Обществознание

Урок 9: Наука и общество

Наука как элемент жизни общества

Наука одновременно является важнейшей частью духовной сферы жизни человека и главным инструментом материально-технического развития общества. Первые науки возникли еще в далекой древности, но в течение времени они претерпели значительные изменения, эволюционируя по мере преобразований в социуме. В настоящее время современная наука оказывает сильное влияние на производственную деятельность, определяет вектор развития всего человечества. Какие существуют виды наук, области знаний и научно-исследовательские методы, как взаимосвязаны научное знание и процесс производства в современном обществе – вы узнаете из этого урока.

План урока:

Что собой представляет наука

История развития науки

Методы научного познания

Наука как сфера человеческой деятельности в современном обществе

2geometry
 

 

Наука: что она собой представляет

Термин наука имеет несколько различных определений.

Во-первых, это область выработки, систематизации и преобразования знаний, система воздействия знания полученного человеком на окружающую среду, способ познания мира.

Во-вторых, наука – это важнейший элемент духовной жизни социума, продукт интеллектуальной и творческой деятельности индивида, наряду с культурой, искусством, образованием.

В-третьих, это система научных дисциплин, представляющих собой отдельные теоретические и практические отрасли знания (математика, биология, социология, химия, информатика и многие другие).

В-четвертых, это общественный институт, в котором научно-исследовательская деятельность принимает устойчивые формы, воспроизводится через специальные лаборатории, университеты, сообщества.

В соответствии с областями научного знания, на сегодняшний день выделяют следующие виды наук:

  1. Естественные – специализируются на познании всех явлений и объектов природы, существующих вне вмешательства человеческого общества. К естественным научным дисциплинам относят: географию, геологию, биологию, астрономию, химию, физику.
  2. Математические – занимаются воспроизводством знаковых систем, которые могут быть применимы на практике, использованы в обществе для решения познавательных и прикладных задач. К математическим наукам относят: информатику, математику, статистику, механику.
  3. Гуманитарные – занимаются познанием различных областей жизни социума (экономика, культурология, правоведение, социология, религиоведение, политология), изучают отдельных людей и крупные социальные общности в их прошлом, настоящем и будущем (психология, педагогика, этнография[1], история, философия).

Научное познание, представляющее собой особый вид познавательной деятельности, существенно отличается от всех других способов познания окружающего мира следующими характеристиками:

  • объективностью – все знания, полученные методами научного исследования объективны, не зависят от субъективного мнения и представлений человека, его пристрастий и интересов;
  • системностью - все отдельные знания, полученные различными методами и в различное время, не обособлены друг от друга, а наоборот, обобщены, приведены в определенный порядок, объединены в единую систему;
  • доказуемостью – знания могут быть проверены на практике, в том числе с применением специальных материальных средств и технического оборудования, подтверждены различными законами, теориями;
  • прикладным характером – большинство результатов познания, полученных с помощью научного метода, применимы на практике, в отдельных отраслях производства и сферах жизни общества.

3trace
 

История развития науки

Все виды современных наук возникли не сразу, на их становление и развитие потребовались сотни и даже тысячи лет. В Древнем мире в эволюцию научного знания наиболее существенный вклад внесла Древняя Греция. Именно здесь зародилась история, философия, риторика, медицина, математика, были открыты многие законы физики. Достойным приемником Древней Греции стало Древнеримское государство, в котором впервые возникла юриспруденция, были заложены основы правоведения. Сократ, Пифагор, Геродот, Аристотель, Гиппократ, Платон, Архимед и многие другие известные античные ученые внесли неоценимый вклад в развитие человечества.

Развитие науки в Средние века приостановилось, так как средневековая религия не терпела многих форм и способов познавательной деятельности (к примеру, было запрещено вскрытие умерших людей, что было необходимо для становления медицины). Влияние религии на науку было настолько велико, что средневековые люди долгое время считали Землю центром Вселенной, верили, что Солнце вращается вокруг оси Земли, а она в свою очередь, всегда остается неподвижной.

