Русский язык

Урок 8: Имена существительные

Имена существительные одушевленные и неодушевленные, собственные и нарицательные

С именем существительным вы начали знакомиться в первом классе. Сегодня мы расширим ваши знания. Рассмотрим несколько характеристик существительного. Выучим несколько правописаний.
 

План урока:

Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые

Имя существительное собственное и нарицательное

Лексическое значение имени существительного

 

Имя существительное одушевлённое и неодушевлённое

Посмотрите на таблицу и повторите определение.

1 odushevlennye i neodushevlennye

Как вы заметили, к предметам на картинке, которые обозначают людей или животных, задаётся вопрос «Кто?». Такие существительные называются одушевлёнными: корова, мышка, волк.

 

Ко всем остальным предметам и явлениям, которые не называют живых существ, задаётся вопрос «Что?»: ложка, мяч, карандаши. Такие существительные относят к неодушевлённым.  Разберём на примерах.

  • Мама купила в магазине сыр. В этом предложении три существительных. Поставим их в именительный падеж. Слово «мама» обозначает человека, отвечает на вопрос «кто?», значит, это одушевлённое существительное. Слова «магазин», «сыр» не обозначают людей или животных, к ним задаётся вопрос «Что?», значит, это неодушевлённые существительные.

 

  • Собака завиляла хвостом. Найдём в предложении имена существительные и поставим в именительный падеж: собака, хвост. Собака – это животное, отвечает на вопрос «Кто?», относится к одушевлённому имени существительному. Хвост – предмет, который не означает людей, животных, к нему задаётся вопрос «Что?», значит, это неодушевлённое существительное.

 

Ребята, в русском языке существительные, которые называют: сказочных героев, шахматные фигуры, богов, игрушки в виде человека, считаются одушевлёнными. Посмотрите внимательно на подсказку.

2 odushevlennye i neodushevlennye
 

Запомните эту информацию. А сейчас предлагаю выполнить несколько заданий на закрепление материала. Ответы на задания вы сможете найти в конце этого урока.

Упражнение 1 «Правильный выбор»

Укажите картинку с предметом, который относится к одушевлённому имени существительному.

3 odushevlennye i neodushevlennye

 

Упражнение 2 «Кроссворд»

Отгадайте кроссворд и среди ответов укажите неодушевлённые существительные.

4 odushevlennye i neodushevlennye

1. Предмет мебели, за которым в классе сидят ученики.

2. Человек, профессия которого связана с приготовлением пищи.

3. В этот предмет наливают сок или чай.

4. Это животное – транспортное средство для Деда Мороза.

 

Упражнение 3 «Связующая нить»

Соедините существительные с соответствующими вопросами.

5 odushevlennye i neodushevlennye

Надеюсь, вы справились с заданием. Переходим к изучению следующей характеристики существительного.

 

Имя существительное собственное и нарицательное

Рассмотрите рисунки и прочитайте подписи к ним:

6 odushevlennye i neodushevlennye
Детский журнал «Солнышко»  

7 odushevlennye i neodushevlennye
Космонавт Юрий Гагарин  

8 odushevlennye i neodushevlennye
Город Санкт-Петербург

9 odushevlennye i neodushevlennye
Автомобиль «Лада Калина» 

На картинках вы видите разные предметы, одушевлённые и неодушевлённые: журнал «Солнышко», первого космонавта Юрия Гагарина, город Санкт - Петербург, автомобиль «Лада-Калина». Названия перечисленных предметов прописаны с заглавной буквы, некоторые дополнительно – в кавычках. Это собственные имена существительные. Прочитайте правило, какие слова к ним относятся.

10 odushevlennye i neodushevlennye

Сделаем вывод: существительные собственные называют людей, животных, предметы, которые неповторимы, выделяются из ряда подобных.

Существительные, которые называют не единичные, а похожие, однородные предметы, относятся к нарицательным: стол, окно, девочка, обезьянка, машина, улица, клубника. Нарицательные существительные всегда пишутся с маленькой (строчной) буквы. Посмотрите на таблицу: в левом столбике вы видите имена нарицательные, в правом – имена собственные.

11 odushevlennye i neodushevlennye

Порассуждаем: девочек много, а Алёнка одна. Слово «девочки» – имя нарицательное, Алёнка – собственное. Пёсиков много, но по кличке Дружок один, получается, «пёс» – нарицательное имя, Дружок – собственное. По такому же образцу попробуйте продолжить анализ слов из таблицы.

А теперь примените полученные знания, выполнив задания.

Упражнение 1 «Столбики»

Распределите слова по двум столбикам:

Имя собственное                                      Имя нарицательное

Слова:Щелкунчик, ёлка, лиса, Маленький Принц, космос, Юпитер, дорога, змея, Ванечка, бабушка, Ольга Степановна.

 

Упражнение 2 «Большая, маленькая буква»

Определите, с какой буквы: заглавной или строчной начинаются слова. Объясните, почему.

А (а)встралия, м(М)ороженое, р(Р)ека, А(а)нтон Ч(ч)ехов, к(К)орабль, с(С)путник, С(с)очи.

