Обществознание

Урок 5: Составные элементы культуры

Составные элементы культуры

Данный урок расскажет о том, что такое культура материальная и духовная, какие роли она играет, что представляют собой религия, наука, образование и искусство для общества.

План урока:

Особенности культуры материальной и духовной

Роль духовной культуры в общественной жизни

Религия: определение термина, функции, классификация религии

Наука. Функции и методики научного познания

Роль образования в обществе

Искусство и его задачи. Особенности современных форм искусства

 

Особенности духовной и материальной культуры

1
 

Всю мировую культуру допустимо подразделить на три сферы:

  1. Материальная – все предметы, окружающие человека, которые он использует для удовлетворения потребностей. Деятельность человека основана на освоении и создании вещей.
  2. Духовная – нематериальные ценности, а также инструменты для их создания. Проявления духовной культуры – принципы, знания, навыки людей и так далее.
  3. Социальная – организация быта отдельной группой индивидов.

Разграничения между материальной и духовной культурой условны. Во-первых, они тесно взаимосвязаны. Например, невозможно нарисовать картину без краски, а она в свою очередь выступает предметом косвенно связанным с духовными ценностями. Во-вторых, в современном мире все большее количество вещей применяются для художественного отражения действительности. Например, существуют музеи, где экспонаты сделаны из мусора.

Роль духовной культуры в жизни общества

2
 

Духовная культура многогранна и проявляется несколькими направлениями. В частности: религия, наука, искусство, мораль.

Рассмотрим ключевые задачи данного направления культуры:

  1. Формировать представление о мире у людей;
  2. Дифференцировать ценности присущие конкретному обществу;
  3. Информировать социум о событиях, передавать знания и обмениваться ими;
  4. Приучение человека к нормам и идеалам соц. группы, в которой он воспитывается.

В структуру духовной жизни общества включаются:

    • потребности – желание и нужда людей изучать и формировать ценности;
    • деятельность – процесс создания объектов культуры;
    • блага – результат действий, выраженный в образах, идеях или теориях;
    • связи между индивидами.

 

Религия: определение, функции, мировые религии

3
 

Религия – это социальный институт, в основе которого вера в силы сверхъестественного происхождения. К базовым элементам культуры относятся:

  1. Идеология – систематизирование представления о мире и силах, действующих в нем.
  2. Культ – совокупность норм и принципов, регулирующих поведение людей. К примерам проявления культа относятся: богослужение, молитвы, милостыня, обряды и таинства.
  3. Иерархия – деление верующих в зависимости от их роли и приближенности к богу или богам. Например, миряне и клир (религиозные руководители).

Все религии допустимо подразделить по количеству богов на монотеизм (один) и политеизм (группа). Для ранних религиозных верований характерно преобладание политеистических религий.

В современном мире все религии допустимо подразделить на три направления. Рассмотрим их в таблице:

t1

Функции религии:

  1. Мировоззренческая – формирование взглядов и принципов восприятия жизни.
  2. Коммуникативная – организация взаимодействия верующих друг с другом и с высшими силами.
  3. Компенсаторная – помогает в преодолении жизненных трудностей.
  4. Регулятивная – управляет поведением людей посредством социальных норм.
  5. Интегрирующая – объединение людей с общими взглядами и идеалами.

 

Наука. Функции и методы научного познания

4
 

Наука представляет собой сферу деятельности людей, в рамках которой формируется система истинных знаний о мире. Целью науки является получение точных сведений о человеке, обществе и природе.

Наука является социальным институтом и включает в себя следующие компоненты:

  1. Субъектов – ученых, их знания и опыт – они формируют и систематизируют полученные знания языком понятным как для научного сообщества, так и для обычных людей.
  2. Учреждения и организации. В качестве примером отметим: РАН (Российская академия наук), ЮНЕСКО (учреждение организации объединенных наций по вопросам культуры), интернациональный союз астрономии и другие.
  3. Оборудование, используемое для изучения, например, лаборатории, космические станции.
  4. Язык, основанный на особых знаках и символах. Примеры: математические формулы, таблица Менделеева в химии и тому подобные.
  5. Методика исследования – наблюдение за явлениями, проведение экспериментов и так далее. Системность в науке играет ключевую роль.

