Литература

Урок 7: Руслан и Людмила

А.С.Пушкин «Руслан и Людмила»

Вы познакомитесь с первой поэмой А.С. Пушкина «Руслан и Людмила», узнаете о мифологических и фольклорных корнях сюжета и сказочных образов. Обложка: художник-иллюстратор Владимир Неонов
 

План урока:

Краткий рассказ о начальном периоде творчества Пушкина

Близость пролога к фольклорным мотивам

Образы героев в поэме «Руслан и Людмила»

Своеобразие сказочного мира поэмы А.С. Пушкина

 

Краткий рассказ о начальном периоде творчества Пушкина

История создания поэмы «Руслан и Людмила»

6 июня 1799 г. в Москве в семье отставного майора С.Л. Пушкина родился второй ребенок – сын Александр. Всего в семье было трое детей. Родители уделяли большое внимание хорошим манерам у детей, поэтому воспитанием и обучением занимались постоянно сменяющиеся французские гувернеры. Маленький Александр прекрасно говорил и читал на французском языке. В его распоряжении была богатая библиотека отца, благодаря которой мальчик прочитал почти всех русских и зарубежных авторов. Обладая необыкновенной памятью, знал все прочитанное почти наизусть. В доме царила творческая атмосфера, в гостях часто бывали известные литераторы, глава семейства Сергей Львович писал довольно остроумные французские стихи. Очень рано исам Александр принялся за сочинительство. Его первыми поэтическими опытами были эпиграммы на французском языке.

Зимы семейство Пушкиных проводило в Москве, а летом уезжало в село Захарово, подмосковное имение бабушки по матери, Марии Алексеевны. Пушкин провел несколько детских лет в этом имении. Деревенские впечатления детства глубоко запали в душу будущего поэта. Влияние Марии Алексеевны стало противовесом тому французскому воспитанию, которое ее внуки получали дома. Она обучала Александра и его старшую сестру Ольгу первоначальной русской грамоте. Особенно запомнились будущему поэту рассказы бабушки о старине, семейные предания, сказки, которые она ему читала. Он сам вспоминал, как любил бродить по лугам, воображал себя богатырем, сбивая палкой головки репейников.

Невольно на формирование личности будущего поэта оказала крепостная крестьянка, неграмотная няня Арина Родионовна, которая была, по словам сестры Пушкина Ольги, талантливой рассказчицей,«мастерски говорила сказки, знала народные поверья, сыпала пословицами и поговорками». Сказки, которые няня рассказывала мальчику на ночь, Пушкин помнил всю жизнь. В тетрадях поэта сохранилось семь сказок, записанных со слов Арины Родионовны.

Когда Александру исполнилось 12 лет, дядя Василий Львович отвез его в Петербург для поступления в лицей, только что открытое учебное заведение нового типа в Царском селе. Обучение было рассчитано на 6 лет и состояло из 2 курсов: «начальный» (гимназический) и «окончательный» (университетский). Всего в лицей, который был торжественно открыт 19 октября 1811 г., было принято 30 мальчиков. Основной задачей лицея была подготовка высокообразованных людей для государственной службы. Условия обучения были строгими: воспитанники жили в лицее круглый год, не отпускались домой даже на каникулы.

Большинство лицеистов были одаренными людьми, среди них были поэты, художники, музыканты. Воспитанники выпускали рукописные журналы, для которых всегда находились добровольные сотрудники. С 1814 г. произведения лицеистских поэтов, в том числе и Пушкина, стали появляться в этих журналах. Первым же печатным произведением Пушкина стало послание «К другу стихотворцу», опубликованное в «Вестнике Европы» в июле 1814 г. под псевдонимом.

После окончания начального курса в январе 1815 г. состоялся публичный экзамен, на который был приглашен патриарх[1] русской поэзии Г.Р. Державин. Пушкин читал на экзамене свои стихи «Воспоминания в Царском селе». Державин был восхищен, хотел обнять молодого поэта, но сконфуженный Пушкин убежал. После этого триумфа[2] Пушкин стал уже признанным поэтом. Стихотворение, прочитанное на экзамене, было опубликовано в журнале «Российский Музеум», под ним было впервые поставлено имя автора.

