Окружающий мир

Урок 8: Организм человека

Организм человека

Тело – это физическая оболочка человека, его организм. Тело состоит из частей, которые называются органами. У них свои функции и индивидуальное строение. Например, в организме человека есть глаза. Это орган зрения. С его помощью человек видит.
 

План урока:

Особенности строения организма

Нервная система организма

Кровеносная система

Пищеварительная система

Дыхательная система

Связь систем организма

Науки, изучающие строение человека

 

Тело – это физическая оболочка человека, его организм. Тело состоит из частей, которые называются органами. У них свои функции и индивидуальное строение. Например, в организме человека есть глаза. Это орган зрения. С его помощью человек видит.

В здоровом организме все работает слаженно. Группы органов, которые выполняют общую работу, называют системами органов. Легкие, дыхательные пути и специальные мышцы образуют дыхательную систему. Она позволяет человеку дышать. Желудок, пищевод, кишечник образуют пищеварительную систему. Она обеспечивает переваривание пищи.

Кровеносные сосуды и сердце вместе образуют кровеносную систему. Она занимается кровообращением. Контролирует деятельность всего организма нервная система. Благодаря ей мозг получает и отправляет различные сигналы.

Человеческое тело образовано благодаря строению клеток организма различных типов. Их насчитывается около 30 триллионов. Клетки создают ткани, из которых формируются органы. Поддержку и транспортировку химических веществ обеспечивает межклеточное вещество.

1 organizm cheloveka

 

Особенности строения организма

Внешнее строение организма человека: голова, шея, туловище, верхние и нижние конечности. Длина тела у женщин и мужчин разная. Среднестатистический мужчина вырастает до 180 см. А взрослая женщина достигает в среднем 160 см. Этот показатель зависит от генетической предрасположенности, внешней среды, физической активности и характера питания. Средняя масса тела человека при росте 170 см может достигать 70 кг.

 

Скелет человека и мышцы

Скелет – это совокупность костей. Он служит опорой и защитой для внутренних органов. В человеческом скелете более 200 костей. Их соединяют суставы и связки. В период взросления скелет претерпевает изменения. У новорожденного ребенка костей на треть больше, чем у взрослого. С возрастом строение организма меняется — мелкие кости срастаются, образуя крупные. Изменения происходят в черепе, позвоночнике.

2 organizm cheloveka

Состав скелета:

  • череп;
  • шейные, грудные, поясничные позвонки;
  • нижняя челюсть;
  • плечевая кость;
  • ребра;
  • грудина;
  • ключица;
  • лопатки;
  • крестец;
  • мечевидный отросток;
  • копчик;
  • таз;
  • кости кистей и стоп;
  • лучевые, локтевые, бедренные кости;
  • большая и малая берцовая кость.

Скелет играет важную роль в обмене минеральных веществ организма. Он является хранителем кальция и фосфора. В костном мозге образуются новые клетки крови.

Движение человека невозможно без работы мышц. Они прикрепляются к костям и приводят тело в движение сокращением и расслаблением. Это происходит по сигналу мозга. Вместе скелет и мышцы образуют опорно-двигательную систему.

3 organizm cheloveka

 

Нервная система организма

За способность реагировать на внешние и внутренние раздражители отвечает нервная система. Она пронизывает все тело и отвечает за саморегуляцию. Благодаря ей человек адаптируется к новым условиям. Это происходит, когда нервные клетки отправляют в мозг множество импульсов. Даже при малейших воздействиях внешних факторов на организм. Скорость передачи сигнала к мозгу невероятно быстрая. Наиважнейшие процессы жизнедеятельности контролируются нервной системой.

4 organizm cheloveka

Основные функции нервной системы в организме человека:

  1. Контроль и регулирование работы внутренних органов, клеток, тканей.
  2. Регулирование высших психофизиологических процессов.
  3. Взаимодействие человека с окружающей средой.
  4. Адаптация к изменяющимся условиям.

Существует два типа отделов нервной системы: периферическая и центральная. Периферическая нервная система передает информацию мозгу о состоянии организма и окружающем мире. Отвечает за функционирование внутренних органов. К ней относятся нервы, органы чувств, нервные узлы и окончания.

5 organizm cheloveka

Главенствует в организме центральная нервная система (ЦНС). Она включает в себя головной и спинной мозг. Первый контролирует жизненно важные процессы: координацию, мышление, речь. Второй обеспечивает движение тела, регулирует работу внутренних органов.

Кровеносная система

Нормальную жизнедеятельность организма обеспечивает циркуляция крови. За процесс регулирования последовательного перемещения крови по телу отвечает кровеносная система. Главным ее органом является сердце. Это своеобразный насос, который регулирует ток крови. Сердце образовано мышечной тканью. Его полость разделена перегородками и клапанами.

