Литература

Урок 3: Пушкин "Пиковая дама"

Александр Сергеевич Пушкин "Пиковая дама"

В данном уроке рассказывается о первой русской мистической повести «Пиковая дама» Александра Сергеевича Пушкина.
 

План урока:

Идея и история создания Пушкиным «Пиковой дамы»

Основное содержание «Пиковой дамы», композиция произведения, смысл названия

Система образов в «Пиковой даме». Образ Германна

Образ Петербурга. Роль эпилога

Заключение. Нравственные уроки повести «Пиковая дама»

 

Идея и история создания Пушкиным «Пиковой дамы»

Точно неизвестно, но предполагается, что повесть «Пиковая дама» была Пушкиным задумана в 1828 г., закончена в имении Болдино Нижегородской губернии осенью 1833 г. В основу ее написания был положен рассказанный поэту князем Голицыным случай, о том, как ему, проигравшемуся в карты, удалось отыграться. Он поставил деньги на карты, предсказанные его бабушкой Н.П. Голицыной, бывшей влиятельной особой при дворе и фрейлиной при пяти императорах. По семейному преданию, в молодости Наталья Петровна Голицына, живя в Париже, свела знакомство с известным магом или авантюристом Сен-Жерменом[1], который ей рассказал некий секрет карточной игры. Пушкин к этой истории придумал занимательный сюжет с интересной интерпретацией[2].

Повесть «Пиковая дама» в пушкинской прозе занимает особое место. В отличие от иных его реалистических произведений, в «Пиковой даме» присутствуют астральные[3] силы, оказывающие влияние на судьбу человека. Тема судьбы и случая интересовали Пушкина, который считал, что ум человека может, исходя из общего хода вещей, делать «глубокие предположения, часто оправданные временем», но он не способен предвидеть случая, являющегося «мощным и мгновенным орудием провидения». К тому же поэт, не по слухам, а по личному опыту познал страсть к карточной игре, столь популярной в его время. Карты являлись своеобразным инструментарием в игре с судьбой, с их помощью гадали, стараясь предугадать будущее.

После публикации в 1834 г. повести в журнале «Библиотека для чтения», она получила множество положительных отзывов и стала настолько популярной, что игроки предпочитали делать ставки на магическую комбинацию: «тройку, семерку, туз». В своем дневнике Пушкин записал: «Моя «Пиковая дама» в большой моде».

fggjhljhg

Основное содержание «Пиковой дамы», композиция произведения, смысл названия, эпиграфа

Жанр «Пиковой дамы» Пушкин определил, как повесть. Хотя Белинский и многие другие критики считали это произведение рассказом, ограниченным одной сюжетной линией и небольшим количеством действующих лиц. В сюжете «Пиковой дамы» переплетены черты романтизма и реализма, позже повесть стали относить к направлению мистического реализма. На чертах и некоторых поступках главного героя присутствует романтический налет, в тоже время он, прикоснувшись к потусторонней тайне, использует ее для воплощения своих меркантильных житейских планов.

Произведение наполнено фантастическими образами и мистическими событиями, между которыми существует определенная взаимосвязь,отмеченная в названии повести и эпиграфе. В названии «Пиковая дама» указана разрушившая жизнь главного героя игровая карта, в эпиграфе ее символическое значение в гадании как «тайная недоброжелательность». Композиция «Пиковой дамы» состоит из 6 частей и лаконичного эпилога из 5 предложений. В первой части происходит завязка сюжета, в третьей – кульминационная сцена смерти старой графини, в шестой – развязка дана в сцене проигрыша главного героя.

В основе сюжета «Пиковой дамы» история молодого военного инженера Германна, имя которого выдает в нем обрусевшего немца. Знакомство с героем происходит в самом начале произведения. Долгой зимней ночью, окончив под утро карточную игру у конногвардейца Нарумова, ее участники разговорились. Князь Поль Томский поведал историю своей бабушки графини Анны Федотовны, которой довелось узнать от известного в Париже оккультиста[4] Сен-Жермена выигрышную комбинацию карт. Этим секретом она воспользовалась дважды. Один раз сама, чтобы отыграться, во второй раз помогла из жалости некоему молодому человеку Чаплицкому с условием никогда более не играть, что, видимо, тот не сделал и умер в нищете, промотав миллионное состояние. Но ни одному из своих четырех сыновей, которые были отчаянными игроками, ни внукам своей тайны не раскрыла.

