Литература

Урок 2: Александр Сергеевич Грибоедов

Жизнь и творчество А.С. Грибоедова

В данном уроке рассказывается о комедии «Горе от ума» и его создателе Александре Сергеевиче Грибоедове, который проявил себя как выдающийся дипломат, замечательный лингвист, талантливый музыкант и композитор, поэт и драматург.
 

План урока:

Биография Грибоедова. История создания комедии «Горе от ума»

Комедия «Горе от ума». Смысл названия. Особенности композиции. Картины нравов и галерея живых типов

Образ Чацкого, передового человека своего времени

Сатира и афористичность языка комедии «Горе от ума»

Критика о комедии «Горе от ума». «Мильон терзаний» И.Гончарова

Значение комедии «Горе от ума» в истории русской литературы

 

Биография Грибоедова. История создания комедии «Горе от ума»

Грибоедов родился в московской богатой родовитой семье 15 января 1795 г. До сих пор существует путаница с подлинной датой рождения, причиной этого является сам Грибоедов. Сохранились документы, в которых он указал годом своего рождения - 1790. Причины этого неизвестны, возможно, молодому чиновнику хотелось выглядеть более солидным.

Каждое лето юный Александр Грибоедов гостил в родовом имении Хмелита Вяземского уезда Смоленской губернии, принадлежавшем еще его деду. Роскошное имение дяди, в котором была богатейшая библиотека, собрание живописи, собственный крепостной театр, было центром летних сезонов русской аристократии. Многие из гостей поместья Хмелита, представлявших собой известные дворянские фамилии, станут прототипами образов комедии «Горе от ума».

Именно здесь, уже в раннем детстве отрылись необыкновенные способности мальчика к изучению языков, которые он с легкостью осваивал и читал книгина 5 европейских языках и латыни. Александр обучился игре на рояле и арфе,пробовал сочинять музыкальные пьесы и стихи. В 8 лет был отдан в Московский университетский пансион. В 1806 г. 11-ти лет от роду был зачислен в Московский университет, через два года, окончив полный курс отделения словесности, учился на нравственно-политическом и физико-математическом отделениях.

Мечтая поучаствовать в сражениях Отечественной войны 1812 г., в 17 лет Грибоедов начинает службу в Московском гусарском полку. Но воевать молодому корнету[1] не довелось. Пока шло формирование подразделения его полка, французские войска уже были разбиты и отступали. До 1815 г. он служил переводчиком при штабе в Белоруссии. В полку, подружившись с представителями «золотой молодежи», обрел славу своими бесшабашными выходками среди гусаров.

По настоянию семьи военную службу оставил и уезжает в Петербург, чтобы продолжить карьеру служащим в Коллегии иностранных дел.

kornet griboedova
Корнет Грибоедов

Чиновничья служба молодого человека не слишком интересовала. Он оказался в водовороте столичной светской жизни, увлекался литературой и театром, начинает писать легкие забавные пьесы. Первой его пьесой был водевиль[2] «Молодые супруги», позже поставленный в Петербургском театре. Грибоедов подружился со многими актерами и литераторами, светской молодежью. Был знаком с Пушкиным, будущими декабристами Пестелем, Рылеевым, Кюхельбекером, Бестужевым. Пушкин отзывался о Грибоедове, как о «одном из самых умных людей России».

Из-за увлечения театром и любовных интриг друзей Грибоедов оказался замешан в скандале: «четверной» дуэли В. Завадовского и А. Шереметьева из-за знаменитой балерины Евдокии Истоминой. В случае гибели одного из дуэлянтов, должны были стреляться секунданты. Шереметьев на дуэли был смертельно ранен, его секундант, будущий декабрист Якубович, должен был стреляться с секундантом Завадовского Грибоедовым. Но поединок не состоялся из-за ареста его участников. Благодаря связям матери, спасшей сына от тюремного наказания, Грибоедова определили на службу в дипломатическую миссию в Персии. В 1818 г. Грибоедов выехал к новому месту службы, начав учить восточные языки, в том числе персидский и арабский. По пути он должен представиться в Тифлисе главнокомандующему Кавказом генералу Ермолову. Там он встречает сосланного на Кавказ Якубовича, который предложил завершить прерванную дуэль. Грибоедов был ранен в руку, сам выстрелил в воздух.

