Литература

Урок 10: Горький "Челкаш"

Максим Горький. Рассказ "Челкаш"

В данном уроке предложен материал для изучения одного из ранних романтических рассказов Максима Горького «Челкаш».
 

План урока:

Страницы биографии Максима Горького и его творчество

Краткое содержание рассказа «Челкаш»

Главные герои Челкаш и Гаврила

Значение «маленькой драмы» двух людей

Выбор личной свободы и мировоззрение героев

 

Страницы биографии Максима Горького и его творчество

Ранние произведения Горького, герои его романтических рассказов

Алексей Максимович Пешков родился 16 марта 1868 г. в Нижнем Новгороде в семье краснодеревщика, ставшего после управляющим пароходной конторой. Отец скоропостижно скончался от холеры, заразившись от трехлетнего Алексея, который выздоровел. С 1873 г. Алексей жил в семье деда, хозяина красильной мастерской, впоследствии разорившегося. Обучался в иконописной мастерской и немного в церковно-приходской школе. После учился в приходском училище, но вскоре бросил из-за насмешек одноклассников, называвших его «нищим». Обладая уникальной памятью, много читал. В 1879 г. умерла от чахотки мать. Дед принудил 11-летнего внука добывать себе средства на пропитание самостоятельно, отправив его в «люди». Алексей был посыльным в магазине, на пароходе посудником.

В 1884 г., приехав в Казань, пробовал поступать в университет, но неудачно. Там познакомился с революционно настроенной молодежью. Трудился пекарем, грузчиком на пристани. После смерти бабушки и деда в 1887 г. попытался застрелиться. Но пуля не задела сердце, а только часть легкого, и юноша выжил. Работал сторожем на железнодорожной станции, батрачил. После подался в рыболовную артель[1] на Каспийском море. Вернувшись в Нижний Новгород, устроился письмоводителем к адвокату. В 1888 г. за участие в революционных студенческих выступлениях в Казани был впервые арестован полицией.

В 1890 г. принес для оценки свою поэму «Песнь старого дуба» писателю В. Короленко, который ее резко раскритиковал. Весной 1891 г. отправился странствовать по России. На попутных телегах, в грузовых вагонах, но чаще пешком он обошел и объехал земли и города Поволжья, Дона, Крыма, Украины и Кавказа. В Тифлисе устроился в железнодорожную мастерскую. Первой публикацией молодого литератора под псевдонимом «Максим Горький» стал рассказ «Макар Чудра», появившийся в 1892 г. в местной газете Тифлиса. По совету Короленко в 1895 г. опубликовал рассказ «Челкаш» и переехал в Самару, начал заниматься журналистикой. Рассказ о босяке-контрабандисте принес Горькому литературную славу. В 1896 г. обвенчался с Е. Волжиной, в этом же году ему диагностировали туберкулез. В 1897 г. родился сын Максим. В 1898 г. была издана первая книга.

С 1898 г. сотрудничал с марксистским журналом «Жизнь», в котором печатал свои рассказы и первые романы. В 1901 г. возглавил издательство «Знание». В 1902 г. стал академиком Академии наук. Николай II отменил присвоение звания, т.к. за неблагонадежным академиком был установлен полицейский надзор. В 1903 г. состоялась премьера пьесы «На дне», которая стала очень популярной во многих европейских странах. С 1903 г. связывает свою жизнь с М. Андреевой, актрисой Художественного театра.

В 1905 г. познакомился с В. Лениным, вступил в партию большевиков, занимался пропагандой революционных идей. В 1905 г. был взят под арест, отбывал заключение в Петропавловской крепости. В 1906 г., спасаясь от полицейского преследования, уехал в США, потом в Италию, где проживал до 1913 г. Там им было создано множество произведений. После возвращения в Россию работал с редакциями газет «Правда» и «Звезда», занимался издательством журнала «Летопись».

В 1917 г. Горький стал редактором газеты «Новая жизнь». Газета была популярным ежедневным изданием, в котором часто печатались злободневные очерки Горького с резкой критикой деятельности большевиков. Эти статьи станут потом основой единственной в своем роде книги «Несвоевременные мысли». В июне 1918 г. Лениным газета будет закрыта. Горького стали называть «изменником революции», дезертиром и клеветником. Сталин, угрожая писателю, напомнил, что революцией было низвергнуто немало «громких имен», и что Горького «потянуло к ним, в архив». Горький выступил против насилия и диктатуры большевиков, октябрьские события называл не революцией, а разрушением. Он стал «буревестником», который не принял бури.