Игроки рассказ Томского восприняли несерьезно, только не принимавший участия в игре Германн заинтересовался этой «сказкой». В его голове зарождаются коварные мысли и начинает выстраиваться план получения от старой графини тайны заветных карт. Он ходит к дому графини, стоит под ее окнами. Начинает писать ее воспитаннице Елизавете Ивановне любовные послания, добивается взаимности и уговаривает на ночное свидание. Проникнув благодаря Лизе в дом, Германн пытается сначала уговорами, потом угрозами выпытать тайну у графини. Старуха, не вынеся страха, умирает.

После с Германном начинают твориться странные вещи: на похоронах ему чудится, что лежавшая в гробу старуха насмешливо прищурилась, мерещится ночью у себя дома ее призрак, раскрывающий карточную комбинацию. Его воображение полностью поглотила идея воспользоваться открывшейся ему тайной. Вскоре ему представился случай: в Петербург приехал известный опытный игрок Чекалинский. Два раза Германн у него выигрывает, в третий раз, перепутав карту, проигрывает все. Глядя на карту у него в руках, ему кажется,что «пиковая дама» усмехнулась. Разорившийся молодой человек попадает в психиатрическую лечебницу.

Интересна сущность игры, называемой «фараон», в которой участвуют два игрока. Один из своей колоды вытаскивает карту и делает на нее ставку. Другой из своей колоды начинает метать карты в две кучки. В чью сторону выпадает загаданная карта, тот и выигрывает. В этой простой и совершенно непредсказуемой игре невозможны шулерские трюки и просчет карт. Игроки полагаются только на везение и случай. Сам процесс игры в карты в повести не показан до последнего эпизода. С первой страницы карточная игра становится только темой для разговоров, поначалу в виде безобидного и забавного анекдота про графиню. На последней странице окажется, что связанная с игрой история невеселая и роковая.
Игра в сюжете наделена таинственными, фантастическими возможностями. «Три верных карты» овеяны тайнами кабалистики (история с Сен-Жерменом), мистикой загробного откровения (явление призрака умершей графини).К концу первой главы для Германна игра воспринимается как «сказочная» возможность разбогатеть, после она начинает демонически овладевать его сознанием.

pika

Система образов в «Пиковой даме». Образ Германна

Суть проблемы человека и судьбы. Смысл символических и фантастических образов

Центральный герой повести «Пиковая дама» Германн посиживает ночи в компании игроков, но сам карт в руки не берет, хотя в душе страстный игрок. Ему нравилось следить за игрой других картежников, пытаясь разгадать систему выигрыша. Сам он не позволял себе рисковать деньгами, вел весьма скромный образ жизни, имея небольшой капитал и живя на скромное жалование. Он одержим манией обогащения.

Своими жизненными козырными картами Германн считал «расчет, умеренность и аккуратность». Он человек рациональный, не верящий в торжество случая. В рассказе Томского его убедила не столько история выигрыша графини, сколько ее повторение с Чаплицким, которому был открыт секрет. Однократный выигрыш мог быть случайностью, повторение случайностей становится закономерностью. Но расчетливый Германн просчитался самым зловещим образом. Думая, что желанная тайна послужит его целям, он сам очутился во власти этой тайны. Молодой человек не замечает собственную зависимость, которая начинает проявляться в его мыслях, поступках и снах.

Ему снится игра, в которой он беспрестанно выигрывает золото и ассигнации[5], просыпаясь, вдыхает о потере якобы своего фантастического богатства. Блуждая по Петербургу, он, словно неведомой силой направляемый, все время приходит к старинному особняку графини. Его сознание подчинено загадке чисел, смысл которых еще не ясен. Он мечтает о том, что мог бы «утроить, усемерить» состояние, доставив себе «покой и независимость». В его подсознании уже отпечатаны заветные карты: «тройка», «семерка» и олицетворяющий «покой и независимость» «туз», самая важная по статусу карта. Несмотря на эти странности, Германн планомерно продумывает способ обольщения Лизы и проникновения к графине.

Стоящий под окнами Лизаветы Ивановны Германн представляется ей героем из романа: лицо прячет в бобровый воротник, черные глаза его сверкают, бледные щеки вспыхивают румянцем. Томский, рассказывая Лизе о Германне, заметил, что тот обладает «лицом истинно романическим», с «профилем Наполеона» и «душой Мефистофеля».

