Литература

Урок 4: Судьба Мастера и Маргариты

Судьба и любовь Мастера и Маргариты

В данной разработке рассмотрены темы творчества и любви в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита». Проанализированы эпизоды из глав: гл.5 «Дело было в Грибоедове», гл.13 «Явление героя», гл. 19 «Маргарита», гл.22 «При свечах», гл.23 «Великий бал у сатаны», гл.24 «Извлечение Мастера», гл.29. «Судьба мастера и Маргариты определена», гл.32 «Прощение и вечный приют».

План урока:

Мир искусства в тоталитарном обществе, где уничтожаются таланты и благоденствуют бездарности

Судьба автора романа о Понтии Пилате. Образ Мастера

Образ Маргариты

Неразрывность любви и творчества

 

Булгаков создавал главную книгу своей жизни более 12 лет, отразив в ней свои собственные убеждения и личную драму. Дописывал Михаил Афанасьевич свой роман уже смертельно больным, потеряв зрение, он до последних дней диктовал жене Елене Сергеевне окончательные правки. Лишь в 1966 г. «Мастера и Маргариту» удалось напечатать частично в журнале «Москва».

История Мастера созвучна судьбе самого автора. Писатель также подвергался травле критиков, его не публиковали, пьесы снимались с репертуара театров. Доведенный до отчаяния, он написал письмо в Правительство СССР с просьбой разрешить уехать из страны, потому что у него нет возможности работать и просто нормально существовать. Только после звонка Сталина ему позволили работать во МХАТе. Но от своих замыслов Булгаков не отказался, понимая, что этот роман, как многие его произведения, может никогда не увидеть свет. Тем не менее этому творению великого мастера русской литературы суждено было стать одной из самых популярных книг ХХ века.

1
М. Булгаков 

Мир искусства в тоталитарном обществе, где уничтожаются таланты и благоденствуют бездарности

Домом Грибоедова назывался уютный особнячок, якобы ранее принадлежавший какой-то тетке знаменитого поэта, после в здании разместился Массолит с множеством различных кружков, секций и отделов, к которым выстроились очереди и где распределялись путевки, дачи, квартиры. Весь нижний этаж занимал роскошный и лучший в Москве ресторан. Случайно попавший сюда сразу осознавал, какими счастливцами были члены этого общества, имевшие доступ к благам, благодаря литературным «талантам».

С определенной авторской иронией и сарказмом[1] изображается мир искусства, знакомство с которым начинается с беседы двух членов Массолита. Удивительно живописные описания поэта Амвросия «судачков а натюрель»[2] и прочего меню ресторана определяют гастрономический смысл его жизни, от которого его могут отрывать только какие-то литературные дела. Этот разговор собратьев по перу – прелюдия к встрече с двенадцатью заседавшими членами правления Массолита, которые томятся в ожидании своего председателя Берлиоза. Эти властители человеческих дум занимают особое место в иерархии[3] творческой элиты. Но все их реплики сводятся к разговорам о еде и прелестях дачного поселка литераторов.

Не дождавшись начальства, правление в полночь спускается в душный и грохотавший, как ад, ресторан предаваться чревоугодию и пляскам под знаменитый грибоедовский джаз[4]. Здесь полно «творческих личностей»: новеллист[5] Иероним Поприхин, беллетрист[6] Бескудников, романист[7] Жукопов, баталистка[8] Штурман Жорж, сценарист Глухарев, критик Абабков, литераторы Квант, Иоганн из Кронштадта, Желдыбын, Чердакчи, поэты Рюхин, Шпичкин, Богохульский, Сладчий, Адельфина Буздяк, Павианов и множество других. В этом бесконечном перечне странных и пошлых имен и псевдонимов путем сатирической номинации даются характеристики их обладателям, противоречащие высокому призванию художника слова. Эти деятели мира искусства – бескультурные и бездарные приспособленцы, производители массовой литературы, обезличенных текстов.

Известие о страшной гибели Берлиоза ненадолго прервало ужин, только правление вынуждено заняться неотложными похоронными вопросами. Жующих и пьющих ночных посетителей ресторана потрясла не кончина председателя, а появление и свинское поведение полубезумного поэта Ивана Бездомного, призывавшего к поимке[9] какого-то консультанта, убившего Берлиоза на Патриарших прудах. Несчастного юношу отправляют в психиатрическую клинику. Члены Массолита душевно черствы, равнодушны, завистливы и корыстолюбивы, им интересно лишь, кому достанется теплое местечко умершего.

