Литература

Урок 4: Библия

Библия - книга вечной истины

В конспекте урока рассказывается о древнейшей в истории человечества книге – Библии, дается представление о библейских жанрах – притче и проповеди.
 

План урока:

Библия как выдающее произведение мировой культуры

Ветхий Завет и Новый Завет

Понятие притчи

Нравственная общечеловеческая основа Библии

Библейские сюжеты в литературе и произведениях искусства

 

Библия как выдающее произведение мировой культуры

Библию называют «книгой книг», в ней содержится накопленный веками опыт человечества. Слово «Библия» произошло от названия небольшого портового городка на побережье Средиземного моря в Финикии[1], который древние евреи именовали Гевал, а древние греки – Библос. В Грецию из порта Библос поставлялся из Египта папирус[2], использовавшийся для письма. Со временем слово «библос» обрело значение «книга», в форме множественного числа «библия» – «книги». Это слово стало использоваться для названия свода текстов Священного Писания. Появление этих текстов связано с историческим прошлым еврейского народа, в них нашли отражение религиозные взгляды иудеев[3].

Верующие люди считают, что Священное Писание – это не только тексты, написанные мудрыми людьми, среди которых были правители, сборщики налогов, врачеватели, философы, рыбаки и пастухи. Создатели библейских текстов были озарены божественной мудростью, свое вдохновение черпали в вере. Всех авторов объединяет идея, что причиной возникновения жизни на Земле является разумное начало. Это значит, что появление, существование, развитие, деятельность всех форм жизни – это часть грандиозного замысла Всевышнего Создателя.

2 bibliya
Рембрандт «Святое семейство» 

Имена 40 авторов книг Библии известны из самих текстов, авторство некоторых текстов осталось тайной. Все авторы стремились дать людям представление о Боге и человеке, правилах жизни и законах веры, пытались открыть причины проблеми страданий человека. Апостол[4] Павел назвал Священное Писание полезным «для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности», нужным для того, чтобы были люди ко всякому «доброму делу приготовлены». 66 книг Библии разнообразны по своему содержанию: в них есть пророческие, поучительные,морально-нравственные, автобиографические, исторические, законотворческие тексты. Многогранна Библия в своих жанрах: в ней есть стихи, песни, повести, притчи[5], проповеди[6], послания, молитвы и др.

Миллионы людей во всем мире обращаются к этой книге, чтобы найти ответы на важные вопросы бытия. Наследие Библии представляет интерес для историков, философов, литераторов, музыкантов и художников. При доскональном изучении библейских историй обнаружены интересные описания событий мировой истории. Не все факты, отраженные в Библии, соответствуют действительности, но при сравнении библейских и исторических событий обнаружилось много совпадений и сбывшихся пророчеств.

Библия создавалась более полутора тысяч лет. Она остается до сих пор самой читаемой книгой, переводы Библии существуют на всех языках мира. Библия – первая напечатанная на типографском станке книга, она была выпущена Иоганном Гуттенбергом в 1452 г. Со времен Средневековья Библия остается самой издаваемой книгой в мире. Первой печатной книгой в нашей стране тоже стала Библия.Во второй половине IX в. монахи Кирилл и Мефодий, чтобы перевести с греческого языка Библию для восточных славян, создали для них азбуку. После принятия христианства на Руси с этого перевода Библии многократно делались списки. А в 1564 г. в Москве Иваном Федоровым был напечатан «Апостол», включавший в себя библейские тексты.

Ветхий Завет и Новый Завет

Рождество Иисуса Христа. Понятие проповеди. Суть Нагорной проповеди

В Библии две части: Ветхий Завет и Новый Завет. Слово «завет»обозначает «наставление, завещание, совет для потомков, последователей». В 39 книгах Ветхого Завета, созданных на древнееврейском языке, представлена история еврейского народа до появления на свет Иисуса Христа, в них рассказывается о представлениях иудеев о сотворении мира. Ветхий Завет стал основой трех религиозных учений: иудаизма, ислама и христианства.

