Математика

Урок 5: Свойства сложения

Свойства сложения

Познакомимся с переместительным и сочетательным свойствами сложения, будем совершенствовать вычислительные навыки, умение решать задачи, узнаем, нужна ли человеку математика в повседневной жизни.
 

План урока:

Устные вычисления в пределах 100

Переместительное и сочетательное свойства сложения

Решение задач на нахождение неизвестного слагаемого

Математика вокруг нас

Задачи повышенной сложности

 

Здравствуйте! Начнем урок с загадок.

Это медвежонок-праздник.

Очень любит сладкий мед.

Озорник он и проказник,

Не всегда ему везет.

Ребята, вы догадались, о ком идет речь? Конечно, о Винни – Пухе!



Медвежонку лучший друг –

Это знают все вокруг!

Не бычок, и не волчок,

А веселый …?



Да, веселый Пятачок!

Сегодня Винни – Пух и Пятачок будут учиться вместе с нами. Они приготовили для урока тетради в клеточку, вооружились цветными ручками, фломастерами и карандашами. Ну что ж, за дело!

Устные вычисления в пределах 100

Чтобы научиться быстро и правильно вычислять устно, нужно хорошо уметь раскладывать двузначные числа на разрядные слагаемые. Например, в числе 29 – 2 десятка и 9 единиц . 29 = 20 + 9. Удобно это записывать так:

3 svojstva slozheniya

Разложите числа: 69, 56, 66, 31, 77 на разрядные слагаемые.

4 svojstva slozheniya

69 = 60 + 9

56 = 50 + 6

66 = 60 + 6

31 = 30 + 1

77 = 70 + 7

Запомни правило!

5 svojstva slozheniya

Решим вместе такие примеры:

6 svojstva slozheniya

7 svojstva slozheniya

8 svojstva slozheniya

 

Переместительное и сочетательное свойства сложения

Ребята, запомним свойства сложения! С их помощью вычислять получается гораздо быстрее и легче.

9 svojstva slozheniya
Источник

10 svojstva slozheniya
Источник

Эти свойства показывают, что мы можем переставлять слагаемые, как удобно, а значит, позволяют упрощать вычисления.

11 svojstva slozheniya

7 + 9 + 3 + 1 + 8 + 6 + 2 + 4 + 3

16 + 12 + 4 + 8

Будем использовать оба свойства. Можно складывать в любом порядке.

Посмотрите внимательно на примеры! Какие два числа в сумме дают круглое число? Соединим их дугой. Внизу под дугой подпишем результат.

12 svojstva slozheniya

Решите самостоятельно примеры. Соединяйте дугой слагаемые (так удобнее и быстрее):

21 + 3 + 9 + 37

13 + 4 + 34 + 6 + 7

13 svojstva slozheniya

Есть другой способ записи: с использованием скобок.

 

Решим еще несколько примеров. Вычислим устно удобным способом следующие суммы:

20 + 8 + 40 + 2 = (20 + 40) + (8 + 2) = 60 + 10 = 70

30 + 1 + 9 + 60 = (30 + 60) + (1 + 9) = 90 + 10 = 100

14 svojstva slozheniya

Задачи на нахождение неизвестного слагаемого

Ребята, помогите Пятачку и Винни – Пуху найти вторую половинку правила:

15 svojstva slozheniya

Это правило пригодится нам, чтобы верно решить задачу.

16 svojstva slozheniya

Посмотрите, Пятачок и Винни – Пух идут друг к другу в гости. Дорожка длиной 80 м. Пятачок прошел до встречи 30 м. Сколько метров прошел до встречи Винни – Пух?

 

Схема нам поможет понять задачу.

Сколько прошел Пятачок? 30 м.

А сколько прошел Винни – Пух? Не знаем.

Из чего состоит длина дорожки? Из расстояния, которое прошли Пятачок и Винни – Пух вместе.

Это можно записать так: 30 + ? = 80 (м)

С1 + С2 = С

Что неизвестно? Второе слагаемое.

Как его найти? С2 = С – С1

Решение: 80 – 30 = 50 (м) – прошел до встречи Винни – Пух.

Ответ: 50 метров.

 

Математика вокруг нас

Мы с вами даже не подозреваем о том, что математика – всюду! Давайте вместе с Пятачком и Винни – Пухом отправимся в гости к Кролику и попробуем отыскать математику в самых простых привычных вещах. Понаблюдаем за формой, цветом, размером предметов.



Вот мы с вами у дома Кролика.

Ребята, скажите, какой формы клумбы в цветнике?

18 svojstva slozheniya

Верно, мы с вами видим четырехугольники и круг. Посмотрите, как здорово Кролик подобрал цветы для своей клумбы: здесь и белые ромашки, и желтые бархатцы, и красные гвоздики. Ярко и празднично.

