Математика

Урок 2: Числа от 1 до 5

Числа от 1 до 5

Изучая эту тему, дети познакомятся с числами от 1 до 5 и цифрами, которые их обозначают. Они научатся считать в этих пределах, узнают порядок образования и состав каждого числа. Также у детей будут развиваться навыки счета предметов и сравнения чисел.
 

План урока:

Один, много. Число и цифра 1

Число и цифра 2

Число и цифра 3

Число и цифра 4

Число и цифра 5

Счет предметов. Последовательность чисел

Сравнение чисел. Числовые равенства и неравенства

 

Один, много. Число и цифра 1

Привет! Я рада нашей новой встрече в нашей математической школе. Надеюсь, она тебе понравилась, и ты не заскучал на своем первом уроке.

Сегодня мы продолжим наше знакомство, и я расскажу тебе о своих учениках, которые посещают мою школу. Они с удовольствием помогут тебе лучше понять и усвоить материал, быстро и правильно справиться с заданиями.

Вот мои школьники уже почти все собрались в классе и нам пора начинать.

1qq

Очень рада видеть вас,

и начнем урок сейчас.

Будем вместе мы считать,

числа, цифры изучать.

А вот и мой первый ученик. Ты угадал, кто это?

Правильно, Буратино. 

2qq

После истории с Золотым ключиком, Буратино решил выполнить желание папы Карло и записался в мою школу.

Сегодня он пришел к нам в первый раз. Значит, он учится только один день. Как ты думаешь, это много или мало?

Правильно! Один день – это очень мало, чтобы узнать обо всем на свете. Но одну тему мы сможем сегодня выучить. Я расскажу о понятиях «один» и «много». 

Смотри, Буратино у папы Карло один.

3qq

Так говорят, если больше нет подобных предметов. Ведь у папы Карло не было других кукол. Поэтому и получается, что Буратино у него один.

А у Карабаса Барабаса были разные куклы.

4qq

Если их несколько, тогда мы говорим, что их много.

Рассмотрим еще один пример.

У Буратино золотой ключик только один. Другого ведь нет.

4.1qq
 

А монет у него было несколько, то есть много.

4.2qq
 

 

Все очень просто. Я думаю, что ты все понял. Давай теперь закрепим. Попробуй разобраться, где один или много.

4.3qq
 

Назови ту часть тела, которая у Буратино только одна:

  • голова;
  • пальцы;
  • зубы;
  • рот;
  • язык;
  • волосы;
  • нос.

Правильно, у него одна голова, один рот, один язык, один нос. Подумай, что еще можно назвать?

Прочитай перечень еще раз и назови части тела, каких много.

Молодец! У Буратино много пальцев, много зубов, много волос.  Попробуй продолжить сам.

А сейчас давай проверим, как ты понял новую тему.Рассмотри внимательно обложку книги о Буратино и назови, какой предмет один, а каких много.

5qq

Как же передать, что предмет один? Можно поднять один палец.

6qq

В математике для обозначения числа используют специальные знаки – цифры. Число один обозначается цифрой 1. Рассмотри внимательно, как она выглядит.

7qq

Единица состоит из двух палочек: одной длинной и одной короткой. Присмотрись хорошенько, правда, цифра 1 чем-то похожа на нашего Буратино с очень длинным носом?

8qq

Подумай, с чем еще можно сравнить единицу? Она похожа на сломанную ветку или сучок, стрелу, аиста.

9qq

Давай поиграем в игру. Рассмотри картинку и найди, где спряталась цифра 1.

10a

Попробуй сделать цифру 1 из пластилина, а рядом с ней прикрепи один предмет. Например, вот так.

10b

А теперь посмотри, как нужно писать цифру 1 в тетради.

10c
Источник

  1. Начинаем писать с маленькой палочки. Для этого ставим ручку чуть выше центра клеточки и ведем прямую линию в верхний правый угол.
  2. Не отрывая ручку, пишем большую палочку, доводя ее почти до средины нижней линии клеточки.

Распечатай и потренируйся писать отдельные элементы и саму цифру 1.

11qq

Итак, теперь ты знаешь о том, что может быть один предмет или много предметов, и мы с Буратино рассказали тебе о числе и цифре 1. Давай продолжим.