Коровьев и Бегемот, понимающие разницу между настоящим искусством и ремеслом, напоследок неслучайно посещают это логово «творчества», издеваясь над каким-то членством, провозглашая, что бессмертному Достоевскому и другим великим писателям никогда не доводилось быть членами каких-то государственных структур. Они с гордостью и чувством выполненного долга рассказывают Воланду о своем последнем похождении – погроме и пожаре, который они учинили в Доме Грибоедова.

2
Дом Герцена в Москве. Предположительный прототип Дома Грибоедова  

 

Судьба автора романа о Понтии Пилате. Образ Мастера

К Бездомному в клинике в конце 11 главы ночью с балкона в палату проникает незнакомец, знакомство с которым состоится в 13 главе. Это был бритый остроносый человек с темными волосами и встревоженным взглядом, в больничной одежде, на вид ему было около 38 лет. Он объяснил, что, обладая связкой ключей рассеянной нянечки, может навещать соседа. Иван удивляется, почему он не сбежит, гость отвечает, что ему некуда бежать. Он не стремится покидать дом скорби, и у него есть на то свои причины.

Убедившись, что Иван не буйный, пояснил, что ему невыносимы крики и насилие. А узнав, что его сосед – поэт, огорчился и посоветовал не писать стихов. Бездомный признал, что пишет чудовищные стихи и дал торжественную клятву. Почему-то Иван, испытывая доверие к гостю, расскажет о том, что произошло с ним на Патриарших прудах. Собеседник проявил живой интерес к рассказу, терпеливо слушал и объяснил пораженному Ивану, что ему довелось спорить с сатаной, хотя он сам отдал бы за такую встречу даже бесценную связку ключей. Гость пояснил, что попал в клинику тоже из-за Понтия Пилата, ибо написал про него роман. Погрозив кулаком назвавшему его писателем Ивану, гость представится Мастером и в доказательство этого наденет черную шапочку с вышитой буквой «М». Он отказался от имени, фамилии, как и от всего прочего житейского.

Мастер рассказывает Ивану о себе. Он историк, был работником музея и занимался переводами, зная пять языков. В прошлом его жизнь была одинока и скучна, пока он не выиграл в лотерею сто тысяч. Тогда он воплотил свою мечту: нанял небольшую квартирку в переулке у Арбата, ушел из музея и стал писать роман.

Однажды весной, когда роман был почти закончен, Мастер встретил на Тверской женщину с желтыми цветами, поразившую его не столько красотой, сколько невиданным одиночеством в глазах. Любовь настигла их обоих как убийца, как молния. Эта женщина стала его возлюбленной. Она стала приходить к нему каждый день, любила читать роман и назвала его Мастером. Теперь он надеялся, что любимая сможет поскорее его забыть.

Наконец роман был окончен, и Мастер столкнулся с миром литераторов. Редактор смотрел на него как-то странно, по существу романа не спрашивал, интересовался, откуда он появился, кто посоветовал такую тему. В систему, где все писатели были на учете, имели членские билеты Массолита и писали на заданную тему, не вписывался чужеродный одиночка. Но отрывок из романа Мастера напечатал другой редактор. Критики набросились с разгромными статьями на «пилатчину» и богомаза, который пользуясь невежеством редакционных работников попытался напечатать апологию[10] Христа.

В это непростое время завелся в жизни Мастера человек, которого он стал считать другом. Живший по соседству журналист Алоизий Могарыч показался умным, интересовался романом, объяснял смысл прочитанного в прессе. А обличительных статей становилось все больше, в них, несмотря на грозную риторику[11], чувствовалась фальшь и неуверенность, было понятно, что авторы пишут не то, что хотят. Сначала Мастер смеялся, удивлялся, потом его охватил страх. Он стал бояться темноты и понял, что болен. Он сжег роман, но подруге удалось спасти из печки его остатки. После ее ухода, к нему постучали. Его задержали, но вскоре отпустили, сочтя умалишенным. О том, где он был три месяца, не смог даже вслух произнести, только нашептал на ухо Ивану. Запуганный окончательно, вернувшись, увидел, что в окнах его квартиры горит свет и звучит патефон, там жил уже кто-то другой. Поняв, что страх его неизлечим, Мастер ушел в клинику к профессору Стравинскому, где находился уже четвертый месяц.

Ночь откровений помогла Мастеру и Ивану понять что-то о своей жизни. Мастер подтвердил свои догадки о замысле романа, для Иванушки после этой встречи бесповоротно изменится жизнь. Он станет учеником Мастера.

