Литература

Урок 8: А.С. Пушкин. Повесть «Метель»

А.С. Пушкин. Повесть "Метель"

Конспект данного урока поможет при изучении повести Александра Сергеевича Пушкина «Метель», входящей в сборник «Повести Белкина».

План урока:

Краткая история написания «Повестей Белкина»

Краткий пересказ повести «Метель»

Образы главных героев повести «Метель»

Образ метели

Значение «Повестей Белкина»

 

Краткая история написания «Повестей Белкина»

Осенью 1930 г. Пушкин, готовясь к своей свадьбе, оказался в вынужденном заточении в имении Болдино. В родовое имение он вынужден был поехать для оформления наследства и планировал пробыть там несколько дней, но задержаться пришлось почти на три месяца. Поэт не мог выехать в Москву, где его ждала невеста Наталья Николаевна Гончарова, о которой он очень беспокоился. В Москве бушевала эпидемия холеры, был введен карантин, все дороги были перекрыты заградительными санитарными кордонами.

Пушкин размышлял в разлуке с любимой о подлинном счастье, любви, задумывался и о смерти, потому что видел последствия эпидемии и даже стал свидетелем холерных бунтов. Месяцы, проведенные в Болдино, стали для него временем творчества. Пушкин создал за это время более 40 выдающихся произведений, в том числе литературный цикл «Повести покойного Ивана Петровича Белкина». Произведения, входящие в цикл, представляли собой пять простодушных и занимательных историй из русской жизни. «Повести Белкина»были созданы как литературная мистификация[1]: Пушкин свое авторство приписал вымышленному человеку. Автором сборника стал провинциальный помещик, которому Пушкин сочинил даже биографию, изложенную в предисловии «Повестей Белкина». Простодушный Иван Белкин внешности был непримечательной,служил в пехотном полку, после отставки поселился в родительском имении, имел склонность к сочинительству, в котором был не очень силен. Повести он записал со слов других людей. Так, например, сюжет повести «Метель» был рассказан Белкину девицей К.И.Т.

Рукописи Белкина, скончавшегося на тридцатом году жизни, попали к издателю, в роли которого выступил Пушкин. Используя литературную маску Ивана Петровича Белкина, Пушкин написал повести от имени обычного, заурядного человека, далекого от писательской среды. Своеобразным языком провинциального графомана[2] Пушкин иронично высмеял моду своего времени на увлечение романтизмом. Особенно он иронизировал над характерными атрибутами[3] романтизма: любовными страстями, таинственными обстоятельствами, мнимыми страданиями, разочарованиями в жизни, дуэлями, побегами, погонями… Пушкин и сам в юности испытал увлечение романтизмом, но вскоре перерос романтические представления о жизни, понял, что главные жизненные ценности формируются в реальной национальной культуре и истории.

Сюжеты «Повестей Белкина» построены по одному принципу: главные герои предполагают прожить жизнь согласно своим романтическим представлениям, но судьба преподносит иной житейский сюжет, более невероятный. Темой судьбы объединены все произведения цикла, но более ясно она прослеживается в повести «Метель», которая была дописана 20 октября 1830 г. и стала завершающей в цикле «Повести Белкина».

 

Краткий пересказ повести «Метель»

Роль эпиграфа. Композиция повести. Отражение исторических событий в сюжете

Марью Гавриловну, девушку из зажиточной помещичьей семьи, полюбил Владимир Николаевич, служивший в армии прапорщиком[4]. Родители девушки препятствовали отношениям дочери с бедным Владимиром. Молодые люди начали тайком встречаться и переписываться, вскоре решились на тайное венчание в церкви ближайшего села. Маша была готова на побег из отчего дома, надеясь вернуться после прощения маменьки и папеньки. В условленную ночь девушка приезжает в церковь, но Владимир из-за метели сбился с пути, нашел только утром закрытую церковь и узнал о странном ночном происшествии от священника.