Число и цифра 2

А вот наша вторая ученица. Это Феечка. В нашей школе она не только учится волшебству, но и старается освоить математику. Феечка поможет нам познакомиться со следующим числом.

12qq

Раньше она была обычной девочкой, которую звали Ванесса. Она очень любила бабочек и выращивала в своем саду цветы, чтобы мотыльки слетались на их чудесный аромат. Сначала вырос один цветок, а потом еще один. И их стало два.

Итак, мы познакомимся с числом два.

13qq

Желтый цветок – один, розовый цветок – два. Мы посчитали все цветы в саду. Их два.

Желтый цветок расцвел первым, а розовый – вторым.

Как только цветочки распустились, к ним прилетели бабочки: сначала одна, а потом еще одна. И стало их две.  

14qq

Давай пересчитаем всех бабочек: маленькая бабочка – один, большая бабочка – два. Их две. Маленькая бабочка прилетела первой, а большая – второй.

Мотылькам очень понравилось в саду у Ванессы, и они подарили девочке две пары крыльев и дали волшебную пыльцу. Ванесса превратилась в Фею бабочек.

15qq

Пара – это два предмета, которые не могут существовать отдельно. У Феечки два больших крылышка (она не сможет летать с одним крылышком). И два маленьких крылышка. Значит у нее пара больших и пара маленьких крыльев.

Посмотри на Ванессу и назови другие пары предметов, которые у нее есть.

Это пара глаз, пара рук. А еще?

Феечка хочет рассказать тебе свое первое волшебное заклятие об образовании числа: два это один и еще один. Считать нужно так: один, два. Можно считать по порядку: первый, второй.

А сейчас проверим, как ты все запомнил. Посмотри на картинку и скажи каких предметов по два.

16a

Давай закрепим.

Скажи, сколько подружек прилетело к Ванессе?

16.1
Источник

Правильно, одна.

Вспомни, что ты узнал об образовании числа два. А сколько еще должно прийти феечек, чтобы их стало две?

Подумал?

Верно, еще одна!

16.2 

Потому что два – это один и один!

16b

А как же записать, что на картинке две феи, два цветка или две бабочки?

Чтобы обозначить число два есть цифра 2. Рассмотри ее. Она состоит из крючка и хвостика.

17qq

Наша Феечка в этой позе очень похожа на цифру 2.

18qq

На что еще похожа цифра 2?

19qq

На лебедя, хобот слона и даже на жирафа с длинной шеей.

Взгляни на картинку и найди среди всех знаков цифру 2.

20a

Попробуй сделать цифру 2 из пластилина и рядом прикрепи два предмета. Например, вот так.

20b

Теперь поговорим о написании цифры 2 в тетради.

20.1
 

  1. Первый элемент начинаем писать чуть ниже средины верхней границы клеточки. Линию ведем вверх и закругляем в правом верхнем углу.
  2. Опускаем линию к средине нижней границы клеточки.
  3. Ведем волнистую линию вправо вдоль нижней границы клетки до ее угла.

Распечатай картинку и потренируйся писать элементы и цифру 2.

20.2

Вот и все. Мы вместе с Феечкой Ванессой познакомились с числом и цифрой 2.

 

Число и цифра 3

А вот в класс зашла моя третья ученица. Угадал?

21qq

Это же Симка! Лучшая ученица в школе фиксиков! В моем классе она тоже хорошо учится и прекрасно знает математику. Симка всегда с радостью приходит на выручку своим друзьям. Вот и сегодня она поможет нам познакомиться с новым числом и цифрой.

Симка прекрасно разбирается в технике и может починить практически любой прибор. Сначала они с Ноликом отремонтировали дисковод и рассказали Дим Димычу как надо обращаться с дисками.

22qq

Еще они с друзьями починили будильник.

23qq

Давай посчитаем, сколько вещей отремонтировали фиксики:

  • дисковод – это один;
  • будильник – это два.

Всего они починили два предмета.

А потом Симка устранила поломку в холодильнике.

24qq

А сколько теперь отремонтированных предметов? Было два, починили еще один и стало три:

  • дисковод – один;
  • будильник – два;
  • холодильник – три.

