Литература

Урок 1: Фонвизин "Недоросль"

Денис Иванович Фонвизин "Недоросль"

В данном уроке даны материалы о жизни и творчестве русского дипломата, переводчика, просветителя и литератора, автора знаменитой комедии «Недоросль» Дениса Ивановича Фонвизина.
 

План урока:

Биография Фонвизина. Просветительские идеи драматурга

История создания комедии «Недоросль»

Образы Митрофанушки, Простаковой, Скотинина

Проблемы воспитания истинного гражданина в комедии «Недоросль» 

Традиции и новаторство комедии «Недоросль»

 

Биография Фонвизина. Просветительские идеи драматурга

Денис Фонвизин появился на свет 3 апреля 1745 г. в московской богатой дворянской семье. Предок Фонвизина был рыцарем Ливонского ордена бароном фон Визиным, который в годы правления Ивана Грозного перешел на русскую сторону и принял православие. С 4 лет Денис Фонвизин получал домашнее образование, в 10 лет был отдан в гимназию Московского университета, в котором продолжил обучение на философском факультете. Выделялся своими способностями, делал успехи в изучении языков, особенно немецкого, французского и латыни. Еще во время учебы были напечатаны первые его литературные произведения и переводы в журнале «Полезное увеселение». В 1760 г. в числе первых студентов университета был направлен в Петербург, представлен Ломоносову и Сумарокову, руководившим русским театром. На юношу произвела впечатление увиденная впервые постановка спектакля «Генрих и Пернилл», который он оценил позже как «комедию довольно глупую». Но увлечение театром сыграло впоследствии решающую роль в жизни Фонвизина.

Все предки будущего драматурга состояли на военной службе, предполагалось, что и он, записанный еще в 9 лет в Семеновский полк, продолжит семейную традицию. Но Денис Фонвизин выбрал не военную карьеру, а иной путь, проявив себя как талантливый переводчик. В 16 лет он уже перевел книгу «Басни нравоучительные» Гольберга, несколько произведений Вольтера, Овидия и др. Фонвизина после завершения обучения в университете в 1762 г. зачислили в Коллегию иностранных дел переводчиком, спустя год секретарем министра Ивана Елагина. В 1763 г. была поставлена первая пьеса Фонвизина «Корнион», написанная по переводу повести Жан-Батиста-Луи Грессе. В 1769 г. появилась его первая собственная комедия «Бригадир», которая имела такой успех у публики, что Фонвизина поставили в один ряд с основателем классической драматургии Мольером. Он был приглашен к Екатерине II и лично прочитал пьесу императрице.В этом же году Фонвизин был назначен секретарем к Никите Панину, влиятельному государственному деятелю и наставнику наследника престола, вел дипломатическую переписку, участвовал в составлении проектов государственных реформ.

В 1774 г. Фонвизин обвенчался с Екатериной Роговиковой. В 1779 г. с женой совершил первое путешествие в Европу. Свои впечатления о европейской действительности, культуре, достижениях в науке и литературе он описывал в своих письмах к И. Панину, сестре Ф. Аргамаковой и дипломату Я. Булгакову. Он восторженно описывал достопримечательности, музеи и картинные галереи; отзывы о бытовой стороне жизни европейцев и их менталитете[1] были весьма нелестные.

Денис Иванович Фонвизин служил при Панине до 1782 г., став его доверенным лицом, разделявшим оппозиционные взгляды и идеи, под влиянием которых создал трактат «Рассуждение о непременных государственных законах». В 1781 г. завершил лучшую свою сатирическую комедию «Недоросль», которая спустя год была поставлена сначала в Петербурге, после в Москве. Публикой пьеса была встречена с восторгом, но Екатерине II не понравилось сатирическое изображение дворянских нравов,императрица стала немилостива к Фонвизину до конца жизни.

В 1783 г. в журнале «Собеседник любителей российского слова», выпускавшийся Российской академией наук, стал анонимно выходить написанный Фонвизиным первый словарь русских синонимов «Опыт российского сословника», который лишь формально считался научным трактатом. В основном для словаря была выбрана лексика с политической и социальной окраской. Примеры словоупотребления синонимов представляли собой острую сатиру на господствующие порядки, выставляя знать в невыгодном свете, критикуя правление Екатерины II.

