Литература

Урок 1: Русские былины

Устное народное творчество. Русские былины

В материалах урока рассказывается об одном из фольклорных жанров – былинах, древнерусских эпических текстах, воспевающих героические деяния богатырей.
 

План урока:

Фольклорные жанры. Жанровое понятие «былина»

Своеобразие поэтического языка былин, их композиция

Былины об Илье Муромце, «Вольга и Микула Селянинович», «Садко» 

Значение былин в русском искусстве

 

Фольклорные жанры. Жанровое понятие «былина»

Особенности эпических песен о героизме русских богатырей

Слово «folklore» пришло из английского языка и означает «народная мудрость». Устное творчество народа было анонимным, коллективным, объединяло словесное, музыкальное и театральное искусства.Фольклорные жанры разделяются на драматические, лирические и эпические. Драматическими жанрами фольклора считаются хороводные и обрядовые игры, кукольные и скоморошьи[1] представления. К лирическим жанрам относятся обрядовая поэзия, любовные и семейные песни, игровые считалки и дразнилки, заговоры, потешные скороговорки, загадки и пр. К эпическим фольклорным жанрам относятся пословицы и поговорки, сказки, предания, исторические песни, легенды, былины.

Жанр былины известен приблизительно с X в. Это мифические сказания героико-патриотического содержания, созданные народом и исполняемые под гусли народными сказителями. По традиции былины передавались из уст в уста от одного сказителя к другому. Это поэтическое наследие предков заучивалось и сохранялось для последующих поколений.

Впервые в России были записаны былины в XVII в. англичанином Р. Джонсом, служившем при дворе Михаила Романова,публикации их текстов появились в XVIII в. Отношение к фольклору в российском образованном обществе тогда было пренебрежительным. Глубинный пласт устного народного творчества считали невежественным, неполноценным, лишенным художественной ценности, для образованной части населения фольклор не представлял интереса для изучения.Известный историк XVIII в. и сторонник идей просвещения, екатерининский вельможа Иван Болтин нелестно отзывался о народном творчестве, считая его сочинительством сброда сказителей-бродяг, распевающих «нелепые стихи» для потехи[2] черни[3] ради милостыни. Он называл былины «сказанными песнями», не отражающими истинных вкусов и нравов народа, которому нужно прививать настоящую «высокую» культуру. Эту точку зрения разделяли многие образованные люди того времени.

В XVIII в. к русскому фольклору проявил интерес меценат, владелец горнодобывающих заводов на Урале, промышленник Прокофий Демидов.По его просьбе были записаны устные сказания работника одного из заводов Кирши Данилова, всего рукопись содержала 71 текст. В 1804 г. был напечатан сборник из 26 былинных текстов уральского сказителя под названием «Древние российские стихотворения», который стал открытием для русской национальной словесности.В 1818 г. сборник, в который вошли уже 61 текст, был переиздан. Оба издания стали популярны у читающей публики, оказали значительное влияние на вкусы в литературной среде. Собрание эпических песен К. Данилова было любимой книгой Пушкина, который говорил, что в этом сборнике сохранилась ничтожно малая часть «чудных поэтических песен» из огромного и неизведанного «народного сокровища».

В 30-х годах XIX в. собирателем памятников устного творчества народа стал П. Кириевский, обратившийся к российским литераторам с просьбой делать записи всех неизвестных фольклорных произведений. Эту идею поддержали А. Пушкин, В. Даль,Н. Гоголь, А. Кольцов, и др. В середине XIX в. был открыт огромный пласт народного «живого» устного эпоса в России. Этнограф[4] Павел Рыбников, сосланный за связь со староверами на Русский Север в Олонецкую губернию, проехал земли по берегам Онежского озера, Архангельскую и Вологодскую губернии, Карелию, записал, помимо сказок, песен, поверий, заговоров и сказаний, 165 текстов на 50 былинных сюжетов от различных сказителей. Находки Рыбникова были изданы, стали известны не только в России, но и за рубежом. Открытием стали неизвестные прежде персонажи русского героического эпоса. Ранее бытовало распространенное мнение, что сохранившиеся былины можно было разыскать только в далеких уголках Сибири. Ученому удалось отрыть огромное количество былин в провинциях менее удаленных.

