История России

Урок 8: Реформы Александра II

Либеральные реформы Александра II

Александр II вошел в историю как царь - реформатор, так как он впервые со времен Петра Великого осуществил большие преобразования в устройстве Российского государства. Самым значимым событием во внутренней политике Александра II стала отмена крепостного права, вслед за которой было принято множество других либеральных реформ, в которых нуждалось обновленное российское общество.

План урока:

Создание земств

Судебная реформа

Городская реформа

Военная реформа

Изменения в системе образования

 

Создание земств

Как и в предшествующие столетия, в XIX веке Российская империя представляла собой огромное по территории государство, что создавало как некоторые преимущества, так и сложности. К началу царствования Александра II обнаружилось множество недостатков в существовавшей прежде системе управления на местах. Чиновники, назначаемые в столице, допускали множество нарушений при управлении ими губерниями[1] и уездами[2], отчего хозяйственная жизнь в отдаленных регионах страны пришла в упадок. В попытке решить проблемы местного порядка в 1864 году российский император провел земскую реформу.

Реформа заключалась в создании земств – специальных выборных органов,занимавшихся вопросами местного порядка (строительством больниц, ремонтом дорог, содержанием школ, налаживанием путей сообщения, развитием местной торговли и промышленности). Функции земств ограничивались исключительно решением хозяйственных проблем, они не вправе были заниматься политической деятельностью. Чтобы в работе земств не допускались нарушения, за их функционированием наблюдали губернаторы.

2 reformy alexandra ii

Считалось, что органы земского самоуправления формируются по принципу всесословности, то есть в их работе принимали участие представители дворянства, зажиточные горожане (купцы, промышленники, владельцы торговых заведений), крестьяне. Однако выборы для представителей разных сословий были организованы по-разному. Например, для крестьянства они проходили в несколько этапов (сначала избирали выборщиков, которые уже, в свою очередь, должны были принимать решение в пользу того или иного депутата органов самоуправления).

 

Результаты земской реформы

Создание новой системы органов местного самоуправления не решило всех возложенных на реформу задач, но, тем не менее, благоприятно сказалось на хозяйственной жизни страны:

  • Улучшилось состояние дорог на местах, получила свое развитие местная дорожная инфраструктура[3].
  • Были открыты больницы для крестьян, которые до создания земств, фактически были лишены медицинской помощи.
  • Вырос уровень народного образования и культуры, благодаря распространению грамотности среди крестьян.
  • Земства оказывали агрономическую помощь крестьянам (способствовали распространению знаний по ведению сельского хозяйства, закупали семена, земледельческие орудия труда и технику).

В тоже время земские органы имели ряд недостатков:

  • в них преобладали представители дворянства;
  • выборы в земства строились по сословному признаку;
  • круг вопросов, решаемых органами местного самоуправления, был очень ограничен.

 

Судебная реформа

Ничто так не нуждалось в преобразованиях, как судебная система России, которая работала, основываясь на принципах, заложенных еще при Екатерине II. До проведения судебной реформы Александром II суды строились по классовому признаку (существовали отдельные суды для разных сословий: дворян, горожан, государственных крестьян). Крепостные и вовсе судились напрямую помещиками, не имели права обратиться в государственные судебные органы власти. Таким образом, сословный суд (с его взяточничеством, неравными правами для разных слоев общества, бумажной волокитой, отсутствием адвокатуры и произволом администрации) был очень далек от правосудия, особенно в отношении крестьян.

3 reformy alexandra ii

В 1864 году императором Александром II была проведена реформа судебной системы. В Российской империи впервые были созданы суды, основанные на правовых принципах принятых в большинстве европейских буржуазных государств. Вводилось:

  • равенство всех сословий перед законом;
  • независимость судей от администрации;
  • гласность – судебные заседания открытые, на них допускается присутствие публики;
  • состязательность сторон – присутствие на судебном процессе адвоката (защищающего обвиняемого и представляющего его интересы) и прокурора (выносящего обвинение).

Теперь судебные разбирательства велись в двух типах судов:

  1. Мировые суды – занимались рассмотрением исключительно гражданских и мелких уголовных дел.
  2. Общие суды –вершили правосудие по сложным гражданским и уголовным делам.

После судебной реформы 1864 года всех подданных России, независимо от их сословия, стали судить по одним и тем же законам в одних и тех же судах. Это было решительным шагом в системе российского судопроизводства.