В 1784 г. снова предпринял поездку по европейским странам. В 1785 г. Фонвизин пережил инсульт, был длительное время парализован и прикован к постели, после уехал лечиться в Германию. После выздоровления хотел открыть сатирический журнал, но Екатерина II не позволила, к тому же запретила издание 5-томного собрания сочинений Фонвизина. В 1791 г. писатель четырежды перенес апоплексический удар[2], что привело к параличу. Последние месяцы тяжело больной Фонвизин писал автобиографию «Чистосердечное признание», но завершить ее не сумел. Скончался в декабре 1792 г., погребен в Александро-Невской Лавре.

ponvisin

История создания комедии «Недоросль»

Сатирическая направленность комедии. Национальная самобытность русского классицизма. Законы классицизма в комедии

Работа над комедией «Недоросль» была начата драматургом еще в 60-е годы. Понятие «недоросль» в XVIII в. означало юного дворянина, не сумевшего получить образование, считавшегося негодным к государственной службе, позже слово стало обозначать «молодого недоучку из обеспеченной семьи».

В первоначальном замысле в пьесе отсутствовала социальная сатира и не затрагивались проблемы крепостного права, это были сцены воспитания невежественного дворянского отпрыска Иванушки, которому были противопоставлены культурный офицер Миловид и просвещенный дворянин Добромыслов, ставшие в окончательной редакции Милоном и Стародумом. Образов Правдина, Софьи и Скотинина еще не было. В более поздней редакции появляются сатирически резко прорисованные образы Простаковой и Скотинина. Фонвизин в итоге создал пьесу смешную и серьезную одновременно.

Правительственные органы препятствовали постановке пьесы, лишь благодаря Н. Панину и его авторитету у наследника престола Павла I получилось поставить «Недоросль» в частном театре в 1782 г. Руководил постановкой сам Фонвизин, занимался подбором актерского состава и режиссурой. Премьера комедии прошла с успехом, восторженная публика в традициях того времени «аплодировала метанием кошельков» на сцену, что являлось актом высшего признания. Несмотря на это,вскорости труппа была расформирована,театр закрыт, Фонвизин превратился в опального[3] литератора.

Комедия «Недоросль» была создана в традициях эпохи Просвещения и является произведением, в котором отражены главные черты классицизма: единство места, действия и времени; обозначено разделение на отрицательных и положительных персонажей. В пьесе сохранено единое сюжетное развитие, связанное со сватовством к Софье трех соискателей ее руки; событияв течение суток происходят в поместье Простаковых. В традиционных для пьес классицизма «говорящих» фамилиях отрицательных действующих лиц звучит неприкрытая авторская ироничная характеристика, в именах положительных героев – симпатия. В комедии корыстолюбивым и невежественным Простаковым и Скотинину противопоставлены образованные и благородные Стародум, Правдин, Софья, Милон.

Комедия «Недоросль» состоит из 5 действий. В экспозиции первого действия происходит знакомство с семейством Простаковых, Скотининым, Софьей и Правдиным. В завязке Софья, которую без ее ведома было решено выдать замуж за Скотинина, получает письмо от Стародума, извещающего о своем решении сделать ее своей наследницей. В последующих трех действиях события пьесы стремительно развиваются. Появляются возлюбленный Софьи офицер Милон и ее дядя Стародум. Простакова старается казаться радушной хозяйкой перед Стародумом, просит его проэкзаменовать Митрофана в познаниях. В этой сцене проявилась глупость не только юноши, но и его матушки, которая, не понимая иронии Стародума, радуется изворотливым глупым ответам «смышленого» сынка. В заключительном пятом действии наступает кульминация, происходит развязка действия. Простакова попыталась организовать похищение Софьи, осознав свое бессилие, намеревается выплеснуть свою злобу на слугах. Пресекая расправу Простаковой над крепостными, которые позволили сорвать ее планы, Правдин зачитывает указ об опеке над ее поместьем. В развязке пьесы от Простаковой все отворачиваются, даже горячо ею любимый сынок.

Образы Митрофанушки, Простаковой, Скотинина

Смысл «говорящих» фамилий и речевые характеристики персонажей. Афоризмы комедии

В комедии роль характеристик выполняют «говорящие» имена. Имя Митрофана в переводе с греческого означает «подобный матери», он действительно своими нравами напоминает мать, выросшую в семье Скотининых. Образ Митрофанушки стал нарицательным, его имя синонимом неуча, лентяя и бездельника.