19 svojstva slozheniya

А это маленький огород Кролика. Какие геометрические фигуры вы увидели? Какого они размера?

20 svojstva slozheniya

Кролик пригласил своих гостей на чаепитие. Какие геометрические фигуры вы видите в орнаменте и узорах на тарелках и чашках?

21 svojstva slozheniya

Верно, мы видим круги, многоугольники, волнистые и ломаные линии, овалы и точки.

Винни – Пух и Пятачок испекли пирог для чаепития. Он получился вкусным, потому что все было сделано по рецепту.

22 svojstva slozheniya

Вот видите, ребята, и здесь пригодилась математика!

Ну что ж, пора нашим героям отправляться в лесную школу. Их там уже давно ждут.

23 svojstva slozheniya

Посмотрите на часы, которые висят на стене. Определить, который час, нам поможет математика. Маленькая часовая стрелка показывает на число 10, а большая минутная стрелка – на 12 (здесь она начинает свой отсчет). Значит, сейчас ровно 10 часов 00 минут.

Задачи повышенной сложности

Ребята, поможем нашим героям справиться с задачами повышенной сложности. Научим их и научимся сами рассуждать, логически мыслить.



В лесной школе прошла математическая олимпиада. В финал олимпиады вышли две белки и два зайца. Все вместе они решили 11 задач: каждый – разное количество. Кто решил больше задач: зайцы или белки, если один заяц решил задач больше всех, а другой заяц – меньше всех.

Для решения этой задачи надо подбирать разные числа и проверять, подходят ли они.

Для удобства начертим таблицу.

25 svojstva slozheniya

Нужно в сумме набрать 11 так, чтобы все слагаемые были разные. Пусть первый заяц решит всего 1 задачу (меньше всех). Белки решат разное количество, например, 2 и 3. Ну а второй заяц решит больше всех – это 5.

1 + 2 + 3 + 5 = 11. В сумме получилось 11 задач.

Значит, зайцы решили: 1 + 5 = 6, белки решили: 2 + 3 = 5.

6 > 5

Ответ: зайцы решили задач больше, чем белки.

 

Сегодня в лесной школе все с увлечением мастерили фигурки в технике оригами.

26 svojstva slozheniya

У Пятачка, Винни – Пуха и Кролика есть 3 бумажные фигурки - оригами: лиса, птичка и кораблик. По одной – у каждого. Известно, что у Пятачка – не кораблик, у Кролика и Пятачка – не лиса. У кого какая фигурка?

Давайте рассуждать вместе! Чертим таблицу.

27 svojstva slozheniya

Поставим знак « – »в ячейке напротив героев сказки. Мы знаем, что у Пятачка – не кораблик и не лиса. У него – птичка, значит, у Кролика птички нет, и ему остается кораблик. А у Винни – Пуха – фигурка лисы. 

28 svojstva slozheniya

Молодцы, ребята! Приходите еще, порешаем вместе! А теперь проверьте свои знания. Всем пока!

В материалах урока использованы кадры из м/с "Винни-Пух"

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

Вопрос: 1
От перестановки слагаемых…
1Сумма не меняется
2Сумму вычислить нельзя
3Уменьшаемое не меняется
4Слагаемые не меняются
Ответить
1
Вопрос: 2
В числе 53…
130 единиц
25 единиц 3 десятка
35 десятков 3 единицы
453 десятка
Ответить
3
Вопрос: 3
36 + 7
143
253
334
458
Ответить
1
Вопрос: 4
18 + 6 + 2 + 4
140
250
330
460
Ответить
3
Вопрос: 5
В вазочке 20 конфет. 14 из них – ириски, а остальные – мармеладки. Сколько мармеладок в вазочке?
116
234
34
46
Ответить
4
Допущено ошибок:
Оценка:
Подробнее
Ваши ответы:
1 вопрос:

От перестановки слагаемых…
1) Сумма не меняется 2) Сумму вычислить нельзя 3) Уменьшаемое не меняется 4) Слагаемые не меняются
2 вопрос:

В числе 53…
1) 30 единиц 2) 5 единиц 3 десятка 3) 5 десятков 3 единицы 4) 53 десятка
3 вопрос:

36 + 7
1) 43 2) 53 3) 34 4) 58
4 вопрос:

18 + 6 + 2 + 4
1) 40 2) 50 3) 30 4) 60
5 вопрос:

В вазочке 20 конфет. 14 из них – ириски, а остальные – мармеладки. Сколько мармеладок в вазочке?
1) 16 2) 34 3) 4 4) 6
Посмотреть ответы
Правильные ответы:
1 вопрос: Сумма не меняется
2 вопрос: 5 десятков 3 единицы
3 вопрос: 43
4 вопрос: 30
5 вопрос: 6