Литература
Александр Сергеевич Пушкин "Евгений Онегин"
План урока:
Факты биографии Пушкина, связанные с творческой историей «Евгения Онегина»
Жанровое своеобразие, структура текста «Евгения Онегина», уникальность онегинской строфы
Основная сюжетная линия «Евгения Онегина», лирические отступления. Образ автора
Образ Татьяны как нравственного идеала Пушкина. Тема долга и любви в романе
«Евгений Онегин» в русской критике. Нравственно-философская проблематика произведения
Своеобразие и значение «Евгения Онегина»
Факты биографии Пушкина, связанные с творческой историей «Евгения Онегина»
В письме Вяземскому в 1923 г. Пушкин упомянул о том, что он сочиняет роман в стихах, «у которого с романом классическим дьявольская разница».
Пушкин над «Евгением Онегиным» работал, судя по заметкам на полях рукописи,«7 лет, 4 месяца 17 дней». Первые строки были Пушкиным записаны 9 мая 1823 г. во время южной ссылки в Кишиневе, он продолжал писать роман в Одессе, Михайловском, Петербурге, Москве, завершен «Евгений Онегин» 25 сентября 1830 г. в Болдино. Роман писался как бы по ходу жизни Пушкина, став поэтической и исторической хроникой своего времени, отмечая вехи духовного взросления поэта и его героев. Сюжетное время романа охватывает период с 1819 г. по 1825 г.
Публиковался «Евгений Онегин» постепенно с 1825 г. по 1830 г. отдельными главами. Публикациями с большими промежутками во времени создавалась литературная интрига. Прочитав изданную главу, читатели с нетерпением ждали продолжения, пытаясь предугадать дальнейшее развитие сюжета. Их ожидания почти никогда не оправдывались: поступки героев романа противоречили всем сложившимся представлениям. Пушкин экспериментировал с сюжетом, создал образы, которых в литературе еще не существовало, как и подобных взаимоотношений автора со своими героями.
Евгений Онегин и Пушкин
В классическом романе герои, преодолевая различные препятствия, обретают счастье или погибают. В «Онегине» для главных героев нет внешних, препятствующих их счастью обстоятельств, но им не суждено обрести взаимную любовь. Онегин и Татьяна сами отвергают друг друга, поступая вопреки привычным романным сюжетам, это история двух одиночеств.
В романе также непривычны были начало и финал. Первая глава начинается не со знакомства с героем и обстоятельствами его жизни, а с его мыслей; в финале сюжет обрывается, но эта незавершенность предполагает последующее развитие сюжета «Евгения Онегина», истории героев не окончены. Поскольку действие романа останавливается в 1825 году, считали, что судьбы героев будут связаны с восстанием декабристов. Либо Онегин, не обретя личного счастья, найдет себя в служении общественной идее, либо Татьяна, верная своему долгу, последует в Сибирь за своим мужем, генералом и одним из участников войны 1812 г., многие из которых стали декабристами.
Пушкин впервые использовал в произведении литературную игру и дружескую беседу с читателями. В отличие от популярных европейских романов того времени, «Евгений Онегин» не был просто чтением для развлечения, он стал «пищей для ума». Полностью «Евгений Онегин» вышел в свет в 1833 г., став литературным открытием.
Жанровое своеобразие, структура текста «Евгения Онегина», уникальность онегинской строфы
Впервые в литературе появился стихотворный роман, т.е. лиро-эпическое произведение. Пушкин определял жанр романа как «эпоху, развитую на вымышленном повествовании». А лирические отступления в «Евгении Онегине» дают автору определенную свободу и возможность отходить от вымышленного сюжета для всевозможных рассуждений. К тому же поэтическое повествование более утонченно, одним ярким эпитетом или метафорой Пушкиным сказано больше, чем объемным прозаическим описанием.
