Литература

Урок 3: Повесть временных лет

Повесть временных лет. Подвиг отрока киевлянина и хитрость воеводы Претича

В конспекте урока рассказывается о зарождении на Руси литературы и появлении самобытного древнерусского литературного жанра – летописи, дается представление о самом древнем летописном памятнике.
 

План урока:

Зарождение литературы на Руси 

Летопись – самобытный литературный жанр

Сюжет сказания «Подвиг отрока киевлянина…»

Влияние патриотических идей летописей на формирование литературы

 

Зарождение литературы на Руси

Духовная связь с Византией, ее влияние на культуру Древней Руси

На основе славянской азбуки, созданной в IX в. братьями-монахами Кириллом и Мефодием, на Руси стала распространяться письменная культура.Зарождение русской литературы связано с принятием христианской веры в 988 г. Создаваемые церкви и монастыри нуждались в богослужебных книгах. В «Повести временных лет» есть упоминание, что после крещения Руси киевский князь Владимир стал считать важным делом«учение книжное», оказавшее значительное влияние на дальнейшее развитие культуры Древней Руси.

kirill i mefodii

Благодаря культурным связям с Византией на Руси появились первые книги, которые были переводами текстов Священного писания. Литературным языком стал церковно-славянский язык, который несколько отличался от разговорного древнерусского и был книжным вариантом родного языка. Рукописный процесс создания книг был длительным, пергамент для письма дорогим, но каждый манускрипт[1] считался ценным еще и потому, что литература сохраняла бесценные духовные знания.

Литература Древней Руси переняла систему жанров, которая существовала в Византии: жития святых, проповеди, исторические повести, предания и сказания, хождения[2] и пр.Опираясь на художественные традиции византийской литературы и используя национальное устное народное творчество, древнерусские писатели начали создавать оригинальные сочинения, так как византийские книги не могли полностью отвечать потребностям молодого христианского государства. Первые оригинальные древнерусские произведения появились в конце XI в. и представляли собой жития не только святых, но и князей, поучения, торжественные слова и пр. Также стали создаваться сочинения, предназначенные не только для церковных нужд. Таковыми являются русские летописи, которые стали первыми историческими трудами.

Летопись – самобытный литературный жанр

Первый древнерусский исторический и литературный памятник – «Повесть временных лет»

На Руси общенародными культурными центрами были храмы и монастыри, там возник оригинальный жанр средневековой русской словесности – летопись. Русское летописание отличалось от византийских и западноевропейских исторических придворных хроник: история описывалась не по эпохе какого-либо правителя, а «по летам», т.е. по годам. Все события рассматривались как проявление божественной воли. Летопись стала своеобразной христианской историей Руси. Для летописца создание исторического труда было не только творчеством, но и служением. К летописному делу монахи относились, как к священному долгу, который нельзя не исполнить.

Христианский летописец описывал не все события, а только важные, летописные даты отражали значимые вехи в истории народа. На протяжении многих веков, почти до времен правления Петра I, русские летописи являлись не только записями исторических фактов по годам, но и представляли собой литературный жанр, в котором зародилась русская сюжетная повесть. В летописи использовались почти все жанры древнерусской письменности и фольклорные произведения.

«Повесть временных лет» в начале XII в. на основе более ранних древних летописей составил, а после дополнил Нестор, монах Киево-Печерского монастыря. Помимо русских летописей, автор обращался к византийским хроникам и фольклорным источникам. После летописный памятник доработал игумен[3] Выдубецкого монастыря Сильвестр. В самой древней сохранившейся русской летописи повествуется о создании Руси, событиях начального этапа русской истории. Помимо исторических фактов о нравах и обычаях славян, первых князьях, набегах половцев и печенегов[4], стихийных катастрофах, междоусобицах, в «Повести временных лет» есть библейские истории,церковные поучения, нравоучительные размышления и пр. Летописец хотел не только рассказать о прошлом, он стремился донести идею процветания и единства Руси. Летописание помогало не только познавать историю своей земли, в его сказаниях давались примеры героических, патриотических и нравственных поступков.

nestor letopisec
 Нестор 

 

Сюжет сказания «Подвиг отрока киевлянина…»

Характеристики героев. Образец самоотверженного патриотизма. Фольклорные приметы в сказании

Характерной чертой летописей является историзм, в них почти не допускается вымысел, героями являются исторические личности: князья, военачальники, церковные подвижники, называемые «святыми». Но все жев летописных сказаниях главным героем является народ. Имена многих простых людей, которые сыграли решающую роль в родной истории, в летописи не сохранились. Один из летописных рассказов донес до нас историю о героическом поступке безымянного юноши.

