Литература

Урок 14: Виктор Астафьев

В.П. Астафьев. Рассказ "Фотография, на которой меня нет"

Материалы урока посвящены творчеству советского прозаика, драматурга Виктора Петровича Астафьева и анализу его автобиографической прозы на примере рассказа «Фотография, на которой меня нет».

План урока:

Жизнь и творчество В. Астафьева

Рассказ «Фотография, на которой меня нет»

Своеобразие образа рассказчика, его отношение к событиям, описанным в рассказе

Тема памяти, исторической и человеческой, в рассказе В. Астафьева

 

Жизнь и творчество В. Астафьева

Автобиографическая основа рассказа

Родился будущий советский прозаик 2 мая 1924 г. под Красноярском в селе Овсянка. Остался единственным ребенком в семье,двое старших детей умерли. Семья была раскулачена. Отец попал под суд по ложному обвинению во вредительстве, мать погибла, переплывая Енисей на лодке, которая опрокинулась. Семилетнего мальчика отдали дедушке с бабушкой, родителям его матери. Отец после освобождения из лагеря вновь женился и увез сына в новую семью. Когда тяжело заболевший отец очутился в клинике, мальчик, оставшийся без присмотра, жил беспризорником в брошенной постройке, после был устроен в детский дом, интернат. В 1941 г. Виктор Астафьев пошел в профессионально-техническую школу, после окончания которой трудился на железной дороге.

В 1942 г., несмотря на бронь железнодорожника, попросился добровольцем в действующие войска. Прошел подготовку в автомобильном подразделении запасного полка, весной 1943 г. был отправлен на фронт. Службу нес как связист и водитель. Был трижды ранен и контужен, имел боевые награды. После окончания войны поехал на Урал, был слесарем, рабочим, кладовщиком, учителем. В 1945 г. в личной жизни Виктора Астафьева произошли перемены. Его женой стала М. Корякина, медсестра, с которой он познакомился на фронте. В их семье появилось на свет трое детей, старшая дочь, не дожила до года. После в семью взяли на воспитание еще двух девочек.

В 1951 г. был напечатан дебют писателя Виктора Астафьева – рассказ «Гражданский человек». В 1953 г. вышла первая книга «До будущей весны». Астафьев стал одним из самых популярных авторов в стране. В 1958 г. был принят в Союз писателей.В 1961 г. окончил Высшие литературные курсы в Москве, после поселился недалеко от Перми в деревенском доме, в уединении много писал. В 1970 г.по приглашению местной писательской организации переехал в Вологду, где плодотворно и много работал. В 1975 г. - 1976 г. за повести «Последний поклон», «Кража»и «Царь-рыба» был удостоен Государственных премий. В 1980 г. возвратился в Красноярск, лето проводил в родной деревне. Не стало Виктора Петровича Астафьева 29 ноября 2001 г., погребен у деревни Овсянка под Красноярском. 

viktor astafev

Рассказ «Фотография, на которой меня нет»

Зарисовки о жизни деревни в Сибири. Главная мысль рассказа, отраженная в теме человеческих взаимоотношений

Очерки-воспоминания о детских годах, родной деревне и ее жителях Виктор Астафьев начал писать еще в 1956 г. К 1967 г. они составили книгу «Последний поклон». О детстве, проведенном в доме бабушки, повествуется в первой части книги. Ведущей темой стал процесс становления личности ребенка, его взросление. Рассказ «Фотография, на которой меня нет» входит в состав этого двухтомного автобиографического произведения, представляющего собой энциклопедию жизни сибирской деревни в 30-е годы XX в. В книге подробно описан самобытный уклад народной жизни, крестьянский труд, праздники, обычаи. Но на первом плане повествования – взаимоотношения людей в непростое, хотя и спокойное время мирной довоенной жизни.

