Литература

Урок 3: Лирика А.С. Пушкина

Лирика Александра Сергеевича Пушкина

В литературоведении принято творческую биографию Александра Сергеевича Пушкина делить на периоды, связанные с переменами в его судьбе. Юный поэт лицейского периода (1813 г.-1817 г.) удивлял современников стихами, в которых звучали гражданские и исторические мотивы.

План урока:

Творческая биография. Основные темы и мотивы лирики (с обобщением ранее изученного)

Эволюция темы свободы. Романтическая и вольнолюбивая лирика периодов южной и михайловской ссылок

Темы любви и дружбы в поэзии Пушкина

Тема поэта и поэзии Пушкина. Философская лирика

Проблема личности и государства в поэме «Медный всадник». Образ Петра I как царя-преобразователя

Значение творчества А.С.Пушкина в истории русской и мировой литературы

 

Творческая биография. Основные темы и мотивы лирики (с обобщением ранее изученного)

В литературоведении принято творческую биографию Александра Сергеевича Пушкина делить на периоды, связанные с переменами в его судьбе. Юный поэт лицейского периода (1813 г.-1817 г.) удивлял современников стихами, в которых звучали гражданские и исторические мотивы. Своими литературными учителями считал Жуковского, Батюшкова, Карамзина, но искал свой путь, придавая стихам естественность языка и внутреннюю свободу, сочетая непринужденность, иронию с серьезностью и торжественностью. На публичном экзамене вызвал восхищение Державина чтением оды «Воспоминания в Царском селе». А Жуковский прислал ему свой портрет, подписав: «Победителю-ученику от побежденного учителя».

Затем – петербургский период (1817 г.-1820 г.). Закончив обучение в Лицее, Пушкин служит в Коллегии иностранных дел и пишет преимущественно на общественные, политические темы. В то же время появляются стихи частного характера: легкие, шутливые, прославляющий культ дружеских пирушек и развлечений. Заканчивает поэму «Руслан и Людмила», которая принесла славу. В начале 1820 г. Пушкин за стихи, прославляющие вольнодумство, был отправлен в ссылку. Впервые власть увидела в поэте если и не бунтаря, то оппонента[1].

licei
Лицей в Царском селе (г.Пушкин)  

В период южной ссылки (1920г.-1824г.) в поэзии преобладают романтические темы. В это время Пушкин побывал на Кавказе, в Крыму, Молдавии и Одессе, были созданы четыре поэмы: «Цыганы», «Кавказский пленник», «Бахчисарайский фонтан», «Братья разбойники», множество стихотворений различной тематики, началась работа над «Евгением Онегиным».

Следующий этап - ссылка в Михайловском(1824 г. -1826 г.). Это было время полной изоляции от близких и друзей. В результате двух лет деревенского уединения появилась трагедия «Борис Годунов», лирика о любви, природе и творчестве. После казни декабристов, среди которых у Пушкина были друзья, в сентябре 1826 г. Николай I вызывает опального поэта в Москву, где должна была состояться коронация. Проведя с опальным[2] поэтом продолжительную беседу, император разрешает вернуться из ссылки и назначает себя его персональным цензором[3]. Подобного внимания власти к сочинителям никогда прежде не было.

Период после ссылки до Болдинской осени (1826г.- 1830 г.) Много разъезжает: Петербург, Москва, Михайловское, Кавказ. В это время напишет поэму «Полтава», «Арап Петра Великого», много лирических текстов, в том числе посвященных декабристам («Во глубине сибирских руд…», «Арион»). Особенно стали плодотворными три осенних месяца в Болдино, куда он поехал по наследственным хлопотам, но из-за холерного карантина вынужден был задержаться. За столь короткое время он завершил роман «Евгений Онегин», написал более 30 стихотворений, «Маленькие трагедии», несколько сказок, «Повести Белкина» и др. прозаических произведений.

Период позднего творчества (1830г.-1837г.)В эти годы увлекается историческими исследованиями, пишет «Историю пугачевского бунта», повести «Капитанская дочка», «Дубровский», «Пиковая дама». Лирика 30-х годов преимущественно о вечности, смысле жизни, нравственных ценностях и пр. Это самые драматические годы жизни поэта. Конфликт с придворным окружением и властью закончился роковой дуэлью с бароном Дантесом.

