Литература

Урок 5: Басни И.А. Крылова

И.А.Крылов. Басни

Поговорим о творчестве журналиста, издателя, поэта и баснописца Ивана Андреевича Крылова
 

План урока:

Краткая биография И.А. Крылова

Басни «Ворона и Лисица», «Свинья под дубом»

Басня «Волк на псарне»

Своеобразие творчества И.А. Крылова

 

Краткая биография И.А. Крылова

Жанр басни. Понятие морали в басне. Эзопов язык

2 февраля 1769 г. в Москве в семье небогатого армейского офицера А. П.Крылова родился первенец Иван. Глава семейства более 20 лет служил в отдаленных гарнизонах Оренбургской губернии, отличился при обороне Яицкой крепости во время восстания Емельяна Пугачева, но ни наград, ни повышения по службе не получил. Во время осады крепости сын капитана Крылова, пятилетний Иван, познал голод, видел, как во двор их дома падали пушечные ядра. Впоследствии он узнал, что ему угрожала еще более смертельная опасность. В бумагах восставших была найдена запись, что Пугачев распорядился после захвата крепости повесить капитана Крылова, его жену и сына.

Последующие детские и отроческие годы Ивана Крылова прошли в Твери, куда семья переехала после отставки отца, который в 1778 г. скончался.Положение семьи было бедственным, денег на обучение на было, но Иван много читал, а богатые соседи, которые приглашали для своих детей учителей, позволили ему учиться вместе с ними французскому языку. Самостоятельно Иван осваивал игру на музыкальных инструментах, неплохо играл на скрипке. Крылов занимался самообразованием всю жизнь, став самым просвещенным человеком своего времени.

Десятилетним мальчиком, чтобы помочь матери и двухлетнему брату, начал работать писцом в городской канцелярии, переписывая прошения. После семья перебралась в Петербург, где Иван устроился на работу приказчиком в казенную палату. В 14-летнем возрасте увлекся театром, стал пробовать писать стихи и музыку. Первым его произведением была комедийная опера «Кофейница». После написал несколько пьес, которые имели успех. В конце 1780-х г. Крылов опубликовал свои первые басни, занялся журналистикой и издательством сатирико-просветительских журналов. Из-за злободневных сатирических статей три журнала один за другим были закрыты цензурой.

В литературной среде заговорили о молодом писателе, ученике русских просветителей. В 1809 г. Иван Крылов издал свой первый сборник басен. В 1812 г. он устроился в Публичную библиотеку, в которой проработал до конца жизни почти тридцать лет. Скончался 9 ноября 1844 г. Крылов при жизни издал 9 сборников басен, которые Гоголь назвал книгами «мудрости самого народа».

molodoi krylov
Молодой Крылов

Басенный жанр – один из самых древнейших.  Басня появилась еще в античной литературе, предназначалась для описания житейских и общественных отношений,человеческих характеров, косвенной критики человеческих пороков, т.е. занималась освещением нравственной стороны жизни людей. Признаками жанра басни, которая развлекая, должна была поучать, являются краткость формы, простота языка и доступность. Характерна для басни мораль, представляющая собой вывод или совет.

До наших дней дошло творчество древнегреческого баснописца Эзопа, жившего в IV в. до н.э. Сведения о его жизни скудны: известно, что он был рабом, внешность его была уродливой, но прославился он своим остроумием и проницательным умом, не боялся осуждать пороки властителей. Басни Эзопа, которых сохранилось около 400, представляют собой небольшие прозаические произведения с иносказательным содержанием. Избегая прямого указания на недостатки реальных людей, баснописец[1], которому положение раба не позволяло говорить открыто,использовал язык намеков и иносказаний. Такая манера изложения позволяла в скрытой форме передать основную авторскую мысль. Такую тайнопись повествования писатель М.Е. Салтыков-Щедрин назвал «Эзопов язык». Подобная форма художественной речи встречается и в языке басен Крылова.