Легендарное событие из рассказа «Подвиг отрока[5]-киевлянина и хитрость воеводы Претича» произошло«в лето 6476 (968 г. от Рождества Христова)». Это было время княжения Святослава, который с 964 г. предпринял множество походов на Поволжье, Балканы, Кавказ. В 967 г. Святослав отправился с дружиной отвоевать земли на Дунае. Там он хотел основать новую столицу в городе Переяславец. Печенеги, воспользовавшись отсутствием русского войска в Киеве, взяли в осаду стольный град. Мать Святослава княгиня Ольга вместе с малолетними внуками Ярополком, Олегом и Владимиром оказалась в осажденном Киеве, жители которого испытывали лишения, голод и жажду. На другом берегу Днепра находился отряд русского войска, горожане решили просить о помощи. Начались поиски добровольца, готового добраться до другого берега.

povest vremennyh let
  Летопись

Передать весть вызвался один из отроков, знавший язык печенегов. Очутившись за городскими стенами, он притворился, что потерял коня. Держа для большей убедительности в руках уздечку, юноша пробежал через вражеский стан, расспрашивая про пропажу. Достигнув берега Днепра, он скинул одежду, прыгнул в воду и поплыл к другому берегу. Увидев это, печенеги догадались, что приняли за своего воина киевлянина, стали стрелять вдогонку, но ни одна стрела не попала в цель. На противоположном берегу увидели плывущего отрока и направили в его сторону ладью[6]. Подобрав храбреца, отвезли к воеводе дружины. Узнав о плачевном положении в Киеве, воевода принял решение переправиться на ладьях через Днепр и отвоевать «княгиню и княжичей».

На рассвете печенеги увидели ладьи, и решив, что вернулся князь Святослав, в панике разбежались. Печенежский князь обратился к воеводе, не князя ли он видит? Воевода Претич ответил, что привел только передовой отряд, а князь с многочисленным войском на подходе. Князь печенегов предложил дружбу, преподнес подарки воеводе и приказал своему войску отойти от Киева. Князю Святославу отправили послание, в котором киевляне сообщили, что пока он «искал чужой земли», враги хотели разорить стольный град и пленить его семью. Горький упрек Святославу звучал в словах: «Неужели не жаль тебе своей отчины, старой матери, детей своих?» Князь, сожалея о случившемся, поспешил в Киеви печенегов изгнал окончательно.

Главную роль в освобождении города сыграли отрок и воевода, каждый по-своему. Общие черты двух людей разного социального положения раскрываются в характеристиках героев рассказа. Главное качество героев – это хитрость, позволившая обмануть печенегов. Обман врага летописцем не осуждается, благодаря находчивости без кровопролития был освобожден город, спасены его жители и семья князя. Воеводу и отрока отличают любовь к Родине, умение рисковать, бесстрашие, решительность, готовность пожертвовать жизнью ради спасения других.

Безымянный смышленый парнишка из простого народа нашел хитроумный способ пробраться через вражеское войско. Преодолев страх смерти, он сбил врагов с толку. Благодаря своей ловкости, силе и выносливости переплывает широкую реку, рискуя жизнью под вражескими стрелами. Подвиг отрока, сумевшего передать послание отряду русичей, спас жизни горожан. Хотя в тексте нет слов благодарности герою, летопись прославляет моральный облик простого русского человека, готового ради общественного блага рисковать собственной жизнью.

Претич – герой не вымышленный, в истории сохранилось имя воеводы, сумевшего в 968 г. спасти Киев от печенегов. Необычное древнерусское имя толковалось, как «преодолевающий препятствия». Умный воевода с помощью хитрости преодолел вражескую угрозу Руси. Узнав о беде, несмотря на численное превосходство печенегов, он решается плыть на помощь княжеской семье. Воевода пользовался уважением у ратников[7] своего отряда, которые безоговорочно отправились в стан более сильного врага. Подплывая к берегу противника, воевода приказал громко трубить, тем самым оповещая о своем приближении, как бы демонстрируя свою решимость и силу. Эта военная хитрость напугала печенегов, которые решили, что возвращается киевский князь. Воевода же подтвердил их страхи, сообщив, что за ним следует все княжеское войско. Так он заставил врагов отступить от Киева и выиграл время, чтобы подоспевший Святослав окончательно разбил печенегов.

vstrecha otroka s voevodoi
  Встреча отрока с Воеводой

В начале летописного рассказа князь Святослав лишь упоминается. В конце повествования вернувшийся Святослав освобождает от печенегов свою землю, искренне раскаивается в своей непредусмотрительности. Отношение к Святославу неоднозначное: к нему проявляют уважение и боятся его гнева, но осуждают честолюбивую политику князя, оставившего без защиты родную землю.В образе князя представлен суровый, мужественный, простодушный правитель-воин. Но его тяготение к завоевательным войнам,поиски славы в чужих землях, пренебрежение интересами Киева и желание перенести столицу Руси на Дунай вызывают осуждение летописца, который старается обрисовать идеальный образ князя-правителя. Этот идеал неотделим от общих патриотических идей летописи. В представлении летописца князь не может принадлежать самому себе, его значимость должна определяться степенью сотворенного им блага для Родины и народа. Идеальный князь должен быть примером любви к родной земле, олицетворением ее чести, славы, могущества и достоинства.

