы
Синтаксическая роль частиц в предложении
Частица: определение и признаки
Проанализируем несколько предложений:
- На улице светит солнце.
- Разве на улице светит солнце?
- Неужели на улице светит солнце?
- На улице светит ли солнце?
- На улице не светит солнце.
Как мы видим, по составу все предложения практически идентичны.
Однако во втором примере слово «разве» выражает сомнение и превратило повествовательное предложение в вопросительное.
В третьем примере используется слово «неужели», и с его помощью автор выразил удивление.
В четвертом выдвигается предположение.
В пятом предложении с помощью частицы не смысл фразы изменен на противоположный.
Делаем вывод: во всех случаях эмоциональная окраска предложений достигается благодаря различным небольшим словам - частицам.
Теперь предлагаю проанализировать небольшой текст:
В безлунную летнюю ночь посмотрите на небо. Как много звезд вы увидите! Неужели им там не тесно? Наверное, тесно. Посмотрите, вон та звездочка стремительно улетела вниз. А вот еще одна и еще одна!
Во втором предложении частица «как» передает удивление и восхищение автора. В следующем предложении мы видим слово «неужели», с помощью которого выражается сомнение и ставится вопрос. Слова «вон» и «вот» указывают на конкретные звезды. Частица «еще» участвует в подсчете предметов.
Давайте уберем выделенные слова из текста. Что мы видим? В принципе, понять, о чем идет речь можно, но фразы потеряли свою экспрессивность и выразительность.
Частицы создают эмоциональную окраску предложений, помогают передать отношение автора к происходящему. Современное определение этой служебной части речи сформировалось во второй половине XIX века. Ее изучением занимались такие лингвисты как Леденев, Муминов, Востоков.
Научное определение частицы звучит следующим образом:
Теперь давайте выясним, какие признаки имеют частицы:
- Они не могут выражать грамматические значения между словами или предложениями, в чем и заключается их главное отличие от предлогов и союзов.
- Они не имеют лексического или синтаксического значения.
- Они не имеют синтаксической самостоятельности и не могут выступать в качестве членов предложения.
Отметим, что в русском языке частиц меньше, чем предлогов или союзов, но их роль для эмоциональной выразительности речи невозможно переоценить.
Формообразующие, смысловые (модальные) и словообразовательные частицы
Большинство лингвистов разделяют частицы на три большие категории:
- формообразующие;
- смысловые или модальные;
- словообразовательные.
Рассмотрим каждую группу более подробно.
Формообразующие частицы
В эту категорию входят следующие слова:
Образовать глагол условного наклонения поможет частица бы:
Он пришел бы, если мог.
Лариса не поступила бы так, будь у нее выбор.
Формообразующие частицы пусть (пускай), давай (давайте) нужны для создания глагола в форме повелительного наклонения:
Пускай Катерина явится ко мне немедленно!
Давайте отправимся в поход.
Частица самый и ее производные самая, самое нужны для создания превосходной степени имен прилагательных:
Сергей Григорьев – самый опытный слесарь на столичном заводе.
Ирина – самая красивая девочка в нашем классе.
Частицы более, менее образуют сравнительные степени имен прилагательных и наречий:
Эта книга менее интересна, чем предыдущая.
Я хочу обсудить более важные темы, чем погода.
С помощью формообразующих частиц можно повелевать, проводить сравнения, мечтать, высказывать пожелания. Также они используются для создания грамматических форм самостоятельных частей речи.
Смысловые (модальные) частицы
Самая большая категория частиц – смысловые частицы. Они используются, чтобы выразить чувства и отношение объекта к происходящему. Их цель - уточнить информацию, акцентировать внимание на деталях, выразить негодование, радость, удивление или сомнение.
Они тоже разделяются на виды:
Указательные частицы выделяют предмет, событие или действие, на которое следует обратить внимание:
Вот это дерево мы посадили год назад.
Вон тот мальчик любит драться.
Восклицательные частицы выражают определенные чувства (гнев, негодование, восхищение) говорящего:
О, как я люблю тихие вечера в семейном кругу!
Ну какой жаркий выдался сегодня денек!
Что за безобразие творится в нашем коллективе!
Следующая категория частиц, уточняющая, используется для выделения в предложении самой важной информации:
Именно Петрова рассказала мне об этом инциденте.
