Литература

Урок 3: Москва в "Мастер и Маргарита"

Изображение Москвы в романе "Мастер и Маргарита"

В методической разработке использованы для исследования сатирические главы романа (1, 3, 4-15, 17-24, 27-32). Проанализированы главы:«Никогда не разговаривайте с неизвестными», «Дело было в Грибоедове», «Нехорошая квартирка», «Черная магия и ее разоблачение», «Беспокойный день», «Неудачливые визитеры». Определены особенности сатиры Булгакова и художественные приемы сатирического изображения. Даны характеристики персонажей, интерпретация самых значимых эпизодов для раскрытия авторского замысла.

План урока:

Миссия Воланда и его свиты в Москве

Образы обывателей, чиновников, деятелей от «искусства» и иных шариковых советской системы

Художественное приемы сатирического изображения автора

Социальные и нравственные пороки современного Булгакову общества

 

Миссия Воланда и его свиты в Москве

В эпиграфе, взятом из «Фауста» Гете, определена суть понимания романа. Потому неслучайно появление нечистой силы там, где нарушен баланс добра и зла, в столице страны, претендующей на особую мессианскую роль, проповедующей атеизм. Появляется Воланд впервые на Патриарших прудах, заинтересовавшись разговором редактора Берлиоза с молодым поэтом Иваном Бездомным об Иисусе и представившись профессором черной магии.

Воланд

Это был высокий брюнет с глазами разного цвета, зеленым и черным, лет сорока, богато одетый. Разговор с литераторами, которым требуются доказательства существования Бога, и их уверенность, что человек сам управляет своей жизнью, потешает «иностранца». Свое пребывание в Москве он объясняет приглашением для изучения работ чернокнижника[1] Герберта Аврилакского. Но это не единственная цель визита Воланда в Москву.

Булгаковым создан не совсем обычный образ Воланда. Этот персонаж Булгакова, олицетворяющий силы зла, сам является невольным палачом пороков. Характеристика Воланда неоднозначна. Он обладает довольно привлекательными чертами: сакрально, по-рыцарски аристократичен, владеет глубочайшими познаниями, проницателен и ироничен, склонен исследовать и анализировать различные стороны человеческого бытия. У него двойственная натура: он искренен с теми, кто честен, лукав с теми, кто лжет. Но убежден, что все получат по своему достоинству и вере.

1
Воланд в сериале "Мастер и Маргарита", 2005 г. 

 

Коровьев-Фагот

Свита Воланда небольшая, но разнообразная. Коровьев-Фагот может быть переводчиком при мессире[2], он - бывший регент[3] церковного хора, маг, шутник и ерник[4]. Ростом в сажень[5], но худой, с глумливой физиономией, с усиками и ироничными глазками, с треснутым пенсне[6], в коротких клетчатых брючках. В истинном обличье – несущий искупительную службу грустный рыцарь, неудачно пошутивший по поводу света.

2
Коровьев-Фагот в сериале "Мастер и Маргарита", 2005 г.  

 

Азазелло

Маленький, широкоплечий, кривоглазый, с торчащим клыком рыжий Азазелло, как библейский демон-убийца Азазель, исполняет особые поручения, помогающие вершить справедливость. Одет в добротный костюм и котелок.

3
Азазелло в сериале "Мастер и Маргарита", 2005 г.  

Гелла

Рыжеволосая и зеленоглазая красавица-вампир Гелла - расторопная и смышленая служанка в свите. Распутна и предпочитает ходить без одежды.

4
Гелла в сериале "Мастер и Маргарита", 2005 г.

 

Кот Бегемот

Громадных размеров черный кот-оборотень Бегемот – великолепный затейник и шут, на самом деле молодой и худенький демон-паж. Иногда может превращаться в толстячка с кошачьей физиономией. Обаятелен, но хвастун и врун. В демонологии Бегемот – демон желаний желудка.

5
Кот Бегемот в Доме-музее Булгакова

Абадонна

Есть еще один, почти не упоминаемый, член свиты Воланда - бледный и молчаливый человек в темных очках. Воланд представляет Маргарите Абадонну, благодаря которому безукоризненно ведутся войны. И отчаянная женщина, не побоявшаяся приглашения сатаны, почувствует жуткий страх в его присутствии. На балу Абадонна, вестник смерти, снимет очки, посмотрев в глаза шпиону и доносчику барону Майгелю перед казнью. Он – как библейский демон войны, уничтожения и смерти Аваддон.