 

Басни «Ворона и Лисица», «Свинья под дубом»

Высмеивание в баснях недостатков людей в образах животных

Для басенного творчества используются сюжеты, которые кочевали из эпохи в эпоху, от одного автора к другому. Басня «Лисица и виноград», приписываемая Эзопу, повествует о голодной лисе, которая хотела полакомиться виноградом, но не смогла его достать. Уходя, она нашла себе оправдание в том, что виноградные гроздья «еще зеленые». Так и люди, не достигнув желаемого, оправдывают свое неумение сложившимися обстоятельствами.К сюжету эзоповской басни обратился в XVIII в. французский баснописец Жан де Лафонтен и, переработав ее, написал свою басню. Его персонаж Лис был перенесен во Францию XVII в.У Крылова тоже есть басня с таким названием, в ней Лиса названа кумой, так в русских традициях называли крестную мать своего ребенка. Используя известный уже сюжет, каждый баснописец придает персонажу национальные черты, чтобы сделать его понятнее своим соотечественникам.

В баснях используется прием аллегории, передающей в конкретном образе абстрактное понятие или идею. Так в образах растений или животных переданы обобщенные человеческие качества. Причем каждому животному или растению приписываются определенные, характерные только для него, свойства или недостатки человека. Так, например, образ лисы олицетворяет собой хитрость, заяц – трусость, свинья – невежество, волк – злость, медведь – грубую силу и пр.

Басня «Ворона и Лисица» была опубликована в первом сборнике Крылова. Основой для сюжета послужила басня «Ворон и Лиса» Эзопа. При практически схожих сюжетах следует отметить существенные различия. В обеих баснях рыжая плутовка, используя лесть, обманывает птицу, которая, попавшись на хитрую уловку, разинула клюв и выронила лакомство. Но мораль у каждой басни своя. В мировой мифологии образ черного ворона был символом мудрости, серая ворона – птица простоватая. У Эзопа основным качеством ворона, которого лиса называет царем, должен быть ум, но он оказывается глупцом. Лиса ловко использует глупость царя, не способного за лестью распознать правду, заставляет продемонстрировать«царский» голос. Выпавшее мясо лисица подхватила, убегая, не забыла намекнуть на отсутствие ума у правителя. Иная мораль в басне Крылова. Она гласит, что «лесть гнусна, вредна», на нее может попасться любой простак. Льстивыми речами лисица уговорила ворону спеть, схватила выпавший сыр и безнаказанно ускользнула, не утруждая себя объяснениями.

vorona i lisica
Иллюстрация к басне "Ворона и Лисица"

В отличие от героев Эзопа герои басни Крылова представляют собой яркие человеческие типажи. Лиса у Эзопа просто хитрая натура, Крылов дает более развернутую характеристику персонажам. Он называет Лисицу не только хитрой, но и плутовкой, которая ради получения лакомого кусочка, проделывает множество манипуляций: «говорит так сладко, чуть дыша», «на цыпочках подходит», «вертит хвостом», «глаз не сводит».Лиса сообразила, что не сможет силой отнять сыр и пытается его добыть обманом. Нерасторопная и простоватая ворона, «взгромоздясь» не дереве, перед едой «подзадумалась». Взирая с высоты своего положения на юлящую внизу Лису, глупая ворона от льстивых слов возомнила себя «вещуньей», у нее от радости «дыханье спёрло», «с похвал вскружилась голова». Человеческую слабость преувеличивать свои способности, раздутое самомнение хитрецами используются для получения личной выгоды. Поучительный урок дан в басне: лесть приносит выгоду только самому льстецу, а поверивший «сладким речам» глупец обязательно «проворонит» свою удачу.

В нравоучительной басне «Свинья под дубом», написанной в 1823 г., Крылов, всю жизнь занимавшийся самообразованием, затронул тему невежества. Похожий сюжет есть и у Эзопа. В народном представлении образ Свиньи наделен множеством отрицательных черт:нечистоплотностью,неблагодарностью, эгоизмом, недальновидностью. Образы Дуба и Ворона связаны с положительными качествами: мудростью, познанием, долголетием, опытом.