В образе Мастера отражена трагедия творческой личности в тоталитарном мире. Судьба наградила его талантом и даровала любовь. Ему удалось в рукописи отразить душевные поиски смысла жизни героями его романа, которым суждено стать символами насилия власти и человеческих страданий искателя истины. Мастер откровениями Иешуа хотел донести до людей прозрение об одном из самых страшных пороков, но сам струсил, как Пилат, не защитил и не сберег то, что ему было дорого. Мастер сломлен системой, отказался от любви и творчества.

3
Мастер в сериале "Мастер и Маргарита", 2005 г. 

 

Образ Маргариты

Та, которую любил Мастер и чье имя не назвал Иванушке, была Маргарита Николаевна. И он ошибался, думая, что она забыла его. Маргарита не забыла, любила и страдала, хотя у нее было все, о чем мечтали многие: красота, ум, любящий муж, который ни в чем не отказывал. Она жила в роскошном особняке, имея домработницу, не зная бытовых проблем. Но не была счастлива, ее жизнь казалась ей пустой, и она даже помышляла отравиться, если бы однажды не встретила Мастера.

Спасительная сила любви озарила смыслом ее жизнь. Маргарита стала для Мастера близким человеком, ангелом-хранителем, благодарным читателем и критиком его творения. Она пророчила ему славу и гордилась им.

Потрясенная исчезновением Мастера, Маргарита каждый день более полугода вспоминала его и мучилась от неизвестности, плакала над обгоревшими листками рукописи и засушенной розой, напоминавшими о счастье в подвальчике. Она винила себя, считая, что наказана за то, что вынуждена была лгать мужу. Однажды Мастер приснился ей, и она интуитивно поняла, что должно что-то случиться. В тот же день во время прогулки ей встречается Азазелло и делает предложение о встрече с Воландом. Понимая, что через незнакомца можно узнать о Мастере, решительная женщина соглашается. Натерев себя кремом, полученным от Азазелло, превращается в ведьму.

Когда она попадает в нехорошую квартиру, Коровьев объясняет, с какой целью ее пригласили. Нужна королева бала, и для этой роли выбрана именно она, потому что, согласно правилам, нужна местная уроженка, носящая имя Маргарита. Из ста двадцати одной московских кандидатур выбрали ее, потому что она «королевской крови». Это характеристика ее сути – готовность к самопожертвованию, отсутствие предрассудков, непринятие пошлости, великодушие, милосердие. Она не приземленная, помышляющая о житейских благах, ей нужен любимый человек, за спасение которого она готова продать душу кому угодно, пойти на сделку даже с дьяволом.

Прозорливый Воланд с первого взгляда оценил ее врожденное чувство такта, благородство, умение держаться с достоинством. Он и его свита относятся к ней с почтительностью. Бал стал настоящим испытанием для Маргариты, единственному живому человеку среди вакханалии[12] мертвецов, она обязана была уделить внимание и выразить восхищение каждому представленному ей Коровьевым из бесконечной вереницы убийц, отравителей, распутников, появляющихся из тлеющего камина, как из ада. В этой толпе были даже короли и известные в мировой истории злодеи. За великолепием празднества и роскошью обстановки царит дух мертвечины, здесь нет ничего настоящего и живого. К утру тление поглотило зал, гости рассыпались в прах.

Коровьев не скупился на похвалы королеве, очаровавшей всех на балу своим обаянием и шармом. В награду Маргарита, помня об обещании, данном задушившей своего ребенка Фриде, просит не подавать ей больше платок, напоминающий о страшном грехе. Удивленный Воланд, сначала заподозрив Маргариту в милосердии, отвечает, что не его ведомству дано право прощать, но она сама может это сделать. Простив Фриду, она хотела уйти, но Воланд, упрекнув ее в непрактичности, спросил, что он может сделать для нее. Ее гордость и нежелание просить для себя вызывают уважение. Маргарита, наконец, произносит самое заветное свое желание о возвращении Мастера.

4
Маргарита на балу в сериале "Мастер и Маргарита", 2005 г. 

Неразрывность любви и творчества

Благодаря всепобеждающей силе любви Мастер возвращается к преданной возлюбленной. Изнеможенный, небритый и в больничном халате он предстает перед Маргаритой, Воландом, свитой и понимает, с кем ему довелось встретиться. Благодаря этой встрече Мастер получает в дар возрожденный сожженный роман, как доказательство того, что искусство вечно, его невозможно уничтожить. Но у него нет сил бороться за свое существование, он опустошён и раздавлен, а Маргарита готова разделить с ним любую участь. Возлюбленным возвращают подвальчик, в котором прошли самые счастливые дни. Но недолго им пришлось там пробыть.