venchanie
Венчание 

Маша вернулась домой и тяжело заболела после пережитого ночью. Ее родители, тревожась за дочь, готовы были согласиться с ее выбором жениха. Они послали за Владимиром, чтобы сообщить о согласии на брак, но получили странное письмо, в котором он просил забыть его. Владимир решив, что был отвергнут, уехал в действующую армию, участвовал в боях, под Бородино получил смертельное ранение. Вскоре пришло известие о его кончине. Марья Гавриловна бережно хранила все, что напоминало о погибшем женихе, отвергала ухаживания поклонников, среди которых однажды оказался гусарский полковник, герой войны 1812 года. К нему она не смогла остаться равнодушной.

maria i vladimir
Марья и Владимир  

Бурмин после войны вернулся в свое поместье, расположенное неподалеку от имения Марьи Гавриловны, повстречал ее и полюбил. Он признался ей в своих чувствах и рассказал, что безрассудно создал в юности преграду собственному счастью. Он был женат, но не знал, кто его жена. «Преступной проказой» назвал он то, что совершил: заблудившись ночью из-за сильной метели, случайно выехал к церкви на огонек, зашел погреться и шутя обвенчался с незнакомой девушкой в полуобморочном состоянии, которая была так «жестоко отомщена» теперь. Потрясенная рассказом Марья Гавриловна спросила, не узнал ли он в ней ту самую девицу? Побледневший Бурмин, не в силах вымолвить ни слова, пал перед ней на колени.

Эпиграфом[5] к повести Пушкиным был взят отрывок из романтической баллады «Светлана» В.А. Жуковского.Образы отрывка предопределяют фатальные события повести: одинокий «божий храм», «вдруг метелица», «снег валит клоками», «черный ворон», «вещий стон», «гласит печаль», «темна даль», «воздымая гривы» лошадей. Все эти образы являются символами потусторонних сил, в слове «вдруг» заключено значение «внезапности», «непредсказуемости», «случайности». Случай невозможно предвидеть, он всегда связан с судьбой.

Героиня баллады Жуковского, гадавшая в крещенский вечер, видит в зеркале своего суженого, который зовет ее венчаться в церкви. Ночью среди метели девушка оказывается брошенной женихом, потом понимает, что ее жених – мертвец. После молитвы Светланы все случившее оказывается сном. На следующее утро возвращается к ней живой и невредимый жених.

Сюжет баллады Жуковского отчасти определил и композиционную основу повести «Метель». Композиция повести построена из двух сюжетных линий, двух любовных романов, общей героиней которых является Марья Гавриловна. В первой части рассказана история юной девушки и армейского прапорщика, представляющая собой любовное приключение, завершившееся внезапно из-за нелепой случайности. Во второй, после утраты первой любви, показано нравственное становление героини. В повести отсутствует пролог и эпилог, действие внезапно начинается и так же внезапно обрывается. В начале повести дается краткое описание жизни небольшого поместья, после которого сразу дана завязка, представляющая главную героиню и ее «предмет любви».  Далее действие стремительно развивается и достигает накала в момент, когда потрясенный Владимир узнает, что его любимая обвенчана не с ним, и уезжает.Повествование далее связано с судьбой Марьи Гавриловны, завязкой новой истории становится ее знакомство с Бурминым.Кульминацией действия, интригующего тайной героев, становится объяснение в финале, когда неприступная Марья Гавриловна узнает, что человек, которого она полюбила, уже был по воле судьбы ее мужем.Финал повести остался открытым, что было необычно для литературы того времени.

В повести охвачены события с 1811 г. по 1816 г., которые стали значимыми в истории России. Это время заграничных походов русской армии в войне с Наполеоном, Отечественная война 1812 г., Бородинская битва, взятие Москвы французами и вступление русских войск в Париж в 1814 г.

Между двумя любовными историями провинциальной барышни в повесть включено лирическое отступление, посвященное победе в Отечественной войне 1812 года. Это событие Пушкин назвал временем «славы и восторга», которое заставляло все русские сердца трепетать при слове «Отечество». Ушедшие на войну «отроки» возвратились возмужавшими людьми. Восторг русских женщин, встречавших победителей криками «ура», был «истинно упоителен». Офицеры же считали женское ликование «лучшей, драгоценнейшей наградою». Таким образом, второй счастливый роман Марьи Гавриловны автор связал с всеобщим, всенародным счастьем. Пушкин большую историческую победу сопоставил с личной победой героев повести «Метель» над безнадежными обстоятельствами.