Митрофанушке уже скоро 16 лет, он почти четыре года на домашнем обучении, но учится бестолково и поверхностно и все еще числится в недорослях. Для родителей, особенно матери, ослепленной любовью, он вся еще дитя и ребенок, которого нужно «понежить». Сынок за такую любовь платит матери грубостью. У избалованного и изнеженного Митрофанушки главная потребность – это вкусно и много поесть, хотя после обильных трапез он мучается от переедания. Окруженный безграничной опекой, он растет лоботрясом и тунеядцем. У него уже сформировался характер: он малодушен, лукав, жесток, груб с учителями и со своей кормилицей. Софья дает меткую характеристику Митрофанушке, замечая, что он «достиг последней степени своего совершенства», т.е. предела своего развития. Он и сам не стремится развиваться, говоря: «Не хочу учиться, а хочу жениться».

Его образованием занимаются три учителя. Отставной сержант Цыфиркин, честный служака, учит арифметике уже 2 года, но Митрофан с трудом считает до трех. Недоучившийся семинарист и дьячок Кутейкин обучает грамоте почти 3 года, но подопечный едва читает по слогам.

Немец Вральман, в прошлом служивший кучером, но выдающий себя за образованного человека, нанят за немалые деньги для обучения «всем наукам» и французскому языку, но научить ничему не способен. Педагогика этого лицемера и лгуна основана на том, что голова у Митрофанушки «слабее его брюха», а даже то «не выдерживает излишней набивки». Простакова довольна лишь этим учителем, ведь он «ребенка не неволит», к остальным относится пренебрежительно.

В дворянской семье до предела извращены все понятия о разумном, не существует приличий, совести и чести, царит произвол и ложь. Хозяйка дома властная, грубая, невежественная, своевольная, держит под гнетом собственную семью. Простаков именуется «женин муж», Скотинин – «сестрин брат», Митрофанушка – «матушкин сын». Простакова мужа своего ни в грош не ставит, брата готова обмануть, сына любит с животным инстинктом, поощряет его неуважение к отцу, который представлен безвольным подкаблучником и простоватым глупцом. Она вынуждена обучать сына для будущей службы,но науки в ее представлении бесполезны: арифметика нужна лишь только для того, чтобы деньги считать, а географию знать надобно только извозчикам, чтобы отвезти, куда следует. В ее понимании родительского долга воспитание низведено лишь к проблемам питания детинушки, объедающемуся до дурноты.

Простакова о себе говорит, что рук не покладая, то бранится, то дерется, «тем и дом держится». Значительную роль играет характеристика речи героев «Недоросли». Госпожа Простакова к своему мужу обращается «урод» и «рохля», кормилицу Еремеевну, служившую ей верой и правдой зовет «старой ведьмой», «бестией», «собачьей дочерью», без вины виноватого портняжку Тришку – «скотом» и «вором». Сквернословие госпожи Простаковой показывает ее истинное лицо, выставляя напоказ бескультурье, хамство, цинизм. Оттого ее обращения к богатому Стародуму: «отец родной» и «гость бесценный» звучат фальшиво, лишь подчеркивают ее лицемерие и корыстолюбие.

Изображая из себя благодетельницу, Простакова приютила в доме сироту-родственницу Софью ради ее имения, чтобы тайком обкрадывать. Не считаясь с мнением Софьи, хочет выдать ее за Скотинина, который рад получить с приданым[4] будущей невесты деревеньки, где водятся отменные свиньи. Простакова труслива перед богатым Стародумом, а внезапно разбогатевшую его племянницу пытается пристроить за своего сыночка, готова с помощью похищения Софьи добиться своего.

Стародум хозяйку дома называет «чертом», Правдин «презлой[5] фурией».В образе Простаковой изображена жестокая крепостница, с крепостных крестьян она уже ничего «содрать не может» и жалуется на это с недоумением, своих дворовых за людей не считает. Но прежде всего Фонвизин осуждает среду, в которой такие помещицы благоденствуют, безнаказанно творят произвол. На примере финала пьесы автор показывает, что власть помещиков над крепостными должна быть ограничена.