Продолжив путешествие, Грибоедов делал записи в дневнике обо всем увиденном в пути. Спустя год был представлен персидскому шаху. Он вел записки и о своей службе, которые использовал для написания «Рассказа Вагина», основанного на реальной истории вернувшегося из плена русского солдата. Грибоедов, используя дипломатические возможности, помог вернуться на Родину 70 русским пленникам. В 1821 г. по ходатайству Ермолова переводится на службу в Тифлис в качестве секретаря иностранных дел. Тогда же начитает набрасывать черновик комедии с первоначальным названием «Горе уму». Сам Грибоедов писал, что сюжетную основу будущего произведения он увидел во сне. В 1823 г. получает отпуск и уезжает в Москву, где работает над завершением комедии.

Закончив «Горе от ума» в 1824 г., Грибоедов решил прочитать свое творение Ивану Крылову, известному баснописцу. После нескольких часов чтения, внимательно слушавший Крылов прослезился и заявил, что «Горе от ума» цензура не пропустит, в екатерининские времена «государыня за сию пьесу в Сибирь бы препроводила». Пророчество баснописца сбылось:цензурный комитет Министерства внутренних дел, выразив автору недовольство, печатать комедию и ее постановку в театре запретил. Тем не менее комедии была суждена долгая жизнь. Пьеса, необычайно популярная в литературных салонах, переписывалась от руки, передавалась знакомым, была почти в каждом дворянском доме. Благодаря другу Грибоедова Одоевскому, сослуживцы которого целыми компаниями под диктовку записывали текст, комедия разнеслась по всей России разъехавшимися после отпусков офицерами. Литературоведы насчитывают около 45 тыс. сохранившихся копий. Впервые полный текст пьесы будет издан только в 1862 г.

В 1825 г. Грибоедов возвращается на Кавказ, где получает известие о восстании декабристов, со многими его связывали дружеские и даже родственные отношения. Благодаря генералу Ермолову, который предупредил Грибоедова о предстоящем аресте, он успел уничтожить свою переписку. В январе 1826 г. Грибоедов был арестован по подозрению в связях с заговорщиками, следствие велось 4 месяца, но его вина доказана не была. Одним из документов обвинения послужило «Горе от ума», в монологах Чацкого усматривали подтекст требований декабристов.

После освобождения Грибоедов продолжает службу в штабе кавказского корпуса в Тифлисе, который участвовал в боевых действиях с 40-тысячной персидской армией, вторгшейся без объявления войны 31 июля 1826 г. в южные пределы Российской империи на Кавказе. В это время проявились исключительные дипломатические дарования Грибоедова, он часто бывал на передовой, вел переговоры. В 1828 г. он участвует в разработке Туркманчайского договора о мире, который обязал Персию выплатить огромную контрибуцию[3] и укрепил позиции России на Кавказе. Доставить в Петербург текст этого договора было поручено Грибоедову, благодаря которому стало возможно заключение мира на выгодных для России условиях. Дипломата принял Николай I, Грибоедов был награжден орденом Святой Анны, произведен в статские советники и назначен чрезвычайным послом в Персии.

По пути в Персию Грибоедов останавливается в Тифлисе. Там он венчается с дочерью своего старинного друга, княжной Ниной Чавчавадзе, которую учил игре на фортепиано, бывая в гостях у ее отца. Спустя несколько недель после венчания, оставив жену в Тифлисе, уезжает в Персию.

nina
Нина Чачванадзе 

Условия службы в побежденной стране были непростыми. Русского посла осуждали за неуважение к исламским традициям, за отказы в отсрочке выплаты контрибуции.