К характерным чертам науки относятся:

  1. Универсальность – знание объективно, результат не зависит от человека, где бы и когда бы ни проводилось исследование, теории будут подтверждены. Например, вода закипает при температуре сто градусов, не имеет значения, проводят эксперимент в России или Австралии (при соблюдении идентичных условий проведения эксперимента).
  2. Гласность – достижения науки открыты для всего человечества. Например, появление электричества сразу упростило жизнь всех людей, проживавших в ту эпоху.
  3. Бескорыстие – в исследовании важно постижение истины, даже если она не привлекательна. Например, открытие возможностей атома поставило мир под угрозу ядерной войны, не смотря на то, что этот факт печален, отрицать его невозможно, как и договориться с элементом, не действовать разрушающим образом.

Рациональность в науке делает результаты исследований объективными, то есть независимыми от взглядов отдельного индивида.

Все современные науки допустимо подразделить на следующие группы:

    • естественные – изучение природы и космоса, закономерностей явлений (астрономия, геофизика, антропология);
    • общественные – изучение общества и человека, как социального существа (социология, политология, юриспруденция);
    • гуманитарные – изучение различных проявлений творческой деятельности индивида (языкознание, история, литературоведение, логика);
    • технические – изучение существующих законов физики и химии.

Как правило, отрасли науки связаны с направлениями деятельности людей. Например, комплексные отрасли юридической науки разделены в соответствии с отраслями права: административное, уголовное и так далее.

Науку принято подразделять на фундаментальную и прикладную. Задача первой – систематизация, универсализация принципов и открытий. Что касается второй, то ее задача – применить на практике фундаментальные теории.

Базовые характеристики современной науки:

  • рост количества научных дисциплин;
  • увеличение числа ученых и людей, занятых в исследованиях;
  • интернациональное изучение проблемных вопросов.

Итак, главные задачи и цели науки связаны с достижением истины и систематизацией существующих знаний.

Особую силу научные знания приобрели после НТР (научно-технической революции в середине двадцатого века). В рамках нескольких десятилетий произошел скачок в развитии техники. Последние шестьдесят лет характеризуются постоянным развитием научного знания.

 

Роль образования в современном обществе

5
 

Образование представляет собой процесс, в рамках которого происходит становление личности, за счет усвоения знаний, накопленных предыдущими поколениями. Основная цель образования – приобщение индивидов к нормам и ценностям социума, в котором они проживают.

К принципам современного российского образования относятся:

  • сфера образования – одна из приоритетных среди направлений государственной политики;
  • общедоступность среднего образования для всех граждан;
  • гуманистический характер – жизнь, здоровье и достоинство человека первостепенны;
  • светский (не религиозный) характер предоставления знаний, например, еще два века назад получить образование было возможно только при монастырях.
  • все ученики обладают равными правами и обязанностями.

Сущность понятия «образование» связана с передачей знаний и навыков новым поколениям посредством специально созданных институтов общества.

Тенденции развития науки и образования, связанные с современной моделью образовательного процесса:

    1. Демократизация – возможность получить образование доступна гражданам России даже в самых удаленных уголках. Проект - открытая образовательная среда.
    2. Продолжительность образования – процесс становится длиннее в связи с появлением большего объема знаний и их доступностью.
    3. Гуманизация – интеграция в образовательный процесс лиц с ограниченными возможностями на равных основаниях.
    4. Гуманитаризация – рост числа гуманитарных наук в рамках школьной программы.
    5. Интернационализация – международный характер учебы.
    6. Компьютеризация – внедрение передовых технологий в процесс обучения. Включает в себя современные технические средства обучения в образовательном процессе.

Таким образом, смысл понятия «образование» в современном мире приобретает новые акценты, связанные с общедоступностью и непрерывностью процесса обучения. А также новые формы организации образовательного процесса допускают получение дистанционных знаний.

Под содержанием образования понимают объем и специфику знаний. В РФ существуют следующие основные элементы системы образования:

  • до школы – ясли и детский сад;
  • школьное – три уровня (начальная, средняя и старшая школы);
  • среднее профессиональное - колледжи, училища;
  • высшее университетское – бакалавриат, магистратура, аспирантура и далее.

Не все указанные элементы структуры системы образования обязательны. В соответствии с Конституцией граждане обязаны получить основное общее (закончить девять классов). Базовые цели и задачи образования связаны с передачей ключевых накопленных знаний.