В Новом Завете повествуется о рождении, жизни и смерти Христа, его деяниях и учении. Жизнеописание Спасителя сохранилось в четырех Евангелиях, написанных апостолами Иоанном, Лукой, Матвеем, Марком. Слово «Евангелие» пришло из греческого языка, оно означает «благая, радостная весть». Новый Завет состоит из 27 книг, написанных учениками Иисуса Христа на древнегреческом языке. Это объясняют тем, что с III в. до Рождества Христова после походов Александра Македонского, покорившего множество земель,язык греков стал использоваться как язык международного общения для народов восточного Средиземноморья. Последователи Христа, стараясь донести «благую весть» большему количеству людей, проповедовали и записывали тексты на греческом, а не древнееврейском языке.

Ветхий Завет наполнен пророчествами о пришествии Спасителя. Иудеи, страдая от власти римлян, представляли его могучим воином, который избавит их от господства чужеземцев-язычников. Но Мессия[7] явился миру не в лице великого царя-избавителя от римских поработителей, в лице Спасителя человечества от грехов и пороков, он предстал не грозным и мстительным воином, а невинным младенцем. Спаситель пришел в мир не для того, чтобы карать людей, а для того, чтобы им служить. О событиях Рождества Христова повествуется в двух Евангелиях – от Матфея и от Луки.

Перед Рождеством Иисуса Христа в Палестине, находящейся в составе Римской империи, была назначена перепись населения. Власти объявили всем жителям, что они должны для переписи явиться в город, где родились. Плотник Иосиф из Назарета с женой Марией, ожидавшей ребенка, отправился в свой родной город Вифлеем. Гостиницы в городе были переполнены, и чете довелось ночевать в хлеву. Там и появился на свет Иисус. О его рождении узнали волхвы[8] по вспыхнувшей на востоке новой звезде. Они пришли в Иерусалим с вестью, что родился Царь Иудейский, от первосвященников узнали, что по пророчествам Спаситель должен явиться в Вифлееме. Правивший тогда царь Ирод, замышляя избавиться от будущего правителя, призвал к себе волхвов и попросил их пойти в Вифлеем, чтобы выведать, кто этот младенец. Волхвы последовали за звездой,которая им указывала путь. В Вифлееме звезда остановилась над домом, где находились Дева Мария и новорождённый Иисус. Волхвы поклонились младенцу, преподнеся в дар золото, ладан[9] и смирну[10], символы царского происхождения. Домой волхвы возвратились иной дорогой, чтобы избежать встречи с Иродом и оставить в тайне место нахождения Христа.

3 bibliya
«Поклонение волхвов» Леонардо да Винчи

Для христиан праздник Рождества Христова является «матерью всех праздников». Летоисчисление стало вестись от этого знаменательного события. К этому празднику готовились, соблюдая 40-дневный пост,в сочельник перед Рождеством не принимали пищу до восхода первой «рождественской звезды».С Рождеством связано предание о трех деревцах, растущих у пещеры, в которой родился Иисус. Пальма младенца обмахивала своей пышной ветвью, неся прохладу, маслина со своих пахучих листьев роняла капли душистого масла и наполняла пещеру благоуханием, елка же ничего не могла предложить, кроме своих колючих ветвей.Увидевший соперничество деревьев ангел оценил скромность елки и украсил ее зеленые веточки блистающими звездочками. Проснувшийся младенец не заметил благоухания маслины в пещере и роскошного веера пальмы, улыбнулся и протянул руки к сверкающей елке. Так появилась традиция наряжать на Рождество елку.

В возрасте 30 лет Иисус стал проповедником. Христос произносил проповеди своим двенадцати ближайшим ученикам, через них проповедовал и всем остальным людям. Одну из своих проповедей Спаситель произнес для пришедших к нему людей,стояв окружении своих учеников на вершине небольшой горы. Слушателей покорила глубина смысла и красота слов проповеди, многие записали ее. Содержание и суть Нагорной проповеди наиболее полно переданы евангелистом Матфеем. Христос просто и ясно для собравшихся людей высказал нравственную основу своего учения. Он разъяснил и дополнил Десять заповедей Ветхого Завета, которые являлись запретом на злые деяния и помыслы, были предназначены удержать людей от совершения грехов. Заповеди были даны в краткой и категоричной форме: «Не убий», «не укради», «не создавай себе кумира», «почитай отца и мать своих» и пр. Толкования Ветхого Завета и его заповедей Христом в Нагорной проповеди стали называть Заповедями блаженства, в них давались наставления, как себя вести, чтобы приблизиться к праведной жизни.