Рыбников изменил представление о народных сказателях, отрыл имена многих талантливых крестьян, которые, будучи в большинстве своем безграмотными, обладали уникальной памятью, природным умом, музыкальными способностями. Одним из таких талантливых сказителей был крестьянин с побережья Ладожского озера Трофим Рябинин, который хранил в памяти более 600 текстов. Он был круглым сиротой, которого вырастили всем крестьянским миром, с детства заучивал все услышанное от других сказителей. Рябинин стал знаменитым, его приглашали выступать в лучших концертных залах столицы, перед талантом сказителя преклонялась образованная аудитория.

Продолжателем дела Рыбникова стал А. Гильфердинг, проехавший по маршруту своего предшественника и записавший от 70 сказителей еще 270 былин, которые вошли в сборник «Онежские былины». После этого учеными-фольклористами стали активно собираться, издаваться и изучаться тексты, которые в народе называли богатырскими сказками или «старинами». Понятие «былина» было позаимствовано из «Слова о полку Игореве» и впервые использовано в качестве литературоведческого термина в 1839 г. фольклористом И. Сахаровым.

В былинах есть указания на исторические события и факты, их можно отчасти считать историческими источниками. В отличие от летописей, эти события в народной среде передавались из поколения в поколение в устной форме.Былины – история не книжная, а рассказанная самим народом. Главным в повествовании была не историческая достоверность, а передача духовного мировоззрения древнерусских людей. Былина – это песенное сказание о старине, которая для простых людей того времени была прежде всего основой представлений о нравственных ценностях и нормах бытия.

В текстах былин отражены чаще всего эпизоды сражения с врагами, представлявшими угрозу для Руси. Эти события в народном понимании имели особое значение, в сюжетах былин почти не встречаются описания повседневных обыденных явлений. На фоне историчности былин, их сюжеты часто неправдоподобны, с мифическими героями, как Змей Горыныч, Соловей-разбойник, Змей Тугарин и др. Поэтому былины нельзя считать исторической хроникой, события в них толкуются своеобразно, хотя слушатели воспринимали их как реальные, несмотря на фантастические детали.

Было выделено несколько циклов былин, среди которых основное место отводится киевскому и новгородскому циклам, создававшимся во времена Киевской Руси и Новгородской республики. Былины, отнесенные к киевскому циклу, объединены рядом общих характерных черт: повествование связано с Киевом и князем Владимиром, главной темой является защита Руси от набегов кочевых племен, уклад жизни, детали быта древнерусского человека и исторические события совпадают с летописными описаниями времен Киевской Руси. Центральными образами былин этого цикла являются три русских богатыря: Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович. Интересно, что все богатыри не были родом из стольного города Киева, у них разный социальный статус.Крестьянин Илья Муромец был уроженцем села Карачарова, боярин Добрыня Никитич родился в Рязани, юноша из духовного сословия Алеша Попович – выходец из Ростова. Но их судьба связана с Киевом, потому что они были защитниками своего государства.

В былинах новгородского цикла затрагиваются не воинские, а социальные-бытовые темы, в них описывается быт купечества,путешествия купцов в иные земли, особое значение придается основам веры и церкви, крепким семейным традициям. Это связано со своеобразным укладом жизни Новгородской республики, в которой власть князя была ограничена, а жизненно важные вопросы решались на народном вече. Новгородские земли не нуждались в защите от врагов, им не угрожали набеги кочевников. Основным источником процветания республики была обширная торговля со многими странами. Героями новгородских былин были Василий Буслаев, Садко и пр.

1 russkie byliny

Своеобразие поэтического языка былин, их композиция

Достоверность описания уклада жизни и быта древнерусских людей

Русские эпические песни создавались не ради развлечения, значительным было воспитательное значение былин. Образ жизни русских богатырей являлся эталоном норм поведения, оказывающим влияние на формирование мировоззрения людей. В былинах отражены патриотические идеи единства русских земель и их защиты от внешних врагов, сохранения самобытной культуры Руси.

Былины написаны эпическим стихом, произносятся они с выраженными интонационно-логическими ударениями через один-три слога, что создает своеобразный речитативный ритм. Былины исполнялись с песенной декламацией и величественной интонацией, потому что повествование в них ведется о событиях многозначительных.В тексте былин постоянно встречаются повторения слов, фраз, строк, оттого информация передается замедленно, размеренно. Часто используется гипербола в изображении героев и событий.