Свинья слишком приземленная натура,следуя своим животным инстинктам, она рылом роется все время в земле. Она облюбовала место под Дубом, потому что там можно найти пищу и выспаться после еды. Не поднимая голову, она не может увидеть, что питается плодами дерева, которому подрывает корни. Тщетно пытается вразумить Свинью разумными доводами Ворон, после и сам Дуб обратился к «неблагодарной», промолвив, что желуди на нем растут. Но Свинья слышит только себя. Финал истории остался открытым: мы не узнаем, погибло ли дерево или Свинья образумилась? Мораль басни выведена в последних строках: невежды не видят проку в «науках и ученье», хотя сами по-свински пользуются неосознанно плодами прогресса, не понимая, что достижения науки делают лучше их существование.

svinia pod dubom
Иллюстрация к басне "Свинья под дубом"

Басня «Волк на псарне»

Аллегорическая история войны 1812 г. Выражение патриотизма автора. Иносказательный смысл афоризмов из басни

Для Крылова была характерна необычайная острота восприятия современной ему жизни. Своим творчеством он откликнулся на самые животрепещущие исторические события, свидетелем которых он стал. Одним из таких событий была Отечественная война 1812 г., которая вызвала необычайный общественный подъем в России. Крылов написал несколько басен, в которых дал оценку народному характеру войны, ведь на схватку с врагом поднялись все слои общества. Предлогом для создания басни «Волк на псарне[2]» стали неудачные попытки французского императора добиться в сентябре 1812 г. мира с русскими.

Оригинальная басня «Волк на псарне», созданная в октябре 1812 г., отличается от обычной басни, в ней не животные являются носителями человеческих черт, а человек представлен в облике хищника. В басне аллегорически в образах Волка и Ловчего изображены реальные личности: французский император Наполеон и русский полководец М.И. Кутузов. Мораль басни выражена не словами автора, а заключена в обращении Ловчего: нередко человек, посягнувший на жизнь или интересы других людей, ради «спасения своей шкуры» клянется в собственной невиновности, прикидывается миролюбивым созданием. Однако, он заслуживает не прощения, а наказания. Убеленный сединами мудрый псарь убежден, что в чем бы не клялся хищник, у него все равно злые помыслы; мир с волками возможен, только «снявши шкуру с них долой». Слово «ловчий» означает человека, ловко ведущего охоту, занимающегося ловлей зверя.

volk na psarne
Иллюстрация к басне "Волк на псарне"

Наполеону, по мнению Крылова, присущи «волчьи» качества: он хитрый, сильный и коварный захватчик, изворотливый и наглый агрессор. Называя волка «серым забиякой», автор подчеркивает сходство серого походного мундира Наполеона с цветом волчьей шерсти. Завоевавший почти всю Европу, император считал собственную армию непобедимой и рассчитывал с легкостью покорить Россию. Однако русская армия упорно сопротивлялась, создавалось ополчение, на борьбу с агрессором поднялись даже крепостные крестьяне. Наполеон, оставшись в сожженной Москве, словно Волк в псарне, оказался загнан в угол. Он просил императора Александра I о перемирии, но ответа не последовало. После отправил предложение о мире Кутузову, предпринял еще несколько попыток заключить мир, но так и не был удостоен ответа.

Чтобы спасти остатки армии, Наполеону пришлось отступать. Русская армия контролировала отступление, заставив французов возвращаться по дороге через Смоленск, ими же разграбленной во время наступления, не давая возможности добыть провизию. В спущенной Ловчим и его помощниками стае гончих воплощена русская армия.Кутузов в лице старика Ловчего наделен мудростью, терпением, проницательностью, рассудительностью.Он с достоинством отвечает волку: «Ты сер, а я, приятель, сед». В этой фразе, ставшей афоризмом, намек не только на седину опытного полководца, но и на вековой народный опыт защиты своей земли от захватчиков.

Крылов выразил в басне «Волк на псарне» свои патриотические взгляды. Рукопись басни он отправил Кутузову, который получил ее после победной битвы с Наполеоном под городом Красным. Фельдмаршал прочитал текст перед командным составом для поднятия боевого духа. Таким образом, баснописец внес свою поэтическую лепту в русскую победу.