На основе слияния двух истоков вырос талант Пушкина. Захарово и Царское село оставили отпечаток на мировоззрении юного поэта. Захарово сроднило его с деревенской, народной стихией. Царскосельский лицей познакомил с мировой культурой и передовыми общественными идеями. В 1817 г. Пушкин по окончании учебного заведения был зачислен на службу коллежским секретарем в ведомство иностранных дел.

pushkin

Прожив шесть лет лицеистским затворником, Пушкин попал в Петербург, где кипела литературная, политическая и театральная жизнь, полная развлечений. Молодой поэт сам назвал свою жизнь того времени «рассеянной». Но при внешнем легкомысленном времяпрепровождении, местом творчества Пушкина стала тесная комнатка в квартире родителей у Калинкина моста:там он ни на один день не прерывал поэтической работы, в том числе и над созданием поэмы «Руслан и Людмила».

Пушкин, будучи еще лицеистом, обдумывал создание сказочной поэмы про русских богатырей и делал первые черновые наброски. Подстегнуло написание поэмы появление зимой 1818 г. первых томов «Истории государства Российского» Н.М. Карамзина. Оттуда были заимствованы некоторые исторические подробности времен правления князя Владимира, а значит, определено время и место действия: X век, стольный град Киевской Руси и его окрестности. Также из исторического источника позаимствованы имена соперников Руслана. Весной 1819 г. Пушкин схватил сильную лихорадку, выздоровев, на лето отправился в село Михайловское. Вернувшись осенью в Петербург, он привез уже пять песен поэмы, весной 1820 г. поэма была завершена. Пушкину было всего 20 лет. Начатая как шаловливая сказка, поэма к завершению становилась все серьезнее: 6 песня похожа уже на настоящую историческую поэму, свидетельствуя о зрелости ума и возмужании автора.

Весной 1820 г. поэму стали публиковать частями в журнале «Сын Отечества». Отдельным изданием она была напечатана в мае 1820 г. уже после отъезда Пушкина в южные губернии, куда он был отправлен в ссылку Александром I за то, что «наводнил всю Россию возмутительными стихами». Хотя в критике и появились негативные отзывы на поэму, большинство читающей публики ее восприняло с интересом, к Пушкину пришла всеобщая слава. Появление поэмы «Руслан и Людмила»стало вторым литературным триумфом поэта после лицейского экзамена, когда он читал свое стихотворение в присутствии Державина.

Пушкинская поэма-сказка стала событием огромного значения, благодаря ей в дворянскую литературу влилась свежая струя народной поэзии. Это была первая законченная поэма Пушкина, на создание которой его вдохновили народные сказки и древнерусские былины. Подобных произведений в отечественной литературе еще не было: Пушкин создал поэму в духе романтизма, который у него стал не мечтательным и созерцательным, как у иных последователей русского романтизма, а живым, шаловливо-насмешливым,с добродушной иронией. Превосходство Пушкина было признано творческим наставником юного поэта В.А. Жуковским, который преподнес ему свой портрет в день окончания поэмы, указав дату: «1820 г. марта 26». В 1828 г. Пушкиным было подготовлено второе издание поэмы, добавлены посвящение и пролог[3] «У лукоморья…»

 

Близость пролога к фольклорным мотивам

Поэма как панорама образов и сюжетов народных сказок и славянской мифологии

В поэме Пушкин открывает мир древней языческой славянской мифологии. В языческих мифах отражены два мира: реальный (свой, понятный и нестрашный) и потусторонний (чужой, непонятный, населенный темными силами, злыми духами: оборотнями, лешими, водяными, ведьмами и прочей нечистью). В древних мифах встреча с потусторонним миром предвещала гибель человеку. В сказках, которые как фольклорный жанр зародились на основе мифологии, герои из реального мира вступали в борьбу с потусторонними силами и всегда побеждали.