В композиции эпических народных песен присутствуют зачин[5] и концовка. Сюжет былины представляет собой один или несколько эпизодов богатырского похода, путешествия или поездки. В начале повествования дается, как правило, описание облика героя, его снаряжения, ситуации, в которой он находится. Богатырь покидает родной дом или пир у князя, если узнает о необходимости боя с врагом.Дорога играет исключительную роль в жизни богатыря, на распутье он всегда выбирает самый сложный путь. По пути с героем непреднамеренно или случайно происходят приключения, встречи или поединки с врагами. Кульминацией является сражение богатыря с вражескими силами. В описании богатырской драки соблюдается определенная последовательность: сначала противники устремляются друг на друга на конях, после бьются мечами и палицами[6], в конце сходятся в рукопашную схватку. После победы над врагом богатырь возвращается к княжескому престолу. Кончается былина исходом, успокаивающим слушателя, возвращающим к настоящему времени.

В былинах отражен уклад жизни и быт древнерусских людей. Местом действия часто являются княжеский двор или торговые площади древнерусских городов: Киева, Новгорода, Чернигова, Мурома, Галича и др. По достоверным описаниям и деталям обстановки можно представить облик древнерусских воинов и их снаряжение,вид княжеского двора, старинных строений, обустройство быта людей, их традиции и обычаи.

sadko
Садко 

Былины об Илье Муромце, «Вольга и Микула Селянинович», «Садко»

Образы русских богатырей в героическом эпосе. Величие и сила духа, доблесть и благородство – лучшие национальные черты народных героев

Русский народный герой в былинах – это богатырь. Это слово восточного происхождения, означающее «герой», «храбрец». В русском языке оно созвучно словам «богатый», «Бог». Богатыри, в народном понимании, наделены личностными качествами от Бога, их богатство не только в физической силе, но и в силе духа. Принято подразделять богатырей на «старших» и «младших». Образы старших богатырей пришли еще с дохристианских времен, они представляли собой существа неимоверной силы со сверхъестественными способностями. Это Святогор, Микула, Вольга и др. Младшее поколение богатырей тоже обладает большой силой, но она уже не такая титаническая, стихийная и мистическая. Они ближе к обыкновенным смертным людям, живут во времена князя Владимира, защищают Родину. Самые известные герои – Алеша Попович, Добрыня Никитич, Илья Муромец.

Для богатырей главным качеством является воинская доблесть, ведь их священный долг – охрана границ Руси. Они наделены благородством, отвагой, чувством справедливости. Богатыри беззаветно любят Русь, к врагам которой они беспощадны. Богатырское достоинство проверяется в битве с неравной, более мощной и коварной вражеской силой. Интересно, что враги не изображались в человеческом облике, они представлены в виде чудовищных сказочных существ.

Но прославление воинской службы все же не единственная тема былин. В образах былинных героев воплощены народные представления о добре и зле, вере в справедливость, заботе о процветании и могуществе Родины. Действия богатырей всегда целеустремленные, прямолинейные и открытые, они не способны на вероломство, обман, притворство. Богатыри, не задумываясь, всегда отвечают на любой вызов врага.

Неразлучен с богатырем его конь, он товарищ богатырю-воину,помощник богатырю-землепашцу. Причем будничный крестьянский труд ценится не меньше воинской службы. Образы богатырей гиперболизированы, но их беспредельное удальство и исполинская сила народными певцами изображались как идеальное представление о несокрушимой народной мощи.

Илья Муромец – главный герой почти полутора десятка былин. Хотя о нем нет упоминаний в летописях, существует предание о реально существовавшем богатыре, в Киево-Печерской лавре сохранились мощи Ильи Муромца, причисленного к лику святых. По сведениям из былин тридцать три года «сидел сиднем» на печи калека Илья. Исцелившись чудесным образом и почувствовав прилив могучих сил, он первым делом расчистил от деревьев участок земли под пашню, огородил отцовское поле. Эта неимоверно тяжелая крестьянская работа описывается как первый его подвиг. Илье Муромцу по пророчеству странствующих старцев не суждено было смерть принять на поле брани, как остальным богатырям. Оттого он, посвятивший свою жизнь защите Руси, представляется не молодым, а бывалым, мудрым и опытным воином, лишенным страха перед смертью.

ilia muromets
Илья Муромец

В былине «Илья Муромец и Соловей Разбойник» повествуется о дороге от Оки до Днепра через лесные дебри, которая слыла настолько небезопасной, что путники предпочитали окольные пути. Муромский богатырь, следуя на службу к князю Владимиру в Киев, выбирает прямой и самый трудный путь, не страшась Соловья Разбойника. По пути освободил Чернигов от осады, победив многочисленную вражескую силу, но отказывается стать там воеводой. Он не может защищать один город, его дело – защита всего русского государства.