30 января 1829г. 34-летнего Александра Грибоедова не стало. Русское посольство в Тегеране окружила толпа религиозных фанатиков, возмущенных тем, что русский посол позволил укрыться в здании нескольким армянским женщинам из шахского гарема, желавшим вернуться на Родину. На все требования вернуть пленниц в гарем, Грибоедов отвечал отказом. Здание посольства было захвачено, защищавшие его сотрудники и 35 казаков охраны были убиты. Над телом русского посла глумились целый день, волоком протащив по улицам Тегерана, потом сбросили в крепостной ров вместе с телами других убитых русских. Изувеченного Грибоедова опознали по простреленному на дуэли мизинцу.

О Грибоедове словно забыли на много лет. Персидский шах, боясь российского вторжения, пытаясь уладить конфликт, казнил главных участников нападения на посольство и направил в Петербург делегацию с богатыми подарками. Николай I, не желая ввязывать страну, ведущую войну с турками, в еще один конфликт, старался не предавать огласке случившуюся трагедию. Единственным некрологом об Александре Грибоедове стало упоминание Пушкина в «Путешествии в Арзрум» о встрече на горной дороге с арбой, везущей гроб с телом Грибоедова из Тегерана, в сопровождении нескольких грузин.

Нина Чавчавадзе выполнила волю Грибоедова похоронить его там, где они были так счастливы после свадьбы. Грибоедов был погребен в Тифлисе на горе Мтацминда, в некрополе[4] Церкви святого Давида. На памятнике начертана эпитафия[5] овдовевшей в 18 лет Нины, не снимавшей траур до конца жизни: «Ум и дела твои бессмертны в памяти русской, но для чего пережила тебя любовь моя?»

Только во времена первой постановки «Горя от ума» стали писать о его авторе, появились публикации о дипломатической роли Грибоедова в истории России и обстоятельствах гибели поэта.

Комедия «Горе от ума». Смысл названия. Особенности композиции. Картины нравов и галерея живых типов

В основе действия«Горя от ума» лежит любовная интрига и мотив сватовства, популярный в водевилях. Главный герой Чацкий возвращается в Москву после трехлетнего отсутствия. Причина возвращения – сердечная привязанность к подруге детства Софье Фамусовой. Но сердце Софьи несвободно, она влюблена в Молчалина, который служит секретарем у ее отца. Любовный треугольник позже расширяется: Молчалин лишь притворяется влюбленным в Софью, он увлечен горничной Лизой, которая мечтает о буфетчике Петруше, а Фамусов метит в женихи дочери полковника Скалозуба. Но любовный конфликт является лишь внешним, не имеющим существенного значения.

chatskii sofia

Особенности композиции «Горе от ума» в том, что автор ее усложняет и вводит второй конфликт - общественный. Обескураженный поведением и холодностью Софьи, Чацкий в резкой форме высказывает Фамусову и его гостям свои суждения о пороках московского общества и крепостном праве, чем создает себе репутацию не просто вольнодумца, а опасного сумасшедшего. Чацкий покидает Москву, так и не найдя понимания и не надеясь на ответную любовь Софьи.

Жанр «Горя от ума» неоднозначен: сатирические образы, блистательные шутки, элементы фарса[6] соотносятся с авторским определением произведения как комедии. Однако переживания Чацкого, чьи чувства не находят ответа, страдания обманутой Молчалиным Софьи, отсутствие счастливого финала более напоминают драму. Но можно назвать и трагедией участь Чацкого, его заведомо проигрышное противостояние ограниченности, лицемерию, чинопочитанию, лжи - всему, что он считает несправедливым и невыносимым в обществе. Одинокий интеллектуал противостоит толпе обывателей.

Следует отметить еще одну особенность «Горе от ума». В пьесе соблюдены законы классицизма: говорящие имена-характеристики персонажей, единство времени и места. Все события в доме Фамусова происходят в течение одного дня. Но впервые в пьесе появляются черты реализма: описываются актуальные общественные проблемы и их влияние на характеры людей.

В названии «Горя от ума» выражается отношение к категории разума в социальной среде, ее страх перед просвещением.«25 глупцов на одного здравомыслящего человека», - так охарактеризовал Грибоедов соотношение персонажей.