В прологе поэмы представлена собранная из сказочных фрагментов картина таинственного волшебного мира, образы узнаваемы по русским народным сказкам. Перед основным сюжетом дано представление о мифологическом крае – Лукоморье, где ученый кот, живущий на дубе, поведал автору сказку. Слово «лукоморье» в древнерусском языке означало излучину, изгиб побережья, морскую бухту. Упоминание Лукоморья как реального места встречалось в русских летописях. В сказках это место считалось пограничным пространством, находящимся между реальным миром и мифологическим, сказочным миром.

lukomorie

Сказочный дуб – «древо жизни», символ многовековых представлений, корни которых уходят в древность. Образ дуба восходит к культовым ритуалам славянского язычества, он упоминается в народных заговорах. У ученого кота в славянской мифологии есть прообраз – кот Баюн. Имя мифологического кота восходит к глаголу «баять» - говорить.Как в воззрениях наших предков, кот «ученый» в поэме наделен даром петь песни и рассказывать сказки. Образы Лукоморья, дуба и кота взяты Пушкиным из сказки «Чудесные дети», которую поведала ему няня.

Мифологическими являются образы лешего и русалки. Необычным кажется образ сидящей на ветвях русалки, ведь в нашем представлении эти существа с рыбьим хвостом обитают в водоемах. Но в славянской мифологии русалки любили развлекаться, покачиваясь на ветвях деревьев, заманивая своим смехом путников. Образы тридцати витязей навеяны сказкой «Чудесные дети». Эпизод про королевича, пленяющего грозного царя, пришел из «Сказки о Бове-королевиче». Образ колдуна, летящего по небу и несущего богатыря, берет истоки в сказке «Три подземных царства». Образы Бабы Яги и Кощея известны по многим волшебным сказкам. В прологе отражены древние истоки, насыщающие «русский дух», у Лукоморья «Русью пахнет». В конце пролога возникает образ автора, подчеркивающий родство своего творчества с народным духом. Автор присутствует в произведении до конца, появляясь среди фантастического сюжета в лирических или иронических отступлениях.

Начинается поэма со свадебного пира: киевский князь Владимир выдает замуж за славного князя-богатыря Руслана свою младшую дочь Людмилу. Но после первого дня свадьбы какая-то неведомая сила похищает невесту. Князь отменил свадебные торжества и объявил, что выдаст дочь замуж за того, кто ее спасет. В поход за Людмилой собрался не только жених, но еще три соискателя: Рогдай, Фарлаф и Ратмир. Рогдай, терзаемый завистью и ревностью, разыскал Руслана, намереваясь убить соперника, но пал в битве сам. Фарлаф предпочел не утруждать себя поиском. Ратмир, попав в зачарованный замок с прекрасными девами, забывает о цели своего похода.

pir

Руслан в пути повстречал жившего отшельником в пещере старого финна-волшебника, который сообщил, что Людмила похищена колдуном Черномором. Он еще поведал о своей истории любви: всю жизнь добивался он взаимности от чародейки Наины. Сорок лет изучал магию, чтобы очаровать ее. Когда ему наконец удалось это сделать, он осознал, что приворожил уже злобную старуху-ведьму, а не прекрасную деву, и потому отверг её. Финн предупредил, что оскорбленная Наина, затаившая злобу, теперь будет вредить и Руслану, потому что он ему помогает.

ruslan i finn

После Руслан набрел на усеянное костями поле боя, там лежала огромная спящая голова. Руслан разбудил голову, пощекотав ей ноздри копьем, она попыталась сдуть назойливого путника. Но витязь устоял, проявив упорство, ударом опрокинул голову и увидел лежащий под ней меч. Тогда голова поведала, что ранее принадлежала богатырю-великану, а его братом был завистливый карлик Черномор, который его обманом обезглавил и спрятал под отрубленной головой волшебный меч. Только этим мечом можно было победить Черномора, если отсечь ему бороду, в которой была сила колдуна. Руслан забрал меч и поклялся найти Черномора.