В 1921 г. уехал лечить туберкулез за границу, с 1924 г. жил на острове Капри, работая над эпопеей «Жизнь Клима Самгина». В 1928 г.– 1929 г. по приглашению советского правительства приезжал на Родину. В 1931 г. возвратился окончательно, активно участвовал в литературно-общественной жизни, с 1934 г. возглавлял Союз писателей СССР. Скончался 18 июня 1836 г. в подмосковных Горках. Урна с прахом писателя установлена в Кремлевской стене.

В творчестве Горького принято выделять несколько этапов: ранний период, революционные годы (с 1905 г. по 1917 г.), время эмиграции (с 1917 г. – 1928 г.), деятельность после возвращения в СССР (с 1929 г. по 1936 г.). Самоучка из народа стал всемирно известным писателем уже благодаря произведениям своего раннего периода. Начинал Горький как писатель-романтик. Герои ранних произведений Максима Горького позиционируются как исключительные личности, выделяющиеся из серой массы толпы. Одиночество для таких людей является естественным состоянием, общество с его мещанскими низменными интересами ими отвергается. Они же отвергнуты и не поняты окружающими их людьми. Эти герои родственны природной стихии, символизирующей свободное начало, ничем не сдерживаемое и не ограниченное.

nhgjghj

Краткое содержание рассказа «Челкаш»

Композиционное значение экспозиции. Главная тема рассказа

Рассказ «Челкаш», написанный летом 1894 г., был напечатан в журнале «Русское богатство» в 1895 г. В основу сюжета легла история, услышанная молодым писателем в лечебнице города Николаева. Там он находился на лечении после драки с сельскими мужиками. Горький пострадал, заступившись за женщину, над которой издевались. Соседом по палате оказался одесский босяк. История, рассказанная босяком, запомнилась. Однажды Максим Горький поделился ею с писателем В. Короленко, который дал совет написать рассказ. После публикации рассказа Короленко написал о нем положительную рецензию. Так история из жизни изгоев общества стала сюжетом одного из лучших рассказов Горького.

Экспозиция[2] играет особую роль в композиции рассказа «Челкаш». В ней значительное место отведено пейзажной зарисовке морского порта. Мутное от песчаной пыли небо похоже на сероватую вуаль, из-за которой не видно отражения солнца на морской глади. Морские волны, захламленные и вспененные, закованы гранитом набережной гавани, подавляются бортами и килями тяжеловесных судов. Шум прибоя не слышен из-за гудков пароходов, грохота вагонов, дребезжания телег, звона якорных цепей и криков портовых грузчиков. Все эти звуки представляются, как гимн Меркурию – богу торговли.

В портовом пространстве пыльные, жалкие, оборванные и потные людишки с тяжеловесными тюками на спинах противопоставлены величественным, блестящим на солнце торговым судам с огромными железными чревами, которые грузчики заполняют многочисленными товарами, чтобы добыть себе скудный кусок хлеба. Люди смотрятся ничтожными созданиями по сравнению с созданными ими же «железными колоссами», презрительно гудящими, свистящими и шипящими. Созданное людьми их же «поработило и обезличило». В экспозиции автор подводит к главной теме рассказа: «Человек – это творец, ставший рабом».

К полудню, когда работавшие с раннего утра грузчики собрались обедать, в порт приходит еще заспанный Гришка Челкаш, разыскивая своего напарника Мишку. Всему портовому люду известно, что Челкаш – вор. Он этого не скрывает, его же не только побаиваются, но и уважают. Даже таможенный сторож, который пугается обещания вора зайти к нему «в гости». Подельник Челкаша угодил в больницу, и он озабочен, где найти нового. Тут он заметил пришлого крестьянского парнишку. Они разговорились, и тот поведал, что батрачил на покосах[3], потому что после смерти отца хозяйство его запустело. Он пытался к зажиточному крестьянину пристроиться в зятья, но тот, прежде чем дочь выдать, хотел вынудить долго пахать на себя.

Гришка предлагает пареньку Гавриле подработать. Хотя Челкаш назвался рыбаком, Гаврила смекнул, что он тот рыбак, что сети не в море, а по чужим амбарам закидывает. Но все же соглашается. Гришка приводит нового приятеля в трактир, заказывает еду и выпивку в долг. Трактирщик, ничего не говоря, кивнул и все подал. Гаврила заметил, что тот, кто показался ему темной личностью, всем известен, и ему доверяют. Он почувствовал в этом босоногом оборванце «хозяина» и проникся к нему уважением. Гришка, глядя на захмелевшего парня, ощущал себя его господином, помышляя, что властен сделать с жизнью этого человека все, что угодно.