Но у каждого человека свое горе от ума и свое понятие ума. Ум Софьи подменяется женской интуицией, ум Молчалина – хитростью, Фамусова – практицизмом. Молчалин или Скалозуб для Чацкого глупы, потому что они не соответствуют его высокому представлению об уме просвещенном. Для Фамусова ум должен иметь прикладное значение, «чтоб с этаким умом» продвинуться по службе.

Отец семейства Фамусов – влиятельный чиновник и пожилой вдовец. Он предстает человеком противоречивым: властный в семье, но трусливый перед общественным мнением, готовый угождать всем вышестоящим, восхищаться теми, кто ценой унижения сделал себе придворную карьеру.

Софья – девушка незаурядная и неглупая. Но под влиянием французских романов она придумывает своему избраннику Молчалину глубокие душевные качества, рисует себе сентиментальный идеал тихого и скромного мужа. Рискуя своей репутацией, она хочет выйти замуж по любви, а не по воле отца. Мнение общества ей безразлично. «Да что мне до кого?», - отвечает она Молчалину, упрекающему ее в излишней открытости. Узнав, что Молчалин притворялся влюбленным, Софья переживает внутреннюю катастрофу, но достойно отвечает лицемерному Молчалину: «Упреков, жалоб, слез моих не смейте ожидать, не стоите вы их…». В финале Софья уже не влюбленная, готовая на все ради любимого девушка, а человек, узнавший предательство.

Молчалин - человек того же поколения, что и Чацкий, но представляет полную противоположность главному герою.«В мои лета не должно сметь[7] свое суждение иметь», - жизненный принцип Молчалина. Провинциал, пытающийся пристроиться в высшее общество, использует свои главные качества: исправность, умеренность, аккуратность. Он обманывает Софью, играя роль ее поклонника. Скрытный, предусмотрительный и осторожный, даже на свидание берет папку с документами, чем обеспечивает себе алиби перед Фамусовым в 1 действии. Ему удается избежать финальной расплаты, он незаметно скрывается в своей комнате, его уловки остаются неведомы Фамусову, гнев которого обрушится на Чацкого. «Молчалины блаженствуют на свете», - говорит Чацкий о несправедливом «естественном отборе» в обществе.

Скалозуб – пародийное изображение военного, который быстро сделал карьеру. Не смотря на репутацию простодушного солдафона, он воплощает в себе мечту всех отцов об идеальном женихе. Скалозуб – противник образования, по его мнению, «забрать все книги бы и сжечь», в них он видит опасный источник свободомыслия. Полное отсутствие чувства юмора выдает ограниченность и невысокий интеллект полковника.

famusov skalozub
Фамусов, Скалозуб и Чацкий 

Горничная Лиза становится для Софьи подругой и невольной соперницей. Все ее суждения отличаются удивительным житейским здравомыслием. Она может оценить остроумие Чацкого, скептически относится к влюбленности Софьи, понимая лживость Молчалина.

В пьесе «Горе от ума» много второстепенных персонажей. В сцене бала представлен целый калейдоскоп разных портретов, нелепых и комичных, благодаря которым можно получить представление о московском обществе.

Среди эпизодических лиц особое место занимают Загорецкий и Репетилов. Загорецкий имеет репутацию прохвоста, картежника, воришки и лгуна. Тем не менее, его везде принимают, как человека, который может все достать. Репетилов – комичный вольнодумец, нахватавшийся чужих мнений, запутавшийся в модных понятиях, он жалкая пародия на «передового» человека.

В комедии более 30 внесценических персонажей. Не появляясь на сцене, эти люди со своими историями создают в воображении зрителя панорамную картину общества и его нравов в течение нескольких десятилетий. Упоминается Фамусовым вельможа Максим Петрович, унижавшийся перед императрицей ради ее милости. Молчалин советует Чацкому искать покровительства у влиятельной Татьяны Юрьевны. Репетилов рассказывает о членах «секретнейшего» союза с колоритными фамилиями Удушьев и Лахмотьев. Последняя реплика Фамусова о княгине Марье Алексеевне, известной сплетнице, формирующей общественное мнение. Среди этого множества есть двое молодых людей, которые по духу близки Чацкому, это племянник княгини Тугоуховской князь Федор и двоюродный брат Скалозуба.