Воланд и его помощники не стремятся вмешиваться в события, они скорее выставляют напоказ то, что скрыто под масками так называемых приличных людей, и истинные причины их поступков. Добро и зло вершатся самими людьми.

В 12 главе проясняется цель посещения Москвы Воландом: это интерес к московскому народонаселению. Во время проведения сеанса черной магии в Варьете его прежде всего интересует, как изменился мир людей, но не внешний, со своими достижениями технического прогресса, а внутренний. Стали ли люди лучше спустя два тысячелетия. Коровьев и Бегемот проводят для Воланда своеобразное представление в зрительном зале. Завороженная денежными фокусами Коровьева публика недовольна репликами конферансье[7] о массовом гипнозе и разоблачении. На вопрос, что сделать с надоевшим ведущим, из зала кто-то предложил оторвать голову вруну. Бегемот исполняет пожелание. Затем по просьбам зрителей возвращает голову на место.

Воланд, восседая на сцене, безучастно наблюдает за публикой, с которой его подручные проводят опыты, испытывая на человечность, жадность, жестокость. Игнорируя зрителей, обращается к Фаготу и Бегемоту с печальным выводом про москвичей. Люди так же любят деньги, хотя иногда стучится милосердие в их сердца. Люди обыкновенные, ничем от прежних не отличаются, только еще квартирным вопросом испорчены. Не дождавшись конца представления, Воланд исчезает, но публика этого не замечает, одурманенная шальными деньгами и в завершении еще и бесплатными нарядами для дам. Но деньги превращаются в бумагу, а наряды и вовсе испаряются, обнажая неприглядные телеса[8].

Еще одна цель путешествия была у Воланда. Москва в атеистическом разгуле идеальна для проведения ежегодной черной мессы[9], именуемой балом сатаны. За внешней роскошью и великолепием торжества веет духом мертвечины. Согласную ради любви на все Маргариту приглашают быть королевой на этом сборище висельников[10], отравителей и убийц. Но она даже здесь не теряет великодушия и милосердия, заступившись за детоубийцу Фриду. С честью выдержав испытания, Маргарита получает от Воланда награду – своего возлюбленного.

6
Представление в театре Варьете, сериал "Мастер и Маргарита", 2005 г.

Образы обывателей, чиновников, деятелей от «искусства» и иных шариковых советской системы

В основном, свитой наказываются люди порочные, погрязшие в погоне за материальными благами и сомнительными удовольствиями, забывая о своем духовном предназначении в жизни. Они зависимы от лжи, пустословия, доносительства, лицемерия, пьянства, разврата, порождающими социальные подлости, и потеряли несущую добро духовную свободу. Это многочисленные герои второго плана.

Литературные деятели, такие как Берлиоз, Латунский, Лаврович и прочие члены Массолита - сборище бездарей и догматиков[11], не принимающих свободу творчества. Им свойственно обыденное желание жить по-человечески. Дом Грибоедова наполнен писателями, которых прежде всего интересуют оплаченные творческие отпуска на море за госзаказы, государственные дачи и квартиры. Недаром у многих говорящие фамилии: Двубратский, Загривов, Глухарев, Богохульский, Сладский. Их литературная деятельность подчинена своему времени. Они используют свои способности для обретения реального благополучия. Социалистическая кормушка уничтожила их таланты, превратив в потребителей. Недаром Коровьев и Бегемот с удовольствием громят места, где жируют преуспевающие: Торгсин и ресторан Дома Грибоедова.

 

Берлиоз

Более других поплатился председатель Массолита Михаил Александрович Берлиоз за то, что, будучи эрудированным и начитанным человеком, имея множество званий и чинов, поучает молодых авторов мыслить штампами и лозунгами, внушает сомнительные атеистические ценности. Он попадает под трамвай, его казнит вагоновожатая, комсомолка, как и предсказал на Патриарших незнакомец. На балу Воланд, беседуя с головой Берлиоза, заметил, что ему уготовано небытие, потому что каждому по его вере воздается.

 

Латунский и Лаврович

Критик Латунский и литератор Лаврович, члены редколлегии газеты, написали разгромные статьи о романе Мастера. Маргарита расправилась с Латунским, устроившим травлю ее возлюбленного, с наслаждением разгромив его роскошную квартиру в Доме литераторов.

