Экономика

Урок 2: Стоимость альтернативная

Что такое альтернативная стоимость

Ограниченность ресурсов, которые используются для удовлетворения потребностей людей – это основная причина того, что человек каждый день при приобретении товаров и услуг, совершает выбор. Удовлетворить все потребности людей одновременно невозможно. Поэтому важно знать, что такое альтернативный выбор, как этот термин используется в экономике, какое влияние оказывает на хозяйственную деятельность. Эти знания помогут грамотно распределять имеющиеся у человека деньги и получить максимальную пользу.
 

План урока:

Понятие выбора в экономике и альтернативной стоимости

Для чего строят кривую производственных возможностей

 

Понятие выбора в экономике и альтернативной стоимости

1 vybor

Из прошлого урока нам известно, что ресурсы планеты имеют границы, а потребности увеличиваются день ото дня. Этим объясняется то, что каждый член общества в своей жизни ежедневно вынужден делать экономический выбор.

Его сущность заключается в том, что имеющиеся ресурсы нужно использовать так, чтобы получить наибольшую выгоду от их вложения. Человек и общество должны принять решение на что потратить средства в первую очередь: на питание, ремонт в квартире или покупку нового автомобиля. Они должны знать, какое из этих вложений будет более выгодным. Решение проблемы экономического выбора заключается в поиске ответов на три важнейших вопроса экономики:

2 osnovnye voprosy ekonomiki

Полученные ответы влияют на выбор экономической системы, состояние рынка (количество продавцов и покупателей на нем), уровень нужности товара, сколько его продается на рынке.

Все субъекты экономической деятельности стараются при принятии решения действовать рационально, т.е. выбирать такой вариант, который принесет большую выгоду с минимальными затратами. Этому процессу ученые-экономисты дали название «альтернативная цена (издержки, стоимость)».

Что понимается под термином альтернативная стоимость? Под ней подразумевают цену замены или отвергнутой альтернативы, которая была лучшей из всех возможных вариантов.

Для более наглядного представления приведем примеры, раскрывающие понятие альтернативная стоимость. Школьник имеет 100 рублей карманных денег. Он хочет приобрести пирожное и сок. Но также ему хочется купить новую книгу, которая популярна среди его одноклассников. Он идет в магазин, смотрит на цену нужных ему вещей и понимает, что денег хватит или на покупку пирожного и сока, либо на книгу. Это и есть экономический выбор школьника. Поход по магазинам предполагает трату времени (время – это ресурс, использовать его надо с умом) в обмен на приобретение нужного товара.Такой выбор альтернативной стоимости делают не только люди, но и все фирмы, и государство. Для предприятия он выражен в том, какие товары нужно производить и их будут покупать, а какие не будут пользоваться спросом.

3 prodazha tovara

Рассмотрим пример альтернативной стоимости производства. Компания «Лига» имеет небольшой бюджет, должна решить вопрос, как увеличить объем выпуска товаров, которые пойдут на продажу. У нее есть два варианта:

  • Нанять дополнительных сотрудников, которым нужно будет платить зарплату. Это отразится на расходах и стоимости товара;
  • Повысить производительность, закупив новое оборудование, которое поможет выпустить больше продукции. Можно создать дополнительную смену для работников. Это тоже приведет к расходам.

Рациональный выбор компании «Лига» будет состоять в том, какой из двух возможных вариантов потребует меньших затрат, но поможет увеличить выпуск товаров.

Под альтернативной стоимостью возможностей понимают те товары, услуги (возможности использования ресурсов), которые были отвергнуты в пользу других. Наравне с этим понятием применяют словосочетание «упущенная выгода», которое означает потери при выборе одного из вариантов. Из этого формируется закон увеличения альтернативной стоимости. Он состоит в том, что когда ресурсы используются рационально, а уровень выпуска продукции растет, то альтернативные издержки следующей произведенной единицы блага (товара) также возрастут.