25qq

Всего три предмета.

Число три получается, если к двум добавить еще один. Запомни правило образования числа три.

Симке очень весело со своими друзьями. Когда у них получается все починить, они показывают свой знак «тыдыщ». Присмотрись и посчитай, сколько пальцев они показывают.

26qq

Получается три пальца. Наверное, поэтому Симка и любит число три, ведь это ее знак.

Давай проверим, как ты научился считать до трех. Посчитай друзей. 

27qq

Правильно, Нолик – один, Дим Димыч – два, Симка – три. А можно посчитать их по порядку:

  • Нолик – первый;
  • Дим Димыч – второй;
  • Симка – третья.

Итак, друзей трое. Фиксики побежали играть, Дим Димыч остался дома.

Сколько фиксиков?

Правильно, два.

Сколько мальчиков?

Один.

28qq

Запомни! Число три – это два и один.

Вечером Дим Димыч сидел дома один и скучал. Чтобы его развеселить, к нему прибежали Симка и Нолик.

29a

Запомни! Число три – это один и два.

И еще раз повторим состав числа три.

29b

Давай все закрепим. Выбери картинки, на которых изображено три фиксика.

30qq

А теперь посмотри, Мася показывает один палец.

31a

Сколько еще пальцев ей надо поднять, чтобы получился знак «тыдыщ», в котором три пальца?

Правильно, еще два.

31b

Потому что три это один и два!

Пришло время познакомиться с цифрой, которая обозначает число три. Вот она. Это цифра 3.

32a

Она состоит из двух крючков. Симка может сделать цифру 3 из двух компакт-дисков – нужно всего лишь обвести их с правой стороны.

32b

На что еще похожа цифра 3?

33qq

На свернутую змею, на крылья бабочки, на лук для стрел.

Поищи цифру 3 среди этих знаков.

34a

Ты уже пробовал изготовлять цифры и пластилина – сделай так же карточку с цифрой 3.

34b

А теперь посмотри, как нужно писать цифру 3 в тетради.

34.1
 

Последовательность написания цифры 3 следующая.

  1. Начинаем немного ниже середины верхней границы клетки. Ведем линию вверх и закругляем в правом верхнем углу.
  2. Ведем линию в центр клетки.
  3. Немного не дописав до центра, разворачиваемся и плавно закругляем второй полуовал в нижнем правом углу.
  4. Заканчиваем чуть выше середины нижней границы клетки.

Скачай картинку и потренируйся писать отдельные элементы и цифру 3.

34.2
 

Вот мы и выучили число и цифру 3. Узнали, как оно образуется и какой у него состав.

Число и цифра 4

Пришло время познакомиться со следующей моей ученицей.

34.3
 

Это волшебная поняшка. Ее зовут Пинки Пай. Она нам расскажет о числе четыре. Пони очень хорошо знает это число, ведь у нее четыре ноги. Давай посчитаем.

35qq

Всего четыре ноги.

Вспомни, какие еще предметы имеют по четыре ноги или ножки?

Конечно, это звери (например, собака, кот, волк, заяц), а еще стол, стул, кровать, шкаф, диван.

Можно также вспомнить, что у машины четыре колеса, а у двери четыре стороны.

Так что число четыре связано со многими вещами, которые нас окружают. Давай узнаем, как это число образуется.

У Пинки много подружек – поняшек. Несколько из них пошли гулять на площадку. Давай их посчитаем:

36qq

  • Сумеречная Искорка – один;
  • Радуга Дэш – два;
  • и Пинки Пай – три.

Всего было три пони. Потом к ним пришла еще одна - главная модница Рарити. Сколько теперь стало подружек?

37a

Теперь их четыре.

Значит порядок образования числа четыре следующее: к трем добавить еще один.

Поняшек можно посчитать по порядку:

37b

Давай еще потренируемся. Найди картинку, на которой изображено четыре поняшки.

38qq

Теперь узнаем о составе числа четыре. Пинки считает, что это очень легко запомнить.

У нее ведь четыре ноги – две передние и две задние. Значит четыре – это два и два.

39a

А теперь посмотри на картинку. Что сделала поняшка? Она подняла одну ногу, а три стоят на земле.

39b

Значит, четыре – это один и три.