Дорога, на которой бесчинствовал Соловей Разбойник, поросла травой и была перекрыта поваленными деревьями. Соловей получил свое прозвище за то,что сидя на дереве, не давал людям проехать к Киеву, пугая своим вредоносным свистом. Нерусское отчество разбойника – «Одихмантьев сын» говорит об иноземном происхождении захватчика. Илья Муромец, победив Соловья и привязав к седлу, как дичь, отвозит в Киев. Освободив путь к Киеву, Муромец способствует объединению земель Киевской Руси. Представ перед князем Владимиром, Илья рассказывает откуда он родом и каким путем приехал в Киев. Узнав о крестьянском происхождении богатыря, князь не только не верит ему, но и выражает свое недоверие оскорбительно. Несмотря на обиду, Илья сдерживает свои чувства, проявляя великодушие и бескорыстие. Богатырь не принимает от князя пожалованных ему городов. С князем у Ильи сложатся непростые отношения, часто он будет с ним ссориться. Так, возможно, в протестах богатыря отражено пробуждение народного самосознания и протест простых людей против несправедливости княжеской власти.

Врожденным умом, здравомыслием в речах и поступках, образованностью и отвагой отличается и другой богатырь – Добрыня Никитич. У этого персонажа имеется исторический прототип, упоминаемый в летописях: рязанский боярин, приходившийся дядей по материнской линии князю Владимиру. Добрыня Никитич был героем одних из ранних былин, в которых появился образ князя Владимира Святославовича, прославляемого за Крещение Руси и объединение русских земель. В более поздних былинах образ князя Владимира постепенно принижается, становясь отрицательным персонажем.В былине «Добрыня и Змей» иносказательно представлена защита христианства на Руси, борьба против язычества.

Смекалкой и сноровкой владел ростовчанин Алеша Попович. В летописях есть упоминания, что сначала он состоял на службе у князей в Ростове, после переехал в Киев, участвовал в сражении на реке Калке, где и погиб.В былине «Алеша Попович и Тугарин Змей» этот богатырь не стал терпеть наглого поведения иноземца на пиру у князя, отомстил за унижение Руси и ее обычаев. У Тугарина был конь с огненными крыльями, на котором чудище летало недосягаемо высоко. Попросил Алеша Попович у небесных сил дождя, благодаря ниспосланному ему в помощь дождю богатырь победил злодея.

Былина о богатыре Садко типична для новгородского цикла. Новгород со своей уникальной системой демократического устройства и вечевым правлением занимал исключительное место в русской истории. Приметы новгородской жизни отражены в былине. В повествовании можно узнать о богатствах города, ремеслах новгородцев. В то же время в былине есть сказочные мотивы. Герой – бедный гусляр, но его музыку и пение не ценят богатые купцы. Он жаждет самоутверждения, своим искусством покоряет водяного царя, с помощью которого становится богатым. Однажды в путешествии его корабли настигла буря, морской царь решил забрать к себе сладкоголосого певца-гусляра. Попавшему в подводное царство Садко сулят несметные богатства, чтобы он остался навсегда в чужом ему мире. Садко же при помощи Николая Чудотворца и девушки Чернавы возвращается в родной Новгород. Садко не обладает богатырской удалью и силой, не совершает подвигов. Но с остальными богатырями его роднит чувство патриотизма, мужество, бескорыстие, готовность жертвовать собой ради других людей.

С большой симпатией обрисован в новгородской былине «Вольга и Микула Селянинович» богатырь из крестьян – Микула.В самом названии дано сравнение двух образов и выражено отношение к ним: у Вольги не указывается титул князя и отчество, уважение к Микуле звучит в необычном прозвище. Независимо и просто крестьянин общается с князем. Недюжинной силой Микула превосходит десять княжеских дружинников, которые не могут вытащить из земли соху пахаря. Он же одной рукой выдернул соху из земли и бросил за куст ракиты.