Пушкин был не только поэтом, но прозаиком, драматургом, сатириком, публицистом. Его интересовали практически все стороны общественной и духовной жизни. Поражают своим многообразием темы в лирике Пушкина: это темы Родины, патриотизма, природы, творчества,любви и дружбы, а основной является тема свободы, она звучит в гражданской, любовной, пейзажной и философской лирике.

Эволюция темы свободы. Романтическая и вольнолюбивая лирика периодов южной и михайловской ссылок

Пушкин говорил, что он «свободы друг миролюбивый». Еще 1815 г. Пушкин высказывает мысль о губительной сущности тирании. В стихотворении «Лицинию» он напишет: «Свободой Рим возрос, а рабством погублен». Этой мыслью будут проникнуты в дальнейшем «возмутительные стихи», послужившие поводом для ссылки. В оде «Вольность» (1817 г.) прозвучали крамольные[4] призывы к восстанию рабов«на тронах поразить порок», ибо вседозволенность монархов порождает деспотизм и беззаконие. В послании «К Чаадаеву»(1818 г.) выразилась вера крушения самодержавия. В стихотворении «Деревня» (1819 г.) за идиллическими картинами деревенских пейзажей предстает «барство дикое» и угнетенное положение крестьян. Но теперь звучит надежда, что рабство крепостного права падет «по манию царя».

Это была эволюция темы свободы в лирике Пушкина: на смену первоначальным призывам к восстанию и свержению самодержавия приходят мысли о возможности перемен путем государственных реформ.

Поэт ощущал себя невольником во время южной и михайловской ссылок, жаждал свободы личной, творческой и гражданской. Оттого одной из ведущих тем этого периода является тема свободы, которой проникнуто стихотворение «Узник» (1822 г.), хотя само слово ни разу не упоминается в тексте. Стихотворение, начинающееся описанием мрачного заточения, заканчивается призывом к вольной жизни. Автор высказал идею, что человек должен чувствовать себя свободным, как птица. Это чувство - естественное желание любого живого существа.

В стихотворении «Свободы сеятель пустынный»(1823 г.), в основу сюжета которого легла притча из Евангелия, он сравнивает свободолюбивые призывы с «живительным семенем», бросаемым в «порабощенные» народы, привыкшие к своему рабству.

Свободолюбие нашло отражение в элегии[5] «К морю» (1824г.). Море – «души предел желанный» представлено как безграничная своенравная «свободная стихия», неподвластная чьей-либо воле. Обращаясь к морю, он вспоминает своего кумира Байрона и Наполеона, ставшего изгнанником на острове. Пушкин прощается не только с морем, но и с романтическим периодом скитаний во время южной ссылки.

 

Темы любви и дружбы в поэзии Пушкина

В лирике Пушкина тема любви занимает особое место. В судьбе поэта было много романтических увлечений и привязанностей. Его любовные переживания нашли отражение в стихотворениях, посвященных Екатерине Бакуниной, Марии Раевской, Анне Керн, Анне Олениной, Елизавете Воронцовой и др.

В декабре 1828 г. Пушкин познакомится на балу с будущей женой Натальей Николаевной Гончаровой, с которой обвенчается в феврале 1831 г. Но, когда первое его предложение в 1829 г. было отклонено, Пушкин уезжает на Кавказ и там пишет стихотворение «На холмах Грузии лежит ночная мгла», проникнутое печальными любовными воспоминаниями. Образ любимой живет в душе поэта, благодаря ему печаль становится светлей, грусть легкой, ночная мгла отступает.

Пушкин, увидев однажды полотно итальянского живописца Пьетро Перуджино «Мадонна с младенцем», был поражен сходством с его невестой, о чем напишет ей в письме. Так появляется сонет «Мадонна» (1830 г.), в котором он создаст «чистейший образец» своего божественного идеала.

puskin i goncarova
Пушкин и Гончарова  

В стихотворении «Я вас любил» (1829 г.) показано высокое и бескорыстное чувство, готовность забыть себя ради счастья того, кто достоин любви. Искреннее пожелание в последней строчке открывает величие души героя. Любовная лирика отличается не только высоким художественным, но и нравственным уровнем, для поэта настоящее чувство не может быть эгоистичным, мелочным.

