Русский язык

Урок 11: Частица как часть речи

Частица как служебная часть речи

Частица – уникальная служебная часть речи. Она выполняет сразу две функции. Во-первых, придает дополнительную эмоциональную окраску фразам, а во-вторых, служит для образования некоторых слов. Давайте подробно разберем частицу на сегодняшнем занятии.

План урока:

Частица: определение и признаки

Формообразующие, смысловые (модальные) и словообразовательные частицы

Синтаксическая роль частиц в предложении

 

Частица: определение и признаки

Проанализируем несколько предложений:

  • На улице светит солнце.
  • Разве на улице светит солнце?
  • Неужели на улице светит солнце?
  • На улице светит ли солнце?
  • На улице не светит солнце.

Как мы видим, по составу все предложения практически идентичны.

Однако во втором примере слово «разве» выражает сомнение и превратило повествовательное предложение в вопросительное.

В третьем примере используется слово «неужели», и с его помощью автор выразил удивление.

В четвертом выдвигается предположение.

В пятом предложении с помощью частицы не смысл фразы изменен на противоположный.

Делаем вывод: во всех случаях эмоциональная окраска предложений достигается благодаря различным небольшим словам - частицам.

 

Теперь предлагаю проанализировать небольшой текст:

В безлунную летнюю ночь посмотрите на небо. Как много звезд вы увидите! Неужели им там не тесно? Наверное, тесно. Посмотрите, вон та звездочка стремительно улетела вниз. А вот еще одна и еще одна!

Во втором предложении частица «как» передает удивление и восхищение автора. В следующем предложении мы видим слово «неужели», с помощью которого выражается сомнение и ставится вопрос. Слова «вон» и «вот» указывают на конкретные звезды. Частица «еще» участвует в подсчете предметов.

Давайте уберем выделенные слова из текста. Что мы видим? В принципе, понять, о чем идет речь можно, но фразы потеряли свою экспрессивность и выразительность.

Частицы создают эмоциональную окраску предложений, помогают передать отношение автора к происходящему. Современное определение этой служебной части речи сформировалось во второй половине XIX века. Ее изучением занимались такие лингвисты как Леденев, Муминов, Востоков.

 

Научное определение частицы звучит следующим образом:

1 chastica kak chast rechi

Теперь давайте выясним, какие признаки имеют частицы:

  • Они не могут выражать грамматические значения между словами или предложениями, в чем и заключается их главное отличие от предлогов и союзов.
  • Они не имеют лексического или синтаксического значения.
  • Они не имеют синтаксической самостоятельности и не могут выступать в качестве членов предложения.

Отметим, что в русском языке частиц меньше, чем предлогов или союзов, но их роль для эмоциональной выразительности речи невозможно переоценить.

Формообразующие, смысловые (модальные) и словообразовательные частицы

Большинство лингвистов разделяют частицы на три большие категории:

  • формообразующие;
  • смысловые или модальные;
  • словообразовательные.

Рассмотрим каждую группу более подробно.

 

Формообразующие частицы

В эту категорию входят следующие слова:

2 chastica kak chast rechi

Образовать глагол условного наклонения поможет частица бы:

Он пришел бы, если мог.

Лариса не поступила бы так, будь у нее выбор.

Формообразующие частицы пусть (пускай), давай (давайте) нужны для создания глагола в форме повелительного наклонения:

Пускай Катерина явится ко мне немедленно!

Давайте отправимся в поход.

Частица самый и ее производные самая, самое нужны для создания превосходной степени имен прилагательных:

Сергей Григорьев – самый опытный слесарь на столичном заводе.

Ирина – самая красивая девочка в нашем классе.

Частицы более, менее образуют сравнительные степени имен прилагательных и наречий:

Эта книга менее интересна, чем предыдущая.

Я хочу обсудить более важные темы, чем погода.

С помощью формообразующих частиц можно повелевать, проводить сравнения, мечтать, высказывать пожелания. Также они используются для создания грамматических форм самостоятельных частей речи.

 

Смысловые (модальные) частицы

Самая большая категория частиц – смысловые частицы. Они используются, чтобы выразить чувства и отношение объекта к происходящему. Их цель -  уточнить информацию, акцентировать внимание на деталях, выразить негодование, радость, удивление или сомнение.

Они тоже разделяются на виды:

3 chastica kak chast rechi

Указательные частицы выделяют предмет, событие или действие, на которое следует обратить внимание:

Вот это дерево мы посадили год назад.

Вон тот мальчик любит драться.

 

Восклицательные частицы выражают определенные чувства (гнев, негодование, восхищение) говорящего:

О, как я люблю тихие вечера в семейном кругу!

Ну какой жаркий выдался сегодня денек!

Что за безобразие творится в нашем коллективе!

 

Следующая категория частиц, уточняющая, используется для выделения в предложении самой важной информации:

Именно Петрова рассказала мне об этом инциденте.

Как раз Семенов распоряжался деньгами.

 

Вопросительные частицы выражают удивление. Кроме того, с их помощью ставится вопрос:

Неужели мы заблудились?

Разве он мог нам солгать?

 

Утвердительные частицы выражают согласие. После них в предложении всегда ставится запятая.

Да, малыш, мы идем на улицу.

Ну да, сейчас будем ужинать.

 

Усилительные частицы по своим функциям похожи на уточняющие. Они выделяют слова в предложении, на которые нужно обратить внимание:

Лишь бы не стреляли!

Даже не думай об этом!

