Урок 2: Природа и рукотворный мир

Урок 2: Природа и рукотворный мир

Урок 2: Природа и рукотворный мир

«Природа» – определение, данное язычниками (приверженцами нехристианской религии, которая предусматривает обожествление природных явлений) ещё в глубокой древности. Они считали её высшей силой, которую регулируют боги (например, громом и молнией управлял Перун – бог грозы). В Древнем Египте верили, что явления и объекты природы созданы благодаря небесным и подземным божествам. Так, солнечным светом управлял Амон, землей – Геб, а растениями – Нефертум. В настоящее время понятие «природа» включает в себя все, что не создано руками человека и рассматривается с научной точки зрения.
 

План урока:

Важные этапы в отношениях человека с природой

Живая природа: определения и понятия

Неживая природа

Экология и мир вокруг

Науки, связанные с экологией: классификация и примеры введённых понятий

 

 

Важные этапы в отношениях человека с природой

Отношения человека и природы начали изучаться ещё в античности, однако полностью раскрыть эту тему ученые и общественные деятели (Э.Льюис, Р.Дарт и другие) смогли лишь во второй половине девятнадцатого века. Специалисты выделяют четыре этапа взаимодействий объектов природы и людей.

Охотничье-собирательная эпоха

На раннем этапе формирования цивилизации люди охотились на животных, собирали плоды деревьев и пригодных для пищи насекомых, строили дома и изготавливали орудия труда из костей убитых зверей, а в качестве одежды носили их шкуры. В это время человек жил по тому же закону, что и природа («выживает сильнейший»), был её частью.

1fddfgd

К этой эпохе относится и тотемизм – вера в мистическую силу природы и поклонение статуям животных и богов, которые являются воплощением явлений (например, грозы, солнца или дождя).

 

Аграрная эпоха

К этому времени относятся земледелие, скотоводство, выращивание культур и одомашнивание животных. Человек научился приручать собак, пасти стада коров и овец, костить сено. С наступлением аграрной эпохи земли стали опустыниваться, а вода – загрязняться. Среди людей и животных распространялись болезни, лекарства от которых ещё не были придуманы. 

2ytuyutисточник

 

Индустриальная эпоха

Время, когда человеческий труд заменился на машины и заводы, называется индустриальной эпохой. В этот период природные объекты серьезно пострадали: в водоемы сливались отходы с предприятий, а множество деревьев были переработаны в энергию.

3sdfsdf

 

Постиндустриальная эпоха

4ghfgh

 

В настоящее время человек проживает в эпоху постиндустриализма, в которой наиболее востребованными становятся не товары, а услуги, знания и информация. Отношение человека к миру природы медленно налаживается, а лозунг «общество и природа» все больше и больше приобретает свою ценность.

Живая природа: определения и понятия

Живая природа – это все, что не создано человеком и имеет возможность дышать, питаться и расти.

5vfgdfg

 

Какие существуют объекты живой природы в мире

Природные объекты окружают нас всюду: это и деревья, и цветы, и насекомые, и грибы, и люди. Также ими являются бактерии, которые также способы расти, размножаться и питаться.

 

Неживая природа

Всё, что не создано руками человека и не обладает свойствами живого организма, называется неживой природой. Её составляющие (камни, солнце, вода, горы) сохраняются на протяжении многих лет. Некоторые из них являются объектами природного наследия – известными местами Земного шара, обладающими Всемирной известностью. Например, озеро Байкал, вулканы Камчатки и Золотые горы Алтая.

6asdsdf

Что такое рукотворный мир

Если природа существовала на Земле всегда, то рукотворный мир появился вместе с первобытным человеком. На протяжении сменяющих друг друга веков люди создавали орудия труда, выплавляя железо, шили одежду, стрижа овец и строили дома, перерабатывая глину в кирпичи.

Определение понятия «рукотворный мир»

Рукотворный мир – предметы человеческого быта, которые были созданы искусственно (одежда, мебель, дома, сельское хозяйство, культурные плантации и так далее).

Объекты рукотворного мира

7mhjk

Рукотворный и природный миры тесно связаны друг с другом. Деревья, и другие живые организмы, имеют свойство размножаться, а вода, свет и растения находятся в постоянном «круговороте». Без этих источников невозможно было бы создать объекты рукотворного мира. Многие искусственно выведенные виды животных и растений также не могли бы существовать без вмешательства человека и современного научного оборудования.