В «Горе от ума» очень важен мотив глухоты. Чацкого никто не слышит, как князь Тугоуховский, или не хотят слышать. Фамусов затыкает уши, не желая слушать возмутительную речь, Скалозуб ничего не понимает из сказанного, танцующим гостям тоже не слышны монологи Чацкого. Ничего не хочет понимать Софья. Ни один монолог цели не достигает, все слова главного героя звучат в пустоту. Но, несмотря на массовую глухоту к новым идеям, вообще, всех людей к друг другу, доведенный до абсурда слух о сумасшествии Чацкого среди «глухих» стремительно распространяется, обрастая фантастическими подробностями.

 

Образ Чацкого, передового человека своего времени

Чацкий – яркий, талантливый, честный молодой человек. Биография его фрагментарна, мы узнаем, что он рано осиротел, воспитывался в одном доме с Софьей, потом уехал заграницу, где, вероятно, продолжил образование. Чацкий отличается исключительными дарованиями, даже Фамусов признает его ум и ораторские качества, что он «славно пишет в переводе». У него не только веселый нрав и острые шутки, он наделен еще тонко чувствующей душой. Казалось бы, человек с такими качествами должен войти в элиту общества, принося пользу Отечеству. Скудные сведения о деятельности Чацкого рассеяны в репликах персонажей. Военную карьеру он оставил; служа чиновником, был близок с министрами, из-за конфликта с которыми со службы ушел. В Москву он приехал уже разочарованным в государственной службе и нигде не служит. «Служить бы рад, прислуживаться тошно»,- отвечает Чацкий Фамусову на его замечания. Образ мыслей, сложившаяся система идеалов характеризует Чацкого как передового человека своего времени.

Но окружающие его воспринимают как высокомерного чужака. Чацкий в своих монологах обвиняет, осуждает, дает убийственные характеристики гостям и знакомым, дерзит, сыплет эпиграммами[8]. За короткое время он успел досадить почти всем. Оттого у каждого есть на него своя обида, ведь так или иначе задеты их чувства, интересы или самомнение. В итоге герой оказался не только отвергнутым, но объявлен еще и сумасшедшим.

bal chatskii
Сцена бала. Чацкий 

 

Сатира и афористичность языка комедии «Горе от ума»

Сатирически представляя консервативное московское общество, Грибоедов вводит новый свободный стих, написанный неиспользовавшимся ранее в литературе вольным ямбом[9] и разговорным языком, похожим на язык басен своей афористичностью. Реплики из пьесы уже современниками Грибоедова цитировались как пословицы и поговорки, которые стали известны даже тем, кто с комедией не был знаком. В речи героев нет ни одного случайно сказанного слова, она состоит из каламбуров[10], обыгрывания смыслов слов, придавая необыкновенную виртуозность действию.

Критика о комедии «Горе от ума». «Мильон терзаний» И.Гончарова

Спустя почти полвека после создания комедии «Горе от ума» в критическом этюде «Мильон терзаний», написанном в 1872 г, Гончаров отметил, что пьеса обладает «крепкой живучестью», «моложавостью» и «свежестью» и переживет еще не одну эпоху. Читатели сразу полюбили пьесу, оценив остроту ума автора, проявившуюся в «меткости языка». Представленная в комедии галерея ярких типов старой барской Москвы словно взята из жизни. Со временем герои комедии видоизменились, но пока будут существовать карьеризм, угодничество, чинопочитание, сплетни, до тех пор будут в обывателях мелькать «черты Фамусова, Молчалина и др.» Чацкого Гончаров называет одиноким «пылким и отважным бойцом» в целом «лагере Фамусова». Такой герой, по мнению Гончарова будет всегда востребован во времена «смены одного века другим».