Иван Бездомный

Поэт с псевдонимом Иван Бездомный в начале романа - молодой рыжеватый человек. В беседе с Берлиозом и незнакомцем он производит не лучшее впечатление, проявляя абсолютное невежество. Тем не менее он талантлив, ему удалось так написать об Иисусе, что образ получился, как живой, за что и был раскритикован Берлиозом. Доведенный до умопомрачения встречей с сатаной, оказывается в психиатрической лечебнице, где после знакомства с Мастером меняется его жизнь. В завершении романа он становится профессором института истории и философии Иваном Николаевичем Поныревым. Но пережитое не отпускает его, ежегодно в весеннее полнолуние он приходит на Патриаршие пруды, ему снятся мучительные сны о Понтии Пилате и Иешуа.

 

Алоизий Могарыч

Роковую роль в судьбе Мастера сыграл журналист Алоизий Могарыч, который проявил живой интерес к его творчеству. Он с восторгом отозвался о прочитанном романе, но разъяснил, что и почему не может быть напечатано. Умел он толково и ловко объяснять газетные статьи, непонятные Мастеру, далекому от социалистической реальности, которая для Алоизия предельно ясна. Он втерся в доверие, стал почти другом и написал донос, чтобы завладеть квартирой. От ареста Мастера спасла психиатрическая клиника. При встрече с Воландом он узнает правду. Алоизий, вызванный Азазелло, сознался в кляузничестве[12], проронил слезы раскаяния и стал жаловаться, что потратился, пристраивая ванную в новой квартирке. Его, полураздетого, без штанов, отправляют в Вятку. Воланд предлагает Мастеру написать про Алоизия. Ему интересны истоки предательства со времени библейского Иуды. Могарыч оказался человеком живучим и предприимчивым. Он после пережитого не угодил в сумасшедший дом, как другие. Придя в себя в вятском поезде, решил, что у него было что-то вроде временного помутнения рассудка, раздобыл штаны и вернулся в Москву, нашел новое жилье и устроился руководителем Варьете, очевидно, опять благодаря доносам.

Таков мир искусства, который не принял автора романа о Понтии Пилате. Сам Мастер не считал себя писателем, определяя свое предназначение не столько профессионализмом, сколько божественным даром - способностью творить. Поэтому он отказывается от житейского имени.

 

Степа Лиходеев

Деятели культуры тоже весьма далеки от искусства. Степа Лиходеев, директор театра Варьете, предстает в неприглядном виде. Разбуженный незнакомцем, он, опухший с похмелья, не может понять, где находится, о каком контракте с профессором черной магии идет речь. Воланд советует«поправиться», предложив графинчик водки с подходящей закуской. Придя в себя, Степан Богданович, как опытный чиновник, скрывая свою некомпетентность, выходит позвонить в театр. Возвратившись, видит кроме гастролера[13] еще странноватого типа в пенсне и громадного кота, чокающихся и закусывающих. Степе объявляют, что он здесь лишний, свите нужна квартира. Коровьев и Бегемот перечисляют Степины грехи во множественном числе, как бы намекая, что таких, как он, много: они блудят, свинячат, бездельничают и занимаются очковтирательством[14], казенную машину для личных нужд используют. Появившийся Азазелло говорит, что из Степы такой же директор, как из него архиерей[15], и отправляет его в чем есть, в кальсонах[16] и грязной рубашке, в Ялту. Степа, пройдя лечение в психиатрической клинике, стал замкнут и осторожен, особенно с выпивкой и женщинами. Используя свои связи, пристраивается в Ростове на должность директора гастронома. Лиходеев - типичный бездарный чиновник, паразитирующий на любом руководящем месте.

 

Жорж Бенгальский

Подчиненные Лиходеева тоже пострадали от нечистой силы. Конферансье Жорж Бенгальский любил пошло шутить, его плоским шуткам никто не смеялся, но ему это безразлично. Перед публикой он гримасничает и несет ахинею. За вранье по воле толпы Бегемот ему отрывает голову, и по просьбам зрителей возвращает ее. Тронувшегося умом Бенгальского отправляют в психиатрическую лечебницу. Подлечившись, ушел из профессии, зажил тихой и уединенной жизнью, опасаясь потерять голову.