 

На очереди - выражающие сомнение частицы. Их название говорит само за себя. Эта категория частиц ставит по сомнение слова говорящего:

Вряд ли Маша сможет прийти на встречу.

Едва ли мы успеем выполнить план к назначенному сроку.

 

Последняя группа частиц, выделительно-ограничительная,придает слову оттенок ограничения или выделения:

Александра не больна, только переутомилась.

Мила лишь хотела уточнить информацию.

Смысловые частицы, в основном, используются в разговорном и художественном стиле речи. Однако их бесконтрольное избыточное употребление приведет к потере смысловой точности. Предложения будут «засорены» эмоциями, а самая важная информация не усвоится.

 

Словообразовательные частицы

Эта категория частиц направлена на образование новых частей речи, чаще всего неопределенных местоимении:

  • местоимение кто+частица либо=кто-либо (Не думаю, что кто-либо мог открыть такой сложный замок);
  • местоимение что+частица то=что-то (Что-то зловещее слышалось в этой темноте);
  • местоимение почему+частица то=почему-то (Александр почему-то не пришел на совещание);
  • частица кое+местоимение кто=кое-кто (Кое-кто не закрыл дверь на замок);
  • местоимение куда+частица либо=куда-либо (Он хотел устроиться куда-либо на работу, не мог).

Обращаю внимание: сами по себе эти частицы не используются, они лишь помогают образовать новые слова.

Детального анализа заслуживает частица не, которая выступает как средство выражения отрицания. Она в паре с некоторыми самостоятельными частями речи (имя прилагательное, существительное) нужна для образования антонимов:

  • тихий ребенок→нетихий ребенок;
  • мой друг→мой недруг;
  • громкое пение→негромкое пение.

Частица ни служит для образования местоимений и наречий с отрицательным значением:

  • кто→никто;
  • где→нигде;
  • когда→никогда.

Обратите внимание, не и нив данном случаев ходят в состав корня и являются частью слова.

Синтаксическая роль частиц в предложении

Частица входит в состав членов предложения. При синтаксическом разборе она выделяется вместе с тем словом, к которому примыкает:

В первую секунду она даже не поняла, почему произошла авария.

В рассматриваемом примере частица даже входит в состав сказуемого – даже не поняла.

Также допустимо частицы вовсе не выделять в предложении.

Частицы – особая часть речи, неопределенная по составу категория слов, не имеющая четких границ. Функции эмоциональных оттенков, которые частицы выполняют, слишком расплывчаты, поэтому их принято объединять в три категории: формообразующие, смысловые и словообразовательные. Но это разделение весьма условно.

 

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

Вопрос: 1
Частица как речи:
1Объединяет простые предложения в состав сложного.
2Отвечает на вопросы «Кому?», «Чему?».
3Называет действие предмета.
4Придает предложениям различные эмоциональные оттенки.
Ответить
4
Вопрос: 2
Найдите предложение с формообразующей частицей:
1Он не мог издать ни звука.
2Сегодня самая продолжительная ночь в году.
3На встречу выпускников никто не пришел.
4Авось нам повезет?
Ответить
2
Вопрос: 3
Найдите предложение со смысловой частицей:
1Давайте отправимся в зоопарк.
2Это не факт, а предположение.
3Вряд ли мы найдем компромисс.
4Кое-кто не хочет учить стихотворение.
Ответить
3
Вопрос: 4
Найдите предложение со словообразовательной отрицательной частицей:
1Я не хочу идти в кино.
2Лишь бы мама вовремя вернулась.
3Пускай Людмила зайдет к директору.
4Да, мы любим мороженое.
Ответить
1
Вопрос: 5
Найдите ошибку в определение грамматических признаков:
1Что ли – словообразовательная частица.
2Еще бы – смысловая частица.
3Самый – формообразующая частица.
4Более – формообразующая частица.
Ответить
1
Допущено ошибок:
Оценка:
Подробнее
Ваши ответы:
1 вопрос:

Частица как речи:
1) Объединяет простые предложения в состав сложного. 2) Отвечает на вопросы «Кому?», «Чему?». 3) Называет действие предмета. 4) Придает предложениям различные эмоциональные оттенки.
2 вопрос:

Найдите предложение с формообразующей частицей:
1) Он не мог издать ни звука. 2) Сегодня самая продолжительная ночь в году. 3) На встречу выпускников никто не пришел. 4) Авось нам повезет?
3 вопрос:

Найдите предложение со смысловой частицей:
1) Давайте отправимся в зоопарк. 2) Это не факт, а предположение. 3) Вряд ли мы найдем компромисс. 4) Кое-кто не хочет учить стихотворение.
4 вопрос:

Найдите предложение со словообразовательной отрицательной частицей:
1) Я не хочу идти в кино. 2) Лишь бы мама вовремя вернулась. 3) Пускай Людмила зайдет к директору. 4) Да, мы любим мороженое.
5 вопрос:

Найдите ошибку в определение грамматических признаков:
1) Что ли – словообразовательная частица. 2) Еще бы – смысловая частица. 3) Самый – формообразующая частица. 4) Более – формообразующая частица.
Посмотреть ответы
Правильные ответы:
1 вопрос: Придает предложениям различные эмоциональные оттенки.
2 вопрос: Сегодня самая продолжительная ночь в году.
3 вопрос: Вряд ли мы найдем компромисс.
4 вопрос: Я не хочу идти в кино.
5 вопрос: Что ли – словообразовательная частица.