А можно сказать и наоборот, четыре – это три и один.

Правда, ничего сложного?

40qq

Для закрепления предлагаю поискать ответы на такие вопросы.

Пинки накрывает стол для четырех подружек. Посчитай, сколько тарелок она поставила.

41a

Правильно, три.

Сколько же еще нужно поставить тарелок, чтобы хватило для всех подружек?

Подумал?

Конечно же, еще одну.

41b

Потому что четыре – это три и один.

Какой же цифрой обозначим число четыре? Это цифра 4. Рассмотри ее. У этой цифры три палочки. Они могут вверху соединяться.

41.1
Источник

Чтобы запомнить цифру 4, давай перевернем Пинки вверх ногами

42

На что еще похожа цифра 4?

43qq

На парус, на перевернутый стул, на мальчика с факелом.

Потренируйся, найди цифру 4 среди других цифр.

44a

Сделай карточку с цифрой 4 из пластилина.

44b

В тетради цифра 4 пишется так.

44.1
 

Написание цифры 4 проходит в два этапа.

  1. Ставим ручку правее от средины верхней границы клетки и ведем линию в центр клеточки. Продолжаем линию вправо, не доводя ее до правой границы клетки.
  2. Ставим ручку немного выше от средины правой границы клеточки и пишем ровную наклонную палочку, доводя ее до нижней границы клетки.

Скачай картинку и поучись писать отдельные элементы и цифру 4.

44.2
 

Давай скажем спасибо поняшке Пинки за то, что она рассказала нам об образовании числа 4, составе числа 4 и написании цифры 4.

 

Число и цифра 5

Нам осталось познакомиться с моей замечательной ученицей – куколкой Лол. Бон-Бон спешит поздороваться с нами. Видишь, машет рукой?

44.3
 

Ведь она знает, что мы должны выучить сегодня число пять и показывает нам ладошку, на которой пять пальцев. Давай посчитаем.

45qq

Посчитай пальцы на своей руке. И помаши куколке в ответ.

Можно посчитать их по порядку:

46qq

Бон-Бон хочет проверить, как ты умеешь считать до пяти. Она позвала своих подружек. Найди картинку, где пять куколок.

47qq

Бон-Бон хочет угостить нас яблоками. Она сложила их в корзинку. Посчитай, сколько яблок.

48qq

В корзинке лежало четыре яблока. А потом куколка добавила еще одно. Сколько теперь будет яблок?

49qq

Стало пять яблок. Итак, мы рассмотрели образование числа пять: к четырем добавить еще один.

Посмотри, пять яблок можно разделить на те, что лежат в корзине, и те, что лежат на столе.

Сколько яблок в корзине?

Правильно, четыре.

А сколько на столе?

Всего одно.

Значит, пять – это четыре и один. Или наоборот, пять – это один и четыре.

А теперь обрати внимание на цвет яблок.

Сколько зеленых?

Правильно, три.

А красных?

Два.

Значит, пять – это три и два. Или наоборот, пять – это два и три.

Запомни состав числа пять!

50qq

Давай поупражняемся.

Покажи на руке три пальца. Вот так.

51a

А сколько пальцев спряталось?

Подумай, сколько всего пальцев на руке и сколько не хватает на картинке.

Догадался?

Конечно же, два.

51b

Потому что пять – это три и два.

Попробуй самостоятельно составить другие комбинации на пальцах.

Пришло время познакомиться с цифрой, которая обозначает число пять. Рассмотри ее.

51.1
 

Говорят, что цифра 5 похожа на цифру 2, только перевернутую. У нее тоже есть крючок и хвостик.

А еще цифра 5 похожа на половинку яблока, которым нас угощала Бон-Бон.

52a

Найди все цифры 5 на этой картинке.

52b

Сделай карточку с цифрой 5 из пластилина

53qq

Сейчас я расскажу, как нужно писать цифру 5 в тетради.

53.1
 

Сначала надо написать крючок, а затем дописать вверху хвостик.

  1. Начинаем писать чуть правее от середины верхней границы клеточки. Опускаем прямую наклонную линию почти в центр клетки.
  2. Из этой точки пишем полуовал. Сначала закручиваем вверх, потом ведем линию вниз, касаясь сначала середины правой границы клетки, а затем середины нижней границы и слегка закручиваем вверх.
  3. Ставим ручку в первоначальное положение и пишем волнистую линию в правый угол клетки.

