Литература

Урок 12: Повесть Гоголя

Н.В. Гоголь «Заколдованное место»

Конспект урока дает представление об одной из повестей Николая Васильевича Гоголя под названием «Заколдованное место», вошедшей в сборник «Вечера на хуторе близ Диканьки».
 

План урока:

Ранний период литературной деятельности Н.В. Гоголя

Содержание повести

Образ деда дьячка Фомы Григорьевича

Назидательный смысл повести «Заколдованное место»   

    

Ранний период литературной деятельности Н.В. Гоголя

История написания его первых повестей

Будущий писатель появился на свет в селении Большие Сорочинцы Полтавской губернии 1 апреля 1809 г. в семье мелкопоместного дворянина. Николай был третьим ребенком, всего в семействе родилось 12 детей. Из шести сыновей в живых остался только Николай, остальные братья и три сестры умерли во младенчестве или в детстве. Мать мальчика была очень религиозной и мнительной, часто водила его в церковь, учила с ним молитвы. С детства Гоголь любил слушать народные легенды, сказки, предания про русалок, леших, домовых, ведьм, вампиров, которые рассказывали ему бабушка и мать, хорошо знавшие славянскую мифологию.

Отец Гоголя был прекрасным знатоком родного быта и поэзии. Наделенный актерским и литературным талантами, он писал комедии из малороссийской жизни. Под влиянием отца с пяти лет мальчик стал увлекаться сочинительством и записывать свои стихотворные опыты. С 10 лет Гоголь учился сначала в Полтавском уездном[1] училище, после в течение 7 лет в Нежинской гимназии высших наук. Среди учеников гимназии он основал кружок любителей литературы и театра. Гимназисты выпускали рукописный литературный журнал, в котором Гоголь писал стихи, прозаические и драматические произведения. В годы учебы он начал вести записи об интересных деталях быта и особенностях традиций малороссийского народа, которые называл «Книгой всякой всячины или Подручной энциклопедией».

С января 1829 г. началась самостоятельная взрослая жизнь Николая Гоголя. После окончания гимназии девятнадцатилетний юноша переехал в столичный Петербург, мечтая послужить Отечеству. Он устроился в Министерство уделов, но через полтора года в скучной и однообразной службе чиновника разочаровался. Пробовал стать актером, подрабатывал гувернером, немного преподавал историю в университете, но окончательно понял, что его призвание – литература.

Литературное творчество Гоголя началось с неудачи, у него уже был провальный опыт в написании романтических поэм. Напечатанную за собственный счет автора поэму «Ганс Кюхельгартен» публика не покупала, в газетах появилось два негативных отзыва. Гоголь скупил почти весь тираж и сжег. Теперь он решил писать о том, что хорошо знал – об обычаях малороссийского народа. Так появился замысел написать повести,для которых источником вдохновения стал эпос Малороссии. Он попросил мать и сестер подробно писать ему обо всех национальных традициях, поверьях, легендах, обычаях, которые стали фольклорной основой повестей цикла «Вечера на хуторе близ Диканьки».

Повести написаны Гоголем от имени вымышленного персонажа –старого хуторского пасечника Рудого Панько, который якобы записал и издал истории, услышанные им от других людей. Рудый Панько был придуман Гоголем по совету издателя, чтобы восемь разнородных по художественному стилю, направленности и содержанию повестей связать общим персонажем. Наличие такого собирателя историй сделало более выразительным народный характер повестей, написанных простым разговорным языком сельского жителя. У каждой повести своя манера повествования, свой стиль. Это словно подтверждает, что истории были рассказаны пасечнику разными людьми.

Публикация в 1831 г. сборника «Вечера на хуторе близ Диканьки» стала настоящим литературным дебютом молодого писателя. В этом же году Гоголь познакомился с В.А. Жуковским и А.С. Пушкиным, который первым высоко оценил талант провинциального литератора. Он восторженно писал, что первые повести Гоголя изумили его своей «настоящей веселостью, искренней, непринужденной». Повести были необычны для литературы того времени: в них переплелись романтизм, реализм, мистика, нравоописание Малороссии и простонародное остроумие. В 1832 г. вышла вторая часть сборника, в составе которой была опубликована повесть «Заколдованное место».

zakoldovannoe mesto na kladbishche

 

Содержание повести

Поверья о кладах – фольклорный источник повести «Заколдованное место». Реальные и мифические мотивы в сюжете

В повести опоэтизированы обычаи малороссийских крестьян, которые занимаются хозяйством, работают в поле, на отдыхе поют и пляшут, любят рассказывать и слушать необычные истории. Для воссоздания национального колорита Малороссии Гоголем использованы просторечные и устаревшие слова: хутор – небольшое поселение, чумаки – торговцы солью, галушки – вареные кусочки теста, кавун – арбуз, курень – шалаш, баштан – огород для выращивания арбузов и дынь, заступ – лопата и др.