Спаситель призывал людей прежде всего оценивать не других, а самих себя. Например, не смотреть на сучок в глазу другого, когда в своем глазу бревна не замечаешь.Следует прежде всего обращать внимание на собственные недостатки. Иисус учил не судить других, тогда не«судимы будете»; учиться прощать, и тогда«прощены будете». В Нагорной проповеди Христос дал как образец молитву «Отче наш», раскрывая смысл прощения в словах: «Прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим». В своих наставлениях об отношении к людям Иисус изрек общее правило общения с ближними, которое стали называть «золотым», отражающим суть учения Христа. Его смысл в том, что нужно поступать с другими так, как вы хотели бы, чтобы «с вами поступали люди».

5 bibliya
Нагорная проповедь

Притчи Иисуса Христа

Понятие притчи. Притча о добром самарянине. Притча о блудном сыне

Притчей называют нравоучительный небольшой рассказ с простым, часто бытовым сюжетом, но мудрым содержанием. В сюжете притчи рассказывается о привычных для человека вещах и обыденной жизни. На примере понятных историй дается знание о вещах, скрытых от взора человека. Видимый реальный мир и невидимый духовный мир связаны между собой: с помощью простого предмета, который становится символом, можно раскрыть духовные понятия. Предназначение притчи – иносказательно донести до сознания человека определенную нравственную истину, научить правильному восприятию мира. Иисус Христос часто «говорил притчами», чтобы его слушатели, не получив прямых ответов, сами стали размышлять о сути сказанного.

Так, например, притча о сеятеле кажется простой и понятной историей, но полна глубокого смысла. В притче рассказывается о семенах, брошенных сеятелем в землю, но попавших в различные условия для всходов. Часть зерна попала на каменистую почву, и оно засохло без влаги; всходы зерна, упавшего при дороге, были вытоптаны; иное зерно поклевали птицы; зерно, попавшее в сорняки, погибло в них. Только семя, упавшее на благодатную почву, «принесло плоды». Закончил притчу Иисус Христос словами: «Кто имеет уши, да слышит!»

Эта притча была единственной, содержание которой Иисус прокомментировал своим ученикам, спросивших: «Что значила притча сия?» Спаситель пояснил, что поле – это мир;сеятель – «сын человеческий», Мессия. Семена, разбрасываемые сеятелем, есть «слово Божие», которое дается всем в равной мере, но приносит плоды только в добрых и чистых душах тех, кто может услышать его и сохранить.В иных ситуациях зерно, попавшее на обочину, каменистую почву или в заросли сорняков, обречено погибнуть. Так люди, не имеющие доброго сердца,не могут взрастить в душе семена Божьего дара. Эта притча о состоянии души человека, его способности воспринимать слова истины. Сеятель, зерно, почва, обочина дороги, тернистые сорняки, камни, птицы – эти реалии привычного мира в притче Иисуса Христа были более понятны простым людям библейских времен. Небольшая история на житейскую тему была доступнее объемной богословской проповеди с церковной лексикой.

8 bibliya
И. Крамской «Христос в пустыне»

Полна глубокого смысла притча о добром самарянине[11]. Один законник[12] попросил Иисуса объяснить, кого следует считать ближним своим, которого надлежит возлюбить, как самого себя? Ответил Иисус следующей историей. На некоего человека на дороге из Иерусалима напали разбойники, обокрали его, отняли одежду, жестоко побили и бросили умирать. Проходивший мимо священнику видел избитого человека, но ушел. Шел по дороге левит[13], взглянул в его сторону и продолжил свой путь. Проезжавший самарянин заметил его и сжалился. Перевязал несчастному раны, обтерев их маслом и вином, дал одежду, усадил на осла и довез до гостиницы, где оказал ему помощь. Уезжая на следующий день, самарянин дал денег хозяину гостиницы, чтобы тот позаботился о раненом постояльце, обещая по возвращении возместить все расходы.