Сюжет небольшого рассказа несложен. В сибирскую деревеньку, в которой редко случаются значительные события, приезжает фотограф, чтобы сделать коллективный снимок учащихся местной школы. Деревенские считают фотографа важной персоной, ведь он приехал по весьма знаменательному делу: «увековечить» школьников. К приезжему всей деревней проявляют особую заботу, стараются угодить, поселить в приличном месте, чтобы он снимок сделал хороший. Поэтому его селят в доме у Ильи Чехова, человека образованного, делового и уважаемого. Заранее обсуждается композиция снимка: старательных учеников решено посадить впереди, средних – посередине, нерадивых – на заднем плане.

derevnya ovsyanka
Деревня Овсянка 

Витя Потылицын понимает, что ему и его другу Саньке уготована участь сидеть позади, потому что они не отличались «ни поведением», «ни прилежанием». Они попытались задираться с другими, чтобы «боем доказать», что они люди не совсем «пропащие». Но драться с ними ребята не стали, а прогнали. Ушли тогда друзья носиться на санках с крутой горы, вывалялись в снегу,в валенки набрали снега.

Ночью после у Вити разболелись ноги, обострилась от переохлаждения наследственная болезнь – ревматизм. Он страдал от нестерпимой боли в ногах. Бабушка, ворча и поддавая подзатыльники внуку, всю ночь ухаживала за ним, стараясь различными средствами помочь.Хотя она и ругает неразумного внучка, злится, что он заболел, видно, что очень его любит. Ночью дедушку посылает топить баньку, в которую утром на руках относит.Мальчика парят, растирают, укутывают.

babushka i vnuk

На следующий день забежал друг Санька, но Витя не смог идти на ослабевших ногах в школу. Санька из чувства солидарности решает тоже не фотографироваться. Больше недели болел Витя, от скуки целыми днями глядя в окно. А через неделю навестил учитель,принес фотографию, утешая, что фотограф не последний раз приехал. Бабушка, купив на рынке рамку, повесила фотографию на стенку.

Главный герой рассказа Астафьева – деревенский мальчик, который живет с бабушкой и дедушкой.По собственной глупости он заболевает, лишая себя возможности сфотографироваться со всеми. Но его болезнь не оставляет никого равнодушными. Спустя годы герой вспоминает с душевной теплотой людей, окружавших его в детстве. Навсегда осталась в памяти бабушка, которая после утраты матери стала для него самым близким человеком. Не забылся друг Санька, готовый отказаться ради дружбы фотографироваться, хотя это было для него очень важным событием. Чувствуя свою вину в болезни друга, он готов разделить с ним его участь, проявив качества настоящей дружбы: преданность, самоотверженность и великодушие.Памятен учитель, не забывший про заболевшего ученика, проявивший искреннюю заботу и участие.

Бабушка Екатерина Петровна играла особую роль в формировании личности мальчика. Она – хранительница домашнего очага, семьи, детства главного героя. Старая деревенская женщина много пережила на своем веку: раскулачивание, потерю имущества, гибель дочери. История ее семьи неразделима с непростой историей страны. Она, несмотря на жизненные невзгоды и исторические переломы, не теряет стойкости, заботится о своих близких, поддерживая скудное хозяйство, уют и порядок в доме.

Очень выразителен самобытный диалектный говор бабушки, характерный для сибирских деревень, насыщенный народными выражениями, присказками, преданиями о народных приметах. Автором мастерски передана непринужденность то ласковой, то ворчливой речи Екатерины Петровны с напевными и живыми интонациями.

Витя с теплотой относится к бабушке, он преклоняется перед ее стремлением жить по совести, трудолюбием, верой в лучшее. Бабушка воспитала его добрым и отзывчивым человеком, привила чувство сострадания, стала примером неустанной заботы о ближнем, приучила понимать природу. Он любил смотреть «на оживающие цветы», когда с первой весенней капелью бабушка доставала из подвала чугунок[1], в котором начинали пробиваться побеги. С замиранием он ожидал чуда «свершающегося таинства», когда распускался цветок.