Добившись свидания и получив в письме от Лизы подробное описание дома, он проникает в покои старой графини, пытаясь узнать желанный секрет. В своих убеждениях он приводит графине массу аргументов: от возможности его осчастливить, как человека бережливого и достойного, до готовности принять на свою душу ее грехи, но почитать «как святыню». Поняв, что старуха скончалась, Германн идет в комнатушку Лизы для объяснения,но не любовного, ведь в этом больше нет нужды. Лиза понимает, что в основе поступков ее «романического» героя была страсть, но не к ней, а к деньгам, которых «алкала его душа». В образе Германна Пушкин впервые показал зарождающийся буржуазный мир с измельчавшими страстишками, которым управляют деньги. Хотя в облике героя есть наполеоновские и демонические черты, его зло мелко, он просто хочет разбогатеть, думая бухгалтерским способом просчитать судьбу.

ka grafini v povesti pikova

Даже решив покаяться на отпевании старухи за то, что стал виновником ее смерти, он делает это из боязни, что дух покойницы способен дурно повлиять на его жизнь. Склонившись над гробом старухи, ему чудится ее недобрая усмешка, и он теряет сознание. От пережитого нервного потрясения и выпитого вина ночью ему является то ли наяву, то ли во сне призрак старухи и сообщает заветные карты: «тройка, семерка, туз», обещая свое прощение, если он женится на ее воспитаннице. После этого Германном полностью овладела игра разума с судьбой, всюду преследовала «идея фикс[6]» трех карт, названия которых шевелились на его губах. Все, что его окружало, напоминало эти карты, в которые он стал вкладывать смысл символических образов. Статная девушка представлялась ему как «червонная тройка», пузатого мужчину он сравнивал с «тузом», если его спрашивали о времени, то отвечал: «Без пяти минут семерка». В фантастических образах тревожных снов «туз» ему кажется пауком, «семерка» готическими воротами, «тройка» – пышным цветком.

Решив подать в отставку и уехать за границу, Германн ищет подходящего случая для игры, но случай сам его находит, избавляя от лишних хлопот. С появлением в Петербурге крупного игрока Чекалинского решается его участь. Во время игры Германн по-прежнему сдержан и расчетлив, уверен, что владеет «закономерностью» случая. Соблюдая наставления старухи, он ставит за вечер только одну карту, выигрывает два раза подряд. Удивительно, что старуха его не обманула: выиграли все три карты. Закономерность была доказана. Но Германн сам неосторожно «обдернулся», поставив даму вместо туза. А значит, доказана и непредсказуемая власть случая. Его капитал, «утроенный, усемеренный» за два вечера до 94 тысяч, достается «тузу» Чекалинскому. У Германна остается в руках только «пиковая дама», с прищуренным глазом повторившая усмешку покойницы графини. Двусмысленно звучат слова Чекалинского, обращенные к проигравшему сопернику: «Дама ваша убита». Они, означающие на языке картежников результат игры, представляют также выражение, относящееся к реальному, хотя и невольному убийству старухи.

Образ пиковой дамы перекликается с образом графини Анны Федотовны, богатой старой дамы, бывшей красавицы и светской львицы, азартной картежницы в молодости. По слухам, она является хранительницей тайны «трех карт», открытой ейво время пребывания в Париже известным мистиком. В доме 87-летней графини время словно остановилось, предметы интерьера и туалеты старой дамы по моде XVIII в. подчеркивают старомодность и ветхость их хозяйки. Характер у Анны Федотовны сварливый, своими причудами и капризами она изводит не только слуг, которые втихаря обкрадывают полоумную старуху, но и свою бедную воспитанницу Лизавету Ивановну. Графиня, казавшаяся еще при жизни уже омертвевшей, после смерти словно оживает. Ее призрак, как порождение темных сил, является к Германну, шаркая тапочками, и готов заключить сделку с человеком, ставшим жертвой собственной алчности. Мертвая старуха сообщает ему«против своей воли»демоническую тайну, но проявляет личную милость, обещая простить свою смерть с условием женитьбы на Лизе. Возможно, проигрыш Германна, не выполнившего условия, был мистической местью старухи. Ведь ранее и Чаплицкий, нарушив запрет графини больше не играть, умер нищим. Графиня в образе пиковой дамы, издеваясь над героем, смеется над ним, лишив всего, доведя до безумия.