Закончив, Иисус обратился к законнику с вопросом: «Кого из встретившихся на дороге следует считать ближним своим?» Тот ответил, что оказавшего милость. Так Христос сумел объяснить значение слова «ближний» иудею-законнику, считавшему «ближним» только человека своей веры, а иноверца самарянина – врагом. Толкование притчи о добром самарянине раскрывает ее истинный смысл: ближним следует считать любого человека, независимо от его веры, убеждений или национальности, способного на милосердие и бескорыстную помощь.

Важной для понимания сути христианского учения является притча о блудном сыне. Некий человек имел двух сыновей. Младший сын решил пожить беспечной и веселой жизнью вдали от отчего дома и уговорил отца еще при жизни отдать ему часть его наследства. Живя разгульной жизнью, юноша вскоре потратил все свое состояние. Нужда заставила его наняться в работники и пасти свиней, от голода ему даже пришлось есть из корыта корм для свиней. Дойдя до крайней степени отчаяния, он вспомнил об отце, у которого жили лучше даже наемные работники. Возлагая надежды на милосердие отца, раскаявшийся юноша решил возвратиться домой. Отец, увидев несчастного сына в рубище, бросился к нему, заключил в свои объятия, приказал одеть в хорошую одежду и устроить пир, заколов на обед теленка.

Старший сын, возвращаясь с работы в поле, увидел пиршество. Узнав, что оно устроено ради нерадивого брата, обиделся и стал упрекать отца в несправедливом отношении к нему. Ведь он никогда не прекословил отцу, слушался во всем и честно служил, а ради него отец не заколол даже козленка, чтобы он мог повеселиться с друзьями. В негодовании старший сын не стал называть возвратившегося члена семьи братом, с презрением говоря отцу: «Этот сын твой». Он не испытывал любви к блудному брату, хотя тот нуждался в помощи; готов был принести его жизнь в жертву своему самолюбию. По мнению старшего сына, пропащего и падшего брата, растратившего отцовское состояние, нужно было прогнать, а не радоваться его возвращению. Но мудрый отец возразил, что сын его «был мертв и ожил» теперь, и потому он радуется. В его жизненной позиции отражено отношение Бога к раскаявшемуся грешнику, который вспомнил об Отце своем, готовом принять, простить и утешить. Старший же сын считал себя праведником, но в его сердце не нашлось места милосердию. В толковании притчи о блудном сыне прослеживается христианская мораль, в которой прощение и милосердие превыше справедливости. Библейские притчи мудры и трогательны, их нравственные уроки полезны и в наше время.

6 bibliya
Рембрандт «Возвращение блудного сына»

Нравственная общечеловеческая основа Библии

Отражение библейских историй в русской фразеологии

Библия обрела бессмертие, объединила людей разных национальностей и стран. Любой культурный человек, к какой бы среде он не принадлежал, стремится к познанию духовного содержания Библии. Она дает человеку нравственные ориентиры, помогает в поисках смысла жизни, в ней заложены основы осмысления законов мироздания.

Библия является сокровищницей человеческой мудрости. Благодаря цитатам из Библии, библейским сюжетами их образам возникли довольно известные фразеологизмы – устойчивые выражения, которые обрели новый образный иносказательный смысл. Эти фразеологические обороты имеют переносное значение, но так как их появление связано с текстами Священного Писания, интересна история их происхождения. О значении и истории фразеологизмов можно узнать во «Фразеологическом словаре». Например, в русском языке существует выражение «допотопные времена», означающее «далекое прошлое». В Библии таковыми считались времена до всемирного потопа. Разгневанный Бог наслал на людей за их грехи дождь, который шел 40 дней и ночей.Землю затопило до самых высоких гор. Только одному праведному человеку Ною и его семье удалось спастись. По повелению Бога он соорудил особый корабль – ковчег, в котором собрал всех тварей, животных и птиц, по паре. После потопа земли заселились спасшимися на ковчеге людьми и животными.

Из историй Ветхого Завета до нас дошли выражения: «вавилонское столпотворение» (хаос, беспорядок); «иерихонская труба» (оглушительный, очень громкий звук); «Соломоново решение» (мудрый суд); «козел отпущения» (тот, на кого возлагают чужую вину); «не хлебом единым» (потребность в духовной пище); «не сотвори себе кумира» (избегать слепого преклонения перед кем-то) и многие другие.