Скачай картинку и потренируйся в написании цифры 5.

53.2
 

Ну вот, мы выучили число и цифру 5. Правда, это было интересно?

Счет предметов. Последовательность чисел

Давай вспомним всех моих учеников, с которыми ты познакомился сегодня, и посчитаем их:

54qq

  • Буратино – один;
  • феечка Ванесса – два;
  • фиксик Симка – три;
  • поняшка Пинки – четыре;
  • куколка Бон-Бон – пять.

Их всего пять. Мы с тобой научились считать до пяти!

Получается такая последовательность натуральных чисел: 1, 2, 3, 4, 5.

А можно вести счет предметов и в обратном порядке: 5, 4, 3, 2, 1.

Потренируйся самостоятельно. Главное, не пропускай ни один предмет и не меняй последовательность чисел!

Когда мы считаем, то должны называть числа в определенном порядке. У каждого числа есть соседи, т.е. те числа, которые стоят рядом с ним. Посмотри на запись чисел цифрами.

55qq

Например, у числа 4 соседи 3 и 5. Подумай, какие соседи у числа 2?

«Сосед», который стоит перед нужным нам числом, называется предыдущее число.

56qq

У числа 4 предыдущее число 3.

Назови предыдущее число у числа 5.

Правильно, это число 4. Оно стоит перед ним.

«Сосед», который стоит после нужного нам числа, называется последующее число.

57qq

У числа 4 последующее число 5.

Определи последовательность чисел и назови последующее у числа 2.

Верно, это число 3. Оно стоит после числа 2.

Вспомни, как образовывались наши числа. Это важное правило!

Если к числу добавить еще один, то получим последующее число.

Например, возьмем число 3 и добавим еще 1. Получим 4 – число, которое стоит после числа 3.

58qq

Самостоятельно добавь к числу 2 еще 1 и назови, какое число получится.

А сейчас мы посчитаем моих учеников по порядку:

54qq

  • Буратино – первый;
  • феечка Ванесса – второй;
  • фиксик Симка – третий;
  • поняшка Пинки – четвертый;
  • куколка Бон-Бон – пятый.

Давай поменяем их местами.

59qq

Назови, кто теперь третий?

Правильно, феечка Ванесса.

А кто первый? четвертый?

Вот ты и узнал, как можно считать предметы и какие есть правила о последовательности чисел.

Сравнение чисел. Числовые равенства и неравенства

Итак, мы с тобой познакомились с числами от 1 до 5. Каждое число относится к множеству с определенным количеством элементов.

Это правило тебе кажется очень сложным? На самом деле это не так. Сейчас объясню. Во множестве медведей только один элемент, значит, оно обозначается числом 1.

60qq

К какому множеству относится число 4?

Посчитал?

Правильно, это множество кошек. В нем всего четыре элемента. Правда, это легко и понятно?

Подбери самостоятельно числа ко всем остальным множествам.

Множества могут быть разными. Например, вот множество грибов и множество ежиков.

61qq

Элементы в этих множествах разные.

Сейчас мы поговорим о сравнении чисел, которыми обозначаются разные множества.

Посчитай количество элементов в каждом множестве.

Количество одинаковое. У нас три гриба и три ежика.

Чтобы сравнить числа, надо каждый элемент одного множества соотнести с элементом другого множества. Вот смотри как.

62qq

Это значит, что всем ежикам достанется по грибу.

В математике называют такие множества равными.

Чтобы их записать используют знак равенства:

62.1

Надо писать так:

3 = 3

Читаем, что три равно трем.

Такая запись называется числовым равенством.

Значит, если во множествах одинаковое количество предметов, то такие множества обозначаются одним и тем же числом, и они равны.

Придумай сам числовые равенства с другими одинаковыми числами.

Теперь разберемся, что бывает, если количество элементов во множествах неодинаковое.

Вот множество тарелок. Посчитай, сколько в нем элементов и назови число.

63qq

Правильно, их 5.

А сейчас пересчитай элементы во множестве пирожных.