Основой для сюжета стало народное поверье о магической примете, бытовавшей среди славян: в месте, где зажигается сам по себе огонек свечи на могиле, спрятан клад.Подобные сюжеты о кладбищенских кладах существуют в фольклоре многих народов. В повести «Заколдованное место» на фоне реалистических картин жизни малороссийских крестьян разворачиваются фантастические события из своеобразного мира народных суеверий, примет, мифов. Страшные истории про проделки нечистой силы любили рассказывать старые люди, вечерами собираясь на хуторе пасечника Рудого Панька. Одну из таких страшилок о поисках клада узнали на вечерних посиделках у пасечника от дьячка Фомы Григорьевича.Рудый Панько записал ее с подзаголовком: «Быль, рассказанная дьячком ***ской церкви».

Дьячок поведал историю из своего детства. Когда было ему одиннадцать лет, его отец уехал в Крым продавать табак, а на хуторе остались мать, он с двумя братьями и дед, старый казак Максим. Старик сторожил арбузы и дыни в шалаше на своем баштане у дороги, брал с собой внуков гонять птиц, чтобы те не поклевали урожай. Любил дед общаться с проезжавшими чумаками, слушать рассказы этих бывалых людей. Однажды остановился на ночлег возле баштана обоз с чумаками, которые были знакомы деду. Вечером, угостив чумаков дынями, дед попросил внуков поплясать для потехи гостей, да и сам, не стерпев,в пляс пустился. Доплясал до грядки, где росли огурцы, и ноги его сами остановились. Он стал браниться, пробовал начать снова, и ничего не получалось, ноги стали словно деревянные.

Ругаясь, помянул сатану и услышал за спиной смех. Огляделся и не узнал окрестности: исчезли баштан и чумаки, вокруг – чистое поле. Поняв, что его туда притащила нечистая сила, в темноте нашел дорожку и оказался у могилки с зажженной свечкой. Дед, зная о примете про клад, пометил место большой веткой. Он возвратился домой за лопатой, чтобы выкопать клад. На следующий вечер пошел на поиски могилки,помеченной веткой, но из-за начавшегося дождя не нашел и с бранью возвратился.

На другой день пошел копать свежую грядку. Проходя мимо места, где не получалось танцевать, осерчал и, выругавшись, стукнул об землю заступом. Не успел и опомниться, как снова оказался в поле. Отыскалпомеченную веткой могилку, но она была завалена камнем. Дед, подкопав камень, смог отвалить его и решил передохнуть, нюхнув шепотку табаку, да услыхал, что сверху чихнули. А вокруг – никого. Дед откопал у могилы котелок и воскликнул от радости. Его возглас повторили странные голоса: его слова пропищал птичий нос, клюнув котел,проблеяла голова барана на дереве, проревел из-за дерева медведь. Так деду померещилось, что над ним смеются чудища, но он,понимая, что нечисть отпугивает его от клада, держался стойко. Несмотря на происки нечистой силы, донес он заветный котелок до баштана.

Мальчики, дожидаясь деда, уже поужинали галушками, которые им принесла мать с хутора. Женщина, помыв горшок, вышла в огород выплеснуть помои и случайно облила ими подходившего деда, который ей показался подползающей бочкой. Посмеялись над дедом, чья седая голова была облита помоями, на волосах висели арбузные и дынные корки. А дед стал хвастаться добытым сокровищем. Открыли котелок, а внутри оказался только мусор. Старик с тех пор огородил плетнем странное место и заклялся больше не верить в чертовы приметы. После, когда этот кусок земли у них взяли в наем соседи, там ничего путного не вырастало.

tanec bliz dikanki

Образ деда дьячка Фомы Григорьевича

Роль темных сил в повести. Высмеивание стремления к наживе в повести

Образ главного героя повести, старого казака Максима, описан Гоголем красочно и иронично. Веселый старик может и поплясать на празднике, и истории послушать, и пошутить. Только склонен прихвастнуть ине воздержан на язык, поминает черта в сердцах. Внуков он зовет «собачьими детьми», но они не обижаются, понимают, что он их любит, и отвечают деду взаимностью. К поиску клада дед Максим отнесся как к важному делу. Этот простонародный тип забавен в своей сердитости и серьезности.

Сюжет состоит из двух частей:поисков клада и проделок чертей.В повести переплетены реальный и потусторонний миры, в заколдованном месте граничат друг с другом быль и мистика.Причем мистическое начало имеет различные оттенки – от ужасного до комического. Таинственное место, обнаруженное дедом невольно во время пляски, само является отдельным персонажем повести. Внутри этой аномальной территории пространство и время искажаются при упоминании черта.

У заколдованного места свой склад характера: оно особого вреда чужакам не наносит, хулиганскими выходками лишь потешается над стремлением к легкой наживе. Оно просто решило поиграть со стариком в прятки, то исчезая от него, то появляясь. Свои внезапные перемещения дед Максим посчитал происками нечистой силы. У заколдованного места есть свои способы для запугивания, оно использует для этого ухудшение погоды, внезапно скрывающийся за тучу месяц, говорящих страшилищ.Безобразные чудовища пугали старика, подшучивая, передразнивая его слова. После дурачилось заколдованное место только тем, что необычные вырастали на его земле овощи, не похожие ни на что: «Арбуз не арбуз, тыква не тыква, огурец не огурец… черт знает, что такое!»

