Литература

Урок 8: Сергей Есенин

Жизнь и трагедия Сергея Есенина

В данной работе представлены материалы по творчеству Сергея Александровича Есенина, в которой использованы факты из его биографии и проанализированы некоторые произведения, отражающие взгляды поэта на творчество и исторические события в России, связанные с его жизнью.

План урока:

Творческое модернистское направление – имажинизм

Биография Есенина

Основные темы в творчестве. Эволюция образа Родины в поэзии Есенина

Своеобразие создания образа в лирике. Народно-песенные истоки творчества

Заключение. Есенин – национальный символ

 

Творческое модернистское направление – имажинизм

Литературное направление имажинизма (от лат.«имажио»- образ) возникло в поэзии Серебряного века в 1919 г. под влиянием идей футуризма и символизма. Представителями «Ордена имажинистов» были поэты С.Есенин, Н.Клюев, А.Мариенгоф, В.Шершневич, С.Клычков. Они полагали, что в основе творчества должны быть прежде всего литературные образы, созданные сопоставлением непохожих явлений. Это поэзия имиджа простых вещей, умение придать словом новое метафорическое значение привычному, обыденному. Вдохновителем создания школы имажинизма стал Есенин. В статье «Ключи Марии», анализируя направления в искусстве, поэт предложил свою эстетическую теорию, считая, что художники стали превращаться в «ювелиров слова», «рисовальщиков словесной мертвечины», лишенной духовной тайны, хранителем которой он считал крестьянство, и нужно искать образы, которые соединяли бы с незримым миром этой тайны.

В русской литературе это движение интересно только тем, что к его основанию причастен Сергей Есенин, творчество остальных членов сообщества не представляет интереса; многие имажинисты игнорировали творческую интуицию, заменив ее логическим подходом, обращаясь к плотским образам, превратили их в физиологические, вульгарные. Сам Есенин признавал, что имажинизм выродился в формальное направление, которое, утратив духовную почву, «умерло само собой».

 

Биография Есенина

Жизнеописание Есенина основано на материалах автобиографии, поэтических текстах, письмах, мемуарах современников.

Родился в 1895 г. в крестьянской семье под Рязанью, в селе Константиново. С трехлетнего возраста жил с дедушкой и бабушкой по материнской линии, без родителей, которые вынуждены были искать работу в городе.

В автобиографии поэт написал, что первые его воспоминания связаны с паломничествами с бабушкой в монастыри,ее песнями и сказками; помнил, как в их доме привечали странников, которые пели духовные стихи, как дед учил его читать и рассказывал притчи из Священного писания. Библию полюбил за удивительный язык и образы.

С 9 лет пробовал писать стихи, но его первые опыты воспринимались другими сурово, дразнили «стихоплетом». Первые стихи (1912-1913 г.) были простодушным и наивным подражанием поэзии Кольцова, Никитина, юного Лермонтова

Окончил училище в Константиново с похвальным листом, поступил в Спас-Клепиковскую учительскую школу, после окончания которой в 16 лет должен был поступать в Московский учительский институт.

В 1912 г. отец забрал мальчика в Москву и устроил к своему хозяину в мясную лавку. Но Сергей отказался там работать и поступать в институт. В эти три года московской жизни он работал в знаменитой типографии Сытина, где познакомился с Анной Изрядновой, родившей ему сына Юрия, посещает Суриковский литературный кружок, там приходит к нему первое признание, полтора года был слушателем в народном университете мецената Шинявского, преподавателями которого были Брюсов, Тимирязев, Мережковский и др. знаменитости. Здесь он получил образование, которого ему так не хватало, как губка впитывал все самое лучшее.Его начинают печатать в небольших малоизвестных журналах. Первое стихотворение «Береза» было напечатано в журнальчике для детей «Мирок» под псевдонимом «Аристон».

В марте 1915 г. сознательно решил ехать в Петербург прямо к Блоку, самому популярному поэту. Встреча стала судьбоносной: Блок принял, выслушал и оценил его талант. Интеллигентного аристократа и деревенского паренька объединила главная тема их творчества: чувства к России. Блок о стихах Есенина пишет, что они «свежие, чистые, голосистые». Он дал юноше рекомендательные письма к издателям Городецкому и Мурашову, благодаря которым Есенин знакомится с литературной элитой столицы. Его полюбили все и сразу, поэзию воспринимали с восторгом, стали приглашать в литературные салоны ина поэтические вечера, где он выступал на равных со знаменитыми поэтами. По Петербургу стали распространять слухи о светловолосом крестьянском пареньке и его таланте. За два месяца он стал известным, его стали называть поэтическим «мессией» из народа. Петербургская публика была увлечена идеями народничества, Есенин пришелся ей по вкусу. Горький написал, что его встретили с таким же «восхищением, как обжора встречает землянику в январе».

esenblok

Появились публикации и множество хвалебных отзывов. В 1916 г. издается первая книга «Радуница»[1], сразу сделавшая его знаменитостью. Для Есенина это время поиска своего пути через подражание символистам Блоку, Белому, футуристу Маяковскому.