Дружбу Пушкин воспринимал не просто как привязанность, а как родство душ и общность «кипения умов», которое он познал еще с лицейских времен и пронес до конца своих дней. Друзьям по лицею Пущину, Дельвигу, Горчакову, Кюхельбекеру и др. посвятит множество посланий, проникнутые темой дружбы.«19 октября» (1825 г.) – это автобиографический монолог-воспоминание, обращенный к друзьям, с которыми разлучила судьба. Но поэт верит, что их дружеский союз «неразделим и вечен».

 

Тема поэта и поэзии Пушкина. Философская лирика

В 1814 г. в печати состоялся поэтический дебют пятнадцатилетнего Пушкина, было опубликовано стихотворение «К другу стихотворцу», строчкой из которого:«хорошие стихи не так легко писать» - можно определить отношение поэта к творчеству. Более глубокое осмысление предназначения поэта Пушкин отразит во многих произведениях.

Находясь в Михайловском, Пушкин получает известие о том, что казнены 5 декабристов и сосланы более 120 участников восстания на каторжные работы в Сибирь. Размышляя об участи декабристов, принявших мученическую смерть и страдания ради служения народу, напишет стихотворение «Пророк» (1826 г.), в котором аллегорически[6] изобразит библейский эпизод жития пророка[7] Исайи. Пушкин, считает, что поэт тоже должен выполнять пророческую миссию и служить своим талантом людям.

Обилие в тексте старославянизмов и торжественный слог делают стихотворение похожим на библейское предание[8]. Лирический герой томим духовной жаждой, влачась по бездуховной пустыне. На перепутье ему является шестикрылый ангел Серафим, который, коснувшись легкими перстами глаз и ушей, наделяет вещим даром, способным познавать тайны мироздания. Приникнув к устам, вырывает праздный и лукавый язык, вкладывая в уста героя мудрое змеиное жало, вместо трепещущего сердца в рассеченную мечом грудь вкладывает пылающий уголь. Так человек, через мучения и гибель в грешной жизни, восстанет, обретя божественный дар пророчества, возродившись для миссии духовного служения, чтобы словом «жечь сердца людей», заставить их по-другому видеть, слышать и воспринимать окружающий мир.

Если в стихотворении «Пророк» герой произносит лирический монолог о своем предназначении, то в стихотворении «Поэт и толпа» (1828 г.) дана драматическая сценка с диалогом, спором жреца-поэта и толпы о пользе поэзии. Пушкин здесь опирается не на библейскую традицию, а античную, древнегреческую. Поэт видит цель поэзии не в искоренении пороков человечества, а наслаждении красотой слова и мысли, доступной немногим. Поэзия самодостаточна и не требуется никаких доказательств ее полезности для непросвещенной толпы. Если в «Пророке» поэт должен идти к людям и «жечь их сердца», т.е. быть общественным деятелем и выражать гражданскую позицию, то в этом стихотворении диаметрально противоположный взгляд на роль поэта и поэзии. Этот взгляд станет впоследствии основой для создания поэтической школы «чистого искусства».

Эти различные точки зрения будут объединены в оде«Памятник» (1836 г.), ставшей поэтическим завещанием Пушкина. Это философском раздумье о божественном предназначении поэзии, данном, чтобы пробуждать «чувства добрые» в народе, прославлять свободу и взывать о милости к падшим.

Многие произведения Пушкина были философскими откровениями, с конца 1820-х годов часто затрагиваются темы жизни и смерти. В стихотворении «Дар напрасный, дар случайный…» (1828 г.) размышление выстроено из риторических вопросов, на которые никогда не найти ответов. Несомненно, жизнь – это божественный дар, ее смысл в том, чтобы не сделать существование бесцельным, праздным и однообразным, опустошив сердце страстями, поддавшись сомнениям и тоске. В стихотворении «Брожу ли я вдоль улиц шумных…» (1829 г.) поэт с грустью наблюдает за признаками неизбежного ухода всего живого. Но завершается стихотворение мудрым принятием законов бытия: «у гробового входа младая будет жизнь играть». В стихотворении «Элегия» (1830 г.) - глубокие размышления о «минувшем, исполненном печали», но нет и иллюзий о будущем. Жизнь принимается во всех ее проявлениях и должна быть наполнена духовным содержанием. Философское осмысление бытия звучит и в послании «Осень» (1833 г.), в лирическом монологе героя неразрывно связаны круговорот в природе и перемены в жизни человека.

