Русский язык
Имена существительные одушевленные и неодушевленные, собственные и нарицательные
План урока:
Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые
Имя существительное собственное и нарицательное
Лексическое значение имени существительного
Имя существительное одушевлённое и неодушевлённое
Посмотрите на таблицу и повторите определение.
Как вы заметили, к предметам на картинке, которые обозначают людей или животных, задаётся вопрос «Кто?». Такие существительные называются одушевлёнными: корова, мышка, волк.
Ко всем остальным предметам и явлениям, которые не называют живых существ, задаётся вопрос «Что?»: ложка, мяч, карандаши. Такие существительные относят к неодушевлённым. Разберём на примерах.
- Мама купила в магазине сыр. В этом предложении три существительных. Поставим их в именительный падеж. Слово «мама» обозначает человека, отвечает на вопрос «кто?», значит, это одушевлённое существительное. Слова «магазин», «сыр» не обозначают людей или животных, к ним задаётся вопрос «Что?», значит, это неодушевлённые существительные.
- Собака завиляла хвостом. Найдём в предложении имена существительные и поставим в именительный падеж: собака, хвост. Собака – это животное, отвечает на вопрос «Кто?», относится к одушевлённому имени существительному. Хвост – предмет, который не означает людей, животных, к нему задаётся вопрос «Что?», значит, это неодушевлённое существительное.
Ребята, в русском языке существительные, которые называют: сказочных героев, шахматные фигуры, богов, игрушки в виде человека, считаются одушевлёнными. Посмотрите внимательно на подсказку.
Запомните эту информацию. А сейчас предлагаю выполнить несколько заданий на закрепление материала. Ответы на задания вы сможете найти в конце этого урока.
Упражнение 1 «Правильный выбор»
Укажите картинку с предметом, который относится к одушевлённому имени существительному.
Упражнение 2 «Кроссворд»
Отгадайте кроссворд и среди ответов укажите неодушевлённые существительные.
1. Предмет мебели, за которым в классе сидят ученики.
2. Человек, профессия которого связана с приготовлением пищи.
3. В этот предмет наливают сок или чай.
4. Это животное – транспортное средство для Деда Мороза.
Упражнение 3 «Связующая нить»
Соедините существительные с соответствующими вопросами.
Надеюсь, вы справились с заданием. Переходим к изучению следующей характеристики существительного.
Имя существительное собственное и нарицательное
Рассмотрите рисунки и прочитайте подписи к ним:
Детский журнал «Солнышко»
Космонавт Юрий Гагарин
Город Санкт-Петербург
Автомобиль «Лада Калина»
На картинках вы видите разные предметы, одушевлённые и неодушевлённые: журнал «Солнышко», первого космонавта Юрия Гагарина, город Санкт - Петербург, автомобиль «Лада-Калина». Названия перечисленных предметов прописаны с заглавной буквы, некоторые дополнительно – в кавычках. Это собственные имена существительные. Прочитайте правило, какие слова к ним относятся.
Сделаем вывод: существительные собственные называют людей, животных, предметы, которые неповторимы, выделяются из ряда подобных.
Существительные, которые называют не единичные, а похожие, однородные предметы, относятся к нарицательным: стол, окно, девочка, обезьянка, машина, улица, клубника. Нарицательные существительные всегда пишутся с маленькой (строчной) буквы. Посмотрите на таблицу: в левом столбике вы видите имена нарицательные, в правом – имена собственные.
Порассуждаем: девочек много, а Алёнка одна. Слово «девочки» – имя нарицательное, Алёнка – собственное. Пёсиков много, но по кличке Дружок один, получается, «пёс» – нарицательное имя, Дружок – собственное. По такому же образцу попробуйте продолжить анализ слов из таблицы.
А теперь примените полученные знания, выполнив задания.
Упражнение 1 «Столбики»
Распределите слова по двум столбикам:
Имя собственное Имя нарицательное
Слова:Щелкунчик, ёлка, лиса, Маленький Принц, космос, Юпитер, дорога, змея, Ванечка, бабушка, Ольга Степановна.