Микула побывал в тех краях, куда направляется князь со своей дружиной. Он поведал князю, как напали на него местные мужики, стали «грошей просить», но он побил грабителей «до тысячи». Князь Вольга позвал храбреца ехать «в товарищах к тем городам». Микула соглашается сопровождать князя, тот же проникся уважением к Микуле за его участие, справедливость, трудолюбие. Поэтическим описанием труда богатыря-пахаря передается уважительное отношение к его тяжелому труду.

mikula
Микула 

Значение былин в русском искусстве

Былины в русском искусстве служат источником вдохновения для создания произведений в литературе, живописи, музыке. К былинным сюжетам, их образам и идеям обращались с начала XIX в. многие писатели. В. Жуковский создал оперу «Алеша Попович». В поэме «Руслан и Людмила» А. Пушкин образ Руслана написал под влиянием образов богатырей. Интерес к былинам проявлял Л. Толстой, занимался их обработкой. Вдохновленный музыкальностью былин, Н. Римский-Корсаков создал оперу «Садко».

Поэтические образы былин запечатлены многими талантливыми художниками. Самыми известными полотнами по былинным сюжетам являются картины: «Богатыри», «Витязь на распутье»,«Бой Добрыни Никитича с семиглавым Змеем Горынычем»В. Васнецова, «Пир богатырей у ласкового князя Владимира», «Микула Селянинович», «Волга Всеславьевич», «Садко, богатый новгородский гость» А. Рябушкина,панно«Богатырь» М. Врубеля, «Илья Муромец и Соловей-разбойник» И. Билибина, «Святогор» Н. Рериха и пр.Сюжеты былин нашли отражение в киноискусстве. Подвигам богатырей посвящены фильмы «Садко», «Князь Владимир», «Илья Муромец» и др.

 

Словарь

1. Скоморошьи (представления) – представления, разыгрываемые бродячими актерами (скоморохами) в Древней Руси

2. Потеха – увеселение, забава

3. Чернь – люди из простонародья

4. Этнограф – ученый, занимающийся изучением культуры народа

5. Зачин – вступительная часть теста былины

6. Палица – тяжелая дубина

 

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

Вопрос: 1
Былины относятся к фольклорным жанрам
1Лирическим
2Эпическим
3Драматическим
Ответить
2
Вопрос: 2
Как исконно в народе называли тексты былин
1Старины
2Предания
3Легенды
Ответить
1
Вопрос: 3
Главными героями былин являются
1Князья
2Крестьяне
3Богатыри
Ответить
3
Вопрос: 4
Не упоминается в былинах
1Москва
2Новгород
3Киев
Ответить
1
Вопрос: 5
Кто не был героем былин киевского цикла
1Добрыня Никитич
2Садко
3Алеша Попович
Ответить
2
Вопрос: 6
Как называется прием преувеличения в описании богатырей и их подвигов
1Гипербола
2Метафора
3Сравнение
Ответить
1
Вопрос: 7
Куда направлялся богатырь в былине «Илья Муромец и Соловей Разбойник»
1Новгород
2Чернигов
3Киев
Ответить
3
Вопрос: 8
Чему посвящают богатыри свою жизнь
1Службе у князья
2Совершенно подвигов ради славы
3Защите Руси, ее прославлению
Ответить
3
Допущено ошибок:
Оценка:
Подробнее
Ваши ответы:
1 вопрос:

Былины относятся к фольклорным жанрам
1) Лирическим 2) Эпическим 3) Драматическим
2 вопрос:

Как исконно в народе называли тексты былин
1) Старины 2) Предания 3) Легенды
3 вопрос:

Главными героями былин являются
1) Князья 2) Крестьяне 3) Богатыри
4 вопрос:

Не упоминается в былинах
1) Москва 2) Новгород 3) Киев
5 вопрос:

Кто не был героем былин киевского цикла
1) Добрыня Никитич 2) Садко 3) Алеша Попович
6 вопрос:

Как называется прием преувеличения в описании богатырей и их подвигов
1) Гипербола 2) Метафора 3) Сравнение
7 вопрос:

Куда направлялся богатырь в былине «Илья Муромец и Соловей Разбойник»
1) Новгород 2) Чернигов 3) Киев
8 вопрос:

Чему посвящают богатыри свою жизнь
1) Службе у князья 2) Совершенно подвигов ради славы 3) Защите Руси, ее прославлению
Посмотреть ответы
Правильные ответы:
1 вопрос: Эпическим
2 вопрос: Старины
3 вопрос: Богатыри
4 вопрос: Москва
5 вопрос: Садко
6 вопрос: Гипербола
7 вопрос: Киев
8 вопрос: Защите Руси, ее прославлению