Информатика

Урок 1: Информация и процессы

Информация и информационные процессы

Общество прошло огромный путь развития от общения на жестах до сложных компьютерных устройств. Конечно, развитие проходило постепенно, но раз в несколько сотен лет происходили научные прорывы, которые давали резкий толчок в развитии общества. Их причиной стало развитие информации.
 

План урока:

Информация и её свойства

Информационные процессы

Как информация повлияла на человечество?

 

Информация и её свойства

Если подойти к человеку на улице и спросить, что такое «информация», то можно услышать совершенно разные определения. Это нормально, ведь в науке вообще нет четкого понятия термина. Само слово «информация» образовано от латинского «informatio»,что переводится как «разъяснение». Да как же определиться с понятием?

Существует несколько определений, и все они зависят от отрасли человеческой деятельности. Рассмотрим их поочерёдно:

  • В бытовом смысле понятие можно расшифровать как любые данные либо сведения, которые могут заинтересовать человека. Это может быть рассказ о сегодняшних событиях, показ фотографий с путешествия или же новости.
  • Если касаться технической сферы, то второе понятие может звучать так: «Информация – это сообщения, передаваемые в форме знаков или сигналов». Для такого процесса существует три составляющих: это источник сообщения, канал связи и приемник. Самый распространённый пример – Азбука Морзе.
  • В компьютерах информация расшифровывается как некая последовательность символов, цифр, звуков и т.д., которые несут смысловую нагрузку, но понятная для компьютера. Например, музыка. Человек слышит её, понимает, ему она нравится. Для компьютера – это лишь набор звуков, которую он воспроизводит.

В науке существует общее понятие, смысл которого заключается в том, что информация – это некое отражение общемирового разнообразия. Сами данные существуют в различном виде. Это могут быть какие-либо тексты, звуки, радиоволны, сигналы, жесты и т.д. Но есть определённая классификация, основанная на органах чувств человека. В её рамках информация бывает следующих видов:

  • визуальная (примерно 90% знаний человек получает через зрение);
  • звуковая (восприятие данных при помощи слуха);
  • обонятельная (при помощи запаха);
  • вкусовая;
  • тактильная (восприятие при прикосновении).

1 informatsia i processy
Чувства 

Свойства информации

Информация обладает некоторыми свойствами, благодаря которым она стала важной частью современного общества. Выделяются 6 основных свойств, которые определяют важность информации.

  • Объективность. Информация отображает действительность. Например, если человек скажет, что фильм получился отличным, то по его объективному мнению фильм стоит посмотреть.
  • Достоверность. Определяется правдивостью данных, которые получает человек. От этого зависит принятие правильного решения.
  • Полнота. Решение принимается только в том случае, если для этого хватает данных. Неполная информация не всегда, но приводит к неверному решению.
  • Точность. Чем ближе к реальности, тем точнее.
  • Актуальность. Любые данные должны предоставляться вовремя.
  • Ценность. Информация должна удовлетворять требованиям человека.

Если информация удовлетворяет данным свойствам, то данные можно считать полезными. Во всех остальных случаях она не нужна. Исключением являются художественные произведения, которые, в основном, искажают реальность, но для людей она имеет большую значимость.

 

Информационные процессы

Если с определением информации немного запутанно и неоднозначно, то вот информационный процесс имеет практически точное значение. В науке понятие расшифровывается как процесс получения, передачи, обработки, хранения и использования данных. Именно такое определение информационного процесса дают в школах на уроках информатики. Рассмотрим процесс более тщательнее.

 

Виды информационных процессов

Существует несколько основных видов информационных процессов, которые могут поэтапно идти друг за другом.

Первый – это поиск информации. Человек заходит в интернет, ищет именно нужную для него информацию и использует её. При этом, данные можно получить из Интернета, книг, фильмов и т.д.

Человек, задействовав свои органы чувств, получает информацию. Процесс так и называется – получение. При этом, для получения информации учёные изобрели массу полезных устройств. Например, чтобы увидеть микроскопические частицы, нужно воспользоваться микроскопом. Или же диктофон, при помощи которого журналистам лучше получать информацию при проведении интервью.

