Биология

Урок 1: Введение в зоологию

Введение в зоологию

Зоология — раздел биологии о животных. Прежде чем приступить к изучению различных существ, необходимо узнать, каким образом человечество открывало для себя эту науку. В этом уроке вы узнаете о возникновении, формировании и развитии зоологии.
 

План урока:

Возникновение зоологии

Формирование зоологии

Зоология в Новое время

Значение зоологии

 

Возникновение зоологии

Люди — это тоже животные. Человека как животного изучает физическая антропология. Тесная связь со своими сородичами не могла не сказаться на человеческой деятельности. Издавна люди охотились на животных, добывали себе пищу, что отразилось в удивительных наскальных рисунках. Охотники рисунками рассказывали истории о своих победах. По древним наскальным рисункам можно было узнать, как ведёт себя добыча и где она обитает.

1 naskalnyj risunok
Наскальные рисунки

Знания о поведении животных были жизненно необходимы человечеству. Постепенно опыт накапливался. Появлялись новые орудия труда и тактики по захвату добычи. Чтобы накопленный опыт не был напрасным, люди передавали сказки и мифы о животных. Иногда их представляли в виде божественных существ.

2 angel
Животное-божество

В какой-то момент человечество настолько изучило поведение животных, что перешло от охоты к скотоводству. Древние охотники стали замечать, что приручение и разведение животных намного выгоднее, чем их убийство. Таким способом также возникли одомашненные животные, например, собаки.

3 drevnie ljudi
Первобытные скотоводы

Формирование зоологии

Возникновение зоологии прошло без попытки систематизации знаний. Древние охотники только подмечали закономерности поведения животных и тут же применяли их на практике. Этап, в котором люди задумались о многообразии животного мира, называется формированием.

Первая книга, которая пыталась описать всех животных, называется «История животных». Её автором стал Аристотель. Классификация в этой книге была далека от идеала, но «История животных» важна как первая попытка осмысления животного мира. В дальнейшей своей деятельность Аристотель пришёл к «Лестнице существ» — попытке расположить живые существа от самых простых к самым сложным.

Лестница существ по Аристотелю:

  1. Минералы;
  2. Растения;
  3. Зоофиты (современные губки и иглокожие);
  4. Животные без крови (современные беспозвоночные);
  5. Животные с кровью (современные позвоночные);
  6. Человек.

4 aristotel
Аристотель

Важным этапом в формировании зоологии стала эпоха великих географических открытий. В это время было открыто множество новых земель: юго-западное и юго-восточное побережья Африки, Центральная Америка, северное побережье Южной Америки, Тихий океан. Соответственно, были открыты и новые животные, которые населяли земные и водные пространства. Эпоха великих географических открытый связана с такими именами, как Генрих Мореплаватель, Васко да Гама, Христофор Колумб, Фернан Магеллан.

5 genrih moreplavatel
Генрих Мореплаватель

 

6 vasko da gama
Васко да Гама

 

7 hristofor kolumb
Христофор Колумб

 

8 fernan magellan
Фернан Магеллан

Также к достижениям того времени относится использование латинского языка для описания животных. Такая классификация и по сей день позволяет понимать друг друга зоологам из разных концов света.

 

Зоология в новое время

Однажды был изобретён микроскоп, и тогда человечество смогло увидеть мельчайшие организмы, которые не видны невооружённому глазу. Человек, который изобрёл этот предмет, стал Антони ван Левенгук.

9 mikrokop levenguka
Микроскоп Антони ван Левенгука

С помощью чудо-устройства Левенгук обнаружил одноклеточные микроорганизмы. Среди них были не только бактерии, но и простейшие. Сейчас простейших не относят к животным, но традиционно их изучают именно в составе зоологии. Наш следующий урок также будет посвящён простейшим.

10 antoni van levenguk
Антони ван Левенгук

После Аристотеля многие учёные пытались классифицировать животный мир, но все попытки были неудачными. Наиболее близко к современной систематике животных подобрался Карл Линней с книгой «Система природы».

11 karl linnej
Карл Линней

Линней описывал животных и подбирал им подходящие группы. Именно ему принадлежат единицы систематики: класс, отряд, род, вид. Он ввёл в употребление бинарную (двойную) номенклатуру. Это означает, что любой живой организм следует называть по видовому и родовому названию. Например, научное название кошки Felis silvestris (кошка лесная), а собаки — Canislupus (волк обыкновенный).

12 polozhenie cheloveka v sistematike

Чем дальше развивалась зоология, тем больше появлялось вопросов. Ответом на вопрос о развитии и многообразии животного мира стала находка переходных форм. Ископаемые переходные формы — это найденные останки живых организмов, в которых сочетаются признаки и древнейших, и ныне живущих животных. В ботанике переходными формами считаются семенные папоротники, которые имеют признаки папоротников и семенных растений.

К переходным формам в зоологии относятся:

  1. Археоптерикс;
  2. Ихтиостега;
  3. Звероподобная рептилия.

Археоптерикс — переходная форма между птицами и рептилиями. С птицами это существо сближали крылья и перья, а в остальном это была рептилия.

13 arheopteriks
Археоптерикс

Ихтиостега — переходная форма между рыбами и амфибиями.К свойствам рыб относились тело обтекаемой формы и хвостовой плавник, а к свойствам амфибий — кости плечевого и тазового пояса.