 

Приведем примеры альтернативной стоимости. Паша должен решить, как он проведёт лето. Первый вариант – поездка к родственникам на каникулы. Второй вариант – летняя работа. Паша выбрал отдых у родных. Значит, работа будет являться альтернативной стоимостью.Что нужно сделать, чтобы рассчитать ее ценность или упущенную выгоду?

Предположим, что цена билета туда и обратно будет равна 200 рублям. А на работе Паша мог заработать 1000 рублей. Значит альтернативная стоимость будет равна 1000 рублей.

Родственники всегда дарят Паше деньги (500 рублей) и оплачивают дорогу, тогда упущенная выгода будет равна 500 рублям. При выборе поездки к родственникам, Паша потерял в деньгах, которые мог заработать, но были удовлетворены его другие нужды.

 

Понятие альтернативной стоимости выражается в нескольких измерителях: определённом товаре или услуге; денежных средствах или времени.

Примером альтернативной цены блага (товара) является сделка-бартер: обмен 3 тонн фруктов (груш) на 5 тонн бензина.

Примером альтернативной стоимости, выраженной в денежном выражении в экономике: у человека есть 150 рублей на покупку билета в театр или удовлетворение других потребностей. Альтернативной ценой билета будет важность благ, от которых отказались, для похода в кино (приобретение книги или отложить деньги в копилку). Тогда альтернативная стоимость равна цене товара.

Еще одним примером альтернативной стоимости является принятие решения школьника о своем досуге. Он может выбрать подготовку к предстоящей контрольной работе, и потратить на это несколько часов. А может пойти в кино. Тогда альтернативой высокой оценки за контрольную работу, будет удовлетворение потребности от общения с одноклассниками и просмотра фильма.

Для чего строят кривую производственных возможностей

Экономический выбор и альтернативная стоимость – это термины, широко используемые для изучения экономической деятельности общества. Чтобы составлять прогнозы, определять направления деятельности производства (выпускать военную продукцию или товары для детей) ученые-экономисты применяют разные графические модели. Чтобы отразить проблему выбора, используют кривую производственных возможностей, она показывает объемы выпуска двух возможных благ, когда ресурсы используются в полном объеме, т.е. она показывает, какой максимальный объем товара Х будет выпущен при любом возможном количестве товара У и наоборот.

Прежде, чем рассмотреть, как ее строить, нужно выяснить, что такое производственные возможности – источники, позволяющие производить экономические блага, когда все ресурсы используются в полном объеме (есть нужное количество работников, необходимое оборудование, запасы).

Для построения КПВ используют следующие постоянные:

  • Производится только два блага;
  • Качество и количество используемых ресурсов постоянно и не меняется;
  • Порядок производства не меняется;
  • Сырье применяется рационально (нет простоев, поломки оборудования, брака).

Для производства кривая производственных возможностей имеет важное значение. Все точки на ней считаются эффективными, так как для роста производства одного товара нужно сократить выпуск другого.

Для понимания того, как строится КПВ, рассмотрим еще один пример. Предположим, что государство имеет ограниченные ресурсы, которые позволяют производить только пшеницу (продукт А) или военную технику (продукт В). На кривой отмечены точки А, В, С, показывающие результативность применения имеющегося сырья. Точка Х показывает неэффективное использование, а У – это цель, которую государство достичь не может из-за ограниченности ресурсов.

 

Из графика понятно, что для производства пшеницы, государству придется сократить выпуск военной техники, а освободившиеся ресурсы направить на выращивание пшеницы (А). Когда государство увеличивает производство военной техники, то снижает выращивание пшеницы (В, С). При перемещении из А в точку В, производство военной техники увеличивается больше, чем сокращается производство пшеницы. При перемещении из точки B к точке С, изготовление техники увеличивается меньше, чем сокращается выращивание пшеницы. Все точки на графике показывают эффективное использование имеющихся запасов в стране. На основе этого графика государство должно выбрать необходимое ему количество производимых товаров обеих групп.

Теперь рассмотрим красные точки на графике. Точка Х означает, что государство не полностью использует возможности, и производит товаров меньше, чем могло бы. Чтобы достичь точки У, стране нужно использовать передовые технологии или повысить резервы. В таком случае, государство сможет улучшить уровень оснащения производства и увеличить выпуск продукции.