В образе Скотинина также изображен жестокий помещик, обирающий своих крестьян до последней нитки. Брат Простаковой невежественен, как и его сестра, падок на деньги и жесток. Интересы Тараса Скотинина низменные, «смертная охота» у него только к свиньям, для него они выше людей. Он восторженно говорит о здоровенных свиньях в их окрестностях, которых если поставить на «задние ноги», будут «выше каждого из нас целой головою». Он любит прогуляться по скотному двору, где ему хорошо. Скотинин отмечает родственное сходство с племянником, который тоже любит свинок. Простаков, соглашаясь, что «какое-нибудь сходство» есть, наводит невольно на мысль, что есть нечто свиноподобное в этих людях в их тяготении к скотскому образу жизни. Не случайно Митрофанушка записывает под диктовку Кутейкина похожий на библейский, но вымышленный текст: «Аз есмь[6] скот, а не человек». Фонвизин употребляет слово «скот» в значении «существо, лишенное души,способности думать».

К положительным образам комедии «Недоросль» можно отнести Софью, чье имя переводится как «мудрость». Она умна и хорошо воспитана. Оставшись сиротой, оказалась под опекой своих дальних родственников корыстолюбивых Простаковых, которые пользуются доходами от оставшегося ей в наследство имения. Для Простаковых и Скотинина Софья и ее наследство лишь источник наживы. Благодаря своему дяде Стародуму Софья обретает свободу и становится невестой офицера Милона, благородного и честного человека, которого давно любит.

В образе Стародума показан уже немолодой дворянин, приверженец просветительских идей, «говорящая» фамилия характеризует его как человека ушедшей петровской эпохи, времени, «когда придворные были воинами», а «воины не были придворными». Он воспитывался отцом, служившим Петру Великому, убежденном в том, что прежде всего нужно обладать сердцем и душой, а на все остальное влияет переменчивая мода, в том числе на умы и знания «как на пряжки, на пуговицы». Без души самая просвещенная«умница – жалкая тварь», «невежда без души – зверь». Стародум живет по заветам отца, при нынешнем дворе Екатерины он остаться не смог и подал в отставку. В молодости он воевал и служил при императорском дворе, но разочаровавшись в чуждых ему придворных нравах, службу оставил, отправился в Сибирь, где честным трудом нажил состояние. Его единомышленник, справедливый и честный чиновник Правдин, с сожалением говорит, что таких людей нужно от двора не удалять, а призывать, как к «больным врача призывают». Стародум ему возражает, ведь неисцелимо больным врач не может помочь, а самому можно и заразиться.

Стародум изъясняется классическим книжным языком, его фразы афористичны: «наличные деньги – не наличные достоинства», «в большом свете водятся премелкие души», «золотой болван – всё болван» и пр. В рассуждениях Стародума высказываются мысли самого Фонвизина о недугах придворных порядков, о пресечении помещичьего произвола и ответственности дворянства перед государством.В финале как приговор не одной Простаковой, но всей существующей системе, звучат слова Стародума: «Вот злонравия достойные плоды».

spektacl

Проблемы воспитания истинного гражданина в комедии «Недоросль» 

Идейно-этическая направленность

В комедии «Недоросль» затронуты вопросы гражданского воспитания молодого поколения, опору страны в будущем, подчеркивается роль образования для достижения «благосостояния государства». Драматург полагал, что просвещение способно определить нравственные цели в обществе, а невежество граждан, воспитанных малообразованными иностранцами-учителями, неспособными привить чувство национального достоинства, губительно для страны. Стародум, отмечая последствия «дурного воспитания», спрашивал: «Что для Отечества может выйти из Митрофанушки?». Уродливое нравственное воспитание дало свои плоды: Митрофан превратился в бесполезного для общества человека, безразличного ко всему, кроме потребностей собственного желудка, не способного «радеть о своем Отечестве». У Фонвизина тема воспитания рассматривается как формирование личности гражданина, человека полезного для общества.

ekzamen nedorosl

 

Традиции и новаторство комедии «Недоросль»

Пушкин отмечал особую роль Фонвизина как «отца русской комедии», назвал его «сатиры смелым властелином» и «другом свободы», а к его образам и темам обращался в своем творчестве, использовал их в «Евгении Онегине», «Капитанской дочке» и других произведениях. Гоголь писал, что Фонвизиным были вскрыты общественные болезни и с «беспощадной силой иронии выставлены в очевидности потрясающей».