В «Евгении Онегине» использованы основные традиции жанра традиционного романа с его большим охватом пространства и времени, соотнесенностью судеб героев с их исторической эпохой. В то же время Пушкин нарушает многие законы привычного изложения. Композиционно роман состоит из двух планов повествования. Эпический план представляет собой сюжет романа, дополненный внесюжетными элементами в форме авторских отступлений, образуя лирический план. У романа двухчастная композиция, он делится на 2 неравнозначные части, вторая часть является словно зеркальным отражением первой. Сначала Татьяна признается в своих чувствах и получает нравоучительную проповедь, потом Онегин, полюбив Татьяну, получает отказ.
Структура текста «Евгения Онегина» первоначально включала 9 глав, позже главу, посвященную путешествию Онегина, Пушкин убрал, оставив лишь ее небольшие отрывки. В окончательном варианте осталось 8 глав, представляющие собой самостоятельные произведения.
Написан роман изобретенной Пушкиным онегинской строфой, состоящей из 14 строк, как в средневековых сонетах, но с оригинальной рифмовкой: в первом четверостишии она перекрестная, во второй – парная, в третьей – опоясывающая, последние 2 строчки рифмуются парно. Этот способ рифмовки делает изложение гибким, создает эффект непринужденной естественной речи.
Основная сюжетная линия «Евгения Онегина», лирические отступления. Образ автора
Главный герой, «светский лев», пресытившись удовольствиями столичной жизни, уезжает в деревенское поместье своего дяди, полученное по наследству. Там Онегин подружился с владельцем соседнего имения Владимиром Ленским, который представляет нового друга семье своей невесты Ольги Лариной. Ее сестра Татьяна с первой встречи влюбляется в Онегина и посылает ему письмо с любовным признанием. Онегин ее чувства, хотя и понимает, но не разделяет.
На именинах Татьяны Онегин, разозлившись на Ленского за то, что попал на многолюдный пир вместо обещанного тихого семейного праздника, приглашает Ольгу танцевать и флиртует с ней. Обида Ленского послужила причиной вызова Онегина на дуэль. После смерти друга Онегин уезжает из своего поместья. Ольга выходит вскоре замуж за улана, а Татьяна соглашается поехать в Москву на «ярмарку невест» и становится женой важного генерала.
Вернувшись через два года, Евгений встречается на балу с Татьяной, которая стала княгиней и блистательной светской особой. Онегин, страдая от любви, пишет письмо Татьяне, но она, продолжая его любить, не может ответить на его запоздалые чувства.
Пушкин ломает привычные схемы, по которым пытаются жить его герои. Татьяна видит в Онегине героя романа, Ленский представляет свою жизнь как книжный сюжет, Онегин считает, что знает, какая жизнь была ба у них с Татьяной, и убежден, что никогда не сможет любить, а Татьяна со временем полюбит другого. Пушкин показывает, что жизнь гораздо богаче, сложнее и интереснее, чем представления героев о жизни. Поэтому Пушкин называл свой роман «свободным», его недоговоренность принципиальна и финал остается открытым, хотя с литературной точки зрения, роман заканчивается как бы ничем.
Онегин и Татьяна
В сюжетной линии «Евгения Онегина» постоянно присутствует образ автора. Этот безымянный персонаж сопровождает героев на протяжении всего сюжета, отзываясь о них и их поступках сочувственно, критически или иронически. Нет прописанного облика автора, но о нем известно, что он был когда-то приятелем Онегина, потом Татьяна стала его «милым идеалом».
В отступлениях автор, который близок Пушкину, делится своими воспоминаниями, житейским опытом, наблюдениями о жизни русского общества,семейными хрониками, представляет пейзажные картины, разнообразные зарисовки петербургской, московской и деревенской жизни. Он рассказывает о своих театральных увлечениях, моде и даже кулинарных предпочтениях. Благодаря авторским отступлениям,вымышленное повествование и персонажи переплетаются с реальными событиями и людьми. В «Онегине» упоминаются драматург Катенин, поэты Вяземский и Мицкевич, философ Чаадаев, актриса Семенова, балерина Истомина, балетмейстер Дидло и многие другие современники поэта.