Лизавета Ивановна живет в доме своей «благодетельницы» на униженном положении. Вынужденная сопровождать свою хозяйку на прогулках и балах, она не могла не понимать своего жалкого положения в «большом свете». Несмотря на то, что она была миловиднее многих ее ровесниц, успехом она не пользовалась, кавалеры крутились около богатых невест. Это задевало ее самолюбие. Молодые люди ее приглашали только тогда, когда не было пары, дамы замечали, лишь когда им требовалась помощь. Но она ждала, что когда-нибудь появится ее «избавитель». Не имея возможности «достойного» знакомства, она стала обращать внимание на военного инженера под своими окнами, со временем отвечать на его любовные письма. Став невольной соучастницей Германна, она после злополучного свидания понимает его истинные намерения. Но в отличие от ее расчетливого несостоявшегося возлюбленного, она устроила свою судьбу, удачно вышла замуж, хотя при своем положении не могла рассчитывать на счастливый брак.

pikova

 

Образ Петербурга. Роль эпилога

В «Пиковой даме» Пушкиным впервые был представлен образ Петербурга как города абсурда, в котором стираются грани между реальностью и фантастикой. Северная столица показана не как центр культуры государства, а как место, в котором опошляются моральные принципы, мельчают чувства, мысли и поступки. Петербург с его «ненастными днями», «долгими зимними ночами» изображен как город игроков, занимающихся «делом», готовых поставить на карту все ради низменных желаний и целей.

Петербург, словно невидимый призрак или видение, подчиняет своей власти жителей. В «Пиковой даме» встречаются якобы «случайные» моменты, связанные с городом. Так, Германн, блуждая по Петербургу, погруженный в свои мысли о тайне графини, «случайно» очутился у дома «старинной архитектуры» на одной из центральных улиц и узнает, что это ее особняк. Его привело к этому дому какой-то «неведомой силой». Город, враждебный человеку, делает его жизнь призрачной, нелепой, наполненной фальшью, корыстью, лишает его ума. Отрытая Пушкиным тема Петербурга будет продолжена в творчестве Гоголя, Достоевского и др.

В эпилоге, состоящем всего из пяти предложений, становится известно, что несостоявшийся «Наполеон» и «Мефистофель» в одном лице, пребывает в Обуховской психиатрической клинике, бормоча одно и то же: «Тройка, семерка, туз! Тройка, семерка, дама». Лизавета Ивановна замужем за обеспеченным сыном бывшего управляющего старой графини, в ее доме воспитывается некая бедная родственница. Внук графини и приятель Германна Томский произведен в ротмистры[7], удачно женился. Из этого лаконичного заключения следует, что провидение распорядилось судьбами героев по-своему, спутав карты, нарушив планы, преподнося нежданный выигрыш. У Германна судьба отняла разум, с помощью которого он намеревался ее обхитрить. Лиза, не ждавшая от жизни ничего хорошего, обрела благополучие и семью. «Праздный счастливчик» Томский незаслуженно все более богатеет, получив чин, наследство и приданое богатой невесты.

Заключение. Нравственные уроки повести «Пиковая дама»

Пушкин, затронув в повести тему случая и судьбы, на первый взгляд, пытается найти ответ на вопрос: «Может ли человек с помощью тайного знания управлять своей жизнью?» Но неизвестно, является ли комбинация карт магией, или она всего лишь плод больного воображения героя. Важнее, что никакими мистическими таинствами нельзя изменить алчного и пошлого человека. Судьба посмеялась над малодушным ничтожеством героя, отняв не только деньги, честь, но и рассудок.

В повести поднимаются проблемы взаимоотношений людей, роль денег в их жизни. Жажда денег разрушает психику главного героя, он готов ради них идти на обман, лицемерие, ложь, угрозы, даже убийство. Теша себя иллюзией, что деньги помогут обрести независимость, сам попадает в зависимость от навязчивой идеи быстрого обогащения. Так, человеческая судьба становится за игральным столом самой ничтожной и мелкой ставкой.

 

Словарь

1. Сен-Жермен – популярный в конце XVIII в. общественный деятель во Франции, прославившийся своими увлечениями алхимией и оккультными науками.

2. Интерпретация – истолкование смысла чего-либо на основе собственного понимания.

3. Астральный – мистический, потусторонний.