Тем не менее появилось новое слово в русской поэзии, Есенин объединил христианскую и крестьянскую темы, воспринимая «мир и вечность как родительский очаг». Поэт изображает вселенную как огромное обжитое крестьянское хозяйство. Впервые появляются метафоры, связанные с деревенским бытом. Например, «пряжа солнечных дней», «небесное коромысло», «отелившееся небо», «осень - рыжая кобыла».

В его стихотворениях непреднамеренно проявляется архаическое народное мироощущение: божественное начало присутствует в обычных природных реалиях мира, они как проявление священного явления. Природа в творчестве Есенина всегда одухотворена, пейзажи не просто эстетические, а психологические, часто с религиозной символикой. В стихотворении «Край любимый!» образ родной природы представляется как храм зелени «стозвонной», в котором «поля, как святцы[2]», рощи в «иконных» венцах, растения в ризах[3], ивы – «кроткие монашки».

Образы стихотворения «Гой ты, Русь моя родная» являются ключом к пониманию образа Родины, которая сравнивается с раем; лирический герой представлен в образе захожего странника, время года не названо, но понятно по запахам и церковным праздникам, что это - август: «пахнет яблоком и медом по церквям твой кроткий Спас».Двадцатилетнему Есенину удалось легко и естественно достичь того, к чему стремились утонченные и образованные символисты: гармоничного слияния потустороннего и земного мира.

1

Вскоре знакомится с Горьким, Ахматовой, Гумилевым, Мандельштамом и другими знаменитыми литераторами. После знакомства с Клюевым,которого будет считать своим учителем, примыкает к неокрестьянским поэтам.Городецкий приглашает в объединение крестьянских поэтов «Краса», в составе которой Есенин впервые выступает перед большой аудиторией на эстрадной сцене Тенишевского училища.

В конце 1916 г. призывают в армию. Служит 11 месяцев санитаром в Царскосельском полку, составляет сборник «Голубень», который отличается от «Радуницы» новыми мотивами: тоской, унынием,отверженностью. Его приглашает почитать стихи в Марфо-Мариинской обители великая княгиня Елизавета Федоровна и дарит на память Евангелие. На благотворительном концерте в царскосельском лазарете читал стихи в присутствии императрицы Александры Федоровны и ее дочерей, в том числе и о войне, в которых не было ни «ура-патриотизма», ни проклятия «империалистической бойне», а война изображена как трагическая и тяжелая участь для народа.Растроганная императрица сказала, что его «стихи красивые, но грустные». Есенин ответил, что «такова вся Россия». В стихотворении «Русь» лирический герой растворил личные чувства в страданиях «кроткой» Родины.

Постепенно в литературных салонах к его «экзотической» для эстетов поэзии охладели. У него появляются новые читатели из революционно-народнической среды.

Летом 1917 г. женится на Зинаиде Райх, у них рождаются двое детей. В это время, увлеченный революционными переменами, создает 11 религиозных и,вместе с тем, революционных поэм; многие сочли это антирелигиозным хулиганством. Сам поэт говорил о своей вере в революцию: «Боже, воплоти свою правду в грядущем». Его взгляды переосмысления воли Всевышнего, попытка истолковать иначе Евангелие отразились в поэме «Инония», «Преображение», «Иорданская голубица»и других, где он берет на себя роль пророка. Но ни к одной из политических партий не примкнул, считая себя «левее большевиков», «левее левых эсеров», левее всех; революцию принял по-своему, «с крестьянским уклоном». В стране разразилась гражданская война, начались разруха, голод, но вера в преображение страны еще не утрачена.

В 1919 г., переехав в Москву, знакомится с Мариенгофом, становится одним из создателей группы имажинистов. Вначале принимает активное участие в этой группе, прославившись скандальными публичными выступлениями с собратьями по перу в литературных кафе «Домино» и «Стойло Пегаса», со временем станет отдаляться от своих соратников. В это время у него репутация хулигана и скандалиста. В принципе, в компании имажинистов, кроме Есенина, не было ни одного приличного поэта.

