Русский язык

Урок 5: Нормы синтаксиса

Синтаксические нормы

Синтаксис является одним из главных разделов в русском языке. Это важная наука, которая содержит правила построения словосочетаний и предложений. Частенько люди нарушают эти нормы и допускают ошибки в употреблении или написании слов в единицах речи. В этом уроке мы рассмотрим все основы синтаксиса в русском языке и научимся не делать ошибки в сложных местах.

План урока:

Теоретические основы синтаксических норм

Нормы согласования и управления

Построение предложений с однородными членами

Построение сложноподчиненных предложений

Типовые задания ЕГЭ по русскому языку по теме «Синтаксические нормы»

 

Теоретические основы синтаксических норм

Сначала необходимо разобраться с сущностью понятия синтаксических норм. Они обладают своими функциями, свойствами и видами, о которых стоит знать.


Что такое синтаксические нормы. Понятие и сущность

В русском языке есть много средств, которые регулируют порядок и связь слов в предложениях и словосочетаниях. Одним из таких инструментов являются синтаксические нормы. По-другому их можно назвать смотрящими за благополучное существование и развитие языка. В толковых словарях существуют разные определения данного понятия. В справочнике Ожегова синтаксические нормы обозначаются следующим образом:

«Нормы русского языка, регулирующие правила грамотного построения единиц синтаксиса».

В толковом словаре Ушакова дается другое определение:

«Синтаксические нормы – это правильное употребление слов и словосочетаний в предложениях».

Данные определения хоть и отличаются по структуре, но при этом тождественны по значению. Иными словами, можно сказать, что под синтаксическими нормами понимается совокупность правил и общепринятых норм синтаксиса, определяющая основы для грамотного построения словосочетаний и предложений. Без них наша устная и письменная речь была бы бессвязной и непонятной.

 

Функции синтаксических норм. Предмет регулирования

Синтаксические нормы представляют основу для всего великого русского языка. Именно с них начинается слияние слов в словосочетания, затем в предложения, а в конце уже и в полноценный текст. Но допуская ошибки, целостность и смысл синтаксических единиц теряется, поэтому такой процесс необходимо контролировать.

Именно данные нормы занимаются регулированием и контролем за правильным соблюдением всех грамматических основ. Они включают в себя правила для всех синтаксических случаев. Под их область регулирования попадают следующие составляющие:

  • верное согласование подлежащего и сказуемого;
  • связи между частями сложного предложения;
  • правильный порядок слов в синтаксических единицах;
  • случаи связи с помощью управления;
  • совместимость определения и определяемого слова;
  • создание простых предложений и их осложняющих элементов (причастных и деепричастных оборотов).

Со всеми этими функциями справляются синтаксические нормы. Такие правила применяются повсеместно, поскольку нормы встречаются везде и требуют строго соблюдения. В противном случае из контекста будет пропадать смысл и авторская задумка, а иногда слушатель может даже неправильно понять суть сообщаемой информации.

Распространенные ошибки. Нарушение синтаксических правил

Существует много категорий ошибок, которые люди допускают при устном или письменном построении предложений. Они разделены по типам и частям речи. В уроке мы рассмотрим самые часто встречаемые варианты неправильного построения и научимся не совершать таких же ошибок.

Несоблюдение правил встречается в следующих разделах:

  • построение предложений с однородными членами;
  • употребление причастного и деепричастного оборота в предложениях;
  • ошибки в употреблении составных предлогов;
  • написание сложноподчиненных предложений;
  • трансформирование прямой речи в косвенную;
  • согласованность подлежащего и сказуемого.

Каждый вид делится еще на несколько подвидов, с которыми необходимо ознакомиться. Встречаются и такие ошибки, которые, как оказываются, совершаются нами очень давно. Именно поэтому важно обращать внимание на синтаксические нормы, которые очищают и облагораживают русский язык, избавляя его от неграмотной речи.