6 organizm cheloveka

Кровеносная система включает в себя сосуды. К ним относятся артерии, вены, капилляры. Артерии распределяют кровь от сердца к тканям и органам. Вены направляют кровь от тканей и органов к сердцу. Капилляры образуют сеть в тканях и органах.

В организме кровеносная система человека выполняет важные функции:

  1. Транспортировка крови.
  2. Защита от проникновения чужеродных тел.
  3. Осуществление газообмена.
  4. Доставка питательных веществ к органам и тканям.
  5. Доставка продуктов метаболизма к почкам и легким.
  6. Терморегуляция.

7 organizm cheloveka

Осуществление функций крови возможно только при циркуляции в организме. Этот процесс называется кровообращением.

 

Пищеварительная система

Когда еда попадает в организм, она подвергается изменениям. Происходит физическое и химическое воздействие на нее со стороны пищеварительной системы. Этот процесс необходим для всасывания веществ в кровь. Его называют пищеварением. К органам пищеварительной системы человека относятся:

  • ротовая полость;
  • глотка;
  • пищевод;
  • желудок;
  • пищеварительные железы;
  • кишечник.

8 organizm cheloveka

Ротовая полость содержит зубы, губы и язык для удержания и измельчения пищи. Во рту оцениваются вкусовые качества продуктов. Слюнные железы предназначены для расщепления пищи.

В ротовой полости пища превращается в ком и отправляется в глотку. У нее одна функция — глотательный процесс. Далее пищевой ком продвигается в желудок по длинной трубке, которая называется пищевод.

В желудке все съеденное смешивается. Выделяя желудочный сок, пищеварительная система человека запускает процесс пищеварения. Частично переваренная пища попадает в тонкий кишечник. Там на процесс пищеварения оказывают свое воздействие желчь, соки желез и поджелудочный сок. В завершении питательные вещества всасываются в кровь. Строение пищеварительной системы предусматривает транспортировку непереваренных остатков в толстую кишку для удаления из организма.

Функции пищеварительной системы:

  1. Измельчение и перемешивание пищи.
  2. Химическая обработка пищи.
  3. Всасывание питательных веществ в кровь.
  4. Выведение непереваренных веществ из организма.

Для полноценного выполнения всех функций пищеварительной системы человек должен бережно относиться к своему питанию. Пища должна быть полезной и легкой.

Дыхательная система

Совокупность органов, осуществляющих доставку кислорода в кровь из окружающей среды, называется дыхательной системой. Она также выводит углекислый газ из кровотока, обеспечивает речь, участвует в теплообмене и реагировании на запахи.

Разделяют органы дыхательной системы на две составляющие части: дыхательные пути и легочная ткань. Дыхательные пути делятся на верхние (нос, рот, глотка, гортань) и нижние (трахея, бронхи).

9 organizm cheloveka

Трахея и бронхи представляют собой трубки. Легкие созданы из мелких пузырьков. В их стенках непрерывно движется кровь. Воздух заполняет пузырьки, кровь забирает из воздуха кислород, а отдает углекислый газ. При нарушении этого процесса проявляется недостаток кислорода. Это приводит к головокружению, дезориентации, потере сознания, необратимым нарушениям мозга и смерти.

Функции дыхательной системы:

  1. Дыхание и газообмен.
  2. Производство гормонов.
  3. Поддержание теплового баланса.
  4. Восприятие запахов.
  5. Производство водно-солевого обмена.
  6. Формирование тембра голоса.

Негативно сказываются на функциях дыхательной системы экологические загрязнения и курение.

Связь систем организма

Человеческий организм образован благодаря связи всех систем органов анатомически и функционально. Системы и органы находятся в определенном положении и выполняют заложенные природой функции.

 

Орган зрения

10 organizm cheloveka

Зрение – важнейший инструмент получения знаний об окружающем мире. С помощью глаз человек познает 90% информации извне. Анатомия глаза позволяет передавать информацию в мозг для анализа и расшифровки увиденного. Связывают глаза и мозг нервные волокна.

Для поддержания здорового зрения необходимо придерживаться нескольких рекомендаций:

  • читать и писать следует при хорошем освещении;
  • необходимо избегать попадания ярких лучей в глаза;
  • нельзя читать лежа, в транспорте;
  • между книгой и глазами должно быть расстояние 20-30 см;
  • необходимо давать отдых глазам каждые 20 минут;
  • нельзя тереть глаза руками, лучше это сделать чистым платком.

Орган слуха

11 organizm cheloveka

 

Уши являются органом слуха. Они помогают наполнить мир человека удивительными звуками природы. Жизненная необходимость заключается в возможности слышать речь других. С помощью слов и общения люди передают друг другу свои знания, мысли. Негативное влияние на слух оказывают неожиданные резкие звуки, громкая музыка, шум.