После обеда Челкаш подвыпившего парня уложил в тенечке отсыпаться до вечера. Ночью на лодке они направились на дело. Челкаш любовался красотой ночного моря. Оно вызывало в нем возвышенные желания, очищало душу от налета обыденной скверны, наполняя ее спокойствием. Он, не сумев сдержать своих чувств, обратился к напарнику с вопросом: «Хорошо море?». А тот ответил, что «боязно в нем». Вору, любившему море, показался такой ответ глупым и обидным. Гаврила, сидящий на веслах, шептал молитву,трясясь от страха. После, когда их чуть не заметили, и вовсе стал плакать и молить отпустить его. Челкаша забавлял страх Гаврилы.

Приплыв в гавань, Челкаш отнял паспорт у Гаврилы, чтобы тот не удрал, и исчез в темноте. Оставшись в одиночестве, Гаврила испытал еще больший, почти смертельный страх. Он искренне обрадовался вернувшемуся хозяину, который стал спускать в лодку со стены пристани что-то тяжелое. Возвращаясь с добычей, они плыли мимо кордонов[4]. Вдруг луч прожектора с таможенного крейсера, осветивший море, показался Гавриле огненно-голубым карающим мечом. От страха он бросил весла, закрыв лицо руками, лег на дно лодки. Только ругань и удары Челкаша заставили его снова грести. Глядя на удалявшийся луч, разрубавший мечом тьму, Гаврила словно был под гипнозом «тоскливого страха», чувствовал опустошение и подавленность.

Челкаш, привычный к потрясениям, радовался добыче. Пожалев Гаврилу, он заговорил о его вознаграждении. Но тот равнодушно сказал, что ему ничего не нужно. Тогда Гришка завел разговор о жизни в деревне, о том, как Гаврила вернется домой и будет до смерти «из кожи лезть», чтобы прокормить себя и семью. А он только за сегодняшнюю ночь «полтысячи тяпнул». На такие деньги в деревне можно стать хозяином, уважаемым человеком, обрести свой дом, землю, скотину. Челкаш вспомнил и «свое гнездо», брошенное им в деревне. Гаврила, слушая, заметил, что без земли человек ничто, много таких несчастных, «шатающихся», как Челкаш. Говоря это, он невольно задел самолюбие вора, считавшего себя «бесшабашным удальцом». Но все же Григорий стал вспоминать себя в детстве, отца и мать, красавицу жену, свою службу гвардейским солдатом, почувствовав себя одиноким, «выброшенным» из прошлой жизни. Приплыв к какой-то барке, Челкаш сбыл краденое, и они устроились на ночлег в трюме[5].

Рано утром Челкаш, проснувшись первым, успел куда-то сходить и вернулся, приодевшись в ношеные, но крепкие кожаные штаны и куртку, добротные сапоги. Он разбудил подельника, и они отплыли на берег. Гаврила нетерпеливо поинтересовался, сколько дали за товар. Челкаш достал из кармана кучу пестрых бумажек и дал несколько напарнику. Гаврила взял их трясущимися руками, заговорил о деревенской жизни «с деньгами и без денег». На берегу возбужденный Гаврила странно смеялся, его смех был похож на рыдание. Челкаш, шелестя рукой в кармане деньгами, стал прощаться.

Внезапно Гаврила, бросившись к Челкашу, стал обнимать его ноги и просить отдать ему деньги, общая за него всю жизнь молиться. Ведь ему самому, чтобы такие деньжищи заработать, надо много лет вкалывать. Вор ведь все равно их пустит на ветер, а он бы в землю вложил. Изумленный и озлобленный Челкаш бросил деньги Гавриле, наслаждаясь своим превосходством над этим «жадным рабом». Но, услышав откровение Гаврилы, что тот, пока они плыли к берегу, думал его из-за денег веслом ударить и сбросить в море, передумал. Он отнимает деньги, взбешенный словами Гаврилы, что такого, как он, «никому ненужного», никто искать не станет. Поинтересовавшись, счастлив ли Гаврила теперь без денег, Челкаш хотел уйти.

Гаврила вслед ему бросает камень, случайно попав в голову. Челкаш с пробитой головой упал, а Гаврила убежал. С испугу, что мог убить, все же возвращается, с раскаянием начинает просить прощения. Очнувшийся Челкаш, узнав, что Гаврила денег не взял, озлобленно пытается сунуть ему деньги в лицо. Перевязав голову содранной рубахой и встав с трудом, Челкаш уходит. Гаврила, перекрестившись, взял деньги и пошел в противоположную сторону.

morekgf

 

Главные герои Челкаш и Гаврила

Сравнительная характеристика героев-антиподов. Драматизм судеб Челкаша и Гаврилы

Даже во внешнем облике главных героев просматривается их полная противоположность. В сопоставлении деталей портретов Челкаша и Гаврилы, обозначены черты героев-антиподов[6].