4. Оккультист – человек, изучающий мистические учения.

5. Ассигнации – ценные бумаги, бумажные деньги.

6. Идея фикс – маниакальная, навязчивая идея.

7. Ротмистр – офицерское звание, капитан.

В материалах урока использованы кадры из к/ф "Пиковая дама", 1982

 

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

Вопрос: 1
В каком году была закончена повесть «Пиковая дама»
11833 г
21835 г
31834 г
Ответить
1
Вопрос: 2
Как появилась идея написания повести
1История была рассказана Пушкину князем Голицыным
2На основе газетной хроники
3История была семейным преданием Пушкина
Ответить
1
Вопрос: 3
Какую тайну открыл графине в молодости Сен-Жермен
1Тайну особого заговора для везения
2Тайну трех карт
3Тайну умелого шулерства
Ответить
2
Вопрос: 4
Какой национальности был главный герой Германн
1Русский
2Француз
3Немец
Ответить
3
Вопрос: 5
Кем служил главный герой
1Кавалеристом
2Артиллеристом
3Военным инженером
Ответить
3
Вопрос: 6
О ком говорится в цитате: «В свете она играла самую жалкую роль. Все ее знали, и никто не замечал»
1Старой графине
2Княжне Полине
3Лизавете Ивановне
Ответить
3
Вопрос: 7
Кто стал тайным воздыхателем Лизаветы Ивановны
1Нарумов
2Германн
3Томский
Ответить
2
Вопрос: 8
Что стало причиной смерти графини
1Страх при виде пистолета у ночного визитера
2Выстрел Германна
3Отравление ядом
Ответить
1
Вопрос: 9
На какого исторического деятеля внешне походил главный герой
1Цезарь
2Нерон
3Наполеон
Ответить
3
Вопрос: 10
Какую комбинацию карт поведал призрак графини Германну
1Тройка, семерка, дама
2Тройка, дама, туз
3Тройка, семерка, туз
Ответить
3
Вопрос: 11
Как сложилась судьба главного героя после проигрыша
1Он отыгрался
2Сошел с ума
3Покончил с собой
Ответить
2
Допущено ошибок:
Оценка:
Подробнее
Ваши ответы:
1 вопрос:

В каком году была закончена повесть «Пиковая дама»
1) 1833 г 2) 1835 г 3) 1834 г
2 вопрос:

Как появилась идея написания повести
1) История была рассказана Пушкину князем Голицыным 2) На основе газетной хроники 3) История была семейным преданием Пушкина
3 вопрос:

Какую тайну открыл графине в молодости Сен-Жермен
1) Тайну особого заговора для везения 2) Тайну трех карт 3) Тайну умелого шулерства
4 вопрос:

Какой национальности был главный герой Германн
1) Русский 2) Француз 3) Немец
5 вопрос:

Кем служил главный герой
1) Кавалеристом 2) Артиллеристом 3) Военным инженером
6 вопрос:

О ком говорится в цитате: «В свете она играла самую жалкую роль. Все ее знали, и никто не замечал»
1) Старой графине 2) Княжне Полине 3) Лизавете Ивановне
7 вопрос:

Кто стал тайным воздыхателем Лизаветы Ивановны
1) Нарумов 2) Германн 3) Томский
8 вопрос:

Что стало причиной смерти графини
1) Страх при виде пистолета у ночного визитера 2) Выстрел Германна 3) Отравление ядом
9 вопрос:

На какого исторического деятеля внешне походил главный герой
1) Цезарь 2) Нерон 3) Наполеон
10 вопрос:

Какую комбинацию карт поведал призрак графини Германну
1) Тройка, семерка, дама 2) Тройка, дама, туз 3) Тройка, семерка, туз
11 вопрос:

Как сложилась судьба главного героя после проигрыша
1) Он отыгрался 2) Сошел с ума 3) Покончил с собой
Посмотреть ответы
Правильные ответы:
1 вопрос: 1833 г
2 вопрос: История была рассказана Пушкину князем Голицыным
3 вопрос: Тайну трех карт
4 вопрос: Немец
5 вопрос: Военным инженером
6 вопрос: Лизавете Ивановне
7 вопрос: Германн
8 вопрос: Страх при виде пистолета у ночного визитера
9 вопрос: Наполеон
10 вопрос: Тройка, семерка, туз
11 вопрос: Сошел с ума