Для поддержания и сохранения здоровья необходимо регулярно соблюдать гигиену ушей, бывать в тишине. Недопустимо ковырять в ушах различными предметами. Это может привести к травме перепонки и полной потере слуха.

Обоняние

12 organizm cheloveka

Нос является органом обоняния. Эта способность позволяет людям чувствовать различные запахи. Они бывают приятными и не очень. Благодаря связи с нервной системой организма, они могут предупредить об опасности. Например, если испортилась пища или произошла утечка газа. Приятные ароматы доставляют человеку удовольствие и повышают аппетит.

Обоняние может ухудшаться из-за простуды и курения. Поддержать хорошее обоняние можно с помощью регулярного закаливания.

 

Орган вкуса

13 organizm cheloveka

Язык является органом вкуса. На нем расположены вкусовые сосочки, которые помогают различать вкус пищи. Употребляемая человеком еда не должна быть слишком горячей или холодной. Это снижает такую функцию системы организма, как чувствительность.

 

Орган осязания

Кожа человека чувствует прикосновения. Эта способность называется осязанием. Осязательная система осуществляет связь организма с окружающим миром. Таким образом человек различает гладкость, мягкость или шершавость поверхности предметов. Кожу следует беречь от ожогов, обморожений и ранений.

 

Науки, изучающие строение человека

Существует много наук, которые изучают особенности строения организма человека. Все они тесно взаимосвязаны между собой.

Анатомия – наука, изучающая строение организма, тела. Она рассматривает вопросы внутреннего расположения и строения органов, клеток, тканей.

14 organizm cheloveka

Физиология занимается изучением вопросов жизнедеятельности живых организмов. Это знания об обмене энергии, веществ и информации.

Генетика раскрывает вопросы способности организма передавать потомкам особенности строения, индивидуального развития. Изучает способности организма менять и приобретать новые признаки в течение жизни.

15 organizm cheloveka

Гигиена затрагивает вопросы укрепления здоровья. Она направлена на изучение и разработку факторов, влияющих на продление жизни, условий существования, укрепления физического здоровья.

Медицина направлена на изучение болезней, способы борьбы с ними. Научные открытия и разработки во многом облегчают жизнь человека. Благодаря медицине в мире существуют лекарства, созданы лечебные заведения, диагностическое оборудование.

16 organizm cheloveka

Здоровье необходимо каждому человеку. Его нужно беречь смолоду. Укреплению и поддержанию хорошей формы способствуют прогулки на свежем воздухе, занятия спортом, отдых от электронной техники, соблюдение гигиены, правильный рацион и грамотный распорядок дня.

 

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

Вопрос: 1
Какую систему образуют скелет и мышцы?
1Пищеварительную систему
2Дыхательную систему
3Кровеносную систему
4Опорно-двигательную систему
Ответить
4
Вопрос: 2
За что отвечает нервная система?
1Способность реагировать на внешние и внутренние раздражители
2Дыхание и газообмен
3Всасывание питательных веществ в кровь
4Обмен минеральных веществ
Ответить
1
Вопрос: 3
Какие существуют типы отделов нервной системы?
1Центральная
2Центральная и периферическая
3Периферическая
4Центробежная и периферийная
Ответить
2
Вопрос: 4
Какую функцию выполняет дыхательная система?
1Измельчение и перемешивание пищи
2Защита от проникновения чужеродных тел
3Формирование тембра голоса
4Взаимодействие человека с окружающей средой
Ответить
3
Вопрос: 5
Какая наука изучает болезни и способы борьбы с ними?
1Физиология
2Генетика
3Медицина
4Анатомия
Ответить
3
Допущено ошибок:
Оценка:
Подробнее
Ваши ответы:
1 вопрос:

Какую систему образуют скелет и мышцы?
1) Пищеварительную систему 2) Дыхательную систему 3) Кровеносную систему 4) Опорно-двигательную систему
2 вопрос:

За что отвечает нервная система?
1) Способность реагировать на внешние и внутренние раздражители 2) Дыхание и газообмен 3) Всасывание питательных веществ в кровь 4) Обмен минеральных веществ
3 вопрос:

Какие существуют типы отделов нервной системы?
1) Центральная 2) Центральная и периферическая 3) Периферическая 4) Центробежная и периферийная
4 вопрос:

Какую функцию выполняет дыхательная система?
1) Измельчение и перемешивание пищи 2) Защита от проникновения чужеродных тел 3) Формирование тембра голоса 4) Взаимодействие человека с окружающей средой
5 вопрос:

Какая наука изучает болезни и способы борьбы с ними?
1) Физиология 2) Генетика 3) Медицина 4) Анатомия
Посмотреть ответы
Правильные ответы:
1 вопрос: Опорно-двигательную систему
2 вопрос: Способность реагировать на внешние и внутренние раздражители
3 вопрос: Центральная и периферическая
4 вопрос: Формирование тембра голоса
5 вопрос: Медицина