У Челкаша фигура костлявая, немного сутуловатая, хотя он «длинный». Лицо с горбоносым «хищным» носом и острым взглядом холодных серых глаз, улыбкой, похожей на оскал волка. Черные с проседью волосы. Руки у Гришки крепкие с длинными, кривыми и цепкими пальцами. У Челкаша плавная, спокойная, прицеливающаяся походка.

У увальня[7] Гаврилы телосложение коренастое, он широкоплеч. Русоволосый Гаврила с круглой, загорелой и обветренной физиономией, напоминающей детское лицо, смотрит добродушно и доверчиво большими голубыми глазами. У Гаврилы короткие крепкие крестьянские руки с большими ладонями.

По облику Челкаша видно, что он не изнурен повседневным тяжелым трудом. Его руки с цепкими пальцами, сутуловатость от желания казаться незаметным, крадущаяся осторожная походка выдают в нем вора. Он босяк и пьяница, не признающий морали, законов, отказавшийся от всех привязанностей, хотя тоскует иногда по прошлой жизни в деревне. Но ради вольной жизни он бросил хозяйство и семью. Он одухотворенный человек, способный понимать красоту природы. Челкаш не обезличен, его выделяет из толпы чувство собственного достоинства, независимость, смелость. Он свободолюбивая и сильная духом личность. Деньги для него не имеют особой ценности, он презирает таких, как Гаврила, которые готовы пресмыкаться ради этих «радужных бумажек». Он не станет никогда рабом ради денег. Горький сравнивает внешность и поведение Челкаша с повадками хищного зверя, старого травленого волка, ястреба. Он – одиночка, по мнению Гаврилы, «никому не нужный», которого никто искать не будет и поднимать из-за него шум. В финале рассказа раненый Челкаш удаляется нетвердой, шатающейся походкой. Как сложится дальнейшая судьба героя неизвестно.

Проницательный Челкаш с первого взгляда оценивает Гаврилу и понимает, что тот нуждается в заработке, а он может его использовать. Простоватое выражение лица, загар, крепкие рабочие руки, лапти и обмотанная соломой коса в котомке – всевыдает в нем крестьянина, который батрачил на сенокосах. Свою оценку характера Гаврилы Челкаш дает в прозвищах: «мякиш», «теленок», «тюлень». Гаврила приземлен, он не способен видеть красоту природы, наслаждаться ею. Он трус, в минуты опасности, даже мнимой, он испытывает почти животный страх, теряя способность соображать. В трактире, оставшись среди незнакомых подозрительных людей, он с нетерпением ждет возвращения сильного хозяина, среди ночной морской стихии он жмется от страха к днищу лодки. Почтительное отношение к деньгам сделало его «жадным рабом». Ради этих бумажек он готов пресмыкаться, обнимать чужие ноги, замышляет убийство. Став обладателем незаработанных им денег, он, перекрестившись, со спокойной совестью уходит твердой поступью. Его будущее вполне предсказуемо: он вложит деньги в хозяйство и землю, на которой будет пахать до самой смерти.       

ioiouiyuygfh

Значение «маленькой драмы» двух людей

Авторская позиция в рассказе «Челкаш»

В самом названии рассказа «Челкаш» обозначен главный герой, представляющий собой деклассированную[8] личность, выпавшую из системы социальных отношений, но не утратившую духовности и чувства собственного достоинства. Он стал изгоем в обществе, в котором обесценились нравственные и духовные ценности.

Образ Челкаша Горький сделал для читателя более притягательным, чем образ Гаврилы. Нескрываемые авторские симпатии на стороне контрабандиста и вора, а не скромного крестьянского труженика. В этом выразилось критическое отношение Горького к низменному проявлению собственнических интересов, противостоящих интересам духовным.

 

Выбор личной свободы и мировоззрение героев

Нравственно-философская проблематика рассказа

За внешним конфликтом Челкаша и Гаврилы, проявившемся в их отношении к деньгам и образу жизни, прослеживается скрытый конфликт, отразившийся в мировоззрении героев и их понимании свободы. Тема свободы и рабства человека была определена в экспозиции рассказа: люди порабощены, обезличены и лишены духовности тем, что создано их руками и разумом.