Проблема личности и государства в поэме «Медный всадник». Образ Петра I как царя-преобразователя

Во время второй «Болдинской осени», в 1833 г. была написана поэма, в основу сюжета которой легла история одного из самых страшных наводнений Петербурга в ноябре 1824 г, с многочисленными разрушениями и жертвами.Николай I, ставший «личным цензором» Пушкина, позволил для публикации лишь часть текста, представляющий собой гимн Петербургу. Поэма полностью была опубликована после смерти поэта в 1937 г. Основную тему можно определить, как роль личности Петра I, реформы и преобразования которого укрепили государственность России, но не улучшили положение народа.

Композиционно поэма состоит из довольно внушительной экспозиции[9] и 2 частей. Вступление начинается с дум Петра Великого о будущей столице. Затем описан и воспевается Петербург спустя век. Но Северная столица, созданная Петром, не только «полночных стран краса и диво», но и убогие хижины бедных кварталов. Красотам «стройного и строгого» Петербурга противопоставляются страшные картины последствий наводнения. Заканчивается повествование кратким сообщением о гибели героя. Этой прозаической концовкой композиция нарушена, при наличии объемного торжественного вступления отсутствует эпилог, в котором можно было бы оправдать гибель героев поэмы, ставших жертвой величественных замыслов Петра и его творения. Тем самым Пушкин показал, что противоречия между интересами государства и простого человека неразрешимы.

mednii
Медный всадник  

У произведения есть жанровые особенности. Восхваление Петербурга написано в жанре оды, но Пушкин при публикации подписал ее как «отрывок из поэмы». Позже в полном произведении появится подзаголовок «петербургская повесть». Подводя читателя к повествованию об истории главного героя, Пушкин пишет, что это будет печальный рассказ.

Хотя в названии указан памятник Петру I, в народе прозванный «медным всадником», главный герой поэмы - бедный чиновник Евгений без фамилии, т.е. лишенный истории рода; он хотя из знатной, но обедневшей дворянской семьи. Реформы Петра I изменили статус дворян, их стали привлекать к государственной службе. Оттого герой где-то служит чиновником и проживает в Коломне. Он не помышляет о высоком служении Отечеству, как его предки, мечтает о местечке с приличным жалованием, семье, детях и внуках. Но его непритязательным мечтам не суждено осуществиться, город внезапно настигает стихия. Ему удалось спастись, забравшись на скульптуру льва у дома на площади, посреди которой возвышался на гранитной глыбе памятник Петру I. Когда вода начала спадать, он поспешил к дому любимой девушки. Потрясенный ужасом наводнения, Евгений понимает, что домик невесты снесло стихией, она и ее мать погибли. У него наступает помутнение рассудка, уйдя из дома, скитается в бреду по улицам Петербурга. Спустя год, оказавшись на Петровой площади, в его душе вспыхивает протест, виновником своего несчастья он считает медного всадника. Обезумевший Евгений грозит царю, создавшему погибельный город, в котором бедные жители не защищены от стихий. Ему чудится, что памятник начинает преследовать его, и он в ужасе бежит прочь. Спустя время Евгения находят мертвым у обломков какого-то домишки.

Образ Медного всадника олицетворяет безразличие государства к личности простого человека. Евгений изображен как «маленький» человек, от которого ничего не зависит, но у него любящая и ранимая душа, ему небезразлична смерть других людей.

Пушкин создал двойственный образ Петра I. С одной стороны, у него слава императора-труженика ямегния Иорн Творец, реформатора, с другой стороны – это деспотичный властитель и тиран, готовый ради воплощения собственных идей принести в жертву человеческие жизни. В начале поэмы он предстает в облике государственного деятеля, задумывающего воплотить в жизнь строительство новой столицы в устье Невы, месте, удобном для страны в военном и торговом плане. Но для героя поэмы– он бездушный «кумир», напоминающий истукана[10] и идола[11].