«О красном вечере задумалась дорога» (1916 г.) – одно из стихотворений, дающих представление о Есенине-имажинисте. Текст насыщен метафорическими образами, передающими картину деревни в осеннее сумеречное время.Состояние природы, предметы и даже звуки очеловечены:дорога, задумавшаяся о «красном вечере»; «изба-старуха», жующая «челюстью порога» «прокисший мякиш тишины»; крадущийся «ласково и кротко» к двору с овсом осенний холод, «тонкогубый ветер», шепчущий о ком-то сгинувшем, зеленая зола из «розовой печи», обнимающая трубу, солома, охающая на губах жующей коровы. Тишина имеет запах (пахучая), взгляд отрока – свет (лучится), вздох подвижен (ныряет, целует клюв «нахохленной совы»). Все стихотворение соткано из образов, наполняющих зарисовку жизнью.Но есть еще образы, выраженные неопределенно-личными местоимениями: «кто-то» сгинувший, «кому-то»не мять уже «золото травы». В таком повествовании скрыт философский подтекст о вечности бытия: о живущем и ушедшем.

2

Под влиянием имажинизма создает поэму «Кобыльи корабли» (1920 г.), сборник «Исповедь хулигана» (1921 г.),и много других стихотворений, в которых появляется надрывный голос человека, утратившего веру в гармонию с природой и миром, потерявшего опору. Но в это же время появляется удивительно трогательная элегия[4] «Не жалею, не зову, не плачу» (1921г.), в которой тоска по утраченной молодости перевоплощается в благословение всему живущему.

В апреле 1920 г. приезжает в Константиново. Его поразила жизнь в деревне при новой власти, или вернее, ее полное отсутствие: разруха, обнищание крестьян. Гибель мира, в котором он родился и вырос, потрясла. Он пишет поэму «Сорокоуст[5]» об уничтожении живого мира деревни. В образах природы – мотивы насилия и надругательства над всем живым. Но все же теплится попытка принятия непреодолимого влияния времени, понимание, что технический прогресс сильнее патриархального крестьянского мира: жеребенку не одолеть железного соперника цивилизации – паровоза.

В это время начинает работать над драматическим произведением «Пугачев» (1922 г.), в котором затрагивается тема крестьянского бунта.

В 1921 г. знакомится с Айседорой Дункан, спустя полгода женится и отправляется в путешествие по Европе и Америке. Но за границей он интересен не как поэт, а как муж знаменитой танцовщицы. Спустя два года брак распадается. После возвращения пишет статью про Америку «Железный Миргород», в котором представил эту страну образцом цивилизации и бескультурья, где поклоняются только доллару, а пределом культурного совершенства стал фокстрот[6].

bb13f1cb5259e5e10289f6db1dedca7a

Много еще написано в это время: «Страна негодяев», «Русь уходящая», «Москва кабацкая» и др. В этих произведениях – трагедия столкновения поэтических представлений о новой жизни с неприглядной действительностью, представшей чудовищной картиной разрушения природного начала. «Голубая Русь» погибала. В стихотворении «Возвращение на Родину» (1924 г.) пишет о переменах в жизни деревни: везде погост[7], дед украдкой молится в лесу осинам, потому что на церкви нет больше креста, вместо икон – на стене в избе вырезанный из календаря портрет Ленина, у сестер-комсомолок вместо Библии – «Капитал» Маркса.

В крамольной[8] для власти поэме «Русь советская» (1924 г.) с «грустной радостью» пишет о новой жизни, в которой он чужой, его поэзия никому не нужна.

В это время Есенин увлечен актрисой Августой Миклашевской. Ей он напишет семь стихотворений, в том числе «Заметался пожар голубой», «Вечер черные брови насопил», в котором отразились его душевное состояние; любовь в этих стихотворениях возвышенная и неземная, преображающая лирического героя.

В последние годы будут написаны еще две поэмы. В поэме «Анна Снегина» он опишет свои трогательные воспоминания о любви и прошлой жизни, которую разрушили трагические события революционных лет. В поэме «Черный человек» он выплеснет все свои предчувствия о настоящем, у которого нет будущего.

В 1925 г. женится на Софье Толстой, внучке Льва Толстого, но и этот брак не принес счастья. Последние годы Есенина часто обвиняли в антисоциальном поведении, на него было заведено 13 уголовных дел, но не одно не дошло до суда.На него писали доносы, подстраивали различные провокации.Спасаясь от преследования, он лег в психоневрологическую клинику, выйдя из которой, уехал в Петроград, чтобы начать новую жизнь. 28 декабря 1925 г. мертвого поэта найдут в номере гостиницы«Англетер». Обстоятельства его гибели до сих пор остаются загадкой.

После смерти поэта многие произведения были под запретом и не публиковались до 50 –х годов.

 

Основные темы в творчестве. Эволюция образа Родины в поэзии Есенина

Сам Есенин определил главную тему своего творчества – «это чувство Родины». Всю жизнь он писал о России, только на протяжении жизни менялось это чувство к своей стране. Ранее творчество пронизано любовью и светлой грустью к «стране березового ситца». В преддверии революции в его лирике появляются восторженные чувства, полные надежд на обретение «крестьянского рая» на земле. Затем наступает кризис непонимания, появляются мотивы разочарования, уныния. После осознания краха своих утопических мечтаний, понимая случившееся со страной, в лирике появляются мотивы насилия, надругательства, в поздний период – мотивы смерти и убийства. Постепенно меняется цветовая палитра: в раннем творчестве – обилие голубого, малинового, золотого, в позднем преобладают черный, серый, кроваво-красный.