1 metel 

 

Образы главных героев повести «Метель»

Судьбоносное влияние природной стихии на жизнь героев. Основная идея повести «Метель»

Главная героиня повести «Метель» в начале повествования предстает семнадцатилетней стройной барышней приятной наружности. Пушкин иронично описывает свою героиню, которая выросла «на французских романах и, следовательно, была влюблена». Книжные истории будоражили девичье воображение, стали образцом для подражания.Начитавшись трогательных историй, Марья Гавриловна в своем «романическом воображении» представляла жизнь, словно сюжет романа. Когда в нее влюбился бедный прапорщик, она предположила, что их любовная история должна развиваться согласно законам романического жанра: у влюбленных должны быть препятствия, тайные встречи наедине, любовная переписка, страстные клятвы в вечной любви, тайное венчание, после – прощение родителей. История любви представлялась юным влюбленным увлекательным приключением со счастливым концом.

Хотя накануне побега девушку терзали смутные предчувствия: она не спала всю ночь, а если засыпала, то «ужасные мечтания» поминутно будили. Ведь она готова бежать из родного дома, как «преступница», пойдя против воли родителей, испытывая чувство вины перед ними. Вступать в брак без благословения родителей считалось на Руси дурной приметой.

Сценарий «романа» в реальной жизни не удался. Провидение, избрав своим орудием метель, перетасовало героев, изменило задуманное развитие сюжета. По воле рока Марья стала женой другого, совершенно незнакомого человека. Пережив весть о гибели Владимира и смерть отца, Марья Гавриловна переехала в наследственное имение. Она предпочла жизнь в уединении, хотя стала завидной невестой, всех женихов ожидал отказ. Когда же по соседству поселился гусарский полковник, ее сердце дрогнуло. Марья Гавриловна, несмотря на свой отшельнический образ жизни, «отличала» от других поклонников 26-летнего гусара Бурмина, награжденного орденом Святого Георгия за проявленную храбрость. Он имел «интересную бледность», был беспечно насмешлив, обладал умом «приличия и наблюдения, безо всяких притязаний».

Поняв, что Бурмин влюблен в нее, Марья Гавриловна снова стала воображать себя героиней романа. Ожидая любовного признания, она предстала перед своим героем под ивой у пруда в белом платье, держа роман в руках. Она приготовила себя к роли романической страдалицы, готова была объявить человеку, которого полюбила, что вместе им быть не суждено. Но грустная развязка, вопреки ожиданиям, не произошла.

Во время исповеди Бурмина выясняется, что он тоже связан брачным обетом. Он оказывается тем самым гусаром, которого ночная метель зимой 1812 г. занесла случайно в церковь. Встретившись в 1816 г., они не узнали друг друга, ведь виделись раньше всего несколько минут в полумраке церкви, а Марья Гавриловна всего лишь раз после венчания подняла на мгновение глаза к лицу человека, ставшего ее мужем, и упала в обморок.

maria i burmin
Марья и Бурмин  

В финале снова переменчивая судьба внесла свои поправки, предложив героям, уже не рассчитывающим на счастье, счастливую развязку. Жизнь сделала Марью Гавриловну героиней такой истории, которую она не смогла бы себе представить в своем «романическом воображении». Образ Марьи Гавриловны дан автором в развитии: показан во времена взбалмошной и восторженной юности, полной самообмана, и в осознанной взрослости, готовой быть честной перед собой. Пушкин, изображая духовный рост героини, показал, что у нее хотя и сохранились романические представления, они стали более близки к реальности.