 

Городская реформа

По примеру земской реформы была проведена реформа городская, направленная на преобразование системы городского самоуправления. В 1870 году по приказу Александра II вместо сословных городских дум были учреждены новые органы городского самоуправления: думы, основанные на принципах всесословности и управы.

Теперь в выборах в городскую думу могли принимать участие представители всех сословий. Однако право голоса получали далеко не все, а только граждане Российской империи, которые:

  • достигли 25 лет;
  • являлись лицами мужского пола;
  • владели недвижимым имуществом, облагаемым налогами в пользу города.

Жители, не имевшие собственного дома и вынужденные снимать квартиры, к выборам не допускались, таким образом, они не могли принимать участие в городском самоуправлении. В основном, к этой категории лиц относились наемные рабочие, небогатые врачи, учителя, некоторые мелкие чиновники.

4 reformy alexandra ii

Самоуправление городских округов ограничивалось решением местных вопросов, таких как: возведение зданий, строительство водопроводов, школ и больниц, развитие местной торговли, благоустройство улиц, обеспечение общественного порядка, принятие противопожарных мер. Городская реформа 1870 года способствовала решению многих проблем, приобщила горожан всех сословий к участию в улучшении жизни города.

 

Военная реформа

Крымская война 1853-1856 года показала военно-техническую отсталость России и необходимость немедленной реорганизации ее армии. Проведение военной реформы император доверил Дмитрию Алексеевичу Милютину, занимавшему пост министра военных дел с 1861 года. Дмитрий Алексеевич занялся коренной перестройкой всей военной системы России, под его руководством были проведены следующие преобразования:

  1. Была введена всеобщая воинская повинность вместо существовавших еще со времен Петра Великого рекрутских наборов[4].

Теперь призыву подлежали все лица мужского пола, вне зависимости от сословия, достигшие возраста 20 лет. Сильно отличались сроки действительной службы для лиц с разным уровнем образования. Для получивших высшее образование длительность службы составляла полгода, выпускникам средних учебных заведений (гимназий, училищ) нужно было отслужить около полутора лет, лицам с начальным образованием срок увеличивался до четырех лет.

  1. Было организовано солдатское образование, теперь они обучались не только военному делу, но и грамоте. Общеобразовательную и профессиональную военную подготовку получали в специальных гимназиях, юнкерских и военных училищах.
  2. Территорию Российской империи подразделили на несколько военных округов, во главе каждого из которых назначался начальник, зависевший непосредственно от царя.
  3. Было осуществлено перевооружение армии. На смену гладкоствольному оружию постепенно вводились нарезные орудия, заряжающиеся с дула. С 1860 года артиллерия принимает на вооружение нарезные пушки Маиевского, в 1868 году в руках русских солдат появляется винтовка Бердана. В течение следующих пяти лет артиллеристы были оснащены более современными скорострельными орудиями – картечницами Гатлинга и пушками Барановского.
  4. Было проведено перевооружение флота. Устаревший парусный флот постепенно вытеснялся паровым, появлялись новые виды военных судов – броненосцы, линкоры, крейсеры.

5 reformy alexandra ii

В результате военной реформы Милютина была усовершенствована система военного управления, перевооружена пехота, артиллерия и флот, устранены жесткие телесные наказания в армии.

 

Изменения в системе образования

Экономическое и политическое развитие Российской империи тормозил низкий уровень грамотности основной массы населения. Чтобы исправить ситуацию, Александр II провел ряд изменений в системе образования.

Правительство ставило перед собой несколько целей, на достижение которых были направлены реформы в области просвещения:

  1. Обеспечить отечественную промышленность квалифицированными кадрами.
  2. Предоставить всем сословиям доступ к получению знаний.
  3. Устранить потребность поездок российских студентов в европейские университеты, где они могут «заразиться» революционными взглядами и идеями.

Новая реформа затронула все три ступени образования: начальное, среднее и высшее. В стране открывалось множество начальных школ, программа которых была рассчитана на три года. Помимо традиционных церковно-приходских, учащихся принимали государственные, воскресные и земские школы.

Среднее образование стало доступным для всех сословий, однако за обучение нужно было вносить достаточно крупные суммы денег. В основном представители непривилегированных сословий учились в реальных гимназиях. Центральное внимание там уделялось изучению технических дисциплин и математике. Выпускники реальных гимназий могли поступать в технические высшие учебные заведения, но доступ в университеты им был закрыт. В классических гимназиях обучались в большинстве представители привилегированных сословий, там упор шел на обучении древним языкам.