Герои романа «Евгения Онегина», их типические и индивидуальные черты. Образ Онегина – «сына века» и «лишнего человека». Онегин и Ленский
В образе Онегина передан противоречивый и сложный характер, тем не менее этот образ типичен. В начале романа рассказывается о воспитании и образовании Евгения, в котором, видимо, родители участия не принимали. О матери не упоминается вообще, о его безымянном отце известно, что он служил, был обременен долгами, давал балы и промотался. Все заботы о мальчике были возложены сначала на мадам, потом на месье. В поверхностном обучении гувернерами-иностранцами нет ничего исключительного: так учились все дворянские дети: «чему-нибудь и как-нибудь». Онегин наделен острым умом, но знания его поверхностны, он лишь в совершенстве «изъяснялся по-французски», «легко мазурку танцевал», с «умным видом знатока» слегка касался разговоров.
«Забав и роскоши дитя», благодаря наследству «всех своих родных», ведет беззаботную жизнь, которая полна развлечений и постижения «науки страсти нежной». Чтобы охарактеризовать героя, Пушкин дает описание изысканной обстановки кабинета «молодого повесы». У «философа в осьмнадцать лет» на письменном столе нет бумаг и книг, он завален модными безделушками, духами, гребешками, пилочками и щеточками. Кабинет служит для франта местом переодевания между прогулками, обедами, театром и балами, перед зеркалом он проводил по три часа. Евгений нигде не служит, карьера его не интересует.
В светском обществе Онегина считают умным и милым, но он тщеславен, держится с чувством собственного превосходства.Онегин все же отличается от людей своего круга, пустое времяпрепровождение ему надоело, он пытался читать и писать, но понял, что «труд упорный ему был тошен».
Разочарованный в светской жизни, он ищет уединения в деревне, но и деревенская жизнь быстро надоедает. Ему скучно в обществе провинциальных помещиков с их бесконечными разговорами про погоду, лен, «про скотный двор». За то, что Онегин в своем поместье заменил барщину легким оброком, за «охлажденный ум» и необщительность помещики прозвали своего соседа «опаснейшим чудаком»и «фармазоном[1]». Онегин обречен стать «лишним человеком» в светской и провинциальной дворянской среде, которую презирает.
Письмо Татьяны оживило в Онегине воспоминания о давно забытых чувствах, которые он уже испытывать перестал. Он, при всей своей проницательности, не оценил силу и глубину любви Татьяны, которую принял за влюбленность неопытной девочки. В ответ на трогательное признание Татьяны, он рассудительно ей объясняет невозможность их совместной жизни. Онегин иногда проявляет себя как благородный и честный человек, но иногда предстает как манипулятор[2] и эгоист.
Спустя два года судьба сыграет с ним злую шутку: он полюбит именно ту, чьими чувствами пренебрег. Теперь он пишет письмо Татьяне, признаваясь в любви. Но то, что звучало романтически-трогательно у юной девушки, в письме зрелого мужчины замужней даме выглядит странно, ведь он ставит своим признанием любимую женщину в двусмысленное положение.
Единственный человек, к которому привязался Онегин, был Владимир Ленский, пылко влюбленный в Ольгу восемнадцатилетний красавец с душой поэта и восторженный мечтатель. Соседи называли Ленского «полурусским», оттого что тот много лет жил в Германии и окончил там университет. В отличие от Онегина Ленский не был еще развращен светской жизнью. При всей разности характеров молодые люди, избегающие общества, стали «от делать нечего друзья».
Онегин и Ленский
Первая трещина в их отношениях появилась после знакомства Онегина с семейством Лариных. Искушенный жизнью, он с первой встречи оценил Татьяну, заметив Ленскому, что в чертах красивой Ольги «жизни нет», и если бы он был поэтом, то выбрал бы старшую сестру. Онегин, сам того не подозревая, нанес обиду чувствам друга. Истинная причина обидных слов прослеживается в мыслях Онегина. Он относился снисходительно к Ленскому, как старший товарищ. Но мимолетная зависть к влюбленному юноше, способному испытывать чувства, которые в нем самом давно остыли, спровоцировала пренебрежительный отзыв о его выборе и невесте.