Пушкин писал, что комедию сложно критиковать, ею можно только наслаждаться. Поэт считал, что в «Горе от ума» действительно только одно умное действующее лицо – и это Грибоедов. Чацкий, при всей его пылкости, благородстве, добродушии, хотя и говорит умно,ведет себя неумно. Первым признаком умного человека является способность понимать, с кем имеешь дело, и не «метать бисер перед Репетиловыми». Странно, что герой о своих высоких идеалах говорит московским старушкам, карьеристам, полуобразованному служаке и прочим обывателям, а не своим единомышленникам.

 

Значение комедии «Горе от ума» в истории русской литературы

В истории русской литературы Грибоедов остался как автор одного произведения. Он создал новый образ дворянина-интеллигента, который выделяется из своей сословной среды. Образ Чацкого стал первым в галерее «лишних людей», которая будет после пополнена образами Онегина, Печорина, Базарова и др. Сама же комедия, как и предсказывал Гончаров, не утратила своей «свежести» и спустя 200 лет.

 

Словарь

1. Корнет – низшее офицерское звание в кавалерии.

2. Водевиль – комедийно-музыкальная пьеса.

3. Контрибуция – денежные выплаты государству-победителю побежденным государством.

4. Некрополь – место захоронения знатных и знаменитых людей.

5. Эпитафия – надгробная надпись.

6. Фарс – комедийная постановка легкого жанра.

7. Сметь – иметь смелость, «не должно сметь», т.е. «не смею».

8. Эпиграмма – сатирическое небольшое стихотворение, высмеивающее кого-то.

9. Ямб – стихотворный размер, с ударением на четных слогах.

10. Каламбур – игра слов, использование разных значений одного слова.

 

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

Вопрос: 1
Назовите годы жизни Александра Сергеевича Грибоедова
11795 г. – 1829 г.
21799 г. – 1837 г.
31769 г. – 1844 г.
Ответить
1
Вопрос: 2
В каком году была написана комедия
11824 г.
21826 г.
31828 г.
Ответить
1
Вопрос: 3
Какой конфликт в комедии является основным
1Любовный
2Социальный
3Семейный
Ответить
2
Вопрос: 4
В течение какого времени происходит действие комедии
1Неделя
2Год
3Сутки
Ответить
3
Вопрос: 5
Выражение «служить бы рад, прислуживаться тошно» принадлежит
1Чацкому
2Молчалину
3Скалозубу
Ответить
1
Вопрос: 6
О ком говорит горничная Лиза: «Чувствителен, и весел, и остер»
1Молчалин
2Чацкий
3Репетилов
Ответить
2
Вопрос: 7
Кто написал критическую статью «Мильон терзаний»
1Белинский
2Писарев
3Гончаров
Ответить
3
Допущено ошибок:
Оценка:
Подробнее
Ваши ответы:
1 вопрос:

Назовите годы жизни Александра Сергеевича Грибоедова
1) 1795 г. – 1829 г. 2) 1799 г. – 1837 г. 3) 1769 г. – 1844 г.
2 вопрос:

В каком году была написана комедия
1) 1824 г. 2) 1826 г. 3) 1828 г.
3 вопрос:

Какой конфликт в комедии является основным
1) Любовный 2) Социальный 3) Семейный
4 вопрос:

В течение какого времени происходит действие комедии
1) Неделя 2) Год 3) Сутки
5 вопрос:

Выражение «служить бы рад, прислуживаться тошно» принадлежит
1) Чацкому 2) Молчалину 3) Скалозубу
6 вопрос:

О ком говорит горничная Лиза: «Чувствителен, и весел, и остер»
1) Молчалин 2) Чацкий 3) Репетилов
7 вопрос:

Кто написал критическую статью «Мильон терзаний»
1) Белинский 2) Писарев 3) Гончаров
Посмотреть ответы
Правильные ответы:
1 вопрос: 1795 г. – 1829 г.
2 вопрос: 1824 г.
3 вопрос: Социальный
4 вопрос: Сутки
5 вопрос: Чацкому
6 вопрос: Чацкий
7 вопрос: Гончаров