Нормы согласования и управления

Грамматическая основа и другие составные части в предложении связываются друг с другом при помощи специальных средств. В согласовании подлежащего и сказуемого есть нюансы, которое необходимо учитывать. Рассмотрим все тонкости средств связи членов предложения.

 

Согласование подлежащего и сказуемого

Есть несколько правил, которые помогут разобраться в аспектах синтаксических норм, касающихся подлежащего и сказуемого. Их нужно запомнить, чтобы потом не допускать грубых ошибок в построении предложений.

1 sintaksicheskie normy

1 1 sintaksicheskie normy

 

Управление как норма синтаксиса            

Под управлением понимается вид связи в словосочетаниях, который обозначает верное употребление падежа. Из-за смены одного окончания происходят изменения и во всем смысле предложения. Поэтому важно изучить все предлоги, которые относятся к своим падежам. Так при виде предлога можно будет сразу определить падеж, в котором будет стоять слово.

Таблица предлогов и падежей:

2 sintaksicheskie normy

Построение предложений с однородными членами

Сталкиваются с целым рядом проблем и те, кто не знают употребление синтаксических норм с однородными членами в предложениях. Здесь важно обращать внимание на расстановку слов, их падежный вопрос и предлог, стоящий рядом.

 

Что такое однородные члены. Где они встречаются

Под однородными членами предложения понимаются синтаксические единицы, которые относятся к одному слову и отражают действие, признак или свойство объекта. Как правило, они имеют разное значение, но представляют одну и ту же фигуру.

Пример однородных членов в предложении:

Мама и папа пошли в магазин за новым телевизором.

«Мама» и «папа» относятся к сказуемому «пошли» и представляют собой однородные члены. И тот, и другой субъект осуществили одно и то же действие.

Если между однородными членами нет соединительных или разделительных союзов, то они разделяются между собой запятыми или иными знаками препинания, что тоже зависит от контекста. Важно уметь различать однородность составных частей предложения, иначе по ошибке можно посчитать члены синтаксиса тождественными, что придет к неправильной расстановке знаков препинания и к потере смысла текста.

 

Связь между однородными членами. Распространенные ошибки

Существуют сложные случаи, которые предусматривают частные ошибки в заданиях на экзаменах или обычных жизненных ситуациях, когда требуется написать или составить текст. Они разделены на группы, чтобы данное правило было легче выучить и навсегда запомнить все трудные места, касающиеся употребления однородных членов.

Таблица правил и ошибок:

3 sintaksicheskie normy

Построение сложноподчиненных предложений

Данные единицы синтаксиса связаны между собой с помощью союзов. Поэтому важно разобраться в структуре таких предложений и правильно употреблять подчинительные союзы.

 

Что такое сложноподчиненное предложение. Особенности

Сложноподчиненным предложением называют единицу синтаксиса, которая содержит в себе несколько грамматических основ и соединена при помощи подчинительного союза или союзного слова.

Пример сложноподчиненного предложения:

Сегодня на улице целый день шел дождь, поэтому Алина решила остаться дома.

Здесь представлены две грамматические основы: «шел дождь» и «Алина решила». Они соединены подчинительным союзом «поэтому», значит данное предложение – подчинительное.

Они делятся на несколько видов:

  • причины;
  • условия;
  • уступки.

Определяются данные типы по падежным вопросам, которые задаются от подчинительных союзов. Пунктуация в таких синтаксических единицах сложна и требует постоянного заучивания правил. Помимо пунктуационных ошибок, встречаются еще и синтаксические, связанные с незнанием союзов.

 

Распространенные ошибки. Правила употребления

Самые распространенные ошибки возникают в предложениях, придаточная часть которых начинается с союза или союзного слова «кто».

Пример ошибок:

Все, кто пробовали сок «моя цена», остались довольны покупкой.

Такое употребление сказуемого после слова «кто» не допустимо, поскольку оно употреблено в единственном числе, а значит и сказуемого должно быть в этой же форме.