14 ihtiostega
Ихтиостега

Звероподобная рептилия — переходная форма между рептилиями и млекопитающими. У этих рептилий были развиты клыки и другие элементы челюсти, которые свойственны только млекопитающим.

15 zveropodobnaja reptilija
Звероподобная рептилия

Находка переходных форм важна, так как они показывают постепенную эволюцию животного мира. Такие организмы являются доказательством эволюции.

Значение зоологии

В современном мире знания о животных достигли таких масштабов, что пришлось разделить их на отдельные группы.

  1. Систематика животных: изучает отнесение животных к определённым группам на основании определённых признаков;
  2. Морфология животных: изучает внешнее и внутреннее строение животных;
  3. Эмбриология животных: изучает внутриутробное развитие животных;
  4. Физиология животных: изучает функционирование организмов животных в норме и при заболеваниях;
  5. Этология животных: изучает поведение животных в определённых ситуациях;
  6. Экология животных: изучает отношения животных друг с другом и с окружающей средой;
  7. Зоогеография: изучает распространение животных;
  8. Зоология беспозвоночных: включает протозоологию (изучает простейших), гельминтологию (изучает паразитических червей), нематологию (изучает круглых червей), арахнологию (изучает паукообразных), энтомологию (изучает насекомых) и другие разделы;
  9. Зоология позвоночных: включает ихтиологию (изучает рыб), герпетологию (изучает рептилий и амфибий), орнитологию (изучает птиц), териологию (изучает млекопитающих) и другие разделы;
  10. Палеозоология: изучает ископаемых животных.

16 zoologija kak sistema nauk
Зоология как система наук

Значение зоологических знаний огромно. Раньше на первом месте стояло скотоводство, но с течением времени значение животной еды снизилось. Многие люди постепенно переходят на растительное питание.

17 skotovodstvo
Скотоводство

Животные также являются вредителями. Сельскому хозяйству наносят непоправимый ущерб насекомые и грызуны.

18 myshi vrediteli zapasov prodovolstvija
Мыши-вредители запасов продовольствия

Некоторые животные являются возбудителями и переносчиками тяжёлых заболеваний. К непосредственным возбудителям относятся различные черви, малярийный плазмодий, чесоточный клещ и другие. Переносить заболевания могут блохи, комары и вши. Вопросами распространения заболеваний занимается эпидемиология. Задачей этого раздела биологии является обеспечение безопасности и обнаружение опасных животных-переносчиков.

19 nasekomye perenoschiki
Насекомые-переносчики заболеваний

Животных используют в медицине в качестве экспериментального материала в научных исследованиях. В последнее время вместо животных организмов используют математические модели. Изучением роли животных в экспериментах занимается биоэтика и экспериментальная биология.

20 eksperimenty na zhivotnyh
Эксперименты на животных

Бионика изучает использование устройств живых организмов для построения механических систем. Например, застёжка-липучка построена по подобию растения репейник, который постоянно цеплялся за шерсть собаки автора этого изобретения. Устройство ракет вдохновлено реактивным движением кальмаров. Клешни раков вдохновили учёных на создание механической ручки промышленных роботов.

21 bionika
Бионика

Интенсивно получают новые породы домашних животных, которые имеют декоративное и сельскохозяйственное значение.

22 domashnie zhivotnye
Домашние животные

 

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

Вопрос: 1
Кто был автором «Лестницы существ»?
1Аристотель
2Карл Линней
3Васко да Гама
4Антони ван Левенгук
Ответить
1
Вопрос: 2
Кто изобрёл микроскоп?
1Аристотель
2Карл Линней
3Васко да Гама
4Антони ван Левенгук
Ответить
4
Вопрос: 3
Какое существо является переходной формой между птицами и рептилиями?
1Ихтиостега
2Звероподобная рептилия
3Археоптерикс
4Семенной папоротник
Ответить
3
Вопрос: 4
Что изучает этология животных?
1Внутриутробное развитие
2Поведение
3Внешнее и внутреннее строение
4Взаимодействие с окружающей средой
Ответить
2
Вопрос: 5
Что изучает бионика?
1Распространение животных
2Функционирование организмов в норме и при заболеваниях
3Роль живых организмов в экспериментах
4Использование живых организмов для построения механических систем
Ответить
4
Допущено ошибок:
Оценка:
Подробнее
Ваши ответы:
1 вопрос:

Кто был автором «Лестницы существ»?
1) Аристотель 2) Карл Линней 3) Васко да Гама 4) Антони ван Левенгук
2 вопрос:

Кто изобрёл микроскоп?
1) Аристотель 2) Карл Линней 3) Васко да Гама 4) Антони ван Левенгук
3 вопрос:

Какое существо является переходной формой между птицами и рептилиями?
1) Ихтиостега 2) Звероподобная рептилия 3) Археоптерикс 4) Семенной папоротник
4 вопрос:

Что изучает этология животных?
1) Внутриутробное развитие 2) Поведение 3) Внешнее и внутреннее строение 4) Взаимодействие с окружающей средой
5 вопрос:

Что изучает бионика?
1) Распространение животных 2) Функционирование организмов в норме и при заболеваниях 3) Роль живых организмов в экспериментах 4) Использование живых организмов для построения механических систем
Посмотреть ответы
Правильные ответы:
1 вопрос: Аристотель
2 вопрос: Антони ван Левенгук
3 вопрос: Археоптерикс
4 вопрос: Поведение
5 вопрос: Использование живых организмов для построения механических систем