vstrecha s golovoi

Людмила же очнулась во дворце своего похитителя. Карлик-колдун старался произвести на княжну впечатление роскошью, богатством и великолепием своего дворца. Он попытался представиться княжне, но девушка дала решительный отпор, ударом сбив с Черномора шапку. Запутавшегося в собственной бороде карлика рабы унесли, а Людмила, примерив шапку колдуна, поняла, что можно стать невидимой. Она с помощью шапки-невидимки незаметно изучила владения своего похитителя. Карлику, прикинувшись Русланом, удалось ее обхитрить и усыпить. Подоспевший Руслан, вступив в борьбу с Черномором, ухватил его за бороду. Карлик попытался улететь, но Руслан не отпустил бороду, и Черномор, устав носить за собой богатыря, сдался. Руслан отсек бороду и пленил колдуна, а после спящую Людмилу увозит домой.

ludmila vo vladeniah chernomora

Руслан, возвращаясь в Киев, повстречал Ратмира, который предпочел стать рыбаком и женился на пастушке. Колдунья Наина склонила Фарлафа умертвить остановившего на ночлег Руслана и похитить Людмилу, чтобы самому доставить ее к отцу. Финн, узнав о беде, вернул к жизни Руслана, окропив живой и мертвой водой и дал кольцо, способное разрушить чары сна Людмилы. Руслан поспешил в стольный град, но Киев оказался в осаде у печенегов. Витязь вступил в бой против врагов, после победы ему удалось разбудить Людмилу. Трусливый Фарлаф признался в коварном поступке, но его помиловали. Лишенного магии безбородого карлика Черномора оставили при княжеском дворе как шута.

ruslan i chernomor

Образы героев в поэме «Руслан и Людмила»

Особенности языка поэмы

Главной мыслью поэмы является подвиг человека ради настоящей любви, готовность ради нее победить любое зло. Руслан – преданный возлюбленный, бесстрашный витязь. Победа над полчищами печенегов, осадивших Киев, напоминает подвиги былинных богатырей над врагами.Символическим торжеством «русской силы» над «кознями вероломства» стала покорение Черномора Русланом. Духовным наставником Руслана в борьбе со злом стал мудрый волшебник Финн. В молодости он был пастухом, воином. Ради любви он стал изучать магию.

Красавица Людмила – верная жена Руслана. Ее не прельщают богатства Черномора. Она великодушная, добрая и озорная, но способна проявить твердость характера, протестуя против неволи и принуждения. Шутливо изображена ее девичья непосредственность и жизнелюбие: в плену у Черномора она, решив отказаться от еды и покончить с собой, о смерти «подумала – и стала кушать».

Автор с иронией характеризует трех соперников главного героя, которые своими поступками лишь оттеняют глубину его чувства к Людмиле. Мрачный и жестокий Рогдай страдает безумной страстью;любовь томного хазарского хана Ратмира была недолгой; горлопану, трусу, обжоре и пьянице Фарлафу княжна нужна ради положения и богатства.

Пушкин иронично, как в русских былинах, изображает князя Владимира Красное Солнышко, правителя Киевской Руси. Он заботливый и щедрый отец, гостеприимный и радушный хозяин, но бывает своенравным и несправедливым. После похищения дочери, он нарушает данное Руслану слово, не верит ему и обещает выдать Людмилу замуж за любого ее спасителя. Когда Киеву угрожает опасность от печенегов, князь беспомощен, надеется на защиту богатырей.

Черномор – уродливый карлик с длинной бородой, в которой скрыта колдовская сила. Он страшен не только внешне, у него порочная и злая натура. Из зависти он обманул и обезглавил собственного брата-великана, вероломно похитил чужую жену. Лишенный своей волшебной силы, слабый духом Черномор остается всего лишь жалким карликом. Силы зла воплощает также злобная, коварная и хитрая старуха Наина, напоминающая Бабу-Ягу.

Помимо сказочно-былинного содержания, новаторским был язык поэмы, разрушивший нормы дворянского языка. Он был простой и понятный, близкий к живой народной речи, изобилующий простонародными выражениями. Многие осуждали автора за наличие в поэме «низких» слов «площадного» языка, не отвечающих требованиям «хорошего вкуса».

final ruslan i ludmila

Своеобразие сказочного мира поэмы А.С. Пушкина

Пушкин был высокообразованным человеком, но к творчеству безграмотного народа никогда не относился пренебрежительно. Своеобразие поэмы «Руслан и Людмила»заключалось в том, что народная поэзия обрела свое место в большой литературе,приблизившейся к языку и культуре народа. Народность поэмы вызвала восхищение среди передовой части общества и неприятие у сторонников дворянской изысканной литературы.