Правильный ответ:

Все, кто пробовал сок «моя цена», остались довольны покупкой.

Подобные ошибки возникают с такими связками, как «те, кто...», «все те, что ...» и т.д.

Типовые задания ЕГЭ по русскому языку по теме «Синтаксические нормы»

На Едином государственном экзамене по русскому языку выпускникам предстоит выполнить задание 8, в котором требуется знание синтаксических норм русского языка. Рассмотрим структуру задания более подробно.

 

Задание 8. ЕГЭ 2020 русский язык

Суть задания в том, чтобы ученик нашел ошибки в приведенных предложениях и сопоставил их с предложенными графами. Чтобы справиться с требованием, важно помнить все типы ошибок, которые относятся к разным частям речи и синтаксическим ситуациям. Важно внимательно смотреть на построение предложений и искать неверно употребленные слова.

Пример задания:

4 sintaksicheskie normy

Ответ: 53847

 

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

Вопрос: 1
Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы)
1В театре шёл премьерный показ спектакля
2На рассвете путники покинули свой привал и пошли дальше
3Мы надеялись, что кто-нибудь останется и сможет смотреть за домом
4Все обсуждали хорошую тёплую осень и что зима наступит нескоро
Ответить
2
Вопрос: 2
Укажите предложение с грамматической ошибкой ( с нарушением синтаксической нормы
1Бойцы верили и надеялись в победу
2С утра шёл дождь, и крыши домов блестели
3Части общей темы называются микротемами
4Пьесы А. П. Чехова ставят в многих театрах мира
Ответить
2
Вопрос: 3
Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы)
1Я люблю и наслаждаюсь морем
2Стебли цветов подрезают наискось острым ножом
3Синонимы – это богатство языка
4Дядя и племянница садились у чайного стола и слушали рассказ старой няни
Ответить
3
Вопрос: 4
Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы)
1Мы выписываем журнал «Природа»
2Ознакомьтесь со списком учеников, сдавшими экзамен
3Одни задавали вопросы, а другие на них отвечали
4Все думали о случившемся, но никто ничего не говорил
Ответить
2
Вопрос: 5
Укажите предложение с грамматической ошибкой
1В «Вишнёвом саде есть и грустное, и смешное, и трагичное
2Журналисты получили ответы на все интересующие их вопросы
3Мы увлекаемся и любим посещать выставки филателистов
4Сюжет рассказа интересен во многих отношениях
Ответить
3
Вопрос: 6
Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы)
1В своих пьесах драматург ставит ряд вопросов, волнующие зрителей
2Все желающие могут пройти в зал
3Он хотел вникнуть во все тайны мироздания
4Закрыв книгу, я задумался
Ответить
1
Вопрос: 7
Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы)
1Николай всегда был собеседником более интересным, нежели чем его брат
2Критики приняли спектакль благосклонно
3Для берегов отчизны дальней ты покидала край чужой
4Благодаря хозяйку, мы стали с ней прощаться
Ответить
1
Вопрос: 8
Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы)
1Колька не столько пел, сколько раскрывал рот и делал вид, что поёт
2В траве, в кустах кизила и дикого шиповника, в виноградниках и на деревьях – повсюду заливались цикады
3Обе фигуры были интеллигентные и приятные и напоминали мне почему-то героев И. С. Тургенева
4Согласно приказа командира батальона, солдаты должны были идти в наступление
Ответить
4
Вопрос: 9
Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы)
1На экскурсии мы узнали много нового о своём городе
2Вышивка получилась не так красива, чем у подруги
3Рядом с домом раскинулся великолепный сад
4Эвакуация продолжалась до утра
Ответить
2
Вопрос: 10
Укажите предложение с грамматической ошибкой
1В «Новом мире» можно найти статьи на интересующую вас тему
2Многие средства массовой информации писали о случившемся
3Сажать и ухаживать за цветами совсем не просто
4В описании Рудина недоставало красок
Ответить
3
Допущено ошибок:
Оценка:
Подробнее
Ваши ответы:
1 вопрос:

Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы)
1) В театре шёл премьерный показ спектакля 2) На рассвете путники покинули свой привал и пошли дальше 3) Мы надеялись, что кто-нибудь останется и сможет смотреть за домом 4) Все обсуждали хорошую тёплую осень и что зима наступит нескоро
2 вопрос:

Укажите предложение с грамматической ошибкой ( с нарушением синтаксической нормы
1) Бойцы верили и надеялись в победу 2) С утра шёл дождь, и крыши домов блестели 3) Части общей темы называются микротемами 4) Пьесы А. П. Чехова ставят в многих театрах мира
3 вопрос:

Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы)
1) Я люблю и наслаждаюсь морем 2) Стебли цветов подрезают наискось острым ножом 3) Синонимы – это богатство языка 4) Дядя и племянница садились у чайного стола и слушали рассказ старой няни
4 вопрос:

Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы)
1) Мы выписываем журнал «Природа» 2) Ознакомьтесь со списком учеников, сдавшими экзамен 3) Одни задавали вопросы, а другие на них отвечали 4) Все думали о случившемся, но никто ничего не говорил
5 вопрос:

Укажите предложение с грамматической ошибкой
1) В «Вишнёвом саде есть и грустное, и смешное, и трагичное 2) Журналисты получили ответы на все интересующие их вопросы 3) Мы увлекаемся и любим посещать выставки филателистов 4) Сюжет рассказа интересен во многих отношениях
6 вопрос:

Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы)
1) В своих пьесах драматург ставит ряд вопросов, волнующие зрителей 2) Все желающие могут пройти в зал 3) Он хотел вникнуть во все тайны мироздания 4) Закрыв книгу, я задумался
7 вопрос:

Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы)
1) Николай всегда был собеседником более интересным, нежели чем его брат 2) Критики приняли спектакль благосклонно 3) Для берегов отчизны дальней ты покидала край чужой 4) Благодаря хозяйку, мы стали с ней прощаться
8 вопрос:

Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы)
1) Колька не столько пел, сколько раскрывал рот и делал вид, что поёт 2) В траве, в кустах кизила и дикого шиповника, в виноградниках и на деревьях – повсюду заливались цикады 3) Обе фигуры были интеллигентные и приятные и напоминали мне почему-то героев И. С. Тургенева 4) Согласно приказа командира батальона, солдаты должны были идти в наступление
9 вопрос:

Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы)
1) На экскурсии мы узнали много нового о своём городе 2) Вышивка получилась не так красива, чем у подруги 3) Рядом с домом раскинулся великолепный сад 4) Эвакуация продолжалась до утра
10 вопрос:

Укажите предложение с грамматической ошибкой
1) В «Новом мире» можно найти статьи на интересующую вас тему 2) Многие средства массовой информации писали о случившемся 3) Сажать и ухаживать за цветами совсем не просто 4) В описании Рудина недоставало красок
Посмотреть ответы
Правильные ответы:
1 вопрос: На рассвете путники покинули свой привал и пошли дальше
2 вопрос: С утра шёл дождь, и крыши домов блестели
3 вопрос: Синонимы – это богатство языка
4 вопрос: Ознакомьтесь со списком учеников, сдавшими экзамен
5 вопрос: Мы увлекаемся и любим посещать выставки филателистов
6 вопрос: В своих пьесах драматург ставит ряд вопросов, волнующие зрителей
7 вопрос: Николай всегда был собеседником более интересным, нежели чем его брат
8 вопрос: Согласно приказа командира батальона, солдаты должны были идти в наступление
9 вопрос: Вышивка получилась не так красива, чем у подруги
10 вопрос: Сажать и ухаживать за цветами совсем не просто