Из Нового Завета пришли фразеологизмы: «блудный сын» (беспутный, но раскаявшийся человек); «упасть на добрую почву» (встретить интерес, внимание); «волк в овечьей шкуре» (опасный лицемер, притворяющийся невинным); «тридцать сребреников» (плата предателю);«поцелуй Иуды» (лицемерный поступок предателя); «умывать руки» (уйти от ответственности, устраниться) и др. Фразеологические обороты библейского происхождения прочно укоренились в русском литературном языке. Люди, употребляющие библеизмы[14], обогащают свой словарный запас, делают свою повседневную речь более выразительной.

4 bibliya
Леонардо да Винчи «Тайная вечеря» (Иисус и двенадцать апостолов)

Библейские сюжеты в литературе и произведениях искусства

С древнейших времен Библия была для людей неиссякаемым источником вдохновения; ее истории, наполненные яркими образами и глубинным смыслом, вдохновляли на создание величайших произведений. По библейским мотивам писали свои полотна художники разных стран и эпох: Микеланджело, Леонардо да Винчи, Рафаэль, Рубенс, Рембрандт, В. Васнецов, А. Иванов,И. Крамской. В творчестве этих и многих других художников библейской тематике отводилось значительное место. Основой многих музыкальных творений композиторов, таких как М. Мусоргский, Ф. Глинка, А. Рубинштейн, Бетховен, Бах, Моцарт и др. стали библейские сюжеты.

Чрезвычайно велико количество литературных произведений, восходящих к библейским мотивам и образам. Вся русская литература с древнейших времен связана с Библией, потому что русская культура опирается на нравственные христианские ценности. О мудрости Библии в начале XII в. писал монах Нестор в «Повестях временных лет», включив в летопись жития святых, богословские трактаты, поучения, библейские легенды. В XVII в. М.В. Ломоносов написал переложения библейских псалмов[15] и поэтические «Размышления о Божьем величестве». И.А. Крылов помимо басен писал оды и лирические произведения библейского содержания.Библейские темы, стиль и образы вдохновили А.С. Пушкина на создание многих произведений. В стихотворении «Пророк» Пушкин сравнил участь поэта с предназначением библейского пророка, посланца неба. Немалую роль сыграли библейские источники для творчества М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя, Ф.И. Тютчева, Ф.М. Достоевского, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова, И.А. Бунина, И.С. Шмелева, М.А. Булгакова и др.

Сложно переоценить значение Библии, служившей первоисточником познания и вдохновения для творческих людей в различных сферах мировой культуры. А.С. Пушкин считал, что не создано еще ничего лучше Писания, в котором нашла отражение вся человеческая жизнь, все, «что было великого с самой древности». Благодаря Библии созданы литература и искусство, без нее не было бы «ни философии, ни поэзии, ни нравственности». Поэт считал важным для себя чтение Библии вместе с детьми, потому что это уникальная, единственная в мире книга, в которой «все есть». Критик В.И. Белинский назвал Евангелие «книгой бессмертной, святой, книгой вечной истины».

7 bibliya
А. Иванов «Явление Христа народу»

 

Словарь

1. Финикия – древнее государство на восточном побережье Средиземного моря.

2. Папирус – в древности писчий материал, изготовляемый из одноименного болотного растения.

3. Иудеи – последователи иудаизма, религии еврейского народа.

4. Апостол – последователь и ученик Иисуса Христа.

5. Притча – поучительный рассказ.

6. Проповедь – публичная речь, обращение поучительного характера.

7. Мессия – божественный посланник, избавитель от зла, спаситель человечества.

8. Волхвы – мудрецы, маги.

9. Ладан – дорогая древесная смола, символ особого благоволения.

10. Смирна – благовонное масло.

11. Самарянин — человек из религиозной общины, отличавшейся своими обрядами от иудейской веры,самарян (самаритян) иудеи считали безбожниками.

12. Законник — человек, следующий религиозным законам.

13. Левит — священнослужитель в иудейском храме.

14. Библеизм – афоризм или фразеологизм библейского происхождения.

15. Псалмы – поэтические молитвы.