Наука Нового времени соединила в себе теоретическое и эмпирическое (практическое) знание, а Великие Географические открытия стали катализатором для дальнейшего развития географии, астрономии. Влияние религии на общество все больше и больше ослабевало, а обмирщение человеческого сознания способствовало расцвету научно-образовательной деятельности. В конце 18- начале 19 века из науки окончательно выделяются отдельные самостоятельные области знаний, с собственной терминологией, методами исследования.

В последней четверти 19- первой половине 20 века происходит всемирная научная революция, благодаря которой получает широкое распространение образование, происходит коренной переворот в развитии транспорта и техники. Научно-технический прогресс запускает первые в мире электростанции, создает новые средства связи – телеграф, телефон и радио, уничтожает территориальные барьеры,связывая разные страны сетью железных дорог. Сложно себе представить, как выглядело бы современное общество, без Алессандро Вольты, Дмитрия Менделеева, Вильгельма Рентгена, Пьера Кюри и Марии Склодовской-Кюри, Альберта Эйнштейна и многих других выдающихся ученых, внесших неоценимый вклад в развитие человеческого общества.

Вторая половина 20- начало 21 века стало периодом интеграции науки и производства, политики, образования, культуры. А с появлением интернета, научные знания стали доступны не только избранным кругам, но и получили широкое распространение во всех обществах мира.

5trace
 

 

Методы научного познания

Для получения объективных, достоверных знаний, наука использует следующие методы:

  1. Научное наблюдение – это познание окружающей действительности через восприятие свойств определенных предметов или явлений, с использованием различных технических средств, знаний и опыта исследователя.

Пример. Такой метод наблюдения использует криминалистика. Ученый-криминалист собирает информацию о преступнике в том числе и через наблюдаемую обстановку на месте совершения преступления. Он рассматривает отдельные предметы, орудие убийства, биологические следы оставленные преступником (капли крови, волосы, отпечатки пальцев), что помогает в дальнейшем криминалисту раскрыть личность правонарушителя, установить причинно-следственные связи совершения преступления.

  1. Научный эксперимент – исследование определенного процесса или явления путем создания специальных условий, необходимых для проведения данного опыта. Условия создаются искусственно и контролируются исследователем, вся процедура фиксируется (письменно, в виде аудио или видеозаписи), чтобы другие ученые имели возможность воссоздать аналогичную обстановку, провести аналогичный опыт.

Пример. Известный ученый Исаак Ньютон провел эксперимент по разложению света на цвета. Сначала он закрыл оконные ставни, предварительно проделав в них пробоину для проникновения светового луча. Затем он расположил на пути луча стеклянную призму, за которой стоял экран. Радуга, наблюдаемая на стеклянной призме, разложилась на отдельные потоки цвета, данный эксперимент получил название «дисперсия цвета».

  1. Научный синтез – это процесс мысленного объединения обособленных частей, элементов, свойств предмета или явления в одно целое.

Пример. Астроном сначала изучает отдельно различные планеты, спутники и другие небесные тела, а затем объединяет их в одно целое – единую солнечную систему нашей вселенной.

  1. Анализ – процесс познания, в котором исследуемый объект разделяется на составные части, элементы, признаки, для их детального изучения.

Пример. Школьный психолог, с целью выяснения психологической обстановки в классе проводит исследование. Он изучает взаимоотношения между всеми учащимися в классе, взаимоотношения между учениками и учителями, отношения в группах по интересам (входящих в состав данного класса). Кроме того, психолог определяет лидера класса и аутсайдеров (учащихся пользующихся наименьшей популярностью в классе).

  1. Моделирование – как научный метод представляет собой построение специального макета объекта исследования, на котором проводится ряд экспериментов, осуществляется познание этого объекта.

Пример. Неподалеку от Женевы в 2008 году был построен адронный коллайдер – ускоритель заряженных частиц. Эта огромная модель была создана учеными разных стран для проведения ряда физических экспериментов.