Рукотворный мир включает в себя объекты неживой природы. Без большинства из них невозможно представить жизнь современного человека.

 

Подразделяются объекты рукотворной природы на группы:

Источники света (фонари, лампы, люстры);

Источники звука (микрофон, колонка);

Источники движения (самолёт, корабль, поезд).

 

Отношение человека к окружающему миру

Нельзя сказать, что на сегодняшний день человек полностью обесценивает природу и использует её в своих целях. В мире есть множество людей, которые выступают за защиту животных, введение закона о запрете вырубки лесов и загрязнения мировых вод. Однако браконьеры, миллиардеры, которые зарабатывают деньги на переработке и вырубке леса, директора промышленных предприятий и деревоперерабатывающих заводов не задумываются над тем, насколько глубокое влияние они оказывают на уничтожение планеты.

Сохранение бережного отношения к природе

Тема бережного отношения человека к природе поднимается на протяжении многих

десятилетий. Исторически сложившиеся формы отношений человека и природы не устраивали зоозащитников. Поэтому в 1900-х годах были проведены исследования на различные экологические темы, которые приводили к одному и тому же выводу: ничто так не губит природу, как людская цивилизация.

Проявление бережного отношения людей к природе началось в двадцатом веке, когда в Чикаго впервые затронули экологическую проблему разрушительного влияния человека на окружающую среду. С течением времени сформировалось множество природоохранных организаций (Зелёный патруль, Гринпис, Общество охраны природы, Международный зелёный крест и другие).

8nhghj

Современная наука, экология, включает в себя изучение объектов, явлений природы и сохранение хорошего отношения людей к окружающей среде.

Экология и мир вокруг

9vfdgh

Тесно связанные между собой понятия «природа» и «среда», научную тему «мир вокруг нас» изучает экология – наука о живых организмах, их взаимодействии и воздействии человека на них.

Важнейшие области экологии

Основными группами экологии являются глобальная (изучающая экосистему), социальная (изучающая взаимоотношения человека и природы), прикладная (изучающая какую-либо область: медицина, строительство и другие), а также экология человека и города.

Также экология изучает объекты природы и рукотворного мира, их связь с окружающей средой, влияние, которое они оказывают на планету.

10fdghРабота экологов 

 

Этапы экологического становления

История становления природной экологии как науки включает в себя два этапа: с восемнадцатого по девятнадцатый века (в это время Дарвин и приверженцы его теорий впервые начали исследовать природу организмов и факторы, под влиянием которых они развивались) и начало девятнадцатого века (в эту эпоху впервые введено понятие «экология».Известный учёный В.И.Вернадский исследовал экологические ущербы, круговорот веществ в природе и его нарушение человеческой деятельностью).

Наиболее распространённая проблема отношения человека к природе, окружающей среде и планете в целом – нежелание большей части населения исправлять сложившуюся критическую ситуацию.Экология является наукой, которая предоставляет людям знания об устройстве окружающей среды и призывает их к сохранению природных объектов.

Основные методы науки экологии (сортировка мусора, посадка деревьев, открытие заповедников, создание групп зоозащитников и природозащитников) помогают направлять человечество в верное русло: жить в гармонии с природой, заботиться о братьях наших меньших и растениях, благодаря которым мы дышим, не вырубать леса и не загрязнять водоемы.

11bgfh

 

Наука

Различные науки играют важную роль в экологии. Ими являются философия, химия, физика, биология, социология и география. Экология, взаимодействуя с другими науками, послужила созданию многих сфер жизни: аутэкология (изучает взаимодействие живых организмов), демэкология (изучает виды и численность популяций), синэкология (изучает биоценозы – организмы, живущие на определённой территории), геоэкология (изучает состав, свойства и строение земной оболочки).

 

Науки, связанные с экологией: классификация и примеры введённых понятий

Социобиология

Одной из наук, изучающей природу и связь человека с ней, является социобиология. Она включает в себя определение «природа человека», которое придумано Аристотелем ещё в четвёртом веке до нашей эры. Это – качества, присущие только людям и отличающие их от других живых существ (совесть, тяга к самосовершенствованию, вера в богов, сочувствие, добро и другие).