Лирический герой в ранних стихотворениях чаще всего предстает в образе странника, постепенно этот образ меняется на образ разгульного хулигана, прожигающего жизнь, превращаясь в образ блудного сына, не прощенного, которого никто не ждет, который никому не нужен.

Темой Родины пронизано все творчество. Даже в любовной лирике образ лирической героини всегда передан через образы родной природы. У его лирических героинь – волосы как «сноп волос овсяных» или «цветом в осень», глаза, как «златокарий омут» или «осыпавшиеся зерна», кожа алая, как сок ягод, пахнет медом. («Не бродить, не мять в кустах багряных», «Заметался пожар голубой» и др.)

Тема любви неразрывна с темой Родины, образ любимой всегда представлен как образ русской женщины.

3

 

Своеобразие создания образа в лирике. Народно-песенные истоки творчества

К середине 10-х годов ХХ в. Есенин привносит в поэзию новую художественную особенность, которая была хорошо забытым старым. Он находит истоки творчества в старинных русских народных песнях. Образность Есенина уникальна тем, что в ее основе заложены исконные народные представления о нравственной красоте, созвучной красоте окружающей природы. Оттого его поэзия близка, понятна и музыкальна, многие тексты стихотворений послужили для создания песен.

 

Заключение. Есенин – национальный символ

Какие только ярлыки не вешали обыватели и критики на поэта: «пропойца», «хулиган», «златокудрый Лель», «деревенский пастушок», «светлый отрок», «ангел со сломанными крыльями». Все это не имеет отношения к его творчеству. За свою недолгую жизнь он оставил колоссальное духовное наследие для потомков. Ни один из поэтов в годы забвения властью не пользовался такой популярностью: его стихи переписывали от руки, хранили, дарили,учили наизусть. В прошлом веке такую же народную любовь обрел только Высоцкий. Поэзия Есенина поистине русская. О чем бы он не писал: о личных размышлениях, о любви, об отношении к происходящему, строки его стихов созвучны судьбе почти каждого, кто любит Россию.

Словарь

1. Радуница – поминовение усопших на кладбище после Пасхи.

2. Святцы – церковный календарь с указанием дней памяти святых.

3. Риза – облачение священнослужителя на богослужении.

4. Элегия – грустное лирическое стихотворение с философскими размышлениями.

5. Сорокоуст – церковная служба по умершему на 40-й день.

6. Фокстрот – модный парный танец, появившийся в 1912 г.

7. Погост – кладбище при церкви.

8. Крамольный – бунтарский, мятежный.

 

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

Вопрос: 1
Назовите годы жизни С. Есенина:
11895 - 1925 гг.
21893 - 1930 гг.
31880 - 1921 гг.
Ответить
1
Вопрос: 2
К основанию какого модернистского течения имел отношение Есенин?
1Символизм
2Акмеизм
3Имажинизм
Ответить
3
Вопрос: 3
К кому из поэтов впервые пришел Есенин со своими стихами:
1Николай Клюев
2Александр Блок
3Владимир Маяковский
Ответить
2
Вопрос: 4
Как называлась первая опубликованная книга:
1«Голубень»
2«Москва кабацкая»
3«Радуница»
Ответить
3
Вопрос: 5
Какая тема была основной в творчестве поэта?
1Тема Родины
2Тема природы
3Тема социального неравенства
Ответить
1
Допущено ошибок:
Оценка:
Подробнее
Ваши ответы:
1 вопрос:

Назовите годы жизни С. Есенина:
1) 1895 - 1925 гг. 2) 1893 - 1930 гг. 3) 1880 - 1921 гг.
2 вопрос:

К основанию какого модернистского течения имел отношение Есенин?
1) Символизм 2) Акмеизм 3) Имажинизм
3 вопрос:

К кому из поэтов впервые пришел Есенин со своими стихами:
1) Николай Клюев 2) Александр Блок 3) Владимир Маяковский
4 вопрос:

Как называлась первая опубликованная книга:
1) «Голубень» 2) «Москва кабацкая» 3) «Радуница»
5 вопрос:

Какая тема была основной в творчестве поэта?
1) Тема Родины 2) Тема природы 3) Тема социального неравенства
Посмотреть ответы
Правильные ответы:
1 вопрос: 1895 - 1925 гг.
2 вопрос: Имажинизм
3 вопрос: Александр Блок
4 вопрос: «Радуница»
5 вопрос: Тема Родины