 

Своеобразие творчества И.А. Крылова

Творчество Крылова, неразрывно связанное с традициями русского Просвещения XVIII в., стало новаторским. Самобытный талант баснописца вырос на основе просветительской сатиры и произведений, созданных народом. Он широко использовал такие фольклорные жанры, как поговорка, пословица, сатирическая сказка. Крылов совершил переворот в жанре басни, ему удалось соединить остроумную сатиру с нравоучением, традиции античных басен с вековым опытом русского фольклора. Многие выражения из басен Крылова стали знаменитыми афоризмами. Пушкин писал, что у Крылова был «русский склад ума», потому что ему были присущи следующие черты: «Веселое лукавство ума, насмешливость и живописный способ выражаться».

 

Словарь

Писец – служащий, занимающийся переписыванием документов.

Псарня – сарай для содержания охотничьих собак.

 

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

Вопрос: 1
Годы жизни Ивана Андреевича Крылова
11814 г. – 1841 г.
21769 г. – 1854 г.
31769 г. – 1844 г.
Ответить
2
Вопрос: 2
Басня представляет собой
1Прозаическое или стихотворное нравоучительное произведение с иносказательным смыслом
2Рассказ о жизни животных
3Стихотворный рассказ о чем-либо
Ответить
1
Вопрос: 3
Какое средство художественной выразительности стало основным для басни?
1Метафора
2Аллегория
3Сравнение
Ответить
2
Вопрос: 4
Какое качество осуждается в морали басни «Ворона и Лисица»?
1Невежество
2Жадность
3Лесть
Ответить
3
Вопрос: 5
Какова суть морали в басни «Свинья под дубом»?
1Осуждение неблагодарных невежд, не ценящих наук, по потребляющих их плоды
2Осуждение грубиянов
3Высмеивание бездельников
Ответить
1
Вопрос: 6
Какое историческое событие аллегорически отражено в басне «Волк на псарне»?
1Восстание Пугачева
2Отечественная война 1812 г.
3Восстание декабристов 1825 г.
Ответить
2
Вопрос: 7
Какой басне принадлежит афоризм: «Ты сер, а я, приятель, сед»?
1«Ворона и Лисица»
2«Волк на псарне»
3«Свинья под дубом»
Ответить
2
Допущено ошибок:
Оценка:
Подробнее
Ваши ответы:
1 вопрос:

Годы жизни Ивана Андреевича Крылова
1) 1814 г. – 1841 г. 2) 1769 г. – 1854 г. 3) 1769 г. – 1844 г.
2 вопрос:

Басня представляет собой
1) Прозаическое или стихотворное нравоучительное произведение с иносказательным смыслом 2) Рассказ о жизни животных 3) Стихотворный рассказ о чем-либо
3 вопрос:

Какое средство художественной выразительности стало основным для басни?
1) Метафора 2) Аллегория 3) Сравнение
4 вопрос:

Какое качество осуждается в морали басни «Ворона и Лисица»?
1) Невежество 2) Жадность 3) Лесть
5 вопрос:

Какова суть морали в басни «Свинья под дубом»?
1) Осуждение неблагодарных невежд, не ценящих наук, по потребляющих их плоды 2) Осуждение грубиянов 3) Высмеивание бездельников
6 вопрос:

Какое историческое событие аллегорически отражено в басне «Волк на псарне»?
1) Восстание Пугачева 2) Отечественная война 1812 г. 3) Восстание декабристов 1825 г.
7 вопрос:

Какой басне принадлежит афоризм: «Ты сер, а я, приятель, сед»?
1) «Ворона и Лисица» 2) «Волк на псарне» 3) «Свинья под дубом»
Посмотреть ответы
Правильные ответы:
1 вопрос: 1769 г. – 1854 г.
2 вопрос: Прозаическое или стихотворное нравоучительное произведение с иносказательным смыслом
3 вопрос: Аллегория
4 вопрос: Лесть
5 вопрос: Осуждение неблагодарных невежд, не ценящих наук, по потребляющих их плоды
6 вопрос: Отечественная война 1812 г.
7 вопрос: «Волк на псарне»