  1. Индукция – метод научного обобщения, заключающийся в подведении общих выводов из отдельных частных фактов. Индукция основывается на логическом мышлении, благодаря которому исследователь признает взаимосвязь всех явлений в природе, в человеческом обществе.

Пример. Выявив, что за текущий год в стране значительно упали объемы продаж мебели, бытовой и компьютерной техники, одежды, мяса - экономисты пришли к выводу, что уровень жизни населения снизился.

  1. Дедукция- метод рассуждения, заключающийся в выведении новых частных положений на основе предыдущих общих выводов.

Пример. Зная, что класс млекопитающих включает в себя животных, вскармливающих молоком своих детенышей, мы можем сделать вывод что кабан, лось, зубр, сибирская косуля, пятнистый олень – кормят своих детенышей молоком, так как все они относятся к этому классу.

6globe
 

Наука как важная сфера человеческой деятельности в современном обществе

Трудно переоценить роль науки в обществе, ведь она выполняет в нем множество значимых функций:

  1. Формирует мировоззрение человека- помогает личности создать целостное объективное представление об окружающем мире, себе самом, осознать взаимозависимость различных процессов и явлений в природе.
  2. Позволяет индивиду получать, накапливать, систематизировать знания об окружающем пространстве. Создавать на основе этих знаний теории, гипотезы, учения, философию и другие формы производства научного знания.
  3. Упрощает жизнь человека, через создание различных научно-технических изобретений, активно используемых людьми в быту и на производстве. Токарный станок, двигатель внутреннего сгорания, огнестрельное оружие, лампочка электрического накаливания, электрогенератор, газовая турбина- все это величайшие изобретения ученых, которые изменили ход истории, вывели человечество на новый этап развития.
  4. Помогает прогнозировать будущие события, на основе анализа определенных фактов, процессов, явлений настоящего и прошлого.

dna 1
 

Словарь

Этнография - это народоведение, изучение материальной и духовной культуры различных этносов, народов.

 

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

Вопрос: 1
1. Верно ли утверждение: «Наука – это общественный институт, в котором научно-исследовательская деятельность принимает устойчивые формы, воспроизводится через специальные лаборатории, университеты, сообщества»?
1Да
2Нет
Ответить
1
Вопрос: 2
К гуманитарной отрасли знания относят:
1математику
2географию
3географию
4географию
Ответить
3
Вопрос: 3
Воспроизводством знаковых систем, которые могут быть использованы в обществе для решения прикладных задач, занимается:
1философия
2история
3информатика
Ответить
3
Вопрос: 4
Процесс мысленного объединения обособленных частей, элементов, свойств предмета или явления в одно целое –
1моделирование
2анализ
3эксперимент
4синтез
Ответить
4
Вопрос: 5
Познание окружающей действительности через восприятие свойств определенных предметов или явлений это –
1индукция
2дедукция
3наблюдение
4эксперимент
Ответить
3
Допущено ошибок:
Оценка:
Подробнее
Ваши ответы:
1 вопрос:

1. Верно ли утверждение: «Наука – это общественный институт, в котором научно-исследовательская деятельность принимает устойчивые формы, воспроизводится через специальные лаборатории, университеты, сообщества»?
1) Да 2) Нет
2 вопрос:

К гуманитарной отрасли знания относят:
1) математику 2) географию 3) географию 4) географию
3 вопрос:

Воспроизводством знаковых систем, которые могут быть использованы в обществе для решения прикладных задач, занимается:
1) философия 2) история 3) информатика
4 вопрос:

Процесс мысленного объединения обособленных частей, элементов, свойств предмета или явления в одно целое –
1) моделирование 2) анализ 3) эксперимент 4) синтез
5 вопрос:

Познание окружающей действительности через восприятие свойств определенных предметов или явлений это –
1) индукция 2) дедукция 3) наблюдение 4) эксперимент
Посмотреть ответы
Правильные ответы:
1 вопрос: Да
2 вопрос: географию
3 вопрос: информатика
4 вопрос: синтез
5 вопрос: наблюдение