Жанр включенного в состав «Повести временных лет» произведения определяют по-разному: как в сказании или предании дается народное толкование событий, как в исторической повести есть указание даты, названы имена реальных людей, отражен конкретный период истории. Включенные в летопись устные народные предания привнесли в историческую хронику фольклорные приметы: дух народного героического эпоса, занимательность сюжета, в котором главным действующим лицом является герой из народа.

Влияние патриотических идей летописей на формирование литературы

Древнерусская литература неразделимо связана с историей становления Русского государства. Тема Руси в произведениях была основной, в литературных летописных памятниках прославлялся ратный подвиг предков, доблестно защищавших родную землю от врагов, укрепляя основы государства.Литературное влияние патриотических идей «Повести временных лет» ощущалось на протяжении многих веков.Русский писатель уже с XI в. воспринимал свой литературный труд как служение Родине.

Летописи повествуют о том, что было в прошлом, учат, что все может и повториться. Исторический опыт представлен как нравственная основа для человека, в летописях звучит призыв к потомкам сохранить в памяти славные деяния предков, но не повторять их горестных ошибок.Историк В.О.Ключевский писал: «Летописец ищет в событиях нравственного смысла и практических уроков для жизни». Русская литература, унаследовав высокие идеи летописных источников, всегда пыталась найти ответы на основные вопросы жизни, призывала к ее преображению.

povest vremennyh let risunok
  Рисунок из Повести временных лет

 

Словарь

Отрок – подросток, иногда так называли княжеского слугу.

Манускрипт – рукописная древняя книга.

Хождения – древнерусский жанр, представляющий собой описание паломничества к святым местам.

Игумен – православный духовный сан, который имел возглавляющий монастырь священник.

Печенеги – степные кочевники на юго-востоке Руси.

Ладья – лодка большого размера.

Ратник – древнерусский воин.

 

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

Вопрос: 1
Русская литература зародилась
1В IX в.
2В X в.
3В XI в.
Ответить
2
Вопрос: 2
Первые богослужебные и церковные книги были привезены из
1Западной Европы
2Ватикана
3Византии
Ответить
3
Вопрос: 3
Какой из жанров не относится к древнерусской литературе
1Летопись
2Поучение
3Роман
Ответить
3
Вопрос: 4
«Повесть временных лет» была создана
1В конце X в.
2В начале XII в.
3В середине XI в.
Ответить
2
Вопрос: 5
Какой город взяли в осаду печенеги в сказании про отрока-киевлянина
1Киев
2Новгород
3Переяславец
Ответить
1
Вопрос: 6
Во время правления какого князя случилась осада Киева
1Ярослава
2Владимира
3Святослава
Ответить
3
Вопрос: 7
Где был Святослав во время осады его столицы
1В завоевательном походе на Дунае
2В осажденном Киеве
3В Константинополе, столице Византии
Ответить
1
Вопрос: 8
Хитрость воеводы состояла в том, что он
1Назвался киевским князем
2Сказал, что возглавляет передовой отряд княжеского войска, которое следует за ним
3Сказал, что готов биться насмерть за княжескую семью
Ответить
2
Допущено ошибок:
Оценка:
Подробнее
Ваши ответы:
1 вопрос:

Русская литература зародилась
1) В IX в. 2) В X в. 3) В XI в.
2 вопрос:

Первые богослужебные и церковные книги были привезены из
1) Западной Европы 2) Ватикана 3) Византии
3 вопрос:

Какой из жанров не относится к древнерусской литературе
1) Летопись 2) Поучение 3) Роман
4 вопрос:

«Повесть временных лет» была создана
1) В конце X в. 2) В начале XII в. 3) В середине XI в.
5 вопрос:

Какой город взяли в осаду печенеги в сказании про отрока-киевлянина
1) Киев 2) Новгород 3) Переяславец
6 вопрос:

Во время правления какого князя случилась осада Киева
1) Ярослава 2) Владимира 3) Святослава
7 вопрос:

Где был Святослав во время осады его столицы
1) В завоевательном походе на Дунае 2) В осажденном Киеве 3) В Константинополе, столице Византии
8 вопрос:

Хитрость воеводы состояла в том, что он
1) Назвался киевским князем 2) Сказал, что возглавляет передовой отряд княжеского войска, которое следует за ним 3) Сказал, что готов биться насмерть за княжескую семью
Посмотреть ответы
Правильные ответы:
1 вопрос: В X в.
2 вопрос: Византии
3 вопрос: Роман
4 вопрос: В начале XII в.
5 вопрос: Киев
6 вопрос: Святослава
7 вопрос: В завоевательном походе на Дунае
8 вопрос: Сказал, что возглавляет передовой отряд княжеского войска, которое следует за ним