Упражнение 2 «Большая, маленькая буква»
Определите, с какой буквы: заглавной или строчной начинаются слова. Объясните, почему.
А (а)встралия, м(М)ороженое, р(Р)ека, А(а)нтон Ч(ч)ехов, к(К)орабль, с(С)путник, С(с)очи.
Упражнение 3 «Найдите журнал»
В каком из квадратов вы видите название журнала? Как вы определили?
Лексическое значение имени существительного
Ребята, существительное называет разные предметы. Под общим понятием имеются в виду не только животные, люди, вещи. Это все объекты, к которым можно задать вопросы «Кто?» или «Что?» Посмотрите на таблицу.
Как вы заметили, существительные делятся на несколько групп, называют: конкретные предметы, вещества, явления природы, события, качества человека, действия, животных, людей, свойства предметов. Все перечисленное – это и есть лексическое значение существительного.
Среди всех частей речи, существительное в русском языке по количеству слов занимает первое место. В некоторых случаях оно имеет общее значение с глаголом и прилагательным.
Посмотрите на пункт «Качества человека» и прочитайте пример: Он отличался храбростью. Предложение можно заменить другим, близким по смыслу: Он был храбрым. Существительное «храбрость» заменяется прилагательным «храбрый». Смысл предложения не теряется.
Существительные, которые означают свойства предмета также заменят прилагательное без потери смысла текста: Синева неба в конце февраля говорит о приближении весны. – Синее небо в конце февраля говорит о приближении весны.
В пункте «Действие» у существительного сходное значение с глаголом. Пример: Плавание – любимое занятие Егора.Заменяем существительное глаголом.Получается предложение: Егор любит плавать.
Сделаем вывод: лексическое значение существительных– предметы в широком понимании слова.
Выполним упражнения, чтобы закрепить материал.
Упражнение 1. «Преобразование»
От перечисленных глаголов образуйте существительные:стрелять, решать, бороться, возиться.
Упражнение 2. «Соедини стрелкой»
Соедините стрелкой существительные с их лексическим значением.
Упражнение 3. «Образуем прилагательные»
От существительных, означающих свойства предмета, образуйте прилагательные: белизна, широта, высота, усталость, грусть, радость.
Ребята, урок подошёл к концу. Вы познакомились с новой информацией и выполнили практические задания. Настало время самопроверки!
Ответы на задания
Раздел «Имя существительное одушевлённое»
Упражнение 1 «Правильный выбор»: картинка с учителем.
Упражнение 2 «Кроссворд»
Парта, бокал
Упражнение 3 «Связующая нить»
Кто? Кащей Бессмертный, матрёшка, строитель, малыш, робот.
Что? Колпак, дерево, сметана.
Имя существительное собственное и нарицательное
Упражнение 1 «Столбики»
Распределите слова по двум столбикам:
Упражнение 2 «Большая, маленькая буква»
- Австралия, Антон Чехов, Сочи;
- мороженое, река, корабль, спутник.
Упражнение 3 «Найдите журнал»
Красный квадрат, «Лиза».
Лексическое значение имени существительного
Упражнение 1. «Преобразование»
Стрельба, решение, борьба, возня.
Упражнение 2. «Соедини стрелкой»
Конкретный предмет: кровать, мебель, подъезд, свеча.
События: конкурс, именины, выборы.
Явления природы: метель, гром, снегопад.
Упражнение 3. «Образуем прилагательные»
Белый, широкий, высокий, усталый, грустный, радостный.
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
Собственное имя существительное:
1) имя и фамилия человека 2) название животного 3) название одежды
Одушевлённое существительное:
1) называет действие 2) называет явление природы 3) называет живое существо
К неодушевлённому существительному относится:
1) кукла 2) машинка 3) матрёшка
Нарицательное существительное пишется:
1) с заглавной буквы 2) со строчной буквы 3) в кавычках
С большой буквы, в кавычках пишется:
1) название журнала 2) кличка животного 3) наименование города