Интересно рассказывается о жителях деревенских домов по их окнам, в которые на зиму для тепла вставляются вторые рамы, а пространство между рамами украшается. Причем каждая хозяйка делает это по-своему, проявляя фантазию, творя в такой витрине «произведение искусства». По окнам можно определить характер и домовитость хозяйки. Екатерина Петровна раскладывала между рам окошек в горнице[2] вату и клала кисти рябины. В других окнах добавляла мох, черные угольки и посыпала рябиной. Эту причуду бабушка объясняла поверьями: мох от сырости, уголь от замерзания стекол, рябина «от угару[3]». У других между рам были и бумажные цветочки, старые игрушки, разные побрякушки, а у соседа в доме напротив ничего не было меж рамами, и даже стекла не все целы, где фанеркой забиты, где тряпками заткнуты.

Взаимоотношения героев рассказа «Фотография, на которой меня нет» представлены в простых жизненных ситуациях, в них раскрывается привычное общение людей внутри определенной социальной среды в конкретное время. В трудное время 30-х годов XX в. жизнь жителей глухой таежной деревни, полная лишений, держится на взаимопонимании, поддержке друг друга, коллективном участии во всех деревенских вопросах. Никто не остается в стороне даже в вопросе размещения на постой фотографа, для которого выбирается лучшее жилье. Вся деревня знает, каким образом появляются у порога учительского дома сухие дрова, кем «забыты»в его доме кринки со сметаной или молоком, корзинки с лесными ягодами. Только один учитель никогда не узнает, откуда появляются дрова и угощения.Деревенские женщины незаметно относят сапожнику подшить валенки учителя, ненавязчиво помогают его жене лечить маленького сына. Так всей деревней старались выказать свое молчаливое доброе отношение к самоотверженному человеку.

Особым уважением у жителей деревни пользовались учителя. Интеллигентная городская семья с маленьким ребенком приехала в далекую деревню работать в школе, в которой не было никаких условий для учебы. Под школу был приспособлен деревенский дом, отнятый у раскулаченной родни Вити. Дом был с угарными печками, отсутствовали парты и скамейки. Школьники приносили свои домашние скамейки и табуретки, сидели вокруг учителя. У учеников первого класса был один букварь на всех и один карандаш, которым писали по очереди на подоконнике.

Учительская семья жила в ветхом домишке, в котором находилась контора по сплаву леса по реке. Учитель, которому было двадцать пять лет, казался детям человеком пожилым и солидным. Несмотря на непростые условия жизни и маленькую зарплату он старался наладить условия для учебы. Постепенно появились тетради, карандаши, учебники: сначала один на пять учеников, после один на двоих. Парты и скамейки бесплатно смастерили местные мужики, обойдясь угощением, выставленным учителем со своей скромной зарплаты.

Когда к весне тетради исписывались, учитель водил детей в лес, рассказывая про природу. Причем на таких прогулках учитель не только давал научное объяснение природным явлениям, но и сам учился у детей понимать природу по-деревенски: различать голоса птиц и зверьков, ориентироваться в лесу, находить съедобные растения. Во время одного из походов дети наткнулись на змею, учитель бросился к змее и стал колотить ее палкой. Городской житель, впервые увидевший змею, рискуя жизнью, расправился с ней. Этот эпизод раскрывает характер человека, готового пожертвовать жизнью ради спасения учеников.

photogrphia na kotoroi menya net

 

Своеобразие образа рассказчика, его отношение к событиям, описанным в рассказе

В образе рассказчика представлен человек, тонко чувствующий то, о чем пишет. Он вырос в деревенской среде, ему с детства знакомы особенности быта крестьян, их взаимоотношения, народные обычаи и приметы. Характерной особенностью композиции рассказа является присутствие двух образов рассказчиков. Взгляд на происходящие события дан с разных точек зрения. Сначала повествование ведется от имени маленького мальчика, завершается зрелой оценкой человека взрослого. События довоенной жизни описываются ребенком, наивным, непосредственным, верящим в счастливое будущее. В финале появляется состарившийся человек, разглядывающий старую фотографию. Он пережил войну, потерял на этой войне многих из тех, кто запечатлен на фото. В рассказе нет описания военных событий, трагедия ощущается без слов, погибшие для рассказчика остались только на фото.