Фонвизин в русскую драматургию привнес жанр общественно-политической комедии, сочетающей в себе реалистичные картины заурядной дворянской провинциальной жизни с просветительскими монологами о добродетели и морали, необходимости образования и достойного воспитания. Написав классицистическую пьесу, Фонвизин нарушил традиции классицизма, стремясь к реалистическому изображению. В его комедии «Недоросль» есть серьезные картины, хотя не допускалось смешение комического и трагического, низкого и высокого стиля. Каждый из персонажей не является олицетворением какого-либо одного положительного или отрицательного качества,характеры их многогранны. Это учителя, нянька Еремеевна, Тришка. Даже Простакова, несмотря на свою порочность, показана как любящая мать. Расширяя классицистические рамки, драматург наделил речь персонажей индивидуальными чертами, помогая раскрыть их социально-психологические особенности. Эти новаторские черты драматургии Фонвизина подготовили в XVIII в. зарождение реализма в русской литературе XIX в.

Словарь

1. Менталитет – образ мировосприятия, национальные особенности жизненного уклада.

2. Апоплексический удар – инсульт, кровоизлияние в мозг.

3. Опальный – живущий в опале, т.е. тот, кто неугоден властям.

4. Приданое – капитал или имущество невесты, выделяемое ей при замужестве.

5. Презлая – очень злая.

6. «Аз есмь» - церковнославянская форма выражения: «Я есть».

В материалах урока использованы снимки со спектакля "Недоросль" в исполнении актеров Государственного академического Малого театра.

 

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

Вопрос: 1
Укажите годы жизни Д.И. Фонвизина
11746 г. – 1792 г.
21745 г. – 1792 г.
31745 г. – 1793г.
Ответить
2
Вопрос: 2
В каком году была поставлена комедия «Недоросль»
11781 г.
21782 г.
31784 г.
Ответить
2
Вопрос: 3
Какая фамилия была у Митрофана
1Скотинин
2Кутейкин
3Простаков
Ответить
3
Вопрос: 4
Кто из учителей обучал Митрофана «всем наукам»
1Вральман
2Цыфиркин
3Кутейкин
Ответить
1
Вопрос: 5
Куда отправляют Митрофана в конце комедии
1На службу в армию
2В Петербург
3К родственникам
Ответить
1
Вопрос: 6
Кого Правдин назвал «презлой фурией»
1Еремеевну
2Софью
3Простакову
Ответить
3
Вопрос: 7
Кто из персонажей пьесы любил свиней
1Вральман
2Скотинин
3Простаков
Ответить
2
Вопрос: 8
Кому принадлежит афоризм: «злонравия достойные плоды»
1Правдин
2Милон
3Стародум
Ответить
3
Допущено ошибок:
Оценка:
Подробнее
Ваши ответы:
1 вопрос:

Укажите годы жизни Д.И. Фонвизина
1) 1746 г. – 1792 г. 2) 1745 г. – 1792 г. 3) 1745 г. – 1793г.
2 вопрос:

В каком году была поставлена комедия «Недоросль»
1) 1781 г. 2) 1782 г. 3) 1784 г.
3 вопрос:

Какая фамилия была у Митрофана
1) Скотинин 2) Кутейкин 3) Простаков
4 вопрос:

Кто из учителей обучал Митрофана «всем наукам»
1) Вральман 2) Цыфиркин 3) Кутейкин
5 вопрос:

Куда отправляют Митрофана в конце комедии
1) На службу в армию 2) В Петербург 3) К родственникам
6 вопрос:

Кого Правдин назвал «презлой фурией»
1) Еремеевну 2) Софью 3) Простакову
7 вопрос:

Кто из персонажей пьесы любил свиней
1) Вральман 2) Скотинин 3) Простаков
8 вопрос:

Кому принадлежит афоризм: «злонравия достойные плоды»
1) Правдин 2) Милон 3) Стародум
Посмотреть ответы
Правильные ответы:
1 вопрос: 1745 г. – 1792 г.
2 вопрос: 1782 г.
3 вопрос: Простаков
4 вопрос: Вральман
5 вопрос: На службу в армию
6 вопрос: Простакову
7 вопрос: Скотинин
8 вопрос: Стародум