Следующий процесс – передача информации. Для его осуществления нужно три составляющих:

  • Источник. Здесь может быть любое устройство, которое способно передать данные.
  • Канал связи – это система технических средств, через которую посылаются сигналы. Это могут быть как беспроводные, так и проводные системы. Например, оптоволоконный провод, через который информация от пользователя идёт в Интернет, обратно точно также.
  • Приемник. Принимает сигналы и переводит их в понятный для человека язык.

Отдельно стоит остановиться на способе передачи информации. Если всё упростить, то информация идёт от источника по каналу связи к приемнику. При этом, в источнике информация переводится либо в код, либо в сигналы, которые идут по каналу. Приемник же декодирует информацию и выдаёт её на языке человека. Например, в социальной сети один пользователь может отправить другу фотографию с прогулки. Изначально фотография переводится в код, после передаётся через сам сайт сети, после чего друг получает уже раскодированную информацию, т.е. ту же картинку.

Что делать с полученной информацией? Человек, используя данные, выполняет процесс обработки. Например, в математическом примере данные ученики обрабатывают числовые данные, доводя их до результата. По сути, процесс обработки можно определить как любое использование информации.

Последний процесс – хранение информации. Данные могут храниться в разных видах: от битов в самом компьютере до старинных рукописей.

2 informatsia i processy
Работа с информацией 

Для осуществления информационных процессов используются специальные средства, которые можно определить как устройства для получения, обработки, передачи и хранения информации. И все эти процессы может выполнять как одно средство, так и несколько, которые могут образовывать одну информационную систему.

Как информация повлияла на человечество?

Естественно, раньше человечество не было таким, как сейчас. Конечно, человек мог и раньше как получать, так и обрабатывать информацию, но сейчас это гораздо проще. И на протяжении долгого времени главным средством общения, процессов был и остаётся язык, который и был создан для обмена информацией. Но существуют определённые моменты в истории, в которых происходил резкий скачок. И называются они информационными революциями.

 

Информационные революции

Определить информационную революцию можно как преобразование отношений в результате кардинальных изменений в информационной сфере. В науке выделяются четыре революции информационного общества.

Первая информационная революция произошла около 5 тысяч лет назад в Древнем Египте. Главным изобретением того времени, да и вообще, всего человечества, стало появление письменности. До её появления информация передавалась лишь устно. В этом случае данные передавались чаще через вторые руки, да ещё и искажённо. Письменность решала эту проблему, ускоряя передачу информации.

Вторым информационным толчком стало появление рукописной книги, которые появились примерно за пару веков до нашей эры. Изначально тексты писали на шкурах животных, что было довольно дорого и проблематично. Но в Китае изобретатель Цай Лунь сделал книги дешевле, создав бумагу. Изобретение настолько сильно влияло на сам Китай, что вся цивилизация этой страны была основана именно на рукописных книгах. Но есть одна проблема – тиражирование т.к. это очень дорогой и долгий процесс, из-за чего только люди из узкого круга лиц имели доступ к письменностям. Ещё и информация передавалась некорректно из-за ошибок.

Поэтому важным этапом в развитии человечества стало появление книгопечатания, которое ознаменовало Третью информационную революцию. Печатное дело появилось в Китае в начале второго тысячелетия, но распространение пошло благодаря немецкому изобретателю Иоганну Гутенбергу, которые XV веке изобрёл печатный станок со съёмными шрифтами.

Спустя 50 лет группа печатников могла выпускать около 25 миллионов страниц в год, десятая часть которых идёт лишь на одного работника. До этого каждый из сотни обученных монахов выпускали по 1500 страниц в год максимум. В то время книги были дорогим удовольствием, поэтому люди были не сильно образованы. Но в 1522 году вышла Библия Мартина Лютера, которая была настолько дешевой, что любая крестьянская семья могла спокойно купить её.

Снижение цен и издержек при производстве книг здорово повлияло на развитие общества, задев всего его структуры. Благодаря печатанию произошла протестантская Реформация, начали строиться университеты, где основное внимание уделялось не теологии, как было раньше, а уже светским наукам. Также печатный станок дал сильный толчок для промышленной революции.

Последняя на данный момент информационная революция произошла в середине XX века, которая началась благодаря распространению компьютерной техники и сети Интернет. Главным фактором этого времени стал переход к постиндустриальному обществу, что означало главенство информационной индустрии над производственной. Например, в конце XX века уже больше 60% жителей США трудились в информационной сфере, остальные – на производстве. Неудивительно, ведь информационная деятельность стала самой прибыльной сферой для вложения капитала.