В фольклоре Пушкин ценил поэтичость языка, глубинный смысл, гуманистические мысли о торжестве правды и добра над злом, насилием, коварством. Сюжет поэмы «Руслан и Людмила» похож на сказку основными действиями: поисками похищенной суженой, соперничеством женихов, жизнью героини в заколдованном царстве у злодея, спасением прекрасной девицы и победой над злым похитителем. Сказочный тон приглушается в последней песне: описание осады Киева печенегами и военного сражения близки по духу исторической поэме. Пушкин смешал сказочный и исторический жанры: действие поэмы отражено в двух мирах: в волшебной сказке и в исторической реальности. Главный герой становится спасителем не только невесты, но и Родины, ему важно не только личное счастье, но и благо общества. В «преданьях старины глубокой» Пушкин отразил характерные черты русского характера, который черпает силы в любви и готов встать на защиту всего, что дорого.

Словарь

Пролог – вступление литературного произведения, определяющее основные мотивы сюжета

Патриарх – старейшина, глава, высший авторитет

Триумф – блестящая победа, выдающийся успех

 

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

Вопрос: 1
Когда появился на свет Александр Пушкин
16 июня 1799 г.
215 июня 1799 г.
36 июня 1798 г.
Ответить
1
Вопрос: 2
Поэма «Руслан и Людмила» была завершена в
11817 г.
21819 г.
31820 г.
Ответить
3
Вопрос: 3
Действие поэмы происходит во времена
1Князя Владимира
2Владимира Мономаха
3Ярослава Мудрого
Ответить
1
Вопрос: 4
Кто помогал Руслану в поисках Людмилы?
1Наина
2Финн
3Ратмир
Ответить
2
Вопрос: 5
Почему Черномор обезглавил своего брата?
1Ради наследства
2Из зависти к великану
3Из-за соперничества в любви
Ответить
2
Вопрос: 6
Магическая сила Черномора была заключена в
1Шапке-невидимке
2Бороде
3В мече
Ответить
2
Вопрос: 7
Кто надоумил Фарлафа убить Руслана и похитить у него Людмилу?
1Рогдай
2Ратмир
3Наина
Ответить
3
Вопрос: 8
Какое историческое событие описано в поэме?
1Освобождение Киева от печенегов
2Разорение Киева половцами
3Нашествие на Киевскую Русь татаро-монголов
Ответить
1
Допущено ошибок:
Оценка:
Подробнее
Ваши ответы:
1 вопрос:

Когда появился на свет Александр Пушкин
1) 6 июня 1799 г. 2) 15 июня 1799 г. 3) 6 июня 1798 г.
2 вопрос:

Поэма «Руслан и Людмила» была завершена в
1) 1817 г. 2) 1819 г. 3) 1820 г.
3 вопрос:

Действие поэмы происходит во времена
1) Князя Владимира 2) Владимира Мономаха 3) Ярослава Мудрого
4 вопрос:

Кто помогал Руслану в поисках Людмилы?
1) Наина 2) Финн 3) Ратмир
5 вопрос:

Почему Черномор обезглавил своего брата?
1) Ради наследства 2) Из зависти к великану 3) Из-за соперничества в любви
6 вопрос:

Магическая сила Черномора была заключена в
1) Шапке-невидимке 2) Бороде 3) В мече
7 вопрос:

Кто надоумил Фарлафа убить Руслана и похитить у него Людмилу?
1) Рогдай 2) Ратмир 3) Наина
8 вопрос:

Какое историческое событие описано в поэме?
1) Освобождение Киева от печенегов 2) Разорение Киева половцами 3) Нашествие на Киевскую Русь татаро-монголов
Посмотреть ответы
Правильные ответы:
1 вопрос: 6 июня 1799 г.
2 вопрос: 1820 г.
3 вопрос: Князя Владимира
4 вопрос: Финн
5 вопрос: Из зависти к великану
6 вопрос: Бороде
7 вопрос: Наина
8 вопрос: Освобождение Киева от печенегов