 

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

Вопрос: 1
Слово «библия» переводится с греческого как
1«слово»
2«книги»
3«знание»
Ответить
2
Вопрос: 2
Из каких частей состоит Библия
1Откровение и Евангелия
2Священное писание и Евангелия
3Ветхий и Новый Завет
Ответить
3
Вопрос: 3
Славянская азбука была создана
1Монахами Кириллом и Мефодием
2Монахом Нестором
3Апостолами Петром и Павлом
Ответить
1
Вопрос: 4
Иисус родился в семье
1Землепашца
2Плотника
3Пастуха
Ответить
2
Вопрос: 5
В каком городе родился Иисус
1Назарете
2Вифлееме
3Иерусалиме
Ответить
2
Вопрос: 6
Младенцу Иисусу в дар волхвы преподнесли
1Золото, смирну и ладан
2Цветы и золото
3Драгоценные камни
Ответить
1
Вопрос: 7
Какова суть «золотого правила» Нагорной проповеди
1Поступать с другими нужно так, как ты хочешь, чтобы они поступали с тобой
2Поступать с другими нужно так, как тебе хочется
3Поступать с другими надо так, как им хочется
Ответить
1
Вопрос: 8
Притчей называют
1Рассказ с занимательным сюжетом
2Небольшой иносказательный поучительный рассказ
3Рассказ о важных событиях
Ответить
2
Вопрос: 9
Притча о блудном сыне учит
1Отстаивать свое право на свободный выбор
2Поступать всегда по справедливости
3Ценить милосердие выше справедливости, прощать раскаявшегося человека
Ответить
3
Вопрос: 10
В притче о добром самарянине говорится о том, что «ближним своим» христианину следует считать
1Человека одной с тобой веры и национальности
2Человека, с которым связан кровным родством
3Любого человека, способного на милосердие к другому, невзирая на религию и национальность
Ответить
3
Допущено ошибок:
Оценка:
Подробнее
Ваши ответы:
1 вопрос:

Слово «библия» переводится с греческого как
1) «слово» 2) «книги» 3) «знание»
2 вопрос:

Из каких частей состоит Библия
1) Откровение и Евангелия 2) Священное писание и Евангелия 3) Ветхий и Новый Завет
3 вопрос:

Славянская азбука была создана
1) Монахами Кириллом и Мефодием 2) Монахом Нестором 3) Апостолами Петром и Павлом
4 вопрос:

Иисус родился в семье
1) Землепашца 2) Плотника 3) Пастуха
5 вопрос:

В каком городе родился Иисус
1) Назарете 2) Вифлееме 3) Иерусалиме
6 вопрос:

Младенцу Иисусу в дар волхвы преподнесли
1) Золото, смирну и ладан 2) Цветы и золото 3) Драгоценные камни
7 вопрос:

Какова суть «золотого правила» Нагорной проповеди
1) Поступать с другими нужно так, как ты хочешь, чтобы они поступали с тобой 2) Поступать с другими нужно так, как тебе хочется 3) Поступать с другими надо так, как им хочется
8 вопрос:

Притчей называют
1) Рассказ с занимательным сюжетом 2) Небольшой иносказательный поучительный рассказ 3) Рассказ о важных событиях
9 вопрос:

Притча о блудном сыне учит
1) Отстаивать свое право на свободный выбор 2) Поступать всегда по справедливости 3) Ценить милосердие выше справедливости, прощать раскаявшегося человека
10 вопрос:

В притче о добром самарянине говорится о том, что «ближним своим» христианину следует считать
1) Человека одной с тобой веры и национальности 2) Человека, с которым связан кровным родством 3) Любого человека, способного на милосердие к другому, невзирая на религию и национальность
Посмотреть ответы
Правильные ответы:
1 вопрос: «книги»
2 вопрос: Ветхий и Новый Завет
3 вопрос: Монахами Кириллом и Мефодием
4 вопрос: Плотника
5 вопрос: Вифлееме
6 вопрос: Золото, смирну и ладан
7 вопрос: Поступать с другими нужно так, как ты хочешь, чтобы они поступали с тобой
8 вопрос: Небольшой иносказательный поучительный рассказ
9 вопрос: Ценить милосердие выше справедливости, прощать раскаявшегося человека
10 вопрос: Любого человека, способного на милосердие к другому, невзирая на религию и национальность