У каждого героя своя шкала ценностей, собственные представления о свободе. Свобода Гаврилы определена лишь материальными ценностями. Челкашу для ощущения личной свободы не требуются блага цивилизованного общества. Основной проблемой рассказа является личный выбор человека и причины, превращающие его в раба. Один из героев становится господином, хозяином другого, который склонен к своему порабощению. Внешней причиной чаще всего является экономическая составляющая, т.е. отсутствие денег. Внутренней причиной прежде всего является трусость, психологическая черта личности. Чаще всего рабами делают себя сами приземленные и трусливые люди. Рабство Гаврилы добровольное.

Челкаш никогда не будет жертвой или рабом, он – хозяин своей вольной жизни. Ему удивительно, что у Гаврилы есть собственные представления о свободе. Тот стремится стать хозяином собственной земли, работать на себя, а не на других. Он мечтает о том, от чего Челкаш сбежал. А Гавриле непонятна свобода босяка. Он считает «ненужностью» то, что Челкаш определяет, как «независимость».

Свобода, понимаемая Челкашом, дает возможность стать духовно богаче, но не делает счастливее. К чему может привести человеческое сообщество подобная свобода, если оно станет отвергать то, на чем основано: моральные принципы, общепринятые законы, привязанности к семье, дому, своей земле? Человеку необходимо быть социально укорененным. Тем не менее, социальная укорененность, предоставляя человеку определенную степень свободы, ограничивает ее зависимостью от всего, чем он владеет.

nhgjghj

 

Словарь

1. Артель – добровольное сообщество людей для выполнения коллективной работы.

2. Экспозиция – часть текста, предшествующая завязке основного сюжета.

3. Покос – сенокос, косьба травы для заготовки сена.

4. Кордоны – сторожевые посты. В данном рассказе – таможенные корабли, охраняющие территорию порта от контрабандистов.

5. Трюм – помещение для грузов на судне под палубой.

6. Антиподы – люди с противоположными взглядами, убеждениями, образом жизни.

7. Увалень – неповоротливый, медлительный человек.

8. Деклассированный – утративший связи со своим классом, живущий вне общественных законов и понятий. Часто это человек из криминальной среды.

 

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

Вопрос: 1
Рассказ «Челкаш» был написан
11895 г.
21894 г.
31896 г.
Ответить
2
Вопрос: 2
Главный герой рассказа был
1Разорившимся крестьянином
2Портовым попрошайкой
3Портовым вором
Ответить
3
Вопрос: 3
Зачем Челкаш познакомился с Гаврилой
1Хотел напоить и обокрасть его
2Чтобы подставить его в совершении собственного преступления
3Ему нужен был помощник для «дела»
Ответить
3
Вопрос: 4
Чем промышляет Челкаш
1Ворует товары с судов
2Грабежом
3Разбойными нападениями
Ответить
1
Вопрос: 5
Челкаш чувствует свое превосходство над Гаврилой, потому что
1Презирает его жадность и трусость
2Он не ведает воровского ремесла
3Он может иметь собственные суждения
Ответить
1
Вопрос: 6
Кто получил в итоге деньги за украденный товар
1Челкаш
2Никто
3Гаврила
Ответить
3
Вопрос: 7
В какой части композиции рассказа сформулирована главная тема рассказа
1Кульминация
2Финал
3Экспозиция
Ответить
3
Допущено ошибок:
Оценка:
Подробнее
Ваши ответы:
1 вопрос:

Рассказ «Челкаш» был написан
1) 1895 г. 2) 1894 г. 3) 1896 г.
2 вопрос:

Главный герой рассказа был
1) Разорившимся крестьянином 2) Портовым попрошайкой 3) Портовым вором
3 вопрос:

Зачем Челкаш познакомился с Гаврилой
1) Хотел напоить и обокрасть его 2) Чтобы подставить его в совершении собственного преступления 3) Ему нужен был помощник для «дела»
4 вопрос:

Чем промышляет Челкаш
1) Ворует товары с судов 2) Грабежом 3) Разбойными нападениями
5 вопрос:

Челкаш чувствует свое превосходство над Гаврилой, потому что
1) Презирает его жадность и трусость 2) Он не ведает воровского ремесла 3) Он может иметь собственные суждения
6 вопрос:

Кто получил в итоге деньги за украденный товар
1) Челкаш 2) Никто 3) Гаврила
7 вопрос:

В какой части композиции рассказа сформулирована главная тема рассказа
1) Кульминация 2) Финал 3) Экспозиция
Посмотреть ответы
Правильные ответы:
1 вопрос: 1894 г.
2 вопрос: Портовым вором
3 вопрос: Ему нужен был помощник для «дела»
4 вопрос: Ворует товары с судов
5 вопрос: Презирает его жадность и трусость
6 вопрос: Гаврила
7 вопрос: Экспозиция