 

Упражнение 3 «Найдите журнал»

В каком из квадратов вы видите название журнала? Как вы определили?

12 odushevlennye i neodushevlennye

 

Лексическое значение имени существительного

Ребята, существительное называет разные предметы. Под общим понятием имеются в виду не только животные, люди, вещи. Это все объекты, к которым можно задать вопросы «Кто?» или «Что?» Посмотрите на таблицу.

13 odushevlennye i neodushevlennye

Как вы заметили, существительные делятся на несколько групп, называют: конкретные предметы, вещества, явления природы, события, качества человека, действия, животных, людей, свойства предметов. Все перечисленное – это и есть лексическое значение существительного.

Среди всех частей речи, существительное в русском языке по количеству слов занимает первое место. В некоторых случаях оно имеет общее значение с глаголом и прилагательным.

Посмотрите на пункт «Качества человека» и прочитайте пример: Он отличался храбростью. Предложение можно заменить другим, близким по смыслу: Он был храбрым. Существительное «храбрость» заменяется прилагательным «храбрый». Смысл предложения не теряется.

Существительные, которые означают свойства предмета также заменят прилагательное без потери смысла текста: Синева неба в конце февраля говорит о приближении весны. – Синее небо в конце февраля говорит о приближении весны.

В пункте «Действие» у существительного сходное значение с глаголом. Пример: Плавание – любимое занятие Егора.Заменяем существительное  глаголом.Получается предложение: Егор любит плавать.

Сделаем вывод: лексическое значение существительных– предметы в широком понимании слова.

Выполним упражнения, чтобы закрепить материал.

 

Упражнение 1. «Преобразование»

От перечисленных глаголов образуйте существительные:стрелять, решать, бороться, возиться.

 

Упражнение 2. «Соедини стрелкой»

Соедините стрелкой существительные с их лексическим значением.

14 odushevlennye i neodushevlennye

 

Упражнение 3. «Образуем прилагательные»

От существительных, означающих свойства предмета, образуйте прилагательные: белизна, широта, высота, усталость, грусть, радость.

Ребята, урок подошёл к концу. Вы познакомились с новой информацией и выполнили практические задания. Настало время самопроверки!

 

Ответы на задания

Раздел «Имя существительное одушевлённое»

Упражнение 1 «Правильный выбор»: картинка с учителем.

 

Упражнение 2 «Кроссворд»

15 odushevlennye i neodushevlennye

Парта, бокал

 

Упражнение 3 «Связующая нить»

Кто? Кащей Бессмертный, матрёшка, строитель, малыш, робот.

Что? Колпак, дерево, сметана.

Имя существительное собственное и нарицательное

Упражнение 1 «Столбики»

Распределите слова по двум столбикам:

16 odushevlennye i neodushevlennye

 

Упражнение 2 «Большая, маленькая буква»

  • Австралия, Антон Чехов, Сочи;
  • мороженое, река, корабль, спутник.

 

Упражнение 3 «Найдите журнал»

Красный квадрат, «Лиза».

 

Лексическое значение имени существительного

Упражнение 1. «Преобразование»

Стрельба, решение, борьба, возня.

 

Упражнение 2. «Соедини стрелкой»

Конкретный предмет: кровать, мебель, подъезд, свеча.

События: конкурс, именины, выборы.

Явления природы: метель, гром, снегопад.

 

Упражнение 3. «Образуем прилагательные»

Белый, широкий, высокий, усталый, грустный, радостный.

 

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

Вопрос: 1
Собственное имя существительное:
1имя и фамилия человека
2название животного
3название одежды
Ответить
1
Вопрос: 2
Одушевлённое существительное:
1называет действие
2называет явление природы
3называет живое существо
Ответить
3
Вопрос: 3
К неодушевлённому существительному относится:
1кукла
2машинка
3матрёшка
Ответить
2
Вопрос: 4
Нарицательное существительное пишется:
1с заглавной буквы
2со строчной буквы
3в кавычках
Ответить
2
Вопрос: 5
С большой буквы, в кавычках пишется:
1название журнала
2кличка животного
3наименование города
Ответить
1
Допущено ошибок:
Оценка:
Подробнее
Ваши ответы:
1 вопрос:

Собственное имя существительное:
1) имя и фамилия человека 2) название животного 3) название одежды
2 вопрос:

Одушевлённое существительное:
1) называет действие 2) называет явление природы 3) называет живое существо
3 вопрос:

К неодушевлённому существительному относится:
1) кукла 2) машинка 3) матрёшка
4 вопрос:

Нарицательное существительное пишется:
1) с заглавной буквы 2) со строчной буквы 3) в кавычках
5 вопрос:

С большой буквы, в кавычках пишется:
1) название журнала 2) кличка животного 3) наименование города
Посмотреть ответы
Правильные ответы:
1 вопрос: имя и фамилия человека
2 вопрос: называет живое существо
3 вопрос: машинка
4 вопрос: со строчной буквы
5 вопрос: название журнала