 

Иван Варенуха

Администратора театра Ивана Савельевича Варенуху сделала вампиром-наводчиком Гелла за безудержное вранье и хамство по телефону. После прощения становится таким вежливым и отзывчивым, что получил прозвище «отец-благодетель», но очень страдал из-за своей вежливости.

Григорий Римский

Финдиректор Григорий Данилович Римский, человек с колючим взглядом и неприятным голосом, в наказание за равнодушие запуган вампирами Варенухой и Геллой, за ночь поседел и превратился в старика. Сбежав в Ленинград, прятался в шкафу гостиницы «Астория». С психическим расстройством попадает в клинику. После лечения уходит из театра Варьете в детский театр кукол.

 

Андрей Соков

Заведующий буфетом театра Андрей Фокич Соков, наживающийся на «осетрине второй свежести», лишивший себя удовольствий жизни ради накопительства, узнает о скоротечной смертельной болезни и осознает бесполезность своих сбережений в пяти сберкассах.

 

Прохор Петрович

Комиссия зрелищ и увеселений, в чье ведомство входил театр Варьете, также пострадала от проделок свиты Воланда. Председатель Комиссии Прохор Петрович после посещения человека с кошачьей мордой исчез, а вместо него остался разговаривающий и пишущий пустой костюм. В филиале Комиссии весь состав сотрудников помимо воли хором запел после проказ регента Коровьева.

 

Никанор Босой

В образе председателя жилищного товарищества Никанора Ивановича Босого представлены многие чиновники. Управдом лжив, подозрителен, осторожен и недоверчив. Но жадность поборола страхи, и он берет взятку. За эти деньги, превратившиеся в валюту, Босого арестовывают. Обезумевшего, отправляют в дурдом. Там ему снится сон, в котором Никанор Иванович видит себя надопросе в странном мужском отделении театра в окружении других валютчиков. Таких, как он, аферистов и взяточников, так много, что их можно допрашивать массово, принуждая сдавать валюту.

 

Художественное приемы сатирического изображения автора

Сатира Булгакова продолжает традиции Гоголя и Салтыкова-Щедрина, но имеет свои особенности. В творчестве Булгакова впервые появляется жанр философской сатиры, а не просто социальной или политической. Соединяя фантастику с обыденностью, реальность с мистикой, используя гиперболу (преувеличение) и гротеск (фантастически преувеличенное сочетание противоположного, неправдоподобное), писатель не только высмеивает обывательщину и пошлость, но и размышляет над природой вечных человеческих пороков. Оттого в изображении московской жизни прослеживается связь с ершалаимскими главами. Булгаков убежден, что в основе общества должны быть прежде всего духовные, моральные устои, а не идеологические или социальные установки.

 

Социальные и нравственные пороки современного Булгакову общества

Булгаков поставил диагноз социальным болезням своего времени. Высмеивая советскую систему, котораяпородила огромное количество «шариковых», различныхначальников с низким уровнем культуры, он использует Воланда и его слуг для моральной ревизии там, где добро беспомощно, а зло должно быть обнажено, где мелкое зло может быть наказано лишь большим злом. Нечистая сила выявляет такие человеческие пороки как паразитизм, корыстолюбие, равнодушие, ложь, нежелание честно служить своему делу и выполнять свою работу добросовестно. Ко всему еще квартирный вопрос испортил москвичей. Все, что отвернулось от добра, извратилось, потеряло нравственную основу и духовные идеалы, превращается в живучую социальную нечисть, успешно приживающуюся в социалистической действительности, пользуясь бюрократизмом и коррупцией госструктур.

Заключение

В романе множество переплетающихся между собой тем, связанных одной основной – этической, определяющей соотношение добра и зла, истины и лжи во времени и вечности. К сожалению, в реальном времени преобладают зло и ложь, в вечности – истина и добро. Без веры мир искажен, в нем иные, низменные ценности. Воланд, интересовавшийся, «изменились ли горожане внутренне», заключает, что они по-прежнему «люди как люди», «любят деньги», «но ведь это всегда было».

 

Словарь    

1. Чернокнижник– колдун, продавший душу сатане за право обладать черной книгой (гримуаром), содержащей заклинания и магические обряды.

2. Мессир – уважительная форма обращения к знатному лицу в средневековой Европе.

3. Регент – дирижер церковного хора.

4. Ерник (от ерничать) – распутник, повеса.