Высшее образование также претерпело изменения. Хотя в России высшие женские учебные заведения все еще отсутствовали, женщины получили возможность поступать на высшие женские курсы.

 

Словарь

1. Губерния – наиболее крупная единица административно-территориального деления в Российской империи, которая возглавлялась губернатором, выполнявшим судебную, управленческую, полицейскую и финансовую функции.

2. Уезд – административно-территориальная единица в Российской империи, меньшая по размеру, чем губерния.

3. Инфраструктура – совокупность предприятий, дорог, систем управления, связи, обеспечивающие деятельность какой-либо сферы общества, отдельного города или региона.

4. Рекрутский набор – система набора вооруженных сил Российской империи, установленная Петром I в 1705 году и отмененная Александром II в 1874 году.

 

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

Вопрос: 1
Выберите одно верное утверждение:
1К функциям земств относилось строительство больниц, благоустройство улиц, принятие политических решений местного значения.
2Органы земского самоуправления формировались по принципу всесословности, однако выборы для представителей разных сословий проходили по-разному.
3Земства – это административно-территориальные единицы в Российской империи.
Ответить
2
Вопрос: 2
На каких принципах была основана российская судебная система, существовавшая до судебной реформы Александра II?
1равенство всех сословий перед законом
2гласность и состязательность сторон
3существование отдельных судов для представителей разных сословий
Ответить
3
Вопрос: 3
Согласно городской реформе, кто был лишен права принимать участие в выборах в городскую думу?
1представители непривилегированных сословий, женщины и мужчины моложе 25 лет
2мужчины моложе 25 лет, наемные рабочие
3женщины, мужчины моложе 25 лет, лица, не имевшие недвижимого имущества, облагаемого налогами в пользу государства
Ответить
3
Вопрос: 4
Что в первую очередь подтолкнуло Александра II к проведению военных реформ?
1крестьянские восстания
2неудачи России в Крымской войне, которая выявила военно-техническую отсталость страны
Ответить
2
Вопрос: 5
Кому Александр II доверил проведение военной реформы?
1Дмитрию Алексеевичу Милютину
2Алексею Андреевичу Аракчееву
3Владимиру Ивановичу Назимову
Ответить
1
Допущено ошибок:
Оценка:
Подробнее
Ваши ответы:
1 вопрос:

Выберите одно верное утверждение:
1) К функциям земств относилось строительство больниц, благоустройство улиц, принятие политических решений местного значения. 2) Органы земского самоуправления формировались по принципу всесословности, однако выборы для представителей разных сословий проходили по-разному. 3) Земства – это административно-территориальные единицы в Российской империи.
2 вопрос:

На каких принципах была основана российская судебная система, существовавшая до судебной реформы Александра II?
1) равенство всех сословий перед законом 2) гласность и состязательность сторон 3) существование отдельных судов для представителей разных сословий
3 вопрос:

Согласно городской реформе, кто был лишен права принимать участие в выборах в городскую думу?
1) представители непривилегированных сословий, женщины и мужчины моложе 25 лет 2) мужчины моложе 25 лет, наемные рабочие 3) женщины, мужчины моложе 25 лет, лица, не имевшие недвижимого имущества, облагаемого налогами в пользу государства
4 вопрос:

Что в первую очередь подтолкнуло Александра II к проведению военных реформ?
1) крестьянские восстания 2) неудачи России в Крымской войне, которая выявила военно-техническую отсталость страны
5 вопрос:

Кому Александр II доверил проведение военной реформы?
1) Дмитрию Алексеевичу Милютину 2) Алексею Андреевичу Аракчееву 3) Владимиру Ивановичу Назимову
Посмотреть ответы
Правильные ответы:
1 вопрос: Органы земского самоуправления формировались по принципу всесословности, однако выборы для представителей разных сословий проходили по-разному.
2 вопрос: существование отдельных судов для представителей разных сословий
3 вопрос: женщины, мужчины моложе 25 лет, лица, не имевшие недвижимого имущества, облагаемого налогами в пользу государства
4 вопрос: неудачи России в Крымской войне, которая выявила военно-техническую отсталость страны
5 вопрос: Дмитрию Алексеевичу Милютину