Как раз Семенов распоряжался деньгами.
Вопросительные частицы выражают удивление. Кроме того, с их помощью ставится вопрос:
Неужели мы заблудились?
Разве он мог нам солгать?
Утвердительные частицы выражают согласие. После них в предложении всегда ставится запятая.
Да, малыш, мы идем на улицу.
Ну да, сейчас будем ужинать.
Усилительные частицы по своим функциям похожи на уточняющие. Они выделяют слова в предложении, на которые нужно обратить внимание:
Лишь бы не стреляли!
Даже не думай об этом!
На очереди - выражающие сомнение частицы. Их название говорит само за себя. Эта категория частиц ставит по сомнение слова говорящего:
Вряд ли Маша сможет прийти на встречу.
Едва ли мы успеем выполнить план к назначенному сроку.
Последняя группа частиц, выделительно-ограничительная,придает слову оттенок ограничения или выделения:
Александра не больна, только переутомилась.
Мила лишь хотела уточнить информацию.
Смысловые частицы, в основном, используются в разговорном и художественном стиле речи. Однако их бесконтрольное избыточное употребление приведет к потере смысловой точности. Предложения будут «засорены» эмоциями, а самая важная информация не усвоится.
Словообразовательные частицы
Эта категория частиц направлена на образование новых частей речи, чаще всего неопределенных местоимении:
- местоимение кто+частица либо=кто-либо (Не думаю, что кто-либо мог открыть такой сложный замок);
- местоимение что+частица то=что-то (Что-то зловещее слышалось в этой темноте);
- местоимение почему+частица то=почему-то (Александр почему-то не пришел на совещание);
- частица кое+местоимение кто=кое-кто (Кое-кто не закрыл дверь на замок);
- местоимение куда+частица либо=куда-либо (Он хотел устроиться куда-либо на работу, не мог).
Обращаю внимание: сами по себе эти частицы не используются, они лишь помогают образовать новые слова.
Детального анализа заслуживает частица не, которая выступает как средство выражения отрицания. Она в паре с некоторыми самостоятельными частями речи (имя прилагательное, существительное) нужна для образования антонимов:
- тихий ребенок→нетихий ребенок;
- мой друг→мой недруг;
- громкое пение→негромкое пение.
Частица ни служит для образования местоимений и наречий с отрицательным значением:
- кто→никто;
- где→нигде;
- когда→никогда.
Обратите внимание, не и нив данном случаев ходят в состав корня и являются частью слова.
Синтаксическая роль частиц в предложении
Частица входит в состав членов предложения. При синтаксическом разборе она выделяется вместе с тем словом, к которому примыкает:
В первую секунду она даже не поняла, почему произошла авария.
В рассматриваемом примере частица даже входит в состав сказуемого – даже не поняла.
Также допустимо частицы вовсе не выделять в предложении.
Частицы – особая часть речи, неопределенная по составу категория слов, не имеющая четких границ. Функции эмоциональных оттенков, которые частицы выполняют, слишком расплывчаты, поэтому их принято объединять в три категории: формообразующие, смысловые и словообразовательные. Но это разделение весьма условно.
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
Частица как речи:
1) Объединяет простые предложения в состав сложного. 2) Отвечает на вопросы «Кому?», «Чему?». 3) Называет действие предмета. 4) Придает предложениям различные эмоциональные оттенки.
Найдите предложение с формообразующей частицей:
1) Он не мог издать ни звука. 2) Сегодня самая продолжительная ночь в году. 3) На встречу выпускников никто не пришел. 4) Авось нам повезет?
Найдите предложение со смысловой частицей:
1) Давайте отправимся в зоопарк. 2) Это не факт, а предположение. 3) Вряд ли мы найдем компромисс. 4) Кое-кто не хочет учить стихотворение.
Найдите предложение со словообразовательной отрицательной частицей:
1) Я не хочу идти в кино. 2) Лишь бы мама вовремя вернулась. 3) Пускай Людмила зайдет к директору. 4) Да, мы любим мороженое.
Найдите ошибку в определение грамматических признаков:
1) Что ли – словообразовательная частица. 2) Еще бы – смысловая частица. 3) Самый – формообразующая частица. 4) Более – формообразующая частица.