 

Тема памяти, исторической и человеческой, в рассказе В. Астафьева

В рассказе «Фотография, на которой меня нет» описан обыденный случай из жизни реальных людей. В незамысловатом сюжете заложен глубокий смысл, имеющий отношение к проблеме исторической памяти, теме дружбы, теме родственных и человеческих отношений. Повествование о происшествии с деревенским мальчиком автор подводит к главной мысли рассказав финале – теме человеческой и исторической памяти, которую олицетворяет старая пожелтевшая фотография. Этот снимок остался своеобразной настенной иллюстрацией народной летописи.

Навсегда остались в памяти рассказчика запечатленные на фотографии ребята. Бедновато одетые, хотя нарядились в самую приличную одежонку, но твердо держащие на фоне деревенской избы самодельный матерчатый плакат с названием школы. Большинство из них погибли в Великую Отечественную войну. На фоне детских воспоминаний отражена жизнь целого поколения довоенных лет. Виктор Астафьев затронул в рассказе тему нравственной памяти народа, которая сохраняет образы людей определенной эпохи в истории страны. Бережное отношение к прошлому важно сохранить, память о прошлом необходима для будущего.

Словарь

1. Чугунок – чугунный горшок.

2. Горница – самая большая и светлая комната в деревенском доме.

3. Угар – удушливый дым от печи.

 

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

Вопрос: 1
Годы жизни В. Астафьева
11924 г. – 2000 г.
21924 г. – 2001 г.
31925 г. – 2001 г.
Ответить
2
Вопрос: 2
В состав какой книги входит рассказ «Фотография, на которой меня нет»
1«До будущей весны»
2«Последний поклон»
3«Царь-рыба»
Ответить
2
Вопрос: 3
Кого приехал снимать городской фотограф
1Деревенских старожилов
2Передовых колхозников
3Учащихся школы
Ответить
3
Вопрос: 4
Почему Вити не оказалось на фотографии
1Опоздал
2Заболел
3Не захотел сниматься
Ответить
2
Вопрос: 5
Как жители деревни выражали свое уважительное отношение к учителям
1Тайком, незаметно оказывали посильную помощь
2Предлагали свою помощь открыто
3Хлопотали за них перед начальством
Ответить
1
Вопрос: 6
Фотография стала в рассказе образом-символом
1Трудной жизни в сибирской деревне
2Исторической памяти народа
3Детской дружбы
Ответить
2
Допущено ошибок:
Оценка:
Подробнее
Ваши ответы:
1 вопрос:

Годы жизни В. Астафьева
1) 1924 г. – 2000 г. 2) 1924 г. – 2001 г. 3) 1925 г. – 2001 г.
2 вопрос:

В состав какой книги входит рассказ «Фотография, на которой меня нет»
1) «До будущей весны» 2) «Последний поклон» 3) «Царь-рыба»
3 вопрос:

Кого приехал снимать городской фотограф
1) Деревенских старожилов 2) Передовых колхозников 3) Учащихся школы
4 вопрос:

Почему Вити не оказалось на фотографии
1) Опоздал 2) Заболел 3) Не захотел сниматься
5 вопрос:

Как жители деревни выражали свое уважительное отношение к учителям
1) Тайком, незаметно оказывали посильную помощь 2) Предлагали свою помощь открыто 3) Хлопотали за них перед начальством
6 вопрос:

Фотография стала в рассказе образом-символом
1) Трудной жизни в сибирской деревне 2) Исторической памяти народа 3) Детской дружбы
Посмотреть ответы
Правильные ответы:
1 вопрос: 1924 г. – 2001 г.
2 вопрос: «Последний поклон»
3 вопрос: Учащихся школы
4 вопрос: Заболел
5 вопрос: Тайком, незаметно оказывали посильную помощь
6 вопрос: Исторической памяти народа