4 granica proizvodstvennyh vozmozhnostei

При изучении возможностей производства нужно знать, что такое альтернативная стоимость ресурсов, которая показывает на сколько нужно снизить выпуск товара, чтобы сэкономленные ресурсы направить на изготовление другого.

Примеры, раскрывающие понятие альтернативная стоимость ресурсов:

  • Стоимость рабочего дня человека;
  • Выбранная профессия или ВУЗ для поступления;
  • Сфера деятельности предпринимателя.

Выбор и альтернативная стоимость – важнейшие понятия в экономике, они используются, чтобы изучать хозяйственные действия людей, для сравнения затрат и выгод.

 

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

Вопрос: 1
Альтернативная стоимость товара может измеряться:
1Потребительскими ценами на товар
2Суммой денег, которые потрачены на выпуск товара
3Количеством нужных ресурсов для производства
4Другим товаром, от которого отказались, чтобы производить данный товар
Ответить
4
Вопрос: 2
Как называется упущенная выгода:
1Альтернативная стоимость
2Ограниченность
3Кривая производственных возможностей
4Выбор
Ответить
1
Вопрос: 3
Администрация города решила выделить место под строительство ледовой арены. Определите, какова цена выбора этого решения:
1Стоимость ресурсов, необходимых для постройки арены
2Сумма вложений, которые нужны на постройку арены
3Отказ от строительства стадиона, которое планировалось на месте ледовой арены
4Затраты всех факторов производства
Ответить
3
Вопрос: 4
Для постройки кривой производственных возможностей считают, что:
1Количество и качество ресурсов не меняется
2Количество необходимого сырья постоянно изменяется
3Для построения кривой количество сырья не используется
4Ресурсы в производстве не применяются
Ответить
1
Вопрос: 5
Точка Х на кривой производственных возможностей означает:
1Цель, которую страна не может достичь из-за ограниченности ресурсов
2Государство не использует все возможности, производит товаров меньше, чем могло бы
3Страна не использует передовые технологии
4Эффективность использования ресурсов
Ответить
2
Допущено ошибок:
Оценка:
Подробнее
Ваши ответы:
1 вопрос:

Альтернативная стоимость товара может измеряться:
1) Потребительскими ценами на товар 2) Суммой денег, которые потрачены на выпуск товара 3) Количеством нужных ресурсов для производства 4) Другим товаром, от которого отказались, чтобы производить данный товар
2 вопрос:

Как называется упущенная выгода:
1) Альтернативная стоимость 2) Ограниченность 3) Кривая производственных возможностей 4) Выбор
3 вопрос:

Администрация города решила выделить место под строительство ледовой арены. Определите, какова цена выбора этого решения:
1) Стоимость ресурсов, необходимых для постройки арены 2) Сумма вложений, которые нужны на постройку арены 3) Отказ от строительства стадиона, которое планировалось на месте ледовой арены 4) Затраты всех факторов производства
4 вопрос:

Для постройки кривой производственных возможностей считают, что:
1) Количество и качество ресурсов не меняется 2) Количество необходимого сырья постоянно изменяется 3) Для построения кривой количество сырья не используется 4) Ресурсы в производстве не применяются
5 вопрос:

Точка Х на кривой производственных возможностей означает:
1) Цель, которую страна не может достичь из-за ограниченности ресурсов 2) Государство не использует все возможности, производит товаров меньше, чем могло бы 3) Страна не использует передовые технологии 4) Эффективность использования ресурсов
Посмотреть ответы
Правильные ответы:
1 вопрос: Другим товаром, от которого отказались, чтобы производить данный товар
2 вопрос: Альтернативная стоимость
3 вопрос: Отказ от строительства стадиона, которое планировалось на месте ледовой арены
4 вопрос: Количество и качество ресурсов не меняется
5 вопрос: Государство не использует все возможности, производит товаров меньше, чем могло бы