64qq

Их три.

Количество неодинаковое. Давай попробуем сравнить эти числа. Соотнесем элементы множеств, т.е. расставим пирожные по тарелкам.

65qq

Посмотри, мы расставили все пирожные, но две тарелки еще остались свободные – для них пирожных не хватило. Значит тарелок больше, чем пирожных.

В математике знак «больше» пишется так:

65.1

У нас 5 тарелок и 3 пирожных. Надо написать так:

5 > 3

Читаем, что пять больше трех.

Это называется числовое неравенство.

Теперь посчитаем вазы.

66qq

Их 4.

И цветочки.

67qq

Их 5.

Сравним числа, разложив цветочки по вазочкам.

68qq

Вазочки закончились, а один цветочек остался лишним.

Значит вазочек меньше, чем цветочков.

В математике знак «меньше» выглядит так:

68.1

У нас было 4 вазочки и 5 цветочков. Надо написать:

4 < 5

Это читается: четыре меньше, чем пять.

Это тоже числовое неравенство.

Итак, чтобы сравнить числа, нужно соотнести элементы во множествах, к которым они относятся.

Но можно действовать быстрее и проще. Мы знаем, что в каждое последующее число получается из предыдущего, если к нему добавить еще один элемент. Значит в каждом последующем числе элементов будет больше.

Поэтому число, которое в числовом ряде стоит дальше будет больше, чем все предыдущие.

Например, возьмем проведем сравнение числа 2 и 4.

69qq

В числовом ряде число 2 стоит ближе, чем 4 – значит два меньше, чем четыре. Нужно написать 2 <4.

Попробуем сравнить числа 5 и 1.

70qq

5 стоит дальше, а 1 ближе. Значит, пять больше, чем три. Запишем 5 >1.

Правда, все легко?

Проведи самостоятельно сравнение чисел 3 и 4.

Посмотри, как нужно писать знаки «равно», «больше» и «меньше» в тетради. Потренируйся самостоятельно.

71qq
 

Ну вот и все! Ты сегодня узнал много новой информации. Давай проверим, как ты усвоил материал.

В материалах урока использованы кадры из м/с "Фикисики", 2014; м/ф "Приключения Буратино", 1959

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

Вопрос: 1

Сколько шариков на картинке?

test

13
25
32
44
Ответить
4
Вопрос: 2
Укажи цифру, которая обозначает число четыре.
13
25
34
42
Ответить
3
Вопрос: 3
Укажи состав числа 5:
12 и 1
22 и 3
32 и 2
43 и 1
Ответить
2
Вопрос: 4
Найди строчку, где указано, как получить число 3:
1К двум добавить еще один
2К четырем добавить еще один
3К одному добавить еще один
4К трем добавить еще один
Ответить
1
Вопрос: 5
Укажи верное числовое равенство:
15 > 4
22 = 2
34 = 3
42 < 5
Ответить
2
Вопрос: 6
Какое неравенство правильное?
11 < 3
23 > 5
32 < 1
41 > 3
Ответить
1
Допущено ошибок:
Оценка:
Подробнее
Ваши ответы:
1 вопрос:

Сколько шариков на картинке?

test


1) 3 2) 5 3) 2 4) 4
2 вопрос:

Укажи цифру, которая обозначает число четыре.
1) 3 2) 5 3) 4 4) 2
3 вопрос:

Укажи состав числа 5:
1) 2 и 1 2) 2 и 3 3) 2 и 2 4) 3 и 1
4 вопрос:

Найди строчку, где указано, как получить число 3:
1) К двум добавить еще один 2) К четырем добавить еще один 3) К одному добавить еще один 4) К трем добавить еще один
5 вопрос:

Укажи верное числовое равенство:
1) 5 > 4 2) 2 = 2 3) 4 = 3 4) 2 < 5
6 вопрос:

Какое неравенство правильное?
1) 1 < 3 2) 3 > 5 3) 2 < 1 4) 1 > 3
Посмотреть ответы
Правильные ответы:
1 вопрос: 4
2 вопрос: 4
3 вопрос: 2 и 3
4 вопрос: К двум добавить еще один
5 вопрос: 2 = 2
6 вопрос: 1 < 3