Это героическая поэма-апофеоз[12] о Петре Великом и его созидательном вкладе в историю России, и трагическая повесть о «горестной участи личности» простого человека.

vsadnik
Медный всадник  

 

Значение творчества А.С.Пушкина в истории русской и мировой литературы

Творчество Пушкина было новаторским, многие его произведения не были поняты современниками. Гоголь писал, что Пушкин – «явление чрезвычайное», в котором отразилось все русское: душа, язык, природа, а русский человек предстал в личности поэта, как «прообраз будущего». Впитавший культуру предшествующих поколений, он преобразил ее, создав новый литературный язык, дерзнув расширить границы книжной лексики разговорными и просторечными оборотами. Этот язык, лишенный высокопарности, стал понятен не только для образованной дворянской среды, но и народной. Пушкин открыл эпоху Возрождения русской литературы. Его творчество послужило источником вдохновения для последующих поколений. Он стал основоположником русского реализма, созданные им образы «лишнего» или «маленького» человека нашли продолжение в произведениях Лермонтова, Гоголя, Некрасова и многих других.

 

Словарь

1. Оппонент – лицо, публично высказывающее свои возражения.

2. Опальный – от слова «опала», т.е. «немилость». Человек, лишенный милости.

3. Цензор – должностное лицо, осуществляющее надзор за содержанием печатных текстов.

4. Крамольный – бунтарский, мятежный.

5. Элегия – лирической произведение, передающее личные переживания автора.

6. Аллегорически – иносказательно.

7. Пророк – человек, имеющий силу предвидения, посредник между людьми и Богом.

8. Предание – сказание, отличающееся от легенды тем, что имеет историческую основу.

9. Экспозиция – предшествующая завязке часть сюжета произведения.

10. Истукан – статуя языческого бога.

11. Идол – предмет слепого и неосмысленного поклонения.

12. Апофеоз – прославление, возвеличивание.

 

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

Вопрос: 1
Как называлось первое опубликованное стихотворение Пушкина:
1«К другу стихотворцу»
2«Деревня»
3«Воспоминания в Царском селе»
Ответить
1
Вопрос: 2
Кто из поэтов выразил восхищение талантом Пушкина, прочитавшего стихотворение на экзамене:
1Жуковский
2Державин
3Карамзин
Ответить
2
Вопрос: 3
Кто из литературных учителей подарил Пушкину свой портрет:
1Жуковский
2Батюшков
3Карамзин
Ответить
1
Вопрос: 4
В каком жанре было написано стихотворение «Вольность»:
1Элегия
2Поэма
3Ода
Ответить
3
Вопрос: 5
Как назван период жизни Пушкина с 1820 г. по 1824 г.:
1Лицейский
2Ссылка в Михайловское
3Южная ссылка
Ответить
3
Вопрос: 6
Как назван период жизни Пушкина с 1820 г. по 1824 г.:
1Тема поэта и поэзии
2Тема дружбы
3Тема свободы
Ответить
1
Вопрос: 7
Какую оценку дает Пушкин Петру Iв поэме «Медный всадник»:
1Прогрессивный государственный деятель, проводящий реформы для облегчения участи народа
2Жестокий деспот
3Государь-реформатор и тиран одновременно
Ответить
3
Допущено ошибок:
Оценка:
Подробнее
Ваши ответы:
1 вопрос:

Как называлось первое опубликованное стихотворение Пушкина:
1) «К другу стихотворцу» 2) «Деревня» 3) «Воспоминания в Царском селе»
2 вопрос:

Кто из поэтов выразил восхищение талантом Пушкина, прочитавшего стихотворение на экзамене:
1) Жуковский 2) Державин 3) Карамзин
3 вопрос:

Кто из литературных учителей подарил Пушкину свой портрет:
1) Жуковский 2) Батюшков 3) Карамзин
4 вопрос:

В каком жанре было написано стихотворение «Вольность»:
1) Элегия 2) Поэма 3) Ода
5 вопрос:

Как назван период жизни Пушкина с 1820 г. по 1824 г.:
1) Лицейский 2) Ссылка в Михайловское 3) Южная ссылка
6 вопрос:

Как назван период жизни Пушкина с 1820 г. по 1824 г.:
1) Тема поэта и поэзии 2) Тема дружбы 3) Тема свободы
7 вопрос:

Какую оценку дает Пушкин Петру Iв поэме «Медный всадник»:
1) Прогрессивный государственный деятель, проводящий реформы для облегчения участи народа 2) Жестокий деспот 3) Государь-реформатор и тиран одновременно
Посмотреть ответы
Правильные ответы:
1 вопрос: «К другу стихотворцу»
2 вопрос: Державин
3 вопрос: Жуковский
4 вопрос: Ода
5 вопрос: Южная ссылка
6 вопрос: Тема поэта и поэзии
7 вопрос: Государь-реформатор и тиран одновременно