Им нет места в этой жизни, где не востребовано творчество Мастера. Леви Матвей, встретившись с Воландом, просит от имени Иешуа взять Мастера и его любимую с собой и дать вечный приют их безмерно уставшим и измученным душам. Мастер не заслужил света за свое малодушие, он отрекся от своего предназначения, а Маргарита не может быть с ним разлучена. Им за страдания дарован покой.

Азазелло угощает Мастера и Маргариту отравленным вином. В это время в клинике Бездомный узнает, что умер его сосед, и понимает, что должна где-то в Москве скончаться его любимая женщина. Со свитой Воланда свободные души героев на летящих скакунах с Воробьевых гор покидают Москву. Кавалькада[13] прервала путь на каменистой площадке в горах, где сидел, погруженный в размышления человек в белом плаще, а у его ног лежала огромная собака. Это герой романа Мастера, страдающий от своего бессмертия и невозможности поговорить с Иешуа. Но Понтий Пилат прощен, и Мастеру позволено закончить роман, даровав ему свободу. Простившись с Воландом, Маргарита уводит Мастера к их вечному дому.

Темы любви и творчества тесно переплетены, потому что в них проявляется сила человеческого духа. Приземленным людям не дана способность творить, созидать и возможность испытать вечную любовь, которая может быть неиссякаемым творческим источником.

5
Первая встреча Мастера и Маргариты, сериал "Мастер и Маргарита", 2005 г. 

 

Словарь

1. Сарказм – злая насмешка.

2. «Судачки а натюрель» - название блюда в ресторанном меню.

3. Иерархия – система управления, в которой низшие чины подчиняются высшим.

4. Джаз – музыкальное направление в музыке, основанное на африканском фольклоре.

5. Новеллист – автор новелл, небольших прозаических текстов.

6. Беллетрист – пишущий тексты для увлекательного, легкого чтения, беллетристику.

7. Романист – автор романов.

8. Баталист – занимающийся описанием батальных, военных сюжетов.

9. Поимка – захват преступника.

10. Апология – текст, чрезмерно восхваляющий или защищающий что-то.

11. Риторика – высокопарное красноречие.

12. Вакханалия – мистический разгул, оргия.

13. Кавалькада – группа всадников.

 

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

Вопрос: 1
Как называется сатирический прием, характеризующийся как злое, резкое осмеивание чего-либо, насмешка?
1Ирония
2Сарказм
3Гротеск
Ответить
2
Вопрос: 2
Как оскорбительно называли Мастера в критических статьях
1Богомаз
2Богослов
3Богоборец
Ответить
1
Вопрос: 3
Последним похождением Коровьева и Бегемота в Москве было
1Посещение зрелищной комиссии и ее филиала
2Разгром валютного магазина "Торгсин"
3Погром и пожар в Доме Грибоедова
Ответить
3
Вопрос: 4
Отметьте все верные причины, почему Маргарита стала королевой бала
1Носит имя Маргарита
2Отлично танцует
3"Королевской крови"
4Рождена в Москве
5Влюблена в Мастера
Ответить
134
Вопрос: 5
Что заслужили Мастер и Маргарита
1Свет (рай)
2Покой
3Тьму (ад)
Ответить
2
Допущено ошибок:
Оценка:
Подробнее
Ваши ответы:
1 вопрос:

Как называется сатирический прием, характеризующийся как злое, резкое осмеивание чего-либо, насмешка?
1) Ирония 2) Сарказм 3) Гротеск
2 вопрос:

Как оскорбительно называли Мастера в критических статьях
1) Богомаз 2) Богослов 3) Богоборец
3 вопрос:

Последним похождением Коровьева и Бегемота в Москве было
1) Посещение зрелищной комиссии и ее филиала 2) Разгром валютного магазина "Торгсин" 3) Погром и пожар в Доме Грибоедова
4 вопрос:

Отметьте все верные причины, почему Маргарита стала королевой бала
1) Носит имя Маргарита 2) Отлично танцует 3) "Королевской крови" 4) Рождена в Москве 5) Влюблена в Мастера
5 вопрос:

Что заслужили Мастер и Маргарита
1) Свет (рай) 2) Покой 3) Тьму (ад)
Посмотреть ответы
Правильные ответы:
1 вопрос: Сарказм
2 вопрос: Богомаз
3 вопрос: Погром и пожар в Доме Грибоедова
4 вопрос: Носит имя Маргарита
4 вопрос: "Королевской крови"
4 вопрос: Рождена в Москве
5 вопрос: Покой