Странные явления сначала испугали старика, и он бросил свою добычу, но желание заполучить клад пересилило страх. И за это последовало наказание: дед, принятый за ползущую бочку, был облит помоями, а сокровища оказались хламом.Таинственные явления потусторонней жизни Гоголь описал в повести с юмором, нечистая сила в «Заколдованном месте» только проучила незадачливого деда за его попытку заполучить чужое богатство. После этого дед Максим зарекся от игр с нечистой силой и стал набожен.

zakoldovannoe mesto

Назидательный смысл повести «Заколдованное место»

Повесть «Заколдованное место», берущая начало в народных легендах о заклятых «обманных местах», носит поучительный характер. Гоголь выразил мысль о иллюзорности богатства, добытого с помощью нечисти, о тлетворной тяге к деньгам, высмеял упорное стремление к наживе. В повести Гоголь показал, что на пользу человеку богатство, заработанное честным трудом, а приобретенные нечистым путем деньги превращаются в прах.

 

Словарь

Уездный – принадлежащий к уезду, который территориально был частью губернии

 

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

Вопрос: 1
Когда была опубликована повесть «Заколдованное место»?
1В 1830 г.
2В 1932 г.
3В 1832 г.
Ответить
2
Вопрос: 2
В каком сборнике Гоголя была напечатана повесть «Заколдованное место»
1«Миргород»
2«Арабески»
3«Вечера на хуторе близ Диканьки»
Ответить
3
Вопрос: 3
Какую роль Гоголь отвел Рудому Панько
1Пасечник сам сочинил повести
2Он собрал и издал истории других людей
3Он сочинил и издал повести
Ответить
2
Вопрос: 4
Кем была рассказана история о поисках клада дедом Максимом
1Его внуком, ставшим дьячком
2Отцом дьячка
3Матерью Фомы
Ответить
1
Вопрос: 5
Сколько лет было Фоме, когда с его дедом приключилась история с кладом?
110
211
312
Ответить
2
Вопрос: 6
С чего начались проделки нечистой силы с дедом
1Он не смог плясать
2Упал во время пляски
3Споткнулся
Ответить
1
Вопрос: 7
Где оказался дед, когда услышал смех за спиной?
1В чистом поле
2В лесу
3На дороге
Ответить
1
Вопрос: 8
Как пугали деда Максима птичий нос, баранья голова, медведь
1Грозили ему смертью
2Били его
3Дразнили, повторяя его слова
Ответить
3
Вопрос: 9
Что было в выкопанном котелке
1Золото
2Мусор
3Деньги
Ответить
2
Вопрос: 10
После истории с нечистой силой дед Максим
1Сошел с ума
2Заболел
3Зарекся верить в приметы, стал набожен
Ответить
3
Допущено ошибок:
Оценка:
Подробнее
Ваши ответы:
1 вопрос:

Когда была опубликована повесть «Заколдованное место»?
1) В 1830 г. 2) В 1932 г. 3) В 1832 г.
2 вопрос:

В каком сборнике Гоголя была напечатана повесть «Заколдованное место»
1) «Миргород» 2) «Арабески» 3) «Вечера на хуторе близ Диканьки»
3 вопрос:

Какую роль Гоголь отвел Рудому Панько
1) Пасечник сам сочинил повести 2) Он собрал и издал истории других людей 3) Он сочинил и издал повести
4 вопрос:

Кем была рассказана история о поисках клада дедом Максимом
1) Его внуком, ставшим дьячком 2) Отцом дьячка 3) Матерью Фомы
5 вопрос:

Сколько лет было Фоме, когда с его дедом приключилась история с кладом?
1) 10 2) 11 3) 12
6 вопрос:

С чего начались проделки нечистой силы с дедом
1) Он не смог плясать 2) Упал во время пляски 3) Споткнулся
7 вопрос:

Где оказался дед, когда услышал смех за спиной?
1) В чистом поле 2) В лесу 3) На дороге
8 вопрос:

Как пугали деда Максима птичий нос, баранья голова, медведь
1) Грозили ему смертью 2) Били его 3) Дразнили, повторяя его слова
9 вопрос:

Что было в выкопанном котелке
1) Золото 2) Мусор 3) Деньги
10 вопрос:

После истории с нечистой силой дед Максим
1) Сошел с ума 2) Заболел 3) Зарекся верить в приметы, стал набожен
Посмотреть ответы
Правильные ответы:
1 вопрос: В 1932 г.
2 вопрос: «Вечера на хуторе близ Диканьки»
3 вопрос: Он собрал и издал истории других людей
4 вопрос: Его внуком, ставшим дьячком
5 вопрос: 11
6 вопрос: Он не смог плясать
7 вопрос: В чистом поле
8 вопрос: Дразнили, повторяя его слова
9 вопрос: Мусор
10 вопрос: Зарекся верить в приметы, стал набожен