На именинах у Татьяны Ленский, приревновав Ольгу, решается на поединок. Получив вызов на дуэль, Онегин укоряет себя за безрассудство, но отменить поединок был не в силах из-за боязни светских сплетен: уклонение от дуэли расценивалось как трусость и бесчестие. Странно, что ему было важно, что будут о нем говорить те, чьего общества он избегал.
Дуэль Онегина и Ленского
Свою вину в убийстве друга он не осознал, оправдывая случившееся стечением обстоятельств. Спустя два года он напишет в письме Татьяне: «Несчастной жертвой Ленский пал». А чьей жертвой умалчивает.
В конце романа Онегин уже не прежний холодный и рассудительный эгоист, живущий в центре своей вселенной, не скучающий светский денди[3], а человек, который способен любить и страдать.
Образ Татьяны как нравственного идеала Пушкина. Тема долга и любви в романе
Пушкин не скрывает свои симпатии к Татьяне Лариной. Ее простодушие, «милая простота», чистота нравственных принципов представляют собой качества естественной человеческой натуры. Татьяна не отличается красотой, к тому же «дика, печальна, молчалива». Но богатство и глубина духовной жизни освещают ее облик особой прелестью. Провинциальная барышня, подобно Онегину, ощущает свое одиночество. Даже в собственной семье она воспринималась «девочкой чужой», избегая игр и забав со сверстницами. Причины такой отдаленности скрываются в исключительности ее натуры, она была наделена воображением, интуицией, умом, испытывала потребность в любви.
Татьяна
Татьяна жизнь видит сквозь сюжеты сентиментальных романов. Ей близок мир вымышленных благородных героев, где всегда торжествует добро. Татьяна и Онегина принимает за «совершенства образец», появившийся со страниц литературных произведений. Она увидела в нем героя, о котором мечтала, и решается послать любимому письмо с признанием, нарушая нормы поведения, принятые в дворянской среде, рискуя репутацией. Но ей не важно, что про нее могут говорить. Содержимое письма свидетельствует об искренности и глубине ее чувства. Даже искушенный в любовных похождениях Онегин был тронут, хотя и не понял, что любовь такой девушки – это дар судьбы.
Татьяна получила дворянское воспитание, ей даже писать привычнее по-французски, все же «русская душою», ее жизнь тесно связана с народными корнями. Ей милы традиции и «привычки милой старины», она тонко чувствует природу, ее самый близкий и доверительный человек – крепостная няня. Таня гадает в святки на суженого, как крестьянские девушки, верит в сны и предсказания.
Сон Татьяны – это смутное предчувствие будущей трагедии. Ей снится Онегин, пирующий в лесной избушке с фантастическими чудищами и повелевающий ими. Представ «взорам адских привидений», Татьяна слышит обращенные к ней их крики и Онегина: «Мое!» Это слово символизирует сущность Онегина, его эгоизм. Не получив желаемого, Онегин бросается на помешавшего ему Ленского и убивает его. Сон, к ужасу Татьяны, оказался вещим.
После смерти Ленского и отъезда Онегина Татьяна попадает в его дом. Там она, просматривая книги Евгения, читает места, им отмеченные, и понимает, что возлюбленный не соответствует ее романтическим представлениям, скорее он «чудак печальный и опасный», «создание ада иль небес». В ее душе зарождаются сомнения: «Уж не пародия ли он?»
После замужества Татьяна преображается, но только внешне. Она теперь светская дама, «законодательница зал» с безупречными манерами. Но в душе она не изменилась, в разговоре с Онегиным искренна и чистосердечна. Княгиня тяготится успехом в обществе, называет светскую жизнь «блеском», «мишурой», «ветошью маскарада», и предпочла бы жизнь в деревне. Свои чувства к Онегину она сохранила, но верная своим нравственным принципам, она не может причинить боль мужу и останется верной супружескому долгу. Во внезапно вспыхнувшей любви Онегина она видит светскую интригу. В отличие от Онегина, Татьяна думает прежде всего не о себе, в этом нравственное ее величие.