Основной идеей повести «Метель» стала проблема незрелости решений, легкомыслия юношеских романтических порывов. Юным влюбленным хотелось романтической истории любви: тайных свиданий, клятв в вечной любви, таинственного венчания. Стихия метели, словно роковая сила, разрушила планы героев, наказав за легкомысленные поступки.  Метель сбила Владимира с дороги, и он не нашел церковь. Метель направила к его невесте другого, позволила заезжему гусару сыграть глупую шутку, обвенчавшись с незнакомкой. Бурмин, уезжая на войну, готов был без сожаления отдать жизнь на поле брани. Не ценя свою жизнь, он не представлял себе ценности жизни другого человека, бездумно пошутил с судьбой юной девушки.

Настоящие страдания, а не придуманные, испытали герои после. Маша от пережитого потрясения заболела и была две недели«у края гроба». Бурмин был ранен на войне, которая оказалась тяжелым испытанием, стал ценить жизнь, повидав смерть. Возмужав, он полюбил и пожалел о своем безрассудном поступке. Все лишили себя возможности личного счастья, обрекли на одиночество.Только тогда судьба подарила героям настоящее, ими выстраданное счастье.

Для Пушкина случившийся с его героями казус[6] не был простым стечением обстоятельств, он считал, что есть силы, оказывающие влияние на судьбу человека. Но это не значит, что человек не творец своего счастья, а игрушка в руках судьбы, у него всегда есть свобода выбора в любых обстоятельствах. Владимир, узнав о ночном венчании, решил, что любимая его обманула или предала, отказался даже встретиться с ней, чтобы прояснить случившее. А ни в чем не повинная девушка в это время была при смерти. Владимир сделал свой выбор: думая только о собственных страданиях, он не стал бороться за их счастье, предпочел искать смерть на войне.

А Марья Гавриловна и Бурмин после случайного нелепого венчания с полной ответственностью отнеслись к случившемуся. Заключенный в церкви брак стал для них не шуткой, а испытанием. Если бы они скрыли свои тайны друг от друга, слукавили, предпочитая устроить свое простое человеческое счастье, чистота их отношений была бы испорчена ложью. Тайна же у них оказалась общей. Марья Гавриловна и Бурмин остались честны не только перед другими, но и перед собой. Людей, сохраняющих чистоту помыслов, следующих велению своей совести, не преступающих нравственных ценностей, судьба, как правило, вознаграждает. Эту одухотворенную ноту в легкой ироничной повести Пушкина почувствовал композитор Георгий Свиридов, написавший проникновенные музыкальные иллюстрации к произведению. В музыке Свиридова подчеркивается глубина человеческих отношений героев повести «Метель».

final metel
Финал  

 

Образ метели

Проблема взаимоотношений человека и природы

Образ метели присутствует во многих произведениях Пушкина. Он олицетворяет собой небесную стихию, роковое вмешательство в жизни людей помимо их воли. Метель аллегорично символизирует некую неподвластную человеку силу, способную нарушить планы, изменить жизнь. Стихия, вторгшаяся в жизнь молодых людей, разметала их в разные стороны, их судьбы переменились после роковой ночи.

На главных героев повести метель производит противоречивые впечатления, каждый стихию представляет и чувствует по-своему. Марьей Гавриловной метель воспринималась как дурной знак, она словно отражала душевное смятение девушки и неразбериху в мыслях. Покидавшей родительский дом Маше чудились в непогоде вокруг «угроза и печальное предзнаменование»: «ветер выл», «словно силясь остановить молодую преступницу», «ставни тряслись и стучали», «метель не утихала».

Для Владимира метель стала непреодолимой внешней силой, с которой он не в силах бороться. Пушкин рисует небольшую по размеру, но емкую по сути картину пространства, в котором Владимир из-за метели внезапно потерял все ориентиры: дороги замело за минуту белыми хлопьями снега, ничего не было видно «во мгле мутной и желтоватой», «небо слилось с землею».