Существует ещё и альтернативная шкала для распределения информационных революций, которая отличается лишь в 3 и 4 пунктах. Третья революция произошла благодаря изобретению электричества, из-за чего появились радио, телеграф, телефон. Четвертая революция произошла из-за появления микропроцессоров и персональных компьютеров. В обоих случаях развитие компьютеров дало толчок к появлению информационного общества.

Определение информационного общества звучит как общество, в котором большинство работающих заняты информационными процессами. И тут не обойтись без информационной культуры, благодаря которой человек работает в такой сфере. Человек должен обладать следующими качествами:

  • Психологическая готовность человека к познанию нового;
  • Навыком работы с системами;
  • Уметь работать с новым продуктом;
  • Классифицировать информацию;
  • Уметь общаться с людьми.

Благодаря этим качествам и развивается информационное общество. При этом, само государство обычно помогает людям входить в информационную сферу, принимая комплекс мер для обеспечения нужной информацией и оборудованием. И этот процесс называется информатизацией общества.

3 informatsia i processy
 

Информационное общество имеет несколько отличительных черт, из которых можно выделить две главные. Первая – это свободный доступ к информационным ресурсам, что позволяет быстрее решать задачи. Вторая характерная черта – информация возвышается над всеми ресурсами.

Вместе с общество развивалась и техника. И человечество прошло долгий путь прежде, чем начать использовать ЭВМ. В истории выделяются четыре основных этапа развития вычислительной техники, которые тоже можно считать революциями, но уже в отношении информационных технологий.

  1. Ручной – примерно за 5 тысяч лет до нашей эры люди вычисляли, используя свои пальцы на ногах и руках. Чуть позже появились линейки и счеты.
  2. Механический – середина XVII века. От ручного счёта общество переходило к механике, которая позволяла создавать вычислительные устройства.
  3. Электромеханический – конец XIX века. Отличный пример – машина Тьюринга.
  4. Электронный – с 1945 года с момента создания первой ЭВМ – прототип современных компьютеров.

 

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

Вопрос: 1
Что НЕ является свойством информации?
1Объективность
2Точность
3Полезность
4Достоверность
Ответить
3
Вопрос: 2
Когда и где произошла первая информационная революция?
15 тысяч лет назад в Персии
23 тысячи лет назад в Греции
32 тысячи лет назад в Риме
45 тысяч лет назад в Египте
Ответить
4
Вопрос: 3
Как с латинского языка переводится слово «informatio»?
1«значение»
2«разъяснение»
3«явление»
4«описание»
Ответить
2
Вопрос: 4
К какому этапу развития вычислительной техники относится Машина Тьюринга? (два ответа)
1Ручной
2Механический
3Электромеханический
4Электронный
Ответить
3
Вопрос: 5
В процесс передачи входит три составляющих. Что лишнее?
1Приемник
2Детектор
3Источник
4Канал связи
5Коммутатор
Ответить
25
Допущено ошибок:
Оценка:
Подробнее
Ваши ответы:
1 вопрос:

Что НЕ является свойством информации?
1) Объективность 2) Точность 3) Полезность 4) Достоверность
2 вопрос:

Когда и где произошла первая информационная революция?
1) 5 тысяч лет назад в Персии 2) 3 тысячи лет назад в Греции 3) 2 тысячи лет назад в Риме 4) 5 тысяч лет назад в Египте
3 вопрос:

Как с латинского языка переводится слово «informatio»?
1) «значение» 2) «разъяснение» 3) «явление» 4) «описание»
4 вопрос:

К какому этапу развития вычислительной техники относится Машина Тьюринга? (два ответа)
1) Ручной 2) Механический 3) Электромеханический 4) Электронный
5 вопрос:

В процесс передачи входит три составляющих. Что лишнее?
1) Приемник 2) Детектор 3) Источник 4) Канал связи 5) Коммутатор
Посмотреть ответы
Правильные ответы:
1 вопрос: Полезность
2 вопрос: 5 тысяч лет назад в Египте
3 вопрос: «разъяснение»
4 вопрос: Электромеханический
5 вопрос: Детектор
5 вопрос: Коммутатор