Понятие «человек-природа» возникло с появлением научной теории о том, что люди являются частью всего окружающего мира. Это предположение выдвинул Чарльз Дарвин, назвал «антропогенезом» и также отнёс к социобиологии

12cdf

 

Гносеология

«Право природы» – понятие из гносеологии. Это – наука, изучающая законы жизни человека и природы. На сегодняшний день вмешательство в естественную жизнь окружающего мира (например, масштабная вырубка лесов или уничтожение редких видов животных) считается нарушением прав и законов природы, которые могут привести к штрафам и лишению свободы.

Охрана природы

Бережное отношение к природе – понятие, изучаемое природоохранной научной отраслью. Методы, используемые природозащитниками, формируют отношение человека к окружающей действительности (плакаты, призывающие к защите животных и растений, документальные фильмы, связанные с природой, и введение экологически чистых и безопасных продуктов: бумажных пакетов вместо пластиковых, косметики, не тестируемой на животных, и искусственных шуб). 

13bhgj 

На сегодняшний день существует множество чудес света, прославленных людьми (Пирамида Хеопса, Висячие сады Семирамиды, Колосс Родосский и другие). Однако чудеса, созданные природой, обладают не меньшей захватывающей красотой. Каждый объект окружающего нас мира – это произведение искусства, повторить которое не под силу ни одному ювелирному мастеру. Животные с необычным окрасом, цветы, яркие деревья в осеннюю пору, симметричные крылья бабочки – все это радует человеческий глаз и дарит вдохновение художникам и поэтам.

14vfghf
Симметрия в мире природы 

Глобальное потепление, заражение воды, засуха морей, кислотные дожди – все это является следствием негативного воздействия человека и может привести к катастрофе вселенского масштаба.

«Чтобы изменить мир – нужно начать с себя, а остальные подтянутся», – гласит пословица. Действительно, если каждый человек начнёт бережно относиться к природе и защищать её права – мир станет гораздо гармоничнее и добрее.

 

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

Вопрос: 1
На сегодняшний день отношения человека и природы носят характер:
1биологический (человек находится в гармонии с природой)
2общественный (человек взаимодействует с природой ради собственного блага)
3оба ответа верны
4оба ответа неверны
Ответить
2
Вопрос: 2
Что такое рукотворный мир? (Дать определение):
1искусственно созданные руками человека объекты
2мир, созданный «руками природы»
3оба ответа верны
4оба ответа неверны
Ответить
1
Вопрос: 3
Экология – это наука, изучающая:
1живые и неживые бактерии
2объекты природы и рукотворного мира
3организмы и окружающую среду в целом
4животных и происхождение человека
Ответить
3
Вопрос: 4
Какие объекты рукотворного мира изучает экология?
1источники звука (микрофон, колонка)
2источники света (фонари, лампы, люстры)
3источники движения (самолёт, корабль, поезд)
4все ответы верны
Ответить
4
Вопрос: 5
Бережное отношение детей и взрослых к природе демонстрируется через:
1отказ от загрязнения окружающей среды
2посадку деревьев
3вступление в сообщества по защите прав природы
4все ответы верны
Ответить
4
Допущено ошибок:
Оценка:
Подробнее
Ваши ответы:
1 вопрос:

На сегодняшний день отношения человека и природы носят характер:
1) биологический (человек находится в гармонии с природой) 2) общественный (человек взаимодействует с природой ради собственного блага) 3) оба ответа верны 4) оба ответа неверны
2 вопрос:

Что такое рукотворный мир? (Дать определение):
1) искусственно созданные руками человека объекты 2) мир, созданный «руками природы» 3) оба ответа верны 4) оба ответа неверны
3 вопрос:

Экология – это наука, изучающая:
1) живые и неживые бактерии 2) объекты природы и рукотворного мира 3) организмы и окружающую среду в целом 4) животных и происхождение человека
4 вопрос:

Какие объекты рукотворного мира изучает экология?
1) источники звука (микрофон, колонка) 2) источники света (фонари, лампы, люстры) 3) источники движения (самолёт, корабль, поезд) 4) все ответы верны
5 вопрос:

Бережное отношение детей и взрослых к природе демонстрируется через:
1) отказ от загрязнения окружающей среды 2) посадку деревьев 3) вступление в сообщества по защите прав природы 4) все ответы верны
Посмотреть ответы
Правильные ответы:
1 вопрос: общественный (человек взаимодействует с природой ради собственного блага)
2 вопрос: искусственно созданные руками человека объекты
3 вопрос: организмы и окружающую среду в целом
4 вопрос: все ответы верны
5 вопрос: все ответы верны