В зависимости от возможностей и предпочтений людей выделяют следующие способы получения образования: очно (стандартное регулярное посещение учебного заведения), заочно (периодическое присутствие на занятиях), экстернат (досрочная сдача экзаменов) и самообразование. Современные формы организации образовательного процесса зависят от учебного заведения и возможностей студентов.

Стратегическая цель государства в образовании – переход на западноевропейскую систему многоуровневого конкурса. Педагоги как субъекты образовательного процесса являются не столько носителями знаний, сколько должны привить интерес к их получению. В качестве главного результата образования ставится желание человека учиться дальше.

Искусство и его функции 
Особенности современного искусства

6
 

Определение слова «искусство» предполагает отражение действительности посредством образов. Оно не стремиться к точности и достоверности информации и носит субъективный характер.

К базовым функциям искусства относятся:

  • преобразовательная – изменяет общество и природу благодаря действиям;
  • художественная – отражение мира;
  • воспитательная функция искусства нацелена на формирование у молодого поколения чувств и стимуляцию эмоций;
  • рекреационная – организация отдыха и досуга людей.

Современное определение термина «искусство» связано с указанными функциями и многообразием видов и форм.

Виды искусства представляют собой сложившиеся в рамках истории, формы проявления деятельности людей. К ним относятся:

  • литература;
  • музыка и танец;
  • живопись;
  • архитектура;
  • театр, цирк и кино.

Эстрада как вид искусства представляет собой зрелищное сценическое выступление артистов.

К особенностям современного искусства относятся:

    1. Появление новых художественных форм, например, графика, в том числе и компьютерная, радио, искусство и тому подобное.
    2. Смешение жанров, например, в кинофильмах и музыке. В качестве частного примера можно привести фильм «Мстители», в котором есть элементы приключений, комедии, детектива.
    3. Отход от принятых ранее канонов[1] и импровизация[2].

Виды современного искусства отвечают на запросы молодого поколения – они быстрые, яркие, наполненные смыслом.

Словарь

1. Канон – неизменная традиционная совокупность норм и правил.

2. Импровизация – вид искусства, который создается непосредственно перед зрителем; неожиданное творение.

 

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

Вопрос: 1
Что из перечисленного не характерно для науки?
1Достоверность знаний
2Отражение действительности в художественных образах
3Системность исследований
4Использование таких методов, как наблюдение и эксперимент
Ответить
2
Вопрос: 2
Какая из указанных тенденций в образовании отражает увеличение количества гуманитарных предметов?
1Гуманитаризация
2Гуманизация
3Демократизация
4Интернационализация
Ответить
1
Вопрос: 3
Что из описанного относится к национальным религиям?
1Буддизм
2Фетишизм
3Синтоизм
4Ислам
Ответить
3
Вопрос: 4
Что из указанного не характеризует мировые религии?
1Большое число последователей
2Распространённость по всему миру
3Проведение активной пропаганды
4Приверженность к религии определённой нацией
Ответить
4
Вопрос: 5
Какая из форм искусства появилась раньше остальных?
1Кино
2Компьютерная графика
3Живопись
4Фотография
Ответить
3
Допущено ошибок:
Оценка:
Подробнее
Ваши ответы:
1 вопрос:

Что из перечисленного не характерно для науки?
1) Достоверность знаний 2) Отражение действительности в художественных образах 3) Системность исследований 4) Использование таких методов, как наблюдение и эксперимент
2 вопрос:

Какая из указанных тенденций в образовании отражает увеличение количества гуманитарных предметов?
1) Гуманитаризация 2) Гуманизация 3) Демократизация 4) Интернационализация
3 вопрос:

Что из описанного относится к национальным религиям?
1) Буддизм 2) Фетишизм 3) Синтоизм 4) Ислам
4 вопрос:

Что из указанного не характеризует мировые религии?
1) Большое число последователей 2) Распространённость по всему миру 3) Проведение активной пропаганды 4) Приверженность к религии определённой нацией
5 вопрос:

Какая из форм искусства появилась раньше остальных?
1) Кино 2) Компьютерная графика 3) Живопись 4) Фотография
Посмотреть ответы
Правильные ответы:
1 вопрос: Отражение действительности в художественных образах
2 вопрос: Гуманитаризация
3 вопрос: Синтоизм
4 вопрос: Приверженность к религии определённой нацией
5 вопрос: Живопись