Онегин и Татьяна
«Евгений Онегин» в русской критике. Нравственно-философская проблематика произведения
В «Евгении Онегине» затронуты нравственно-философские проблемы поиска смысла жизни и свободы выбора человека, проблема личного счастья, долга и чести.
Оттого о «Евгении Онегине» написано множество противоречивых критических статей, монографий, исследований, все они вошли в двухтомную «Онегинскую энциклопедию», которая продолжает постоянно пополняться новыми научными работами литературоведов, историков и лингвистов.
Современные Пушкину критики «Евгения Онегина» тоже воспринимали неоднозначно. Баратынский писал Пушкину, что все о романе толкуют по-своему: «одни хвалят, другие бранят и все читают», но большинство не понимают сути, не найдя привычной романтической завязки, а «высокую поэтическую простоту» считают «бедностью вымысла». Критик Писарев автора «Евгения Онегина» считал «легкомысленным певцом красоты», а Достоевский назвал роман «бессмертной и недосягаемой поэмой», написанной «великим народным писателем».
Отзыв Белинского о романе как об «энциклопедии русской жизни» подтверждается почти каждой строфой, так много содержится информации о жизни в России первой трети XIX в.: это детально описанные картины светского Петербурга и патриархальной Москвы, провинциальной дворянской усадьбы, описания моды и вкусов людей того времени, крестьянского быта, народных обрядов, обычаев, гаданий. Критик «Евгения Онегина» называет исторической поэмой, хотя среди героев не изображена ни одна историческая личность.
Своеобразие и значение «Евгения Онегина»
Аналогов произведений, подобных по жанру «Евгению Онегину» не существует в истории мировой литературы. Своеобразие «Евгения Онегина» заключается в новизне замысла, реалистичности, которую Пушкин привнес в жанр романа, много сюжетности «собранья пестрых глав», новаторской системе рифмовки строф. Впервые создается образ автора, который становится связующим звеном между героями и читателями, общаясь и с теми и с другими.
Это было произведение, ставшее фундаментом для развития русского национального романа. На тип «лишнего человека» Онегина будут ориентированы образы Печорина, Базарова, Рудина в романах Лермонтова и Тургенева.
«Евгений Онегин» нашел отражение и в музыке С. Прокофьева, Р. Щедрина; вдохновленный романом, Чайковский написал оперу с одноименным названием. «Евгений Онегин» был экранизирован в мировом кинематографе 14 раз. Все это говорит об актуальности романа и интересе к нему до сих пор.
Словарь
1. Фармазон – вольнодумец.
2. Манипулятор – человек, оказывающий сильное влияние на других, использующий людей для своих целей.
3. Денди – человек, изысканно одевающийся, с аристократическими манерами.
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
В какие годы писался Пушкиным роман «Евгений Онегин»?
1) 1823 г. – 1830 г. 2) 1819 г. – 1825 г. 3) 1819 г. – 1830 г.
К какому жанру можно отнести «Евгения Онегина»?
1) Исторический роман 2) Сентиментальный роман 3) Роман в стихах
По какой причине Онегин уезжает из Петербурга в деревню?
1) Решил стать помещиком и заняться хозяйством усадьбы 2) Получил наследство от дяди 3) В поисках новых приключений
О ком говорится в романе: «Дика, печальна, молчалива…»?
1) Ольга 2) Княжна Алина 3) Татьяна
Какой была реакция Онегина на письмо Татьяны?
1) Прочитал Татьяне нравоучительную речь 2) Сделал ее объектом своих насмешек 3) Рассказал о письме Ленскому
Что стало причиной дуэли Ленского с Онегиным?
1) Необоснованная ревность Ленского к Онегину 2) Желание защитить честь Татьяны 3) Соперничество Онегина и Ленского в любви к Ольге
Как Татьяна ответила Онегину в ответ на его письмо?
1) Согласием разделить его чувства 2) Желанием унизить и отомстить 3) Отказом, при этом не скрывая своих чувств к нему
Белинский назвал роман «Евгений Онегин»:
1) Шедевром русской литературы 2) Энциклопедией русской жизни 3) Справочником русского быта