Бурминым среди метели овладело «непонятное беспокойство», нетерпение, словно кто-то его подталкивал ехать в бурю, которая не утихала. Фамилия героя созвучна слову «буря», Бурмин испытывает стихийные, необъяснимые чувства, склонен к бездумным и разрушительным порывам, не думает о последствиях своих поступков, проявляет холодный эгоизм. Образ метели связан и со стихийной силой войны. На войне героически погиб Владимир, война шаловливого эгоистичного юнца Бурмина превратила в настоящего мужчину.

metel

 

Значение «Повестей Белкина»

Критические отзывы о повести «Метель»

Когда в 1831 г. «Повести Белкина» вышли в свет, большинство читателей не догадывалось о подлинном авторстве. Повести были написаны просто и понятно, без романтических изысков, мелодраматических эффектов и нравственных поучений. Подобных произведений в то время не писали, русские литераторы старались подражать французским романистам. Пушкин привнес в русскую литературу принцип «нагой простоты», избегая объемных внутренних монологов героев, раскрывающих их переживания и размышления.Психологическая обрисовка героев тем не менее сохранила свою полноту. «Повести Белкина» стали в русской прозе первыми реалистическими произведениями.

Мнения критиков о первых повестях Пушкина были противоречивые. Н.Г. Чернышевский считал, что «Повести Белкина» уступают в достоинстве иным прозаическим произведениям Пушкина. Сюжет повести «Метель» В.Г. Белинский и многие критики посчитали неправдоподобным, саму повесть воспринимали как литературный анекдот, шутку или пародию. В рецензии популярной в то время газеты «Северная пчела» было написано, что неправдоподобие в повести слишком очевидно: невозможно жениться мимоходом, не могла невеста, свидетели и священник не разглядеть мнимого жениха.При обычном прочтении повести «Метель» заметен только внешний план, который критикой оценивался по принятым нормам.

Для активного читателя при вдумчивом чтении открывается истинный смысл произведения. Герои повести «Метель» в поисках счастья оказались в тупике, из которого не видели выхода и ожидали трагического исхода. Пушкин иронично развернул сюжетную линию, изменив ожидаемый финал. Типичный романтический сюжет завершился в «реальной обстановке» просто и счастливо, герои обрели простые житейские радости.

Современники Пушкина его первые прозаические произведения не поняли, последующие поколения оценили по достоинству. Л.Н. Толстой писал, что «Повести Белкина» нужно не только читать каждому писателю, но внимательно изучать.Читательский интерес к первым повестям Пушкина сохранился и по сей день.

 

Словарь

Мистификация – намеренная выдумка, введение кого-либо в заблуждение. В литературе этим термином называют произведение, чье авторство приписывается другому человеку.

Графоман – человек, склонный к графомании, т.е. имеет страсть к сочинительству, не имея писательских способностей

Эпиграф – фраза или цитата перед текстом, проясняющая авторский замысел или основную идею произведения.

Атрибут – отличительный признак, свойство, характерная черта чего-либо.

Прапорщик – низший офицерский чин.

Казус – необычный, затруднительный, забавный случай или происшествие.

В материалах урока использованы кадры из к/ф "Метель", 1964 

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

Вопрос: 1
Когда и где были написан сборник «Повести Белкина»?
11825 г. Михайловское
21830 г. Болдино
31824 г. Одесса
Ответить
2
Вопрос: 2
Повесть «Метель» была завершена
120 октября 1830 г.
220 сентября 1830 г.
314 октября 1830 г.
Ответить
1
Вопрос: 3
С сюжетом какой баллады В.А. Жуковского схож сюжет повести «Метель»?
1«Людмила»
2«Кассандра»
3«Светлана»
Ответить
3
Вопрос: 4
Какие книги любила Марья Гавриловна
1Философские научные труды
2Французские любовные романы
3Русские народные сказки
Ответить
2
Вопрос: 5
Марья Гавриловна была в 17 лет влюблена в
1Бедного прапорщика
2Столичного дворянина
3Бравого гусара
Ответить
1
Вопрос: 6
Марья Гавриловна и Владимир решились на тайное венчание, чтобы потом
1Бежать за границу от гнева родителей
2Вернуться к родителям в надежде на прощение
3Жить в Петербурге, не надеясь на родительское благословление
Ответить
2
Вопрос: 7
Маша и Владимир так и не обвенчались, потому что
1Передумали
2Решили дождаться согласия родителей
3Из-за метели Владимир сбился с дороги, а в церковь заехал гусар, шутки ради обвенчавшийся с девушкой
Ответить
3
Вопрос: 8
После случившегося в церкви ночью Маша вернулась домой и
1Две недели была смертельно больна
2Решила уйти в монастырь
3Рассказала все родителям
Ответить
1
Вопрос: 9
Как сложилась судьба Владимира?
1Уехал в армию, его ожидала успешная карьера
2Он воевал, скончался от смертельного ранения при Бородино
3Он воевал, после ранения лечился, после женился
Ответить
2
Вопрос: 10
Бурмин был
1Армейским прапорщиком
2Отставным майором
3Гусарским полковником
Ответить
3
Вопрос: 11
Бурмин, признавшись Марье Гавриловне в своей безрассудной женитьбе, назвал свой поступок
1Нелепой шалостью
2Глупой шуткой
3Преступной проказой
Ответить
3
Вопрос: 12
Как автор относится к героям повести
1Иронично
2Категорично
3Сочувственно
Ответить
1
Допущено ошибок:
Оценка:
Подробнее
Ваши ответы:
1 вопрос:

Когда и где были написан сборник «Повести Белкина»?
1) 1825 г. Михайловское 2) 1830 г. Болдино 3) 1824 г. Одесса
2 вопрос:

Повесть «Метель» была завершена
1) 20 октября 1830 г. 2) 20 сентября 1830 г. 3) 14 октября 1830 г.
3 вопрос:

С сюжетом какой баллады В.А. Жуковского схож сюжет повести «Метель»?
1) «Людмила» 2) «Кассандра» 3) «Светлана»
4 вопрос:

Какие книги любила Марья Гавриловна
1) Философские научные труды 2) Французские любовные романы 3) Русские народные сказки
5 вопрос:

Марья Гавриловна была в 17 лет влюблена в
1) Бедного прапорщика 2) Столичного дворянина 3) Бравого гусара
6 вопрос:

Марья Гавриловна и Владимир решились на тайное венчание, чтобы потом
1) Бежать за границу от гнева родителей 2) Вернуться к родителям в надежде на прощение 3) Жить в Петербурге, не надеясь на родительское благословление
7 вопрос:

Маша и Владимир так и не обвенчались, потому что
1) Передумали 2) Решили дождаться согласия родителей 3) Из-за метели Владимир сбился с дороги, а в церковь заехал гусар, шутки ради обвенчавшийся с девушкой
8 вопрос:

После случившегося в церкви ночью Маша вернулась домой и
1) Две недели была смертельно больна 2) Решила уйти в монастырь 3) Рассказала все родителям
9 вопрос:

Как сложилась судьба Владимира?
1) Уехал в армию, его ожидала успешная карьера 2) Он воевал, скончался от смертельного ранения при Бородино 3) Он воевал, после ранения лечился, после женился
10 вопрос:

Бурмин был
1) Армейским прапорщиком 2) Отставным майором 3) Гусарским полковником
11 вопрос:

Бурмин, признавшись Марье Гавриловне в своей безрассудной женитьбе, назвал свой поступок
1) Нелепой шалостью 2) Глупой шуткой 3) Преступной проказой
12 вопрос:

Как автор относится к героям повести
1) Иронично 2) Категорично 3) Сочувственно
Посмотреть ответы
Правильные ответы:
1 вопрос: 1830 г. Болдино
2 вопрос: 20 октября 1830 г.
3 вопрос: «Светлана»
4 вопрос: Французские любовные романы
5 вопрос: Бедного прапорщика
6 вопрос: Вернуться к родителям в надежде на прощение
7 вопрос: Из-за метели Владимир сбился с дороги, а в церковь заехал гусар, шутки ради обвенчавшийся с девушкой
8 вопрос: Две недели была смертельно больна
9 вопрос: Он воевал, скончался от смертельного ранения при Бородино
10 вопрос: Гусарским полковником
11 вопрос: Преступной проказой
12 вопрос: Иронично