5. Сажень – мера длины на Руси с 17 в. (примерно 2 метра).

6. Пенсне – очки без заушных дужек.

7. Конферансье – артист эстрады, объявляющий концертные номера.

8. Телеса – ироническое название внешне неприглядного, толстого тела.

9. Черная месса – дьявольский обряд, антипод христианского богослужения.

10. Висельник – казненный, повешенный на виселице.

11. Догматик – придерживающийся только своего мнения, не считаясь с иными.

12. Кляузничество – склонность к ложным обвинениям.

13. Гастролер – артист, приглашенный на гастроли.

14. Очковтирательство – подлог, надувательство, чтобы представить свою работу лучше, чем есть на самом деле.

15. Архиерей – высший сан священнослужителя.

16. Кальсоны – мужское нижнее белье в виде штанов.

 

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

Вопрос: 1
Из какого произведения был взят эпиграф к роману? «…так кто ж ты, наконец? - Я часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо.»
1Т.А.Гофман «Эликсир сатаны»
2И.В.Гете «Фауст»
3Т.Манн «Доктор Фаустус»
Ответить
2
Вопрос: 2
Где впервые появляется Воланд в Москве?
1На Чистых прудах
2На Воробьевых горах
3На Патриарших прудах
Ответить
3
Вопрос: 3
Какой псевдоним был у Ивана Понырева?
1Бездомный
2Бедный
3Безбожный
Ответить
1
Вопрос: 4
Как звали человека, которого Мастер считал своим другом и который предал его, как Иуда?
1Никанор Иванович Босой
2Алоизий Могарыч
3Михаил Александрович Берлиоз
Ответить
2
Вопрос: 5
Кто, занимая руководящую должность в театре Варьете, пользуясь служебным положением, бездельничал, занимался очковтирательством, вел разгульный образ жизни?
1Степан Богданович Лиходеев
2Иван Савельевич Варенуха
3Григорий Данилович Римский
Ответить
1
Вопрос: 6
Кто из свиты Воланда оторвал голову Бенгальскому?
1Коровьев
2Азазелло
3Кот Бегемот
Ответить
3
Вопрос: 7
Как называется художественный прием, основанный на фантастически преувеличенном сочетании или столкновении противоположностей, комически неправдоподобное? Например, все резолюции, которые наложил пустой костюм на документы, его вернувший владелец одобрил.
1Гротеск
2Гипербола
3Сарказм
Ответить
1
Допущено ошибок:
Оценка:
Подробнее
Ваши ответы:
1 вопрос:

Из какого произведения был взят эпиграф к роману? «…так кто ж ты, наконец? - Я часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо.»
1) Т.А.Гофман «Эликсир сатаны» 2) И.В.Гете «Фауст» 3) Т.Манн «Доктор Фаустус»
2 вопрос:

Где впервые появляется Воланд в Москве?
1) На Чистых прудах 2) На Воробьевых горах 3) На Патриарших прудах
3 вопрос:

Какой псевдоним был у Ивана Понырева?
1) Бездомный 2) Бедный 3) Безбожный
4 вопрос:

Как звали человека, которого Мастер считал своим другом и который предал его, как Иуда?
1) Никанор Иванович Босой 2) Алоизий Могарыч 3) Михаил Александрович Берлиоз
5 вопрос:

Кто, занимая руководящую должность в театре Варьете, пользуясь служебным положением, бездельничал, занимался очковтирательством, вел разгульный образ жизни?
1) Степан Богданович Лиходеев 2) Иван Савельевич Варенуха 3) Григорий Данилович Римский
6 вопрос:

Кто из свиты Воланда оторвал голову Бенгальскому?
1) Коровьев 2) Азазелло 3) Кот Бегемот
7 вопрос:

Как называется художественный прием, основанный на фантастически преувеличенном сочетании или столкновении противоположностей, комически неправдоподобное? Например, все резолюции, которые наложил пустой костюм на документы, его вернувший владелец одобрил.
1) Гротеск 2) Гипербола 3) Сарказм
Посмотреть ответы
Правильные ответы:
1 вопрос: И.В.Гете «Фауст»
2 вопрос: На Патриарших прудах
3 вопрос: Бездомный
4 вопрос: Алоизий Могарыч
5 вопрос: Степан Богданович Лиходеев